Разница восприятия

Сергей Кривец
               

                1.
Шкрнт довольно удачно посадил корабль. Ему удалось не только не повредить обшивку, но даже быстро устранить колебания после посадки. Не теряя времени Шкрнт замаскировал корабль под скалу, благо преобразователь исправно работал, и осмотрелся.
Планета оказалась абсолютно безжизненной. Повсюду виднелись лишь скалы и голая земля. Поверхность земли, правда, почему-то весьма напоминала почву.
Небо светилось ровным тускловатым светом. Никакого светила не было видно. Причину этого явления еще предстояло выяснить. Присмотревшись, Шкрнт заметил также, что в воздухе присутствует зеленый оттенок. Какого рода этот зеленый туман было не понятно.
В общем вопросов возникало много. Однако Шкрнта они занимали куда меньше, чем главный вопрос: есть ли на этой планете разум? Пока еще никому и ни в какой экспедиции не удавалось найти ничего хоть отдаленно напоминающего разум хоть в каких-нибудь его проявлениях.
Все свидетельствовало о том, что и в этот раз Шкрнта постигнет неудача. Но он не падал духом. Прежде чем делать окончательные выводы предстояло многое проверить. Интуиция подказывала ему, что на этой планете что-то есть.
                2.
Дыриков уже совсем выбился из сил. Эти невозможные джунгли казались бесконечными. Мачете основательно притупились, а наемники устали. Однако лицо проводника излучало спокойствие и уверенность в правильности пути.
- Долго ли еще? – осведомился Дыриков.
- Однажды солнце взойти,- на ломаном английском отвечал проводник-индеец.
Исследователя начали терзать сомнения. С таким знанием английского языка индеец мог, конечно, многое напутать. Очень может быть, что Дыриков неправильно его понял, больше нафантазировал, чем услышал.
- Не сомневаться, бог есть великий открытий! – сказал индеец, заметив скепсис на лице путешественника.
- Если ваш бог такой великий и непостижимый, то зачем же ты меня к нему ведешь? Ведь ты понимаешь, что ученые не оставят его в покое, если он – стоящая вещь,- поинтересовался Дыриков.
- Я не есть верить, что бог есть действительно бог. Я думать, что это великий загадка, но поклонение ему – глупый затей прошлого. Моя народ уже давно не есть такой глупый, как Вы думать, - ответил проводник, но немного помолчав, добавил, - Хотя глупый человек быть в любом народе.
Дыриков посчитал, что сия фраза не является оскорблением, и вообще лучше не нагнетать обстановку.
Как и обещал индеец, на другой день они все-таки дошли до этого места.
Среди джунглей индейцами была вырублена площадка примерно 7 км в диаметре. По центру этой площадки возвышалась каменная статуя бога. Хотя слово «возвышалась» тут можно было бы сказать только для красоты речи, ибо ростом бог был не выше среднестатистического человека.
Несмотря на то, что очертания его были весьма схожи с человеческими, Дыриков сразу же подверг сомнению антропогенное происхождение статуи. Было похоже на то, что это всего лишь причудливый камень, созданный природой за многие столетия путем эрозии разных видов.
Исследователь определил точные координаты находки и без особого энтузиазма принялся ее измерять и описывать.
                3.
После установки различного рода аппаратуры, Шкрнт обнаружил светило. Это была размытая  на вид звезда желтоватого оттенка, которая плавно выползла из-за горизонта.
Шкрнт смотрел на нее в раздумьях.  По логике вещей, пока звезда не взошла, на планете должно было быть относительно темно. Однако же светло было все время, независимо от звезды. Это было в высшей степени странно.
Не менее странно было и то, что уровень почвы постоянно менялся. Складывалось впечатление, что она растет как лишайник. Буквально за день корабль наполовину ушел под землю. Да и сам Шкрнт весьма быстро оброс грязью, которая тут же затвердела.
Исследователь послал информацию об этих странностях в Центр, но оттуда пришло только одно короткое сообщение: «Анализируем».
После первого снятия показаний приборов Шкрнт узнал, что планета вполне пригодна для жизни. Здесь была вода, углерод в избытке, кислородно-азотная атмосфера и довольно устойчивая температура. В душе у исследователя загорелась надежда. Может быть, все же удастся найти хоть примитивный разум, как у брнстов.
                4.
Уже десять лет Дыриков занимался исследованием бога. Однако вопросов возникало гораздо больше, чем ответов. Остались совершенно неясными ни происхождение, ни назначение статуи.
Совершенно точно можно было сказать, что статуя не является подделкой, анализы показали, что она находится там уже не менее 20 тысяч лет. Под верхним слоем, который сначала приняли за камень, было еще два слоя. То, что считали камнем, оказалось пылью и каменной крошкой налипшей на последующие слои за многие тысячи лет. Под этими наслоениями был материал, который до сих пор не удалось идентифицировать. Одно можно было сказать точно – он очень прочный, ни пробить, ни просверлить его  пока не удалось. Внутри же, судя по показателям различных излучений, пропущенных через бога, находился биологический материал. Что-либо точнее было трудно утверждать.
Все остальные исследования никаких однозначных результатов не принесли. Возникло множество гипотез, однако невозможно было подтвердить ни одну из них. Большинство ученых склонялось к мысли, что происхождение бога все-таки антропогенное. Видимо он являлся творением более древних цивилизаций, чем те, которые известны на данный момент. Некоторые приписывали объекту природную сущность. Якобы он является уникальным вулканическим образованием, в котором застыли реликтовые формы жизни. В народе, конечно же, бытовало мнение, что происхождение объекта космическое. Либо это был метеорит, либо инопланетный корабль, либо какая-то конструкция, созданная инопланетянами.
Были также альтернативные точки зрения. В США возникла секта на основе древних верований в божественную природу статуи. Высказывалось пару мнений о связи с параллельными мирами и потусторонними силами. Сам же Дыриков считал, что объект – живой. Он встал на путь криптозоологии и утверждал, что это – доселе неизвестная форма жизни, от которой остался, быть может, последний представитель. Многие при упоминании его фамилии крутили пальцем у виска.
                5.
 Шкрнт сложил все приборы обратно в корабль и принялся анализировать результаты.
Результаты были неутешительны. Планета оказалась самой обычной планетой. Ничего экстраординарного приборы засечь не смогли.
Загадка со звездой разрешилась очень просто. Из центра пришла информация о расчетной скорости вращения планеты вокруг оси, она вращалась настолько быстро, что органами зрения нельзя было заметить смену дня и ночи. А передвижение звезды по небосводу было не более чем оптической иллюзией.
Способность почвы расти тоже теоретически удалось обосновать. Из-за высокой скорости вращения планеты, пыль также приобретает немалое ускорение, и поэтому не заметно как она ложится на поверхность земли или окружающих предметов. Если бы Шкрнт был не в прочном скафандре, то ему, очевидно, было бы несдобровать.
А вот зеленый туман остался загадкой. В воздухе не было обнаружено никаких примесей, которые могли бы повлиять на цветность атмосферы. Кроме разве что пыли, но она была не зеленая, а буроватая.
Шкрнт решил изучить процесс оседания пыли подробнее и принялся просматривать данные скоростных видеокамер. После многих этапов инструментальной и математической обработки сигнала он получил несколько кадров, весьма размытых, но на которых можно было хоть что-то разобрать. К его удивлению, на них появились некие структуры расположенные перпендикулярно поверхности земли. Они представляли собой темные стержни, которые постепенно терялись в зеленом облаке. Можно было предполагать, что у каждого стержня была своя зеленая часть, но из-за большого их количества зеленые образования сливались в единое поле.
                6.
Дыриков поприветствовал делегатов конференции и начал свой доклад с весьма странного слайда.
- Перед вами, уважаемые господа, летающие стержни, их еще называют «шнеки» или «skyfish». Эти спиралевидные образования невозможно увидеть невооруженным глазом. Их может засечь только видеоаппаратура. Происходит это потому, что летают шнеки с феноменальной скоростью.
В зале прошли иронические смешки. Один из делегатов демонстративно достал из портфеля бейсболку с надписью «UFO» и надел ее на голову.
Дыриков невозмутимо продолжал.
- А теперь перед вами представители современной фауны и флоры. Под номером один – блоха. Я не раз пытался ее прихлопнуть быстрым движением, но она неминуемо убегала от меня. А все потому, что у нее реакция гораздо быстрее моей, в отличие от животного под номером два. Это ленивец. Вот с кем никак не интересно бегать стометровку. Но он, однако, метеор по сравнению с третьим номером – баобабом. Он уже не один десяток лет стоит на одном и том же месте и, заметьте, почти не изменился.
В зале откровенно начали зевать. Кое-кто достал газеты, чтобы занять себя на время доклада.
Дыриков, не обращая на это никакого внимания, перешел к третьему слайду.
- Это фотография бога в год его открытия, а это – фотография двадцать лет спустя. Скажете, никакой разницы? Пожалуй. Но если мы детализируем некоторые фрагменты и проведем несколько вертикальных линий, то становится заметно, что некоторые части объекта сместились относительно друг друга.
Я хочу сказать Вам, что бог двигается, очень медленно, но двигается. Короче говоря – он живой.
- Веское заявление,- хмыкнул человек в бейсболке,- Вы хотите на основе двух фотографий доказать нам, что камень на самом деле животное? Если даже принять как доказанное, что статуя двигается, то что это означает? Может это вызвано перепадом температур, влажности, химическими процессами… Вы проверили все эти возможности?
- Я Вам научный доклад предлагаю, а не  сказку,- парировал Дыриков,- Естественно я применил кучу гипотез и гипотезок, и опроверг их одна за другой. Попробуйте опровергнуть мою.
- Невозможно опровергнуть то, что не доказано вообще. С таким успехом я могу начать опровергать зеленых человечков.
При этом человек красноречиво показал на надпись на бейсболке.
В этот момент в зале началось активное перешептывание, а один старичок со званием академика задал весьма неожиданный вопрос:
- Допустим, он жив. Какой нам с этого толк? Можно ли установить с ним контакт?
Дыриков погрустнел, но ответил довольно внятно:
- Боюсь, что мы для него – те самые шнеки. Он не сможет нас заметить, разве что баобаб или секвойю.
- Спасибо,- вежливо сказал академик,- я думаю, что дальнейшие исследования в этом направлении весьма бесцельны.
Дыриков поклонился и ушел из-за трибуны.
                7.
Шкрнт отправил в Центр сообщение с таким содержанием:
«После анализа данных, полученных мной за последнее время, я пришел к выводу, что загадочный зеленый туман на самом деле является растительностью, время жизни которой настолько мало, что мы не в состоянии засечь столь малый интервал. Исходя из предположения и растительности я прихожу к заключению о существовании и животного мира, а следовательно и разума. В таком случае образование почвы объясняется не пылью, а отмершей живностью, что согласуется с данными».
На это он получил такой ответ:
«Ваши данные, Шкрнт, не позволяют дать однозначной интерпретации, Ваша теория весьма вероятна,  но не единственно верна. Изображения, присланные Вами, весьма размыты и могут быть браком видеоматериала, либо ошибками обработки. На данном этапе развития техники не представляется возможным инструментально подтвердить Вашу теорию.
Посему мы считаем, что если даже разум на этой планете существует, то контакт совершить никак не возможно. Отправляйтесь с собранными данными и образцами обратно в Центр, где мы проведем более тщательный анализ.

23.06.2010 г.