На писательском фронте перемены

Татьяна Лестева
               
Трудно согласиться с названием подборки стихов Владимира Шемшученко, опубликованной в одном из недавних номеров  ЛГ( №, 23, 2010 «На писательском фронте без перемен»). Перемены несомненны, и они не в том, что «…плюнуть некуда – гении сплошь и пророки». Здесь с иронией автора должно согласиться – графомания стала неотъемлемой чертой литературы современной России как в её виртуальных, так и в печатных произведениях. «Поэтом можешь ты не быть», но книги издавать обязан. Это, пожалуй, девиз любого писательского объединения наряду с пересудами, раздорами, судами и пирушками, тупым воровством бездарных строк. Но и только. А перемены… Перемены не только есть, но и весьма значительные. И главная перемена – это то, что в центральной прессе вдруг неожиданно стали появляться стихи петербургских поэтов. Речь не идёт о Кушнере, Соснорре, Фонякове и иже с ними, поэтов, группирующихся вокруг Союза писателей Санкт-Петербурга, журнала «Звезда» и т.п.. Но появление на газетных полосах стихов другой группировки – членов Союза писателей России радует. И в первую очередь хочется отметить публикации подборок стихов Владимира Шемшученко, появившихся сначала в «Литературной России» и в «Литературной газете».
Владимир Шемшученко – поэт, как говорится, с именем. Но, что греха таить, в наше беспросветное рыночное время даже выход книг не даёт возможность читателю познакомиться с творчеством автора во всех его аспектах: тираж 500 экз., что сегодня считается уже почти большим тиражом, всё-таки это не многотысячные тиражи ЛГ, которые к тому же распространяются не только в РФ, но и за рубежом, хотя и их нельзя сравнить с многомиллионными когда-то тиражами газеты «Правда», в которой был опубликован, например, «Василий Тёркин» Твардовского. Но, тем не менее, публикация стихов в ЛГ, – это уже событие, это выход к широкой читательской аудитории. Автора можно с этим только поздравить. Недавно («Аврора» №6, 2009) я написала несколько строк о стихах  В. Шемшученко, рефлексирующий лирический герой которого ждёт «…своего приговора на сатанинском пиру», но не теряет надежды на спасение:  «Я с ним. Я русский. Я внезапно смертен. / Он милостив. И Он меня спасёт» ( В. Шемшученко … и рука превратится в крыло. – СПб, 2008).  В статье речь шла о «короле поэтов» Д. Воденникове. А вот упомянутая книга стихов пронизана грустью, неуверенностью, болью одиночества, тоски и безнадёжным стремлением вырваться оттуда:
В этом городе улицы в храм не приводят.
Да и храмов самих в этом городе нет.
Или: Скрипит на ветру одинокая ель
И гнётся и помощи просит.
Заносит меня в Петербурге метель,
Заносит,/заносит,/ заносит.
Такие стихи не могут оставить читателя равнодушным, они глубоко проникают в душу, до самого сердца, и к ним в полной мере можно отнести слова И. Одоевцевой о Г. Иванове «… всё значительное в лирической поэзии пронизано лучами вековой грусти, грусти – тревоги или грусти- покоя- всё равно. “Веселеньких” великих лирических произведений не бывало. (…). И разве может быть иначе, если самое имя этой божественной грусти – лиризм».
А за окном такая жизнь,
Что впору  изойти стихами!
А по-иному всё сложись,
Тогда хоть под трамвай ложись,
Себя узнав в грядущем Хаме.
Нет, что-что, а автору этих лирических стихов не грозит узнать себя в «грядущем Хаме», хотя отнюдь не всегда поэт предаётся божественному лиризму, его острый взгляд видит и обличает иное: «Вокруг Гоморра и Содом.», и возмущается: «Удача рядышком прошла – / Не укусила, сволочь сытая».
Но во всех  житейских коллизиях поэт всегда остаётся поэтом. И, пожалуй, программным стихотворением сборника следует назвать «Мысль превращается в слова».
Мысль превращается в слова,
Когда, безумием объятый,
Ты слышишь, как растёт трава
Из глаз единственного брата. (…)
Мысль превращается в слова ,
Когда лишь пыль в пустой котомке, ( …)
Когда идёшь по самой кромке,
Мысль превращается в слова.
Можно, а с моей точки зрения, и нужно, не соглашаться с богоискательскими стихами В. Шемшученко, иногда вспоминая всё-таки, что мы живём не в средневековье, а в  космическом XXI веке: «… Молись и себя не жалей–/ От безбожных отцов не рождаются русские дети». Не могу согласиться с поэтом: рождались, рождаются и, надеясь, будут рождаться, неся народу просвещение, а не мракобесие.
Можно, читая этот сборник, выискивать какие-то аналогии, то с Есениным, то порой даже с поэтами почвенниками, а в где-то и с великим Маяковским. Этим пусть займутся литературоведы. Для меня ипостась Владимира Шемшученко – это тонкий, трепещущий лиризм, это сомнения, непрерывное самокопание в глубинах души в поисках своего я, вплоть до самоедства. Вот почему в упомянутой выше статье «Король поэтов или голый король» мне показалось, что вряд ли В. Шемшученко может претендовать на этот «почётный титул». С радостью признаю свою ошибку. Таки признали его на Всероссийском турнире в Литературном музее Игоря Северянина «королём поэтов». Примите поздравления, Владимир Иванович, и новых Вам творческих успехов.
А в заключение, поскольку поэт сомневается, не теряя надежды: «Если мне суждено, я до правды смогу дорасти», ото всей души пожелаю ему, чтобы, отринув малоплодотворные идеи «спасения», смог он дорасти  и до правды.
Впрочем, ради объективности, следует сказать, что Владимир Шемшученко давно уже дорос до правды. Ведь он в течение ряда лет является главным редактором не только толстого, но я бы сказала» очень толстого», крупноформатного журнала «Всерусский собор», журнала многопланового, патриотического. И хотя в названии звучит слово собор, но это не православное пятиглавие, не собор в синодальном смысле, а собор в трактовке, данной В. Далем: «Собор –общенародное собрание для решения важнейших вопросов».
Журнал, позиционирующий себя как международный литературно-художественный журнал, под руководством В.Шемшученко предоставляет трибуну для самых важных вопросов как современности, так и истории, не боится «острых» публикаций. Достаточно сказать, например, что в одном из номеров опубликован полностью материал С. Куняева «Жрецы и жертвы холокоста». А это уже с чётом вхождения России в международное сообщество, в котором только за сомнения в числе жертв холокоста можно оказаться за решёткой, уже подвиг. К сожалению, журнал «Всерусский собор», впрочем, как и все остальные, не может решать важнейшие вопросы жизни России, но даже сама постановка их впечатляет. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», – написал полтора столетия назад классик гражданской поэзии Н.А. Некрасов. А вот во  Владимире Шемшученко соединены обе ипостаси: он и Поэт, и Гражданин.