Язык - это интересно

Людмила Ливина
               

                Привет! И чего ты опять не в настроении? Опять двойка?  И за что?  Понятно: задолбал  этот русский - одни  правила. А когда ты играешь  в какую-то игру - там ведь тоже  есть правила? Я понимаю, что это другое дело, что там и правила понятные, и интересно, но ведь если  правил не знаешь, играть не сможешь. Я права?
  Давай я попробую тебе объяснить, откуда взялись эти правила и зачем они нужны.  Только начать придется с самого начала.

                ОТКУДА ВЗЯЛСЯ ЯЗЫК?

Ни одно живое существо не может жить само по себе.
Волки живут в  стае. С т а я – это несколько волчьих семей, которые вместе охотятся. Львы живут прайдами. П р а й д – это папа лев, несколько львиц и детеныши. Олени и дикие козы собираются в  с т а д о. Это помогает им защищаться от хищников.
  Человек – тоже животное, потому что он ж и в ё т… Только животное особое. Ученые считают, что много-много лет назад человек из обезьяны стал превращаться в человека разумного. Как – это долгая история, и длилась она миллионы лет. Человек разумный живет не сам по себе, а в обществе. Чтобы общаться человеку нужен был я з ы к. И он у человека разумного появился. Ученые до сих пор точно не знают, как это произошло, но знают, почему: все дело в совместной работе, в совместной д е я т е л ь н о с т и (от слова делать).
   Вот представь себе, что ты – первобытный человек. Живешь в пещере с родителями, братьями, сестрами, тетями, дядями (Это твой род.) И все голодные.
Ты – охотник. Крадешься по лесу, высматривая добычу. И вдруг на полянке видишь мамонта. Это такой древний слон с огромными бивнями. Так вот, видишь мамонта со сломанной ногой. Мясом этого мамонта можно накормить всех твоих сородичей и не один раз. Но он настолько большой, что тебе одному не поднять даже одну его ногу. Что делать? Нужно привести на подмогу с о р о д и ч е й (со–родичи. Сравни: со-братья, со-классники, со-седи).
   Но чтобы их привести, нужно рассказать, что есть (к т о?) мамонт. Что он   (к а к о й?)  очень большой. Что находится он ( г д е?) на полянке, в лесу, далеко от пещеры. Что нужно (что с ним с д е л а т ь?) поднять и притащить. А ну-ка попробуй все это объяснить, если ты если у тебя НЕТ слов.
   И ты, и твои сородичи много раз видели мамонта, ели его мясо, обматывали ноги кусками его шкуры, защищались его бивнями от хищников. Но ведь чтобы твои собратья поняли, о чем идет речь, нужно мамонта как-то обозначить. Может быть, протрубить, как мамонт, может быть, потопать, как он топает. Главное, чтобы поняли, что речь идет не о саблезубом тигре, а именно о мамонте. Самое трудное добиться понимания в первый раз.
  Твои сородичи наконец поняли, чего ты от них хочешь, похватали палки, и помчались за добычей. Увидели мамонта (Ма! МО! - так он трубит , Т-Т-Т - так он топает), притащили его в пещеру, сняли шкуру, разделали на куски, наконец, съели. Ура! Все сыты и довольны. Но через неделю пища кончилась. Надо идти на охоту. На кого охотимся? На м а м о н т а!

                КАК СОЗДАВАЛСЯ ЯЗЫК.

   Когда ты будешь учить в школе биологию, ты узнаешь, как зарождалась жизнь на Земле. Как изменялись живые существа. Ученые называют это изменение            э в о л ю ц и е й. Сначала живое существо состояло из одной клетки, потом стало многоклеточным. Появились рыбы. Потом жизнь вышла из воды на сушу. Появились животные. Они становились все более совершенными, все более сложными, эволюционировали. Наконец сформировались п р и м а т ы. Так в науке называют человекообразных обезьян – наших далеких предков. У приматов уже не было хвоста, и ходили они на двух ногах.
   Так вот, самое интересное, что зародыш человека, который формируется в организме матери, повторяет в своем развитии все этапы эволюции человека. У зародыша появляются, а потом исчезают жабры, появляется, а потом исчезает хвостик. Когда зародыш получает тело человека, он готов к рождению.
  И вот ребенок родился. Но готов ли он к жизни в обществе? Нет. Он еще не умеет г о в о ри т ь.
 В самом деле, что умеет только что родившийся ребенок? Он умеет кричать, когда ему плохо, и «гулить», когда ему хорошо. То есть издавать бессмысленные звуки, так же, как животные. Только к году  малыш начинает осмысленно произносить частички слов. Ма-ма, па-па. Он приспосабливается произносить не просто звуки, а з в у к и р е ч и. Позже - использовать целые слова, пока еще очень простые, чтобы получить то, что ему нужно: «да», «нет», «дай». К двум годам ребенок уже умеет составлять простые предложения. Например: «Не хочу суп! Дай конфету»! Наконец к трем годам малыш может выразить свои мысли. Постепенно язык маленького человека все больше обогащается, он осваивает все новые понятия. (Смотри, какое интересное слово: о-сва-ивает, о-свои-т, то есть «сделает своими»). Задавая вопросы, узнает все больше о мире, который его окружает.
Овладевая языком, ребенок за три-четыре года проходит тот же длинный путь, что прошло человечество, создавая язык.
               
                КАКИЕ СЛОВА БЫЛИ НУЖНЫ ЛЮДЯМ.

   Чтобы обозначить то, что их окружает, люди придумали с л о в а-названия: мать, отец, река, море, солнце, небо, день, ночь. Такие слова ученые потом назвали именами существительными. С у щ е с т в и т е л ь н о е – то, что существует.  Имя существительное  - это слово-название.  Оно обозначают предмет. Все, что отвечает на вопросы  к т о это? или  ч т о это? –  для языка    п р е д м е т.
   А как отличить один предмет от другого? Это яблоко (к а к о е?) красное, а это зеленое. Большое или, наоборот, маленькое. Сладкое или кислое. Хорошее или плохое. Для этого потребовались слова, которые слова называются имена          п р и л а г а т е л ь н ые. Не сами по себе существуют, а п р и л а г а ю т с я к другим, словам-названиям. Такие слова обозначают п р и з н а к предмета. (То, чем один предмет отличается от другого такого же)
   Кроме того, людям совершенно необходимы были слова, чтобы обозначить количество чего-нибудь. Попробуйте-ка без них обойтись! Сколько дней в неделе – семь. Сколько месяцев в году – двенадцать. Наконец, сколько стоит булка хлеба? Такие слова назвали именами ч и с л и т е л ь н ы м и, от слова число.    Образовать эти слова оказалось не так уж трудно. Главное, придумать первые десять слов: один, два, три … десять.
Дальше было проще: один на десяти – один-на-дц-ать, пять-на- десяти-пятнадцать. Два раза по десять – два-дц-ать, три раза по десять – тридцать.  10 раз по 10– это сто.  А 2 раза по сто – двести, 4 раза по сто– четыреста. пятьсот, шестьсот, девятьсот.
   Но одними именами в языке не обойтись. Нужны были слова, которые обозначают д е й с т в и я. Многие из таких слов родились из подражания звукам, которые издают действующие предметы или существа. Пчела – ЖуЖЖит, змея- Ш-Ш-шипит, корова М-Ммычит, воробей – ЧИРИКает. Камыш Ш-Ш-шуршит, дождь КАП-КАП-капает.
Слова, которые обозначают действия, ученые назвали глаголами. «Глаголить» – по-древнерусски значит «говорить». Г л а г о л ы - очень важные слова в языке. По-настоящему, без глагола вообще не бывает предложений.
Все, что делают предметы, это действия. Даже камень, который вроде бы ничего не делает, а просто лежит. Но ведь лежит! Значит, действует.
   Однако действовать можно по-разному. Кричать можно к а к? Громко или тихо.  Стоять – г д е? Далеко или близко. Лететь – к а к? Высоко или низко. Идти к у д а?  Туда (покажем рукой). Вернуться о т к у д а?  Издалека.  Сделать  з а ч е м? На зло.
Такие слова, которые обозначают особенности (признаки) действия, называются    н а р е ч и я.
               
                ЧТО ТАКОЕ МЕСТОИМЕНИЯ.

  Вроде бы мы перечислили все, что нужно языку. Но забыли о коротеньких словечках, без которых никак не обойтись. Они обозначают того, кто действует. Вот, например, по улице идет человек. А если спросить его, что он делает? Ответит: Я иду. Говоря о себе, человек скажет «я». Спрашивая другого, назовет его «ты», или, вежливо, «Вы». Говоря о другом человеке или предмете, назовет его имя или употребит слово «он». Такие слова называются
м е с т о и м е н и я м и. Их употребляют «в м е с т о имени». Они не называют того, кто действует, а как бы указывают на него. Местоимения отвечают на вопросы кто? или что?
– Кто здесь?  – Я. Кто за это ответит? – Ты.
–Кто съел варенье? –ОН! –  покажем на щенка.
Местоимения могут отвечать еще и на вопрос: чей?
- Чей ребенок? – Мой, твой, ее, его.
– Чей дом? –Мой, твой, ее, его.
– Чья собака? Моя, твоя, ее, его, наша.
– Чьё солнце? –Ничьё!
 Местоимения могут еще указывать на признак:
Собака (какая?) – та или эта?
Ребенок – тот или этот?
Дерево – то или это?
Эти скалы красные. А те – серые.
Местоимения – это и вопросы, которые мы задаем.
- К т о пришел?
- Я.
- Ч т о принес?
- Рыбу.
- К а к у ю?
- Большую- пребольшую!
- С к о л ь к о таких рыбин?
- Десять!
Местоимения помогают назвать предмет, про который ничего не известно.
Пришел кто-то (не знаю, кто). Он принес какое-то (не знаю, какое) что-то (не знаю, что). Принес несколько (не считал, сколько, но больше двух).
 Вот какие полезные слова местоимения.

                СЛУЖЕБНЫЕ СЛОВА.

  Мы выяснили, что каждое слово что-то обозначает: или предмет, или его признак, или количество чего-нибудь, или действие. А есть ли в языке слова, которые н и ч е г о не обозначают? Есть.
Это с л у ж е б н ы е слова. Сами по себе они не обозначают ничего. Ну, действительно, что такое «по»? Но поставьте его перед существительным, и оно сразу приобретет смысл.
Вот дорога. Я иду п о дороге. Или п о улице. Или п о мостику.
Вот стул. Я сижу н а стуле. Или н а столе.
А лететь можно н а д землей, н а д лесом. Или п о небу.
Спрятаться можно з а шкаф. Или з а кровать. Можно и  п о д кровать. Но тогда тебе придется  и з-п о д  нее вылезать.
   Такие служебные словечки, которые помогают связывать слова, приспосабливать их друг к другу, называются п р е д л о г а м и. Кстати, название у них тоже говорящее: «пред» то же самое, что «перед». А логос по-латински - «слово». Так где стоят предлоги?
   Есть в языке и другие полезные словечки. Это с о ю з ы. Они помогают показать отношения между понятиями. Вот, например, ты собрался гулять. А тебя не пускают. Потому что на улице не день, а ночь. Союз «а» показывает, что два слова имеют совершенно разное значение, противоположное. Они п р о т и в о- поставлены друг другу, они враги. А союз «и» наоборот, показывает, что слова – друзья.
 Например: У нас в доме живут собака и кошка.
 У меня есть брат и сестра.
 В портфеле лежат учебники и тетради.
 А еще союз "и" показывает, что два действия проходят или одновременно(в одно и то же время) или одно за другим.  Солнце светит и греет.
 Я утром встал и пошел в школу.

                ЧАСТИ РЕЧИ.

  В языке много слов. И все они для чего-то нужны. Часть слов нужна, чтобы назвать предмет.  Другая часть нужна, чтобы назвать признак, по которому один предмет отличается от другого. Третья, чтобы обозначить количество. Четвертая, чтобы назвать действие. Пятая, называет признак действия. Шестая, самая удивительная, содержит в себе местоимения, которые не называют, а как бы указывают на предмет, его признак или количество. Такие группы слов называются ч а с т и  р е ч и.
  Давай –кa вспомним:
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает… ?
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает…?
Имя числительное – это часть речи, которая обозначает…?
Местоимение заменяет имена, указывая на …?
Глагол – это часть речи, которая обозначает…?
Наречие – это часть речи, которая обозначает…?
Все это с а м о с т о я т е л ь н ы е, или знаменательные части речи.
А какие с л у ж е б н ы е части речи ты знаешь?

                ЯЗЫК НЕ ОДИН, ЯЗЫКОВ НА СВЕТЕ МНОГО.

   Зачем человеку разумному нужен язык, ты уже знаешь. Как он создавался, тоже. А вот почему у людей не один язык, а много?
   Англичане говорят по-английски, французы на французском языке, а китайцы на китайском. Мы с тобой говорим по-русски. Для нас все другие языки – иностранные. Присмотрись-ка внимательнее к этому слову. (Ино - иной, иная страна). В иной (другой стране) одни и те же понятия называются по-разному. По-русски, например, хлеб, по-английски breаd (брэд), а по-казахски – нан. Чтобы перевести слова с одного языка на другой, приходится пользоваться
с л о в а р е м.
   Люди издавна пытались объяснить, почему так происходит. Ведь все мы – люди. А говорим по-разному. Объясняли, например, с помощью такой легенды. Когда-то все люди говорили на одном языке. И сговорившись, решили построить огромную башню (столп), высотой до неба, чтобы взобравшись на нее, узнать, действительно ли на небе есть бог. И вот в Вавилоне, в древности это был самый большой город и находился он в самом центре обитаемой земли, поднялась огромная башня. Представляешь, сколько людей ее строили? Но бог рассердился на такое нахальство людишек, взмахнул рукой и разрушил постройку. А чтобы впредь человечки не смогли затеять такого грандиозного строительства, перемешал всех и наделил каждого своим языком. Пусть попробуют теперь договориться!
  Когда мы хотим сказать, что где-то собралось много-много народу (огромная толпа) и нет никакого порядка, мы говорим: «Вавилонское столпотворение!»
  Но, как ты понимаешь, это легенда. На самом деле все происходило по-другому. Ученые считают, что когда-то, в древности, действительно существовал один язык. Пра–язык. (пра – значит первоначальный, наиболее древний). Тем, кто на нем говорил, постепенно становилось тесно, и небольшие племена уходили искать себе другое место. А в других краях была другая местность, другая пища. Люди давали новым понятиям новые имена, а старые слова потихоньку изменялись: их произносили по-другому или вообще забывали. Язык ведь очень сильно меняется со временем. Если бы мы услышали разговор русских людей, живших тысячу лет назад, мы бы почти ничего не поняли.
А ведь люди странствовали с места на место не тысячу, а сотни тысяч лет. За это время образовались, или как говорят ученые, с ф о р м и р о в а л и с ь совершенно непохожие друг на друга языки.
 А почему, ты спросишь, ученые уверены, что было именно так? Они же не жили сотни тысяч лет назад. А потому, что в различных языках есть много сходства. Ну вот простой пример: слово "мать", согласись, что это слово было нужно людям с самого начала.
Так вот , по-английски это слово MoTer, по немецки - MuTTer, по-испански MaDre. Посмотри-ка на выделенные буквы. И сравни с русским словом «МаТь».
 И таких совпадений в языках много.
А главное, языки одинаково построены, и в каждом из них одни и те же части речи.

                ЧТО ТАКОЕ ПИСЬМО?

   Давай-ка вернемся к нашему далекому предку. Человек разумный развивался: научился говорить, совершал маленькие открытия, давал им названия, придумывал как их использовать, передавал знания своим детям.
Например, как слепить из глины посуду, как сделать, чтобы она от воды не размокала. Ее надо обжечь, только не просто в огонь поставить – растрескается, а сначала из камней сложить коробку (печку) и огонь развести под этой коробкой. И огонь сначала маленький, а потом все больше и больше. Короче, делай, как я!
– Как соединить два куска шкуры? – Нужны иголка и нитка. Иголку можно сделать из рыбьей кости, а нитку из … ну, например, из волокон травы. Только не любой, а той, у которой длинный стебель и голубые цветы. Назовем-ка мы ее л ё н. А чтобы волокна не рвались, траву надо много дней  в воде держать. Твоя бабушка так делает!
- А в соседнем племени, чтобы мясо не портилось, его посыпают мелкими прозрачными камешками. Они называют эти камешки соль. Попробуем? О, вкуснее получается...
- А почему у дедушки стрелы дальше летели?
- Потому что он их из особых прутьев делал, только я з а б ы л, с какого дерева он их брал…
Вот! В этом-то и дело! Человек, научившись что-то делать, не всегда передавал свои знания и умения (иначе говоря, информацию) другим: не хотел, забывал, просто не успевал…
   И проходило много времени, пока кто-то другой не делал это открытие снова.
Нужно было информацию как-то с о х р а н я т ь. Проще всего было передать и сохранить информацию о количестве. Камешки, черточки на камне, палочки, выложенные в ряд – пять, десять, тринадцать (три на десяти) двадцать – 2 раза по десять. Можно и зарубки на дощечке сделать, чтобы информация подольше хранилась.
   Ты слышал пословицу: «Заруби себе на носу»? То есть «запомни накрепко»? При чем тут нос? Как это на носу зарубить? По носу топором что ли стукнуть?   Оказывается у древних славян – наших далеких предков – были особые дощечки, которые человек носил с собой, отправляясь за покупками или собираясь что-то продать. Такую дощечку называли нос (то, что НОСят) На носу человек топором отмечал, сколько он должен или ему должны. Нос заменял современный документ.
   Еще информацию можно было нарисовать, нацарапать на стене пещеры или на камне.
    С давних времен сохранились петроглифы – рисунки на камнях, или наскальные рисунки.  Их оставили древние художники несколько тысяч лет назад. Изображения людей, животных, могут рассказать очень много, но и оставляют массу загадок. Вот, например, очень известный петроглиф – солнечный человек. Вместо головы у него контур солнца. А внутри солнца семь звезд. Что хотел сказать художник? Что у человека – светлая голова? Или это пришелец со звезд? Загадка!
 У английского писателя Редьярда Киплинга есть рассказ о том, как девочка увидела в болоте бобров (а для ее племени это была хорошая добыча), но поскольку она не могла вернуться и рассказать об этом своему отцу, то передала ему со встреченным человеком кусок коры, на котором изобразила болото и головы бобров. Однако отец понял рисунок неправильно, и войны племени отправились на поиски врагов.
   Нужен был способ точно сохранить и точно передать информацию.
 И такой способ был найден – п и с ь м о. Чтобы сохранить информацию, ее нужно закодировать. Письмо – это закодированная информация.
Для каждого звука речи есть свой знак (к о д) – б у к в а. Чтобы расшифровать запись, нужно знать код. Мало просто знать буквы, надо уметь складывать из них слова. То есть  уметь читать и  писать.
 
                ПРАВИЛА КОДИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ.

Попробуй-ка прочитать то,  что здесь написано. 
Патирялсящинокбелыйсчёрнымухом
Понял? Правильно, понять трудно. Потому что нарушены три главные правила кодирования информации, или письма.
П е р в о е правило. Все слова должны быть написаны раздельно.  Даже если это совсем маленькие  служебные словечки. 
 патирялся щинок белый с чёрным ухом
В т о р о е правило. Предложение должно начинаться с большой буквы, а в конце его ставится точка. Точка – это знак, что предложение (одна мысль) закончена.
Патирялся  щинок белый с чёрным ухом.
Т р е т ь е правило. Слово должно быть написано так, чтобы его можно было      у з н а т ь.
Мы можем произнести слово так:
П[а]т[и]рялся

П[о]т[и]рялся

П[а]т[е]рялся

П[о]т[е]рялся

   [  ] такие скобки означают, что мы записали звук, а не букву.
  А вот написать это слово можем только одним способом: п о т е р я л с я.
И поэтому объявление должно быть написано только так.
                Потерялся  щенок белый с чёрным ухом.

                КАК ПИСАТЬ  ПРАВИЛЬНО?

  Ты спросишь, а как же писать правильно? Все слова наизусть выучить, что ли надо? Открою секрет. Слова наизусть учить не надо. Надо понять, как они построены.  И  строить слова из готовых д е т а л е й.

                КАК ПОСТРОЕНЫ СЛОВА?

  Ты же наверняка работал с конструктором. Слова  тоже состоят из деталей. И деталей то всего четыре вида.
К о р е н ь. Мы его вот так обозначим.
П р и с т а в к а. Пусть у нее будет вот такое  обозначение.
С у ф ф и к с.  Эту деталь обозначим вот таким знаком.
О к о н ч а н и е. А эту – вот так.
Возьмем слово «дом».  Что такое дом – объяснять не надо. Сколько в этом слове  деталей? Одна.
 Дом – это корень.  В этой детали заключён основной смысл понятия.  А теперь сделаем из одного дома много. Как?  Да просто прибавим окончание:
 Дом – дом-а .
 Окончание покажет нам, что дом не один, а два, три, много.  А еще окончание  дружит с п р е д л о г о м (Помнишь об этой  служебной части речи?) и   заставляет слово этому предлогу подчиниться.
У дом-а.
К дом-у.
Перед дом-ом.
В дом-е.
Окончание очень полезная  деталь. Она изменяет форму слова.
   Кстати, что такое ф о р м а?  Представь себе воду. Ту самую, которая льется из крана.  Если вода прольётся на стол, никакой формы у нее не будет. Будет лужа.  А если ее налить в стакан, вода примет  ф о р м у стакана. Но ведь вода все равно останется водой, хоть в стакане,  хоть в кастрюле, хоть в лужице на столе. Слово тоже может принимать разные ф о р м ы (в этом ему помогает окончание), но остается тем же самым словом с  т е м   ж е  с а м ы м значением.
 
   Но есть в языке части слова, которые м е н я ю т  значение слова.
Вот, примеру, слово домик. Домик – это  не просто дом, это дом  маленький. 
Мы добавили  маленькую детальку – с у ф ф и к с -ИК, и из обычного дома получился маленький, хорошенький домик.  ИК – это суффикс. Он как раз и делает большой дом маленьким.  И не только дом.  Стол – столИК, гном – гномИК, год – годИК, ключ – ключИК.
А если мы добавим к корню другой суффикс – ИЩ,  то сделает наш дом наоборот, громадным: дом-ИЩ-е.  арбуз – арбузИЩе, кот – котИЩе, огород – огородИЩе, пыль – пылИЩа.
  Но суффикс не только делает предмет большим или меньшим. Он превращает слово из одной части речи в другую.
Пример? Пожалуйста! Ночь – это имя существительное, правильно?  А прибавь-ка  к этому слову суффикс  -Н-. Что получилось? Ноч-Н-ой. ( Ночной рейс у автобуса).  Это уже имя прилагательное.  А ноч-ЕВА-ть? Глагол. Потому что ночевать – это что-то делать.
Но  как бы суффиксы ни изменяли слова, к о р е н ь  остается неизменным.  И если ты напишешь слово  как «начной» или «начевать», слово потеряет связь со своим корнем, потеряет смысл. Кстати, обрати внимание:суффикс пишется п о с л е корня.
А вот приставка стоит п е р е д корнем, и меняет значение слова.
 Возьмём слово «бежать». И попробуем прикрепить (приставить) к нему разные приставки.
ПО-бежать (начать действие )
ПОД=бежать (к кому-то)
ПРИ-бежать (куда-то)
У-бежать (откуда-то)
В-бежать (внутрь)
Вы-бежать (изнутри)
За-бежать (на минутку или за угол)
С-бежать (с урока). Надеюсь, ты этим не занимаешься?
ПЕРЕ-бежать (дорогу). Вот этого делать вообще не стоит. Лучше перейти на  перекрестке на зеленый сигнал светофора.
А можно еще РАЗ-бежатьСЯ (чтобы прыгнуть повыше.
   Вот сколько новых значений образовали приставки от одного-единственного корня. Попробуй составить свои слова с такими же приставками и словом «лететь» или «нести».

                О СЕСТРИЧКАХ ПРИСТАВКАХ И БРАТЦАХ-ПРЕДЛОГАХ.

    Приставки и предлоги очень похожи.
 Но приставка – часть с л о в а,  а предлог – часть р е ч и.  И что из этого следует?
 Правильно. Они пишутся по-разному. Приставка с л и т н о, потому что это кусочек слова, а предлог – хоть и служебное, но все-таки  целое с л о в о.
 Как же их различить?
   Приставка - часть глагола. Значит, если слово обозначает действие, то  его надо с частичкой (по, под, у  и так далее) писать слитно, это приставка. А вот если такая частичка стоит перед существительным, это предлог. ОН существительным командует.
Очень часто  предлоги и приставки дополняют друг друга.  В самом деле: добежать до угла. Забежать за угол.  Вбежать в дом.
Правописание, то есть правильное написание, приставок, да заодно и предлогов придется запомнить. Это не так уж трудно. Их совсем немного.
 А вот чтобы правильно написать к о р е н ь, придется потрудиться.  Потому что корень надо п р о в е р я т ь. Но для этого нам надо сначала разобраться со звуками. Ведь буква – это знак звука.

                ЧТО ТАКОЕ ЗВУКИ РЕЧИ?

   Помнишь, мы с тобой говорили о том, что маленький ребенок совершенно не умеет говорить.  А чтобы научиться говорить, он должен  прежде всего научиться произносить звуки. Что же это такое, звуки р е ч и? И чем они отличаются от просто звуков?
   Представь себе, что ты один в доме. Плотно закрыты окна, выключен телевизор. Полная тишина. И вдруг ты что–то слышишь. Сразу насторожишься: в доме кто-то есть. Потому что издавать звуки может только то, движется.  При движении  возникает звук, который улавливает наше ухо.
   Звуки могут быть приятными для уха или неприятными. Наиболее приятны для нас звуки музыки. Чтобы понять, как в музыкальных инструментах возникают звуки, возьмём, к примеру, гитару. Туго натянутые струны начинают дрожать, если к ним прикоснуться. Если заглянуть под  крышку пианино, там ты тоже увидишь струны, по которым бьют мягкие молоточки, соединенные с клавишами.  Нажал на клавишу – молоточек ударил по струне –  струна задрожала, родился звук. Чем тоньше струна, тем выше звук. Что-то похожее на струны есть и в горле человека. Это г о л о с о в ы е  с в я з к и. Под напором воздуха, который мы выдыхаем, голосовые связки к о л е б л ю т с я, слышится звук – г о л о с. У мужчин голосовые связки толще, поэтому их голоса ниже, грубее, чем у женщин. Если ты положишь руку на горло и что-нибудь скажешь, то почувствуешь, как колеблются голосовые связки.
   Но голос это  еще не звук речи. Чтобы стать им, звук должен пройти через рот.  А рот – это губы, зубы, язык – р е ч е в о й аппарат.  Вот от того, в каком положении находится речевой аппарат, и зависит, к а к о й будет звук. Если воздух проходит с в о б о д н о, без препятствий, получается г л а с н ы й звук – [ a] [o], [и]. Если натолкнется на препятствие (зубы, губы) – с о г л а- с н ы й. Попробуй понаблюдать, как работает твой голосовой аппарат, когда ты произносишь звук [л] или [р], [ш] или [в].
  Гласные звуки – звуки произносимые г о л о с о м.  Глас – то же самое, что голос. Согласные звуки  состоят прежде всего из шума, который появляется, когда  воздух проходит сквозь препятствие.  Если голосовые связки при этом работают, получается з в о н к и й согласный, если выключены, блокированы, получатся г л у х и е согласные. Например: звонкий звук [в] и глухой [ф]. звонкий [б] и глухой [п]  Как различить звонкие и  глухие согласные?  Положить руку на горло и произнести звук, только не букву, а именно один звук. Колеблются связки – звонкий.  Нет дрожания – глухой.
А вот почему они со-гласные? Догадался? Правильно, они всегда употребляются вместе с гласными. Как бы сливаются с ними. Но самое интересное, что полностью звуковые качества у согласных как раз и проявляются только перед гласными.
 Сравни: ду[б]ы–ду[п]; пое[з][д]а –- пое[с][т], ло[в]ок – ло[ф]ко, ре[з]ок–ре[с]ко, лу[г]а – лу[к],  варе[ж]ек – варе[ш]ка.
 Если согласный стоит на конце слова то мы произносим его нечетко: непонятно, глухой он или звонкий. (например, соленый су[п]…,  зеленый ду[п].  При разговоре это не важно: мы же знаем, о чем идет речь, и наш мозг легко опознает слово, в мозгу рождается мыслеобраз.
 Вот тебе пример.
На дереве сочный пло… (Груша или яблоко, спелое, с румяным бочком)
У берега покачивался пло… (Из толстых почерневших бревен, облепленный тиной)
Ты легко легко можешь представить  и то  и другое.
Но вот при письме, чтобы такой  зрительный образ сложился в голове, нужно, чтобы написано слово было правильно, иначе наш мозг споткнется, пытаясь осмыслить информацию.
Для этого и нужны правила правописания. А правило говорит: чтобы писать правильно, буквы надо проверять.
                КАК ПРОВЕРИТЬ СОГЛАСНУЮ БУКВУ?

В речи,  под влиянием других звуков, согласные звуки  могут  меняться:  глухие становятся звонкими, а звонкие - глухими, то есть чередуются.
Чтобы не ошибиться, проверим слово: плод - плоДы ( от слова плодить - рождать, размножаться)
Плот - плоТы( плотно пригнанные бревна или доски).
Проверка дает возможность написать правильно и  еще увидеть связь слова  с его корнем, понять его.
 Проверять нужно не только согласные, но и гласные звуки.
 
                КАК ПРОВЕРИТЬ  ГЛАСНУЮ БУКВУ ?

У гласных звуков есть одна особенность. Четко звук произносится только под ударением, то есть с напряжением. В безударном положении - неясно, какой это звук - то ли [а], то ли [о], то ли [е], то ли [и].
 Сравни: со-о-оль, но с [а] ли-и-ть.      Побе-е-елка, но бели-и-и-ть.
Под ударением гласные тянутся.
Например, слово «в[а]да-а».  Именно так мы его произносим. А если так напишем, слово потеряет смысл.  Потому что у этого слова  родственники - родственные  или однокоренные ( от одного корня) слова пишутся через о.
 Сравни: вОды, вОдичка, вОдяной. Слово нужно писать так, чтобы было понятно, из какой оно семьи.
Ну, и что же нужно сделать, чтобы проверить гласную букву?
Правильно, нужно подобрать такое слово, чтобы гласный  в нем оказался под ударением.
Это - главное правило в русском языке. 
Но вот вопрос: а всегда ли оно действует? Всегда ли  гласную можно проверить ударением?
Думаю, ты догадался, что вопрос неспроста.  Конечно, не всегда. А только в корне. В других частях слова – в суффиксе, в приставке гласную таким способом проверить нельзя. Мы ведь подбираем  для проверки слова одного корня – о д н о к о р е н н ы е и проверяем именно к о р е н ь.
 А еще, к сожалению, не все слова   поддаются проверке.  вот слово "сОбака "
Нет  у этого слова родственников,у которых на эту букву падало бы ударение. 
Собака, собаки,  собачка, собачонка – хоть сколько перебирай – не найдешь.
А потому не проверишь.  Такое слово называется с л о в а р н ы м.
И его правописание надо искать в словаре.
Таких слов не очень много и мы их  в конце концов запоминаем. Но чтобы запомнить, как  это слово  пишется, надо его (слово) видеть , а увидеть можно только в книге.
Вывод  – чтобы писать грамотно, надо побольше ЧИТАТЬ!.
 Если  ты  слово  много раз видел написанным,  то  можно заставить память  помочь, написать его правильно.
Вот, например, слово «КОРОВА». Прежде чем писать, подними глаза вверх и скоси влево (в этом случае включается зрительная память).  Теперь представь это слово написанным.   Каким  ты слово увидел? У меня оно написано черным и все буковки ровные.
А теперь представь слово написанным так:  КАРОВА.
Каким ты увидел это слово теперь?
 Неправильная буква будет отличаться или цветом, или размером, или написанием.  У каждого человека по-разному.

                ПИШЕМ ПО ТРАДИЦИИ

Овладеть грамотой - дело нелегкое. Многие слова пишутся так, а не иначе по т р а д и ц и и.  Традиция - это то, что принято. По традиции отмечают День рождения. В этот день принято поздравлять человека, говорить теплые слова, дарить ему подарки. По традиции празднуют Новый год. Новый год – это елка, подарки, фейерверк.  На Восьмое марта мамам дарят цветы, освобождают от домашней работы.
Есть традиции и в языке.   Не только написание словарных слов, но и выбор отдельных букв. Например,   сочетание ЖИ-ШИ   в русском языке надо писать с буквой И, а, скажем, в казахском такое написание будет ошибкой.
Причем казахский язык правильнее передает звучание. Вслушайся:  мы говорим ж[ы]знь, а пишем жИзнь. Почему?  Так принято. Традиция!
Но традиции на пустом месте не возникают. Тебе интересно, откуда взялась эта традиция?
Тогда придется заглянуть в историю языка.
 Больше тысячи лет назад русского языка не было. Был один язык – славянский. Из него потом выросли и русский, и польский, и болгарский и чешский  и другие славянские языки. 
Язык-то был, а письменности не было.  А мы с тобой уже знаем, как важна письменность. И вот в Х веке славянский князь поручил двум братьям, ученым  Кириллу и Мефодию создать  для славян алфавит.  Они  и  придумали буквы для обозначения славянских звуков и особенностей речи.  Славянское письмо называют кириллицей. Ты сообразил, почему?
Правильно. По имени одного из братьев.  А европейские народы пользуются другой системой для обозначения букв – латиницей.  От слова латинский. На латинском языке говорили и писали древние римляне. Когда ты будешь учиться писать на английском, немецком или французском языке, ты тоже будешь использовать латиницу и увидишь, что не все звуки русского языка можно передать латинскими буквами.
 Кирилл и Мефодий были людьми умными.
 Они обратили внимание, что  многие славянские согласные звуки могли быть твердыми и мягкими,  и важно было показать на письме – звук мягкий или твердый, потому что  от этого зависел смысл слова.
 Посуди сам: мыл и мил,  или мал и мял – абсолютно  разные понятия, а вся разница в звучании первого звука. Что ж,  придумывать целых пятнадцать новых  согласных букв?
 
Братья были людьми  изобретательными. А зачем? – подумали они. – Ведь согласные без гласных обойтись не могут: они потому и со-гласные, что стоят перед гласной.
И ввели в алфавит  только 4 новых буквы – гласные Е,Ё,Ю,Я, которые стали  не просто   обозначать звук, но и показывать, что стоящий перед ним согласный – мягкий.  Сравни сам слова ВОЛ и ВЁЛ,  ВАЛ и ВЯЛ, МОЛ и МЁЛ, ЛУК и ЛЮК.
 Но были звуки,  у которых не было пары по твердости-мягкости. Например,шипящие  звуки Ч и Щ . Зачем обозначать их мягкость, если они твердыми быть не могут? (Вода не бывает мокрой – она не может быть сухой!)
Отсюда и идет правило: ЧА/ЩА пиши с буквой А, ЧУ/ЩУ пиши с буквой У.
Но ведь Ш и Ж – всегда твердые,- скажешь ты. – Тогда почему же мы пишем их с буквой И?
А потому, что когда создавался славянский алфавит ВСЕ шипящие звуки были мягкими, в том числе Ш и Ж.   Поэтому мы пишем так по т р а д и ц и и.
(Продолжение следует)