Ханаан и Эбла

Константин Рыжов
               
               
                1. Финикия - страна зажатая между морем и горами

Севернее Палестины, там, где расположено современное государство Ливан, находилась древняя Финикия. Эта страна представляет собой береговую полосу между морем и горными цепями Баргилом, Ливаном, Ермоном и Кармилом, длиной ок. 400 км, шириной большей частью не более 4. В этих крошечных долинах, при устье рек и возникали древние города, отрезанные друг от друга труднопроходимыми горами.   Многочисленные реки и речки обязаны происхождением снегам "белого" Ливана.  Приморское положение, обилие влаги и западные ветры смягчают противоположности двух времена года. Почвенные и климатические условия уже в древности способствовали успехам земледелия и садоводства.  На предгорьях Ливана хорошо растут маслина, смоковница, виноград. Плоды их, равно как гранатового и тутового деревьев, были предметом торговли. Не меньшую важность в этом отношении имели обширные кедровые леса, которыми в древности славился Ливан. 

                2. Сирия - страна степей и пустынь

С востока к Палестине и Финикии примыкает Сирия. Природный ландшафт ее весьма разнообразен: это и пустыня, и оазисы, и равнины, и горы. На востоке Сирии раскинулось обширное плоского­рье высотой 500-800 м, вдоль Среди­земного моря более чем на 200 км тянется узкая полоса (шириной 10-15 км) прибрежной низменности. По направлению к морю тянутся отроги гор, которые делят ее на несколько обособленных равнин: Латакийскую, Джебла-Баниясскую и др.

Природа сирийского Средиземноморья особенно живописна и разительно контрастирует с природой  остальной части страны. Вдоль всего побережья моря тянется роскошный пляж. В некоторых местах пляж выложен галькой, местами это песчаные приморские дюны. Несмотря на всю красоту песчаных пляжей, пески плохо закреплены и поэтому во многих местах наступают на поля.

К востоку от приморской равнины про­ходит полоса разломов, представленная впадиной Эль-Габ (шириной 15-20 км). С запада и востока эту впадину окружают горные складки: на запа­де - хребет Ансария (высшая точка 1500 м), на востоке - ряд хребтов, которые тянутся далеко на юг страны. Это Эль-Акрад (1759 м), Эз-Завия (более 800 м), Антиливан (2659 м) и Хермон (2814 м).  Горные массивы, окаймляющие с востока сирийскую зону разломов, боль­шей частью постепенно переходят в при­лежащие к ним с востока плато. Сложен­ные преимущественно известняками, горные хребты отличаются сильной изрезанностью, склоны их изобилуют ущелья­ми, довольно глубокими и обрывистыми. В древности все они были покрыты густыми лесами.

По впадине Эль-Габ течет полноводная река Оронт (Эль-Аси), которая вместе с водами несет и жизнь этой засушливой местности. Длина Оронта 571 км.

Остальная часть Сирии к востоку от гор - плоскогорье, постепенно понижающееся к северо-востоку, к долине Евфрата, и вновь повышающееся за этой рекой. В разных регионах данной территории условия природы, ведения хозяйства и быта очень разнятся. Юго-восточную часть называют Си­рийской пустыней, северо-восточную - пустыней Эль-Джазира (Джезире). Между пустынями и горами раскинулись степи.

На плоскогорной местности можно встретить отдельные горные массивы и обширные лавовые плато с группами вулканов. Самый высокий здесь массив - Эд-Друз (1800 м), который находящийся на крайнем юге страны к западу от Сирийской пустыни. Ни один из остальных горных районов Сирии не напоминает этих фантастических пейзажей.  Картина предстает очень мрачной и удручающей: черные лавовые поля, нагромождение камней... 

На высоту от 500 до 800, а местами и до 1000 м над уровнем моря раскинулась сирийская пустыня.  Ее поверхность выстлана щебнем толщиной более чем  1 м. Пустынная местность используется лишь скотоводами-кочевниками в качестве пастбищ в основном зимой, во время и после дождей. В летний период растительность здесь выгорает, водные источники пересыхают, и ското­воды вынуждены откочевывать на се­веро-запад и север страны, в степную зону.

Много неприятностей человеку и всему живому в пустыне доставляют бури, которыми сопровождаются вторжения зимне­го ветра шемаль и жаркого летнего ветра с юга, из аравийских пустынь. Клубы песка, глины и пыли, которые несут в себе тысячи тонн, на огромной скорости проносятся над землей, разрушая все, что попадается на пути.

С северо-за­пада на юго-восток от подножия Тавра  течет полноводный Евфрат. В Сирии его русло расположилось в глубокой и широкой долине, через пустынные земли.  Практически весь год воды реки представляют собой поток насыщенный глиной. И толь­ко зимой, евфратская вода становится чис­той и прозрачной. Наиболее плодородные земли находятся на речных надпойменных террасах. Для возделывания непригодна только пониженная часть поймы, где паводковые воды задерживаются на длительное время. Эта часть поймы покрыта тростниковыми зарослями.

Крайний северо-восток Эль-Джазиры занят степями, которые орошается многочисленными притоками реки Хабур, стекающими с хорошо увлажненных гор Тавра. Эти территории обладают довольно хорошими почвенно-климатическими условиями и водными ресурсами, за что их называют зоной «плодородного полумесяца».

Западная часть степной зоны орошается водами Оронта - реки со значительным стоком и ровным ре­жимом. Богата эта зона и грунтовыми водами, - залегающими обычно неглу­боко.

Почвы в основном здесь коричневые, бурые и серо­земы, большей частью слабозасоленные и отличающиеся хорошей влагоемкостью и высо­ким плодородием.

Зелеными островами в море песков издревле были сирийские оазисы. Наиболее известный из них - Дамасская гута. В защи­щенном горами от аравийских песков, питаемом водами многочисленных рука­вов реки Барады оазисе хорошо развито садоводство и огородничество.

В самом центре Сирийской пустыни, на полпути между Оронтом и Евфратом располагается оазис Пальмира, обязанный своим существованием подземной реке Эфке, выбива­ющейся в одном месте на поверхность. В основном здесь произрастают финиковые пальмы и маслины.

Несмотря на небольшие размеры страны, климат побережья резко отличается от природы большей части территории. Прибрежный климат - субтропический средизем­номорский. Обычно здесь влажная мягкая зима (сред­няя температура января +12°), а лето засушливое с высокими температурами (в июле средняя температура +26°). Осадки выпадают до 900 мм в год.

Температуры Сирийской пустыни отличаются значительными  сезонными и суточными колебаниями. Зимой температура ночью может опускаться до -10°, а днем повы­шаться до +20° и выше. Летом темпера­тура временами достигает +45, + 50°. Почвенный покров в пустыне практически отсутствует. Осадки выпадают в очень малых количествах - 50-100 мм в год.

Эль-Джазире также характерен суровый климат. Лето исключительно жаркое и сухое. Температуры доходят до +50°. Зимой бывают заморозки (средняя температура января +6°). Осадки весьма скудные: 200-300 мм в год и в основном выпадают в зимний период.

Климат крайнего северо-востока Эль-Джазиры субтропический. Лето чаще всего очень жаркое (средняя температура июля +28°), а зима - сравнительно теплая (средняя температура января +6°). Основная сумма осадков выпадает, как правило, зимой в пределах 400-600 мм в год.

Учитывая различные климатические условия страны, живая природа имеет также свои особенности. Средиземноморское побережье покрыто вечнозеленой  субтропи­ческой древесной и кустарниковой расти­тельностью. Здесь произрастает вечнозеленый дуб, лавр, мирт, олеандр, магнолия, фику­сы и др.

Раститель­ность сирийской пустыни очень скудная.  Из растений здесь прижились лишь засухоустойчивые и солевыносливые кустарники и кустар­нички: саксаул, биюргун, боялыч, ме­стами полынь, из травянистых - осока, мятлик; в понижениях кое-где - эфеме­ры.

Пастбища Эль-Джазиры меняются в зависимости от сезона. Весной, после зимнего дождливого сезона, здесь характерно пышное развитие расте­ний: саксаула, верблюжьей колючки, по­лыни, осоки, мятлика и других кормовых трав. К лету трава высыхает, и на дли­тельный срок поверхность приобретает вид выжженной пустыни. Это предо­пределяет кочевой характер скотовод­ства. Из млекопитающих Сирии выделяются антилопа, олень, дикий кот, дикобраз, белка и заяц. Среди птиц - фламинго, пеликан, сокол, орел, страус. В пустыне большое количество ящериц и хамелеонов.
 
                3. Эбла

С середины IV тыс. до Р.Х. территория Сирии, Палестины и Финикии постепенно заселяется семитскими племенами, откочевавшими  сюда с Аравийского полуострова. Семиты знали земледелие, но главным их занятием оставалось скотоводство. Осев на каком-то месте вблизи источника воды, они засевали поля и неподалеку от них пасли свои стада. Когда пастбища истощались, племя снималось с места и перегоняло скот на новое место и таким образом медленно продвигалось на север. 

Раньше других (судя по архаичности их языка)в Сирии появились северные семиты (http://www.proza.ru/2013/11/08/356). Около 3500 г. до Р.Х. ими было основано  протогородское поселение Эбла. К середине III тыс. до н. э. оно превратилось в крупный городской центр с населением около 30 тыс. человек. В XXV–XXIV вв. до н. э. Эбла была центром крупного государства, охватывавшего всю Сирию вместе с предгорьями малоазиатского Тавра и соперничавшего с Мари на Среднем Евфрате – столицей еще одного раннего государства, заселенного аккадцами и, видимо, другой группой северных семитов. В социальном плане Эбла представляла собой типичное номовое государство во главе с царем, при котором существовал административный аппарат. В хозяйствах, за счет которых жила верхушка общества, трудились подневольные работники и собственно рабы.

Постепенно  (каким образом и в течение какого времени, неизвестно) эблаиты подчинили себе другие города Сирии и Верхней Месопотамии. Впрочем, подчиненные города не были  непосредственно инкорпорированы в саму Эблу как государство, а сохраняли свою автономию.

В XXIII в. до Р.Х. Эбла становится объектом завоевания аккадского царя Саргона (http://www.proza.ru/2011/04/24/325).  После ухода аккадцев роль гегемона перешла к городу Армануму (Арми), который ранее подчинялся Эбле. В то же время окружающая местность продолжала еще долго называться страной Эблы. Границы этого нового государства, распространялись от Евфрата до неизвестного города Улисума. Последнему царю Арманума, Риш-Ададу, пришлось столкнуться с внуком Саргона Нарам-Суэном. Аккадцы разгромил эблаитов в открытом сражении. После чего Арманум и Эбла были сожжены.

Впоследствии, при III династии Ура, Эбла возрождается как город, но ее могущество навсегда уходит в прошлое.

                4. Ханаанеи и Ханаан

  В конце IV тыс. до Р.Х. в Сирию переселяются близкородственные племена ханаанеев и амореев (сутиев). Ханаанеи выступили в путь раньше и успели расселиться в плодородных областях Палестины и Финикии. Что касается появившихся несколькими столетиями позднее амореев, то они заняли более сухие пространства сирийских степей и полупустынь.  Их основным занятием оставалось пастушеское кочевое скотоводство. Впрочем, амореев нельзя считать просто  дикими скотоводами. Известно, что у них процветало ремесло, по крайней мере, ремесло оружейников, чья слава далеко выходила за пределы их племенного мира.

Археологи отмечают, что вскоре после 3100 г. до Р.Х. в Палестине начинают расти ханаанские города. Они возникали преимущественно в плодородных равнинах, на перекрестках важнейших путей, вблизи водных источников.  Самыми ранними из них были  Асор, Мегиддо, Иерихон, Лахис, Арад и некоторые другие. Однако среди них затруднительно выделить какой-либо город, о котором можно говорить как о центре  всей страны или хотя бы ее части. Каждый крупный ханаанский город был сосредоточием небольшого самостоятельного государства и жил своей собственной жизнью. Как правило, границы этих карликовых царств не простирались от столицы далее 5-15 км. На этой территории, везде, где было возможно земледелие, возникали неукрепленные деревни.

В XXIX - XXVIII вв. до Р.Х. те же ханаанеи основали первые финикийские города Библ, Берит и Тир.
               
                5. Нашествие амореев и его последствия

Между 2300 и 2200 гг. до Р.Х. большая часть ханаанских городов оказалась уничтожена вторгшимися из-за Иордана амореями. Возможно, на завоевание земледельческих областей их толкнула длительная засуха, охватившая  все пространство евразийских степей (известно, что как раз в эти годы началось расселение из Причерноморья многочисленных индоевропейских народов, заселивших вскоре Малую Азию и Балканский полуостров).

Амореи стояли на более низком уровне  развития, чем ханаанеи, и у них еще полностью господствовал родоплеменной строй. Обосновавшись в культурных земледельческих областях, они продолжали некоторое время вести полукочевой образ жизни. Города их не привлекали, а потому большая часть их лежала в руинах. Археологи отмечают, что жизнь продолжала теплиться лишь в самых крупных из них - Асоре, Мегиддо и Иерихоне, однако и те представляли собой скорее лагерные стоянки, чем подлинные города.  Упадок чувствуется во всем: настоящие жилые дома отсутствовали,  а древние ханаанские храмы превратились в небольшие часовни.

В середине XXII в. до Р.Х. амореи заняли нагорье Джебель-Бишри близ Среднего Ефрата, а затем центр Верхней Месопотамии и рубежи Сирии, ассимилировав местных северо-семитов. Эбла и ряд других городов Северной Сирии были разрушены. Отныне именно на амореев переходит былое месопотамское обозначение северных семитов – «марту» или «амурру» (амореи).

Территория Финикии также не избежала опустошения. В ХХ в. до Р.Х. амореи разрушили Библ. Позже город возродился, но уже под властью аморейской династии.

               
               
                6. Гиксосы

В пределах как сирийских, так и палестинских государств жили полукочевые племена, которые частично занимались земледелием, хотя основным их занятием оставалось скотоводство. В XVII в. до Р.Х. эти племена объединились в крупный союз и стали широко известны под именем гиксосов. Основу союза составляли, по-видимому, синайские кочевые племена шасу (в Библии они фигурируют под именем амликитян). Но, по-видимому, немаловажную роли в нем играли несемитские племена хурритов (от которых гиксосы заимствовали искусство колесничного боя), амореи, а также отчасти ханаанеи (по крайней мере столицей гиксосского государства был ханаанейский город Шарухен, располагавшийся неподалеку от Лахиса). В середине XVII в. до Р.Х. гиксосы завоевали Нижний Египет (http://www.proza.ru/2010/10/08/245), где на протяжении ста следующих лет правила их династия. В середине XVI в. до Р.Х. захватчики были изгнаны из страны. Основатель XVIII династии фараон Яхмос после трехлетней осады взял Шарухен, после чего гиксосский союз развалился (http://www.proza.ru/2013/09/21/1446).

Оглавление раздела "Сирия, Палестина, Финикия" http://www.proza.ru/2013/10/06/1576