Будда. Буддизм как учение

Ольга Карабашина
«Будда. Буддизм как учение. Восьмеричный путь естествознания древней Индии».




План.

1. Введение. Буддизм. Традиции.
2. Будда. Его жизнь и учение.
3. Сущность учения Будды.
4. Заключение.













1. Буддизм. Традиции.
История буддизма началась в Северной Индии в VI-V веке до н.э.
Буддизм распространился в странах Азии – от Индии до Японии, от Бурятии до Шри-Ланки. Буддистские общины (сингхи) существуют в большинстве стран мира и сейчас.
В современном буддизме заметны четыре основные традиции, базирующиеся на языках пали, санскрите, китайском, тибетском. Каждая традиция имеет свой полный буддийский канон. На языке пали канон называется «типитака», на санскрите «трипитака», «да цзан цзий» - на санскрите, «ганджур» - на тибетском.
Различия в толковании учения и природы Будды кроются  в специфике культур стран.
В странах палийской культуры (Шри-Ланка, Бирма, Таиланд, Лаос, Камбоджа) верующие стремятся получить как можно больше заслуг от общения с монахами, от посещения монастырей и святых мест, от участия в религиозных церемония и праздниках. Сингха (буддийская община) считается наиболее заслуженным местом религии, ибо члены самой первой сингхи слушали проповеди Будды. Они называют себя тхеравадой (те, кто слушали самого Учителя). Будде поклоняются как высшему учителю, принося в дар цветы, масло для лампад, иногда деньги.
В санкритской традиции (Северная Индия и район Гималаев) Будда воспринимается как проявление мировой души, причем не как посланец, пророк, а как космический разум, способный принимать любые формы и отличия, как иллюзорные так и реальные.  Космический разум отождествляется с Дхармой – Законом возникновения существования и исчезновения всех психических и физических элементов бытия. Эта извечная Дхарма проявляет себя в формах дхьни – будд и богов, видимых при медитациях, а также людей, животных, растений. Именно изображения иллюзорных форм будд и богов являются объектами поклонения верующих. В качестве учителей Дхармы, Будды, подобные Готаме, проявляются на земле каждые пять тысяч лет.
Китайские традиции (Китай, Корея, Япония, Тайвань, Вьетнам) восприняли преимущественно санскритские идеи о природе будд. Эти идеи синтезировались с идеями даосизма, в результате чего в Китае появилось множество школ: чань (медитация), цзинту (чистая земля), тяньтай – учение об уровнях сознания человека и природе будд, хуань – учение о единстве космического и обыденного сознания.
Тибетская традиция (Тибет, Сикким, Бутан, Монголия, Бурятия) наиболее трудна и загадочна для понимания, так как в этой традиции знания передаются от учителя к ученику, то есть имеют скрытый, таинственный характер. В результате в Тибете сложился институт духовных наставников (лама, гуру, хутукту, ринпоче), которые считаются воплощением богов, ведиких существ, будд, бодхисаттв. Согласно традиции, они связаны с космосом таитрами (непрерывный духовный поток).
По учению Будды мы находимся внутри трехмерного пространства – махаяны, или чрева татхагаты, созданного внеземным знанием.
В сущность этого пространства можно проникнуть путем созерцания природы различных техник медитации. Современная наука, способная мыслить в парадигме современных знаний стала объяснять некоторые эмпирические достижения тибетских лам.
Известны костная, живая и разумная энергии. Все эти виды энергии материальны. Цветные фотографии человека показывают, что разумная энергия имеет красный, желтый, зеленый, голубой и серебристый цвета и множество их оттенков.
Одной из наиболее важнейших особенностей учения является учение о перерождении, по которому человек бессмертен. За множество своих рождений он лишь меняет форму существования, проходя разные этапы личностного роста. Согласно тибетской традиции первым Далай-ламой считается Гедундуб (1391-1474гг.) – основатель монастыря Ташилхунпо.

2. Будда. Его жизнь и учение. Природа Будды.
Основатель буддизма, человек по имени Сиддхартха Гаутама, достиг просветления – высшей истины, знания которой дает возможность освободится от цикла перерождений. Сиддхартха стал, таким образом, Буддой (Просветленным) и учил других тому как можно вырваться из круговорота перерождений и страданий. Для буддистов существует доктринальное учение Будды – Будда шасана и собрание его поучений (Будда дхарма). «Будда шасана» предусматривает духовную практику и медитацию.
Буддисты считают Будду выше других богов. В своих приветствиях Будде Рудон Ринчендуб в  «Истории буддизма» приветствует Будду так: «Да будет Победным Будда, Солнце которого вскормленное нектаром творческого усилия, его добродетельными делами, явилось сияя прекрасным блеском немыслимой снисходительности и достигла границ его Трех Тел, драгоценности неизмеримой цены, быстродвигающихся силой его прежних обетов и которое будучи «Абсолютом» свободным от деяния дифференцированности на субъекты и объекты, является вождем в тех обширных небесах, где рассеиваются облака обоих помрачений (страсти и невежества), чья природа – двигаться с Востока на Запад, стремясь к благу других, в его различных формах. Он, который через свое непорочное слово – свет с миллионами лучей производящими, которое распространяет из района в район, затмевает блеск Брахмы, Вишну, Маи Матхи, Шивы, Ганеши, Сканда, Индры и других богов, множества планет, которые сияют великой гордостью претендующих быть путеводителями в этих Трех Мирах.»
Жизнь Гаутами или Готами (буддистские термины звучат по разному в формах санскритской и палийской), основоположника буддизма началась в аристократической семье рода Шакиев, который правил небольшим государством в Южном Непале. Его мать по имени Майя (иллюзия) умерла через семь дней после рождения сына. Мальчику дали имя Сиддхартха, а Гаутама – это его фамильное имя. Отец построил для сына три дворца по сезонам года, чтобы оградить царевича от неприглядностей реальной жизни. Он вырос, возмужал, женился, у него появился сын Рахула и жизнь сулила ему одни радости.
Однако впечатлительный Гаутама, переезжая из дворца в дворец, встретил на пути сначала больного человека, затем дряхлого старика и, наконец, похоронную процессию. Угнетенный мыслью о том, что та же участь ожидает его, он стал думать, каким образом избежать смерти. И вот, покинув жену и ребенка, в 29 лет он ушел в Индию, стал отшельником. Шесть лет бродил Гаутама по долинам реки Ганг, беседовал с мудрецами, вел аскетический образ жизни. Однако, убедившись в том, что смерть ведет не только к умерщвлению плоти, но и разума, он отказался от аскетизма. К 35 годам, почувствовав близость истины, Гаутама погрузился в медитацию, в которой пребывал без еды и питья по одной версии четыре недели, по другой – семь недель. В процессе медитации ему удалось преодолеть 4 ступени озарения. И в конце концов достичь просветления. Так он стал Буддой (Просветленным), которому открыты все Законы мироздания. После этого Будда хотел остаться там, где на него снизошло просветление, где он стал видеть сущность всех вещей, но индуистский бог Брахма убедил его идти и проповедовать открывшуюся ему истину, которую не знали даже боги. В течение 45 лет ходил Будда по Индии и проповедовал свое учение. Умер он в возрасте 80-ти лет. Буддистское летоисчисление ведется со времени ухода Будды, то есть с 544-543 год до н.э.

3. Сущность учения Будды.
«Однажды Будда, взяв горсть листьев, спросил учеников: «Как вы думаете, где больше листьев, в моей руке или в лесу?» - Мало листьев в руках Просветленного, - ответили те, - в лесу их гораздо больше».
«Подобно этим листьям, многое знаю я, но немногое объясняю вам. А почему я не открываю вам многое? Потому, что такие знания бесполезны, не способствуют чистоте жизни, не ведут к хладнокровию, спокойствию, не ведут к полному  пониманию, просветлению, нирване. По этой причине они не объясняются много.
А что же тогда объясняется много? Существует дуккха, существует причина дуккхи ,существует прекращение дуккхи. Я все объясняю. А почему я объясняю? Потому что эти истины полезны, они способствуют чистоте жизни…»  - так объясняет Будда то, что открылось ему.
Заключено в четырех благородных истинах его открытие. Первая истина: жизнь – это дуккха, то есть неудовлетворенность и страдание. Вторая истина: дуккха имеет причину танху (желание и привязанность), что означает постоянное стремление видеть объекты нашей привязанности неизменными в преходящем мире. Третья истина: дуккху можно полностью прекратить. Четвертая истина: этого можно достичь, следуя восьмеричным путем. Восемь ступеней пути не обусловлены строгой последовательностью. Каждая ступень определяется представлением о «правильном» (саммо) понимании, правильном устремлении, правильной речи, правильном действии, правильных усилиях, правильной мысли, правильной концентрации. Правильным пониманием считается понимание Закона зависимого происхождения. Он гласит, что всеобщую связь вещей в мире выражает двенадцатичленная цепь причинности, звенья которой представляют замкнутый круг заблуждений и привязанности к заблуждениям. Вместе с тем Закон призван объяснить, каким образом можно освободиться от этой неразрывной цепи и достичь нирваны. Лишь состояние нирваны означает независимость от взаимосвязи вещей в мире.  Родившись в Индии, Будда впитал многое из ее культуры, но его учение отличалось от существовавших там воззрений. Он принял традиционную идею о том, что живое существо подвержено бесконечному ряду перевоплощений, новых жизней (сансара), что каждое новое рождение зависит от кармы. Но он был убежден, что души (атмана) не существует, поскольку считал, что постоянства нет ни в чем – есть лишь смена одного явления другим. В этом смысле смерть – лишь новая форма существования. Будда решительно отвергал ценность индуистской системы жертвоприношений и ритуалов, советуя своим ученикам «самим заботиться с усердием о спасении».  Последними услышанными от Будды словами были: «Все, что состоит из частей, подвержено гибели. Стремитесь к совершенству». Цель человека – не растворение в реальности и не соединение с божеством; подлинная цель – нирвана, означающее угасание желаний  привязанностей. Считается, что нирваны можно достичь при жизни, однако полностью она достигается лишь после смерти. Архат (достойный) – это тот, кто сумел пройти ступени, ведущие к нирване.
Учение Будды сконцентрировано в его первых трех проповедях: Дхаммичакка ппаватанна сутта – сутра, приводящая в движение колесо Дхармы, Анатталаккхана сутта – сутра о сущности анатмана,  Патиччасамуппада сутта – сутра Закона зависимого происхождения.
В первой сутре Будда объясняет пяти аскетам: «Есть две крайности, которых следует избегать. Это потворство чувственным наслаждениям – низкое, вульгарное… бесполезное стремление, - и склонность к чрезмерному аскетизму – это болезненно, неблагородно и бесполезно. Отказавшись от этих крайностей, татхагата постигает срединный путь, который способствует видению знания, ведет к миру, высшей мудрости, просветлению и нирване.
Что такое срединный путь? Это благородный восьмеричный путь, который подразумевает восемь правильных постулатов: понимание, мысль, речь, действие, образ жизни, усилие, выбор цели, концентрация.
Существует дуккха (неудовлетворенность, страдание) – такова истина. Рождение, болезнь, смерть являются дуккхой, соприкосновение с неприятным есть дуккха, разлучение с приятным есть дуккха, неполучение желаемого есть дуккха.
Существует и причина дуккхи. Желание, которое ведет к новому рождению, сопровождаемое страстной привязанностью к чувственным наслаждениям в этой и той жизни, желание чувственных наслаждений, желание существования, желание несуществования – вот причина дуккхи.
Существует прекращение дуккхи – это истина. Это полное отделение и разрушение желаний, отречение, отказ, освобождение от них, непривязанность к ним. Это  благородный восьмеричный путь.
Крайности чрезвычайно сложны, поэтому необходимо следовать срединным путем, известным под термином «золотая середина». Земля (мать, женское начало) является источником жизненных сил для плоти и источником информации для разума. Небо (отец, мужское начало) – источник Высшего Знания, ступень за ступенью поднимающий человеческий разум над чувственным бытием, ведущий  к видению и знанию, к спокойствию и миру, высшей мудрости и нирване. Человек, как плотское существо, не должен отрываться от источника своих жизненных сил и информации, ибо отрыв приведет к его гибели. Следовательно, он должен следовать срединным путем, чтобы видеть и источник  высшей мудрости, и источник своей жизни, стремиться к определенному равновесию между темным и светлым началами своей дхармы.
Во второй сутре Будда говорит об отсутствии постоянной души (рупа). Атман – душа, анатман – отсутствие души.
Тело не имеет души. Если бы существовала душа, то тело не было бы объектом дуккхи. Иначе существовала бы возможность создавать тело по усмотрению души. Но так как тело является бездушным, оно – объект дуккхи. Точно так не имеют души чувства (ведапа), восприятия (санья), душевное состояние (санскара), сознание (виджняна). Тот, кто понимает это, испытывает отвращение к чувственному телу, чувствам, восприятиям, действиям, сознанию, становится независимым от этих отвратительных сккаидх и освобождается от них. Тогда его осеняет знание : «Я свободен». Он понимает, что привязанность к возрождению окончена, становится счастливым, делает то, что должен делать и для него невозможно возвращение к прежнему состоянию.
Содержание третьей проповеди – Закона зависимого происхождения – объясняется во всех религиозных системах буддизма с помощью диаграммы, известной как «Колесо жизни» (бхавачакра).
Это «колесо жизни» или сансара приводится в движение неведением (авидья), являющимся темным пятном на чистом поле природы. Из-за неведения возникают морально неосознанные действия, которые могут быть аморальными  (санкхара). В результате формируется эгоцентрическое сознание, ориентированное на окружающие материальные и традиционные ценности и установки. Такое сознание (виньняна) выделяет в окружающем человека мире, они становятся объектами для шести органов: глаз, носа, ушей, языка, тела, мысли – в результате чего устанавливается контакт (пассе) между органами человека и объектом. Контакт  вызывает чувства (ведана), чувства порождают желания (танха), желания становятся причиной возникновения жадности (упадана), жадность «приклеивает» человека к данному объекту (бхава) и порождает жажду вечного существования. Такая страсть к жизни ведет к перерождению (джати).
Неизбежным результатом перерождений являются старость и смерть (джарамарана). Иначе говоря, разумное существо обречено на круговращение в «колесе жизни» до тех пор, пока не обратится к учению татхагат.
Колесо жизни и смерти представляет кроваво-красное чудовище, материализованный символ желаний и неизбежной расплаты за них. Крепко держит он в руках колесо, которое выглядит как четыре вписанных друг в друга круга, поле каждого из них заполнено весьма реалистическими в деталях изображениями, выступающими как символы определенных идей. Центральный круг занимают петух, змея и свинья – символы сладострастия, гнева, невежества. Во втором круге по черному полю скатываются в ад грешники, по светлому полю восходят в мир богов праведники. В третьем круге изображены шесть миров сансары: вверху мир богов, внизу ад, справа мир демонов, слева животных и людей. Обитатели всех шести миров заняты делом: Будда восседает в «позе лотоса» в окружении учеников. Боги наслаждаются во дворцах и храмах, грешники корчатся в муках в аду, за ними следит бог смерти Яма. Демоны воюют с богами и друг с другом, животные пасутся, резвятся, помогают людям. Люди заняты мирскими делами: любят, рожают, работают, развлекаются, воюют, умирают. Внешний круг содержит 12 нидан – изображений, которые подобно цепи причинно-следственных связей приводят в движение колесо сансары. Первая нидана – слепой, бредущий с палкой: неспособность различать дорогу во тьме. Вторая – горшечник лепит горшки, придавая им любую форму: карма, совокупность деяний в прошлой жизни предопределяет облик и судьбу человека. Третья нидана – обезьяна, влезающая на дерево и срывающая плоды: эгоцентрическое сознание срывает спелые плоды. Четвертая – мужчина и женщина в лодке среди безбрежного океана: пока у них нет ориентиров. Пятая нидана – дом с запертыми окнами и дверями: шесть органов чувств не пробудились. Шестая – слившиеся в объятиях мужчина и женщина: слияние обоих особей. Седьмая нидана – человек, в глаза которого попали стрелы: приятные и неприятные чувства. Восьмая – человек за столом с яствами и вином: чувственные желания. Девятая – рвущий с дерева плоды: стремление к потреблению плодов жизни. Десятая нидана – беременная женщина: чувственная жизнь достигла расцвета и завершения, в ней заложен переход к будущей жизни. Одиннадцатая – рожающая женщина: рождение нового витка жизни. Двенадцатая нидана – согбенный старец и мертвец: старость и смерть, подводящая их к бытию, которое создает карму последующих перерождений.
Итак, иллюзорная природа бытия человека и, отсюда, существование дуккхи является сутью учения Будды.
Свое учение Будда разъяснил своим ученикам так:
- Все, что видите в этом мире, является результатом усилий действий, возникающих под воздействием мысли. Спокойствие есть единство, единство рождает высшую стадию созерцания и размышления, которая ведет в царство мудрости.
Невежественный цепляется за слова, символы, идеи и, поскольку его мысли идут по этим каналам, то мысли непосредственно о множестве объектов формулируют представление о душе и принадлежности к душе слов, символов, идей.
Высшее знание, по словам Будды, это понимание пяти Дхарм: когда проявление воспринимается в виде формы, запаха, вида, ощущения. Вторая Дхарма – мысль проявляется через слова и наименования (глина, стол и т.д.). Третья – это сравнение и противопоставление вещей, символов, идей. Правильное знание начинается с четвертой Дхармы, когда возникает понимание того, что, все размышления бытия порождены мыслью. Пятая Дхарма заключается в мудрости видеть, что наименования проявленного не являются реальностями – это высшее знание.
Будда объяснял, что мысль, является источником дурного истечения. Все чувственные мысли объединены в одну разделяющую (раздельное существование объекта и субъекта). Такая мысль стремится захватить привлекающие ее элементы окружающего мира и возбуждает чувственные желания. Только универсальная мысль, благодаря своей природной чистоте, способна преодолеть индивидуализацию и ограниченность сознания. Универсальную мысль не волнуют эгоизм, желания, страсти, ошибочные мнения. Между универсальной и разделяющей мыслями находится интуитивная мысль (манас), которая не имеет характеристик. Будда сравнивает ее с мудрым шутом, который разоблачает фокусника, показывая иллюзорность его действий. Универсальная мысль свободна от ошибок, она фиксирует только знание того, что должно случиться и может случиться. Бодхисаттвами являются те, кто обдуманно стремится достичь самореализации не ради себя, а ради всех существ. Для этого Будда своим ученикам советовал распространять практику Дхармы; склонять всех существ в лоно Дхармы, достичь совершенного понимания законов бытия, достичь совершенного понимания взаимности всех существ. Достичь совершенной самореализации в сущности бытия; познать все способы для осуществления клятвы о спасении всех существ; реализовать высшее просветление через совершенную самореализацию благородной мудрости и войти в состояние татхагаты. На этой стадии достигается нирвана, т.е. потеря самости в блаженном чувстве его растворения. На следующей стадии перестает действовать логическая мысль и воцаряется универсальная мысль. На этой стадии (восьмой) происходит глубинный сдвиг сознания и Бодхисаттва обретает трансцендентное тело. Переход из смертного тела в трансцендентное тело не имеет отношения к физической смерти, просто старое тело освобождается от контроля смертной мысли.
Все учение Будды свидетельствует о существующем стремлении в древней Индии к пониманию естественнонаучного развития мира. Путь познания мира отражен наиболее конкретно в восьмеричной системе. Вот только некоторые постулаты учения Будды, которые свидетельствуют о его мудрости и попытках объяснить мир.
«Серьезность – путь к бессмертию. Легкомыслие – путь к смерти.
Избегайте легкомыслия, чуждайтесь страсти и наслаждения, ибо лишь серьезный и вдумчивый достигнет великого счастья.»
О глупцах.
«Обуздание мысли, едва сдерживаемой, легковесной, спотыкающейся где попало – благо. Обузданная мысль приводит к счастью.»
«Чтобы не сделал враг врагу или же ненавистник ненавистнику, ложно направленная мысль сделает еще хуже.»

О мудрых.
«Глупец, который знает слово глупость, тем самым уже мудр, а глупец, мнящий себя мудрым, воистину, как говорится, «глупец».
«Если, кто увидит мудреца, указывающего недостатки и упрекающего за них, пусть он следует за таким мудрецом, как за указывающим сокровище. Лучше, а не хуже будет тому, кто следует за таким.»
«У того, кто почтителен и уважает старших, возрастает четыре дхаммы: жизнь, красота, счастье, сила.»
«Ум того, кто не спешит делать добро, находит удовольствие в зле.»
«Ни с кем не говори грубо; те с кем ты говорил грубо, ответят тебе тем же. Ведь раздраженная речь неприятна, а возмездие может коснуться тебя.» «Плохие и вредные для себя дела делать легко. То же, что хорошо и полезно, делать в высшей степени трудно.»
О просветленном.
«Даже ливень из золотых монет не принесет удовлетворения страстям. Мудр тот, кто знает: страсти болезненны и мало от них радости.»
«Зло, происхождение зла и преодоление зла, и благородный путь к прекращению зла.»
«Говори правду; не поддавайся гневу; если тебя просят, пусть о немногом, дай.  С помощью трех этих условий можно приблизиться к богам.»
«Мудрые сдержаны телом, они так же сдержаны в слове; мудрые сдержаны умом; они, поистине, во всем сдержаны.»



4. Заключение.
Буддизм относится к древнейшей религии, существенно оказавшей влияние на огромную территорию Азии: Индию, Китай, Тибет, Вьетнам, Корею, Японию.
Древнейшие памятники буддистской литературы являются источниками изучения истории этих стран. Наиболее старые части буддийского канона называются сутрами. Ими обозначаются беседы и проповеди Будды и его учеников.
Буддизм представляет собой древнейшее учение о естествознании. Джон Баукер в своем энциклопедическом труде «Религии мира» представил учение Будды в виде направлений естественного цикла: Космос, мораль, анатомия и др.
Наиболее научно представлена четвертая истина восьмеричного пути познания от выбора пути через мышление, информацию (речь), образ жизни, применяемые усилия, выбор цели, к концентрации в решении любой задачи или проблемы.
















Список литературы.


1. К. Н. Антонова, Г.М. Бонгард-Левни, Г.Г. Котовский. История Индии. М.: Мысль, 1937г.
2. Джон Баукер. Религии мира. М.: Слово, по лицензии «Дорлинг Киндерсли Бук», 2000г.
3. В.И. Корнев. Будда и его ученики. М.: изд-во «Дом Шалвы Амонашвили», 1991г.
4. Н.И. Востриков. Тибетская историческая литература. М.: Наука, 1962г.
5. Р.Е. Пубаев. «Пагсам-чжонсан» - памятник тибетской историографии XVIII в. Новосибирск, 1981г.
6. Будан Ринчендуб. История буддизма (Индия, Тибет). Перевод с английского А.М. Донца. СПб: Евразия, 1999г.
7. В.В. Струве и группа авторов. Очерки истории Древнего Востока. Л.: Учебно-пед. изд-во, 1956г.