Граница

Николай Шурик
            Раньше (лет 30-40 назад) понятие «граница» для подавляющего большинства населения Советского Союза было весьма относительное, лишь выдающиеся артисты, спортсмены, политики и весьма ограниченное количество туристов знали, что это такое. Еще, правда, были командированные и военные. Однако, после Горбачева, сломавшего Берлинскую стену и еще много чего, и, особенно, после Ельцина, доломавшего все остальное, границ у нас на душу населения стало больше. Впервые я пересек границу лет в 5, посему ничего не могу сказать об этом, а вот день на границе между Китаем и Приморьем в 9 лет я помню уже хорошо. К сожалению, мой первый фотоаппарат "Любитель" подвел меня, и кадр, где я стою у столба на границе Европы и Азии, не получился. Но, границу в Бресте я, понятно, помню прекрасно. А в постсоветском пространстве сначала были просмотры вещей и синий штампик на билете в Литве и Латвии. Затем проблема в Гомеле, где я покупал электродвигатели для работы, и белорусские пограничники долго решали, стратегическое ли это сырье и можно ли меня с ним выпустить в Россию (но, все-таки, выпустили).
 
            Так уж получилось, что период разъединения (развала) Союза совпал с моим объединением с Украиной путем покупки там дома. Посему, несколько раз в год я пересекаю нашу границу, так что, уже дока по этой части. А, если учесть то количество украинцев, что ездили, ездят и будут ездить в Россию, чтобы что-то продать, купить или просто на заработки по строительной, криминальной или эротической части, то, понятно, что граница уже не частность, а явление, и довольно объемное.

            Некоторые из эпизодов, происходивших "не без моего участия", показались мне заслуживающими внимания, чтобы их описать. Когда же оказалось, что они связаны не только местом, но и участниками (не считая меня), ничего не оставалось, как объединить их все и назвать получившийся цикл "Границей". Дабы из-за телесериала "Граница" не было укоров в плагиате  прошу обратить внимание, что первый эпизод был в 95 году, когда еще не было и сценария "Границы" , не говоря уже о съемках. Ну, а само слово "граница", слава Богу, не является зарегистрированным товарным знаком какой-либо фирмы для конфет, авторучек или предметов санитарно-гигиенического назначения, посему, с чистой совестью предоставляю Вам возможность ознакомиться с моим вариантом "Границы".