Хургадинск

Надин Ревозян
Туристический Египет похож на дорогой антикварный диван, набитый клопами. (из меня)



Вы помните историю с Буратино, когда он обзавелся пятью сольдо? У него тогда сразу появились два "верных друга" - Кот и Лиса. Они участливо и с огромной симпатией обхаживали простофилю исключительно с целью получить 5 золотых монет. Так вот, когда прилетаешь в Хургаду, то сразу становишься этим  самым Буратино. Хотя, конечно, ты не наивное дитя, жизнь пожил и всё такое, но тебя уже назначили в Буратино, и никто твоего согласия на эту роль спрашивать не собирается. Тут на всех русских туристов одна роль - Буратино. Хургада - город, местное население которого составляют исключительно Кот и Лиса, клонированные в сотни раз. Лису, правда, следует заменить на лИса, потому что женщины в социальной жизни участия не принимают. Так вот Кот и Лис тебя встречают уже в аэропорту. Нужно получить визу? Иди вон в ту длинную государственную очередь или заплати нам, обаятельным, немного больше и сразу получишь визу без очереди. Кот и Лис встречают тебя при входе в отель за стойкой ресепшн и, улыбаясь, выдают тебе ключ от "специального" номера, с видом на свалку или помойку, с  висящем  на сопле кондиционером, с мебелью, перешедшей в качестве материальной помощи от советского колхоза в далекие 60-е года прошлого века. Пережив легкий шок, тащишься обратно и суешь все также саблезубо улыбающемуся коту 10 евро. Давай, Буратино, раскошеливайся!
На пляже тебе не удастся так вот просто, тихо и спокойно полежать, глядя прищуренным глазом в морскую даль. Кот из пляжного бара и Лис, выдающий себя за первоклассного массажиста, будут с навязчивостью весенней мухи кружить вокруг тебя, пока, наконец, ты не согласишься принять их предложения.
А вечером, когда ты соберешься прогуляться по городу, тебя ждет настоящий шок! Тебе откроется страшная тайна о том, что весь город - это сплошные коты и лисы, сахарные до приторности  в своем показном цыганском дружелюбии и беспардонные в своем желании вытрясти из тебя бабло. Тебе на каждом шагу (это буквальное выражение) дорогу будет преграждать отлично говорящий по-русски торговец. Спрашивать, как дела? от куда вы приехали? предлагать зайти в его магазин, посмотреть товар. Сначала такая атака на русском  удивляет и вызывает даже державную гордость. Глупый Буратино думает, что это из уважения к его персоне и стране арабские кот и лис выучили русский.  Но когда ты прошел всего 10 метров, а уже ответил на двадцатый вопрос: как дела ? и при попытке объяснить, что  зайдешь в следующий раз, вслед получаешь на хорошем русском фразу относительно того, кто ты есть на самом деле или кого ты дочь и куда тебя можно поиметь, начинаешь злиться и недоумевать, что собственно, они себе позволяют? До Буратино доходит, наконец, что русский эти ребятки выучили лишь для того, чтобы до тебя быстрее дошло, что им от тебя нужно.  После прогулок по  Хургаде, турецких торговцев я уже вспоминала с симпатией. Они начинали казаться мне интеллигентными и крайне тактичными людьми. Сидя в кафе, я наблюдала   странную картину, как туристы пытаются мягко отбиться от назойливых котов и лис,  уворачиваясь от хватающих кошачьих лап, убыстряя шаг, делая вид, что глуховаты и слеповаты. Какой-то ежевечерний перфоманс под названием: извините меня, туриста, что я не скупил у вас весь ваш хлам и имею наглость просто так идти по улице.
Тем арабам, у которых нет на продажу сувениров про Египет, сделанных в Китае, полотенец и футболок, приходит на помощь природная наглость и восточная смекалка. На экскурсии по Карнакскому Храму нас с заговорщицким видом поманил рукой местный житель. И стал показывать, что мол, есть у него исключительно для нас, таких славных туристов, одно место, куда не водят всех. Как честные Буратино мы пошли за Котом. Он прошел двадцать метров, обойдя галерею львов с тыльной стороны, и торжественно обвел рукой, как бы показывая: ну, что я вам говорил?! Какой эксклюзивный вид! Потом встал на фоне львиных поп и попросил за эту панораму евро.
А другие бестоварные коты и лисы нас поджидали у входа в каждую гробницу на экскурсии с какими-то кусками грязных картонок. Они их выдавали, как оказалось, в качестве вееров и просили потом тоже евро. Я попробовала  представить себе, как бабушки-смотрительницы русского Музея или Эрмитажа в каждом зале услужливо срываются со стула  при твоем появлении и ведут тебя под белые ручки на то место, где наиболее выгодно освещение картины при просмотре. А потом просят у тебя за эту услугу евро. Попробовала представить, но не смогла, Слава Богу. Как не смогла представить, что в ответ на твой вопрос, как пройти в библиотеку, та же бабушка или дедушка, указав пальцем направление, тут же переведет этот палец на тебя и характерным жестом попросит за эту услугу денег. А в Хургадинске - это норма.
Экскурсии по историческим достопримечательностям  сложены также таким образом, чтобы львиная доля времени приходилась не на просмотр этих самых достопримечательностей, а визитов по бесконечным фабричкам по изготовлению и продаже ароматических масел и изделий из натурального камня. Эти изделия усиленно рекомендуют покупать не у мальчишек на улице за дешево, ибо это все не из камня, а из гипса, то есть фальшивка, а только в магазинах. Устраивают перед прокисшими от жары и бесконечных хождений по лавочкам туристами целый спектакль с актерами, которые изображают, как они обрабатывают натуральные камни, потом заводят в магазин и там еще полчаса втуляют тебе про качество изделий. Купив скарабея из какого-то там якобы натурального камня за недешево, дома я обнаружила по отколовшемуся кусочку, что  натуральный камень оказался всё тем же пошлым гипсом. Эх, Буратино, Буратино...
В середине экскурсии, в 17 вечера всем уставшим туристам, выехавшим из Хургадинска в 5 утра, сообщают, что автобус за ними приедет только в 20.00 и что у вас есть выбор: уникальная возможность за отдельную плату посетить банановые плантации.  Или торчать три часа на жаре неизвестно где. Многие предаются отчаянию и из чувства протеста отказываются посещать банановые плантации, а может и по причине отсутствия растраченных на "натуральные" вазы и аромо масла денег.
Избавится от душного общества кота и лиса можно, пожалуй, только вечером, если вы останетесь в номере или будете прогуливаться по отдаленной территории отеля. Однако вас не будет отпускать чувство, что как только вы захотите что-то посмотреть из растительности или потрогать ногой водичку, что тут же  выскочит из-под земли очередной проныра и пригнет к вам услужливо веточку или покажет пальцем, где водичка лучше, попросив за эту услугу каких-то там два евро.
Вот ведь набор с нагрузкой, как в советские времена на производствах. К морю и пирамидам прилагается удушающий "сервис" и липкая дружба хургадинских хитрованцев. Хотя в местной газете, издаваемой для постоянно проживающих русских ( дай им Бог терпения), я прочла, что склонность местного населения к надувательству и бесцеремонному стяжательству не считается зазорной. Это называется умением делать бизнес. И обмануть даже друга не является отвратительным поступком. А почему нет?! Вот киллеры же называют убийство работой, и никто с этим не спорит. Ты за что, Серега, Ваську замочил? - Ни за что, ничего личного, работа такая.
Нельзя не отметить, что такое докучное, а иногда и откровенно презрительное отношение можно наблюдать только по отношению к русским туристам. Не смотря на то, что основной доход от туризма приходится именно на русских. С немцами и французами, например, хургадинские торговцы, таксисты и обслуживающий персонал отеля не позволяют себе такого обращения. Хотя и покупают европейцы гораздо меньше наших, да и на чай дают скромнее. От чего же такая несправедливость? Возможно, что в хорошем смысле простодушие, не чванливость и открытую манеру общения наших туристов арабы воспринимают как качества, свойственные простофилям и уж никак не уважаемым персонам. Ведь «большой человек» должен, по законам востока, быть очень важным и нести свою важность так, чтобы она подавляла все неважных.
А  может быть, что доступность некоторых русских девушек, женщин и разбитных пенсионерок в блёстках и ошеломляющих декольте сделали своё злое дело относительно репутации всех русских туристов.  Так или иначе, но за Державу обидно.
А ведь море то прекрасно! И рыбы в нем волшебные! И плавать так здорово и нырять с аквалангом или с трубкой одно удовольствие. Только как бы так было, чтобы мухи отдельно, а котлеты отдельно? Пожалуй, за котлетами без мух, лучше ехать в Индонезию.