Посещение 6. Гурджиев. Жизнь и труд. Моё понимание

Дед Мотыль
Г. Гурджиев: «Чем хуже условия жизни, тем выше производительность труда, потому что приходится помнить о своей работе».

      О каком труде идет речь?  И какой жизни условия имеются в виду? Механической жизни, как обыденности или осознанной жизни, имеющей определенную направленность к поиску, или уже ставшей этим поиском, ставшей неразрывной с ним? Жизни, подчиненной, происходящей согласно истинному предназначению индивида? Попробуем это осмыслить.
      Для примера и для того, чтобы просто с чего-то начать, возьмем марксистскую точку зрения о труде, понятие о труде, которое в 20 веке изменило взгляды человека на мир. Марксисты-материалисты утверждают, что именно труд, сознательный физический труд, «сделал» из обезьяны человека. Они решили, что механичность физического труда способна так стимулировать мозг, что труд, преобразуясь из физического в умственный, дает толчок для появления новой, разумной сущности. По их мнению, возможна такая трансформация. И этого перехода из физического труда в умственный было достаточно, чтобы развить и осознание тоже. Ведь человек единственное осознающее существо на этой земле. И, значит, по мнению марксистов, это труд придал ему такую чудную способность - осознавать.
Вряд ли  бессознательный «труд» животного, даже такого симпатичного, мог создать что-то похожее на способность человека к осознанию. А обезьяна могла «трудиться» только бессознательно, на уровне инстинктов, вполне достаточных для поддержания её жизни, как особи; безопасности и минимума комфортности, как вида. Усовершенствования в добывании пищи, строительство жилища, собственная безопасность, клановость и много чего еще – этим не удивишь матушку-природу…этого мало для обретения осознанности.
      А если труд, в том виде, которым в настоящее время владеет человек, и как индивид, и как вид новой сущности, имеет не только физическую и умственную составляющие? Если они лишь внешняя, так сказать неизбежная необходимость, суть проявления чего-то более мощного и значимого? Того, что обрести и понять можно только посредством сверх усилий? Того, что выходит за рамки процесса «производство - потребление». И даже больше – за рамки созидательности…Зачем-то же нам дана природой эта возможность – трудиться? Только ли для добывания пищи и  создания условий для выживания? Ведь, как говориться в Евангелии, твари божии ничего не делая, имеют всё. А мы чем хуже? Иное мнение на труд, отличное от марксистской точки зрения, у религий, основанных на Ветхом завете. Там труд есть наказание господне за непослушание. Наказание…через кровь и пот будете добывать хлеб свой…какое уж тут осознание. Если нет нормальных условий для жизни, то нет условий и для осознанности. Сначала нужно покушать и согреться…
      То есть, труд, физический и умственный   не  является основой нашей способности к осознанию? Тогда может быть основа – это не физический и умственный, а   осознанный труд? Но как механическое может привести к осознанному. Скорее наоборот – осознанное поглотит собой механическое.
      А может осознание, осознанность – это наша исконная способность? Врожденная так сказать, а не приобретенная. И мы должны лишь воплотить её во ВСЕ СВОИ СТОРОНЫ ЖИЗНИ. Во всё, что может нуждаться в осознанности. Во всё, где может быть исключена механичность. В том числе и в труд, в труд физический и труд умственный. И способность трудиться, в том виде какую имеет человек, дана нам природой ВМЕСТЕ со способностью к осознанию. Более того, осознанность была первопричиной способности к труду. Но человек как-то умудрился ПОТЕРЯТЬ способность к осознанности и оставил себе только способность к труду, называя это или наказанием, или наследством от человекообразных существ, достигших каким-то невероятным способом вершин созидательности.
      Почему во все времена физическая работа, даже самая тяжелая, сопровождалась пением? И почему сейчас этого нет? А если есть, то только в удаленных от современной цивилизации местах и местечках. Механичность современного мира (начиная с изобретения паровых машин и электричества) сделала и человека механичным. Еще более механичным. Гармония естественности заменяется гармоничностью искусственности. Пение за работой – это показатель естественности, гармонии. Медитативности, если хотите. Когда важен процесс, а не результат. Это понимание того, что результат НЕИЗБЕЖЕН  и не стоит о нем так сильно переживать. Ведь на самом деле от тебя ничего не зависит. Делай, что должен делать, и все устроится. Современная жизнь, жизнь-конвейер, искусственная гармоничность, имеет перед собой одну единственную цель – РЕЗУЛЬТАТ. И результат этот рождается на плоскости, на горизонтали производство – потребление, в двухмерности. Но человек трехмерное существо. Двухмерность для него должно означать примитивность. Естественность природы результат не интересует. Ей важен процесс. Результат для нее – это смерть. Неживое. Что такое дерево? Это процесс. Когда процесс заканчивается, то дерево обращается в прах. Ну…и…правильно! Тут же начинается другой процесс.
      А что такое человеческий труд? Даже не осознанный, умственный или физический? Это часть процесса. Естественного процесса. Такая же неотъемлемая, как дыхание, питание, рождение и смерть. Можем мы определить, что важнее для нас – дыхание или питание? Конечно, нет. Так почему мы пытаемся выделить труд из этого естественного ряда, обособить его и назначить главным в нашем, так называемом очеловечивании? Главным в эволюции или главным в божьем наказании?
      Труд поддерживает в нас процесс жизни и в конечном итоге приводит к началу других процессов, после смерти. Но тоже самое происходит и со всей остальной природой, только ей не нужно трудиться. Зачем эта разница? Вероятно, труд человека, это не только часть естественного процесса психосоматического аппарата «тело-ум», но и часть другого более высокого по развитию процесса. Поиска. Поиска единства с Тотальностью. Возможность человека к труду и возможность к поиску схожи тем, что ни того ни другого нет у остальной живой и неживой природы. Мы назовем это понятие ОСОЗНАННЫМ ТРУДОМ или вновь обретенной способностью человека ДЕЙСТВОВАТЬ. Не разделение труда и осознанности будет равно способности действовать. А способность действовать и последующая возможность не деяния  будет значить БЫТЬ.
      Заметим, что поиски истины, поиски Бога никогда не завесили от производительных сил и производственных отношений,  от уровня механизации и социального устройства. Поиск первичен. Напрашивается вывод, что желание обрести Знание – есть величина постоянная и неизменная. Ужасные ли условия или тепличные, все равно человека волнуют вопросы, выходящие за рамками процесса создания и совершенствования этих самых условий. Другое дело – степень озабоченности этим и реальная возможность поиска ответа.
      По Гурджиеву, в человеке функционируют три основных, совершенно разных по предназначению центра: инстинктивный (включая, двигательный и сексуальный), эмоциональный (включая высший эмоциональный), интеллектуальный (включая высший интеллектуальный). Всего семь. Каждый выполняет свои определенные функции. Но самое интересное заключается в том, какие из них развиты, а какие нет!
      Вновь родившийся человек все начинает сначала, кроме основных инстинктов поддержания жизни – дыхание, пищеварение, некоторые проявления чувствительности, неосознанная работа органов чувств. Инстинктивный центр работает, но не на полную мощность. Двигательный центр еще не сформирован, сексуальный – в зачаточном состоянии. Всему этому нужно время для развития. Он накапливает эмоции, формируя эмоциональный центр. Накапливает интеллект, формируя интеллектуальный центр. Но всего ЭТОГО НАКОПЛЕНИЯ будет недостаточно, чтобы развить высшие эмоциональный и интеллектуальный центры. Почему? Да потому что они УЖЕ РАЗВИТЫ! ОНИ ДАНЫ НАМ ОТ РОЖДЕНИЯ. Но мы не знаем как ими пользоваться и даже не знаем область их применения. Мы как дети, которым подарили игрушку, но не сказали, как ей пользоваться…Осознанный труд – это часть большого пути в процессе поиска. Одна из основных частей. Потому что без труда невозможна жизнь человека. Без труда он деградирует. Только осознанный труд. Осознанный, это не значит: знаешь, что делаешь или делаешь, как знаешь. Это значит, что само делание ставится во главу угла и тогда оно становится творчеством, творчеством на уровне  ЗАНЯТОГО созидающего центра. А истинное творчество возможно только при полном погружении, тотальном восприятии того, что ты делаешь, тем, чем ты делаешь, без подмены одного центра другим.  И результат будет как неизбежность, а не ожидаемость или неожиданность. Осознанный – это значит всегда помнить о том, что и чем ты делаешь, что и чем ты созидаешь.
      В природе нет творчества в нашем понимании, там все практично и потому естественно. Но мы подменили истинную практичность человека на практичность иной природы. Наша истинная практичность не заключена в сытости и комфорте – этим мы достигаем лишь платформы для дальнейшего роста. Наша истинная практичность – это достижение осознанности и потому, «Чем хуже условия жизни, тем выше производительность труда, потому что приходится помнить о своей работе». Производительность ОСОЗНАННОГО ТРУДА, а не труда только ради производства для потребления. Труда для достижения осознания через любой труд, физический или умственный. Если это физический труд, то пусть работает тело. Если умственный, то – ум. Без подмены и вмешательства с обеих сторон и разных центров. Конечным итогом будет способность делать и, как результат – способность быть.