10 Страна грибов

Галина Польняк
Из светлых хрустальных залов я попала в узкий и тёмный проход. Гном терялся в потёмках, виднелся только его фонарик. Я старалась не отстать от него и не заблудиться в тёмных переходах.

Со сводов срывались огромные капли воды. Несколько таких капель попало мне на шею, и я невольно вздрогнула. Гном шёл не оборачиваясь. Однажды я оступилась и чуть не растянулась.

- Внимательно смотри под ноги, - предупредил он меня.

Наконец проход расширился, и мы очутились в огромном помещении. Призрачный свет лишайника освещал земляную комнату серебристым светом. От изумления я не знала что сказать.

На земле присев на корточки спало множество маленьких мальчиков. Положив под головы пухленькие ручки, они все сладко посапывали во сне.

- Кто это?
- Это грибницы будущих грибов, - пояснил мне гном. Многие люди не задумываются, когда идут в лес за грибами. Они безжалостно уничтожают грибницы. Пинают ногами мухоморы и поганки. Нарушается грибница, на следующий год в этом месте не будет грибов. Мы, лесные гномы заботимся о грибницах. Ведь если хорошо не укрыть грибницу хвоей или листвой, погибнет грибное потомство, не вынесет холода.

- Это и есть страна грибов?
- Здесь живут не только грибницы.

Я с удивлением и нежностью смотрела на спящих мальчиков. Они были прекрасны. Все такие разные неповторимые. И вот я подумала: пойду в лес, уничтожу грибницу, как поступают многие люди и не будет в этом тёплом странном мире мальчиков-грибов. Сморчки не увидят снов о весне, подберёзовики и боровики о лете, маслята и рыжики об осени.

- Посмотри сюда, - позвал меня гном. - Это Красавка - теплолюбивый вид.
Я увидела маленькую девочку, спящую на подстилке из опавших листьев. Волосы у неё были удивительного фиолетового цвета.

- Для успешной перезимовки Красавка требует устойчивого снегового покрова, не переносит близости грунтовых вод. Красавка или белладонна известна людям с глубокой древности. Зная ядовитые свойства её плодов, несколько напоминающих чёрную вишню, красавку называли «бешеная вишня». Даже несколько её ягод смертельны для человека и многих животных, но для кроликов они безопасны. Красавка применяется в медицинских целях - при лечении самых различных заболеваний.

- Интересно, а я этого не знала.
- Известен случай использования сока красавки в войне шотландцев с датчанами. Шотландцы покинули город, оставив захватчикам бочки с пивом, отравленным соком красавки. Выпив отравленный напиток, датчане впали в оцепенение и были перебиты.

- Войны - это плохо,- сказала я тихо.
- А вот корешок волчеягодника - это карликовый кустарник. Он живёт очень долго, свыше 200 лет.

Смешной мальчишка спал, положив ручки под щёку. Ему, наверное, снился замечательный сон, потому что он улыбался во сне.

- Многие его представители сохранились ещё с третичного периода и стали очень редкими. Он тоже ядовит. Не каждый лес весной может порадовать глаз цветением редкого карликового кустика.

Кустик цветёт очень рано, когда большинство растений ещё не собираются этого делать, и поэтому его цветы особенно привлекательны для насекомых-опылителей. Цветок волчеягодника сиреневато-розового цвета, напоминает цветок сирени. Насекомое опускает длинный хоботок в трубочку на самое дно цветка, где скапливается сладкий и клейкий нектар. Измазанный нектаром хоботок насекомого становится липким и, когда насекомое его вытаскивает из цветка, к нему прилипает пыльца, ведь, не коснувшись пыльников, невозможно вытащить хоботок. Насекомое перелетает на другой цветок, и хоботок обязательно касается рыльца, оставляя на нём часть пыльцы.

Мы пошли дальше по стране грибов, и я всё думала о словах гнома.Как я ещё мало знаю о лесе и его обитателях. Он открыл мне не одну тайну.

Я так задумалась, что повернула в тёмный туннель. Сделав несколько шагов, вдруг провалилась в глубокую яму. Я сидела в норе, пока глаза привыкали к темноте. Наконец в глубине тёмной пещеры увидела огромную голову с пышными усами. В темноте кто-то сердито пыхтел.

- Извините, я нечаянно к вам попала.

- Ходят тут разные. Спать мешают. До весны очень далеко, даже Михайло Иванович в своей берлоге ещё на другой бок не повернулся.

Глаза мои привыкли к темноте, и я хорошо разглядела хозяина норы.
- Зачем ты бродишь по нашему городу?
- Мне хочется узнать о жизни лесных жителей.
- Вот оно что. Тогда я расскажу тебе о пауках, - сказал усатый гном.

Вспомнив липкую паутину и пауков, я невольно поморщилась.

- Осенью самка паука-волка откладывает яйца и замуровывает их в плотный шарообразный кокон, сплетённый из золотистых шёлковых нитей, напоминающих объёмную пряжу. Между нитями ворсистой ткани кокона остаётся прослойка воздуха. До весны будущее паучье потомство живёт в тёплом «спальном мешке». Паучки выходят весной, строят ловушки точно такие, какие сооружают взрослые паучки. А ведь они никогда не видели ловчей сети, не знают «в лицо» своих родителей, мать погибнет ещё в конце лета. Пауки приносят большую пользу, уничтожая многих вредных насекомых.

Я знала, что пауки полезны, но всё равно боялась и всегда осторожно обходила их паутину.
- Пауки-волки могут исчезнуть с осушением болот. Бережное отношение к уникальным экосистемам верховых болот сохранит жизнь многим паукам.

- А что вы здесь делаете так глубоко под землёй?
- Глубоко! Мы сейчас с тобой находимся под корнями большого дуба.
- Всего лишь корни дуба?
- А ты прислушайся.

Я услышала громкое посапывание, а потом и храп.
- Это медведь в берлоге спит. Я стерегу его сон. Как только он повернётся на другой бок, все лесные гномы от меня сразу об этом узнают. Лесная почта доставит радостное известие эльфам и лес начнёт просыпаться от зимней спячки. А теперь не мешай мне спать.

Гном удобно устроился на мягкой подстилке и засопел. Я рассердилась на него. Кто покажет мне дорогу из этой страны грибов? Я пыталась его разбудить, но у меня ничего не получалось. И тут я поняла, что очень устала. Я села рядом с гномом и заплакала, а потом заснула.

Разбудила меня бабушка.
- Заряна, вставай.

За окном было солнечное ясное утро. Мороз разрисовал узором мои окна. Я вскочила с постели, подбежала к окну и потрогала пальчиком маленькую снежинку.

- Спасибо Снежана за прекрасное путешествие, - прошептала я, оделась и отправилась наряжать ёлку.

Сегодня наступит Новый год, а завтра в нашей школе будет карнавал. Маленькая фея будет танцевать и веселиться, и рассказывать друзьям интересные истории о жизни леса и его обитателей.

Продолжение следует
http://www.proza.ru/2010/06/30/381

Февраль 1999г