Груня

Фаина Канашева 2
Рассказывает  моя  знакомая  Агриппина  Дмитриевна  Киселева.

Родилась  я  в  Рязанской  губернии  в  семье  крестьян. Отец  мой -  Дмитрий  Иванович и мать  - Арина  Васильевна -  были неграмотными людьми.  Детей  у них было  трое: я, старший  брат Вениамин и младший Василий.  Мать  у  нас была  доброй, терпеливой  женщиной.  Отец  груб  и  строг. Нас  детей за  малую  провинность лупил  вожжами.
Когда  мне исполнилось  16  лет, мне  разрешили  по воскресеньям  ходить на  посиделки  к подружкам. По натуре я  была  веселой  девчонкой, первой  запевалой  среди  подружек  и плясуньей.  Волосы  у  меня  были  русыми, заплетенными  в   толстую косу и спускались  на  виски и лоб  колечками. Глаза  черные, губы  чуть  припухлые. Щеки  постоянно - розовые.  А  когда  смеялась, на щеках  появлялись  две  ямочки.
На посиделки  всегда  приходили  и  парни. Я  влюбилась  из  нашей деревни в  парнишку из нашей деревни,    Ивана   Савельевича Отрадина 17 лет,   из  бедной  крестьянской  семьи.
В  семье  было  кроме  Ванечки  еще   трое  сыновей: 8 лет,  5 лет  и  3-х лет. 
Да так  сильно  мне  глянулся  Ванечка, что  я  сон  потеряла, все  о нем  думала.  Меня, как  магнитом, к  нему  тянуло.  На  посиделках  и Ванечка  постоянно  следил  за  мной  большими карими   глазами. Его  пышные   русые  волосы, подстриженные  под  горшок, лежали  на голове  вьющейся  копной.  До  безумия  любила  я  Ванечку.  Мы  с  ним   стали  встречаться.  Часто летом  уходили на  бережок  реки, там  садились на  травку  и разговаривали. Он  обязательно  клал свою  руку  мне  на плечо  и говорил,   что  дальше  жизнь  будет  хорошей, что не  будет  бедных  и богатых. Вобщем,  сидели  и мечтали.
    Потом  он   впервые  меня  поцеловал, и мне понравилось  и все время  хотелось, чтобы он чаще меня  целовал.   Мне и самой  хотелось его поцеловать, но  я   стеснялась.
Зимой  как-то  пошел  он меня  провожать  домой, и около  моего дома сказал:
- Поцелуй  меня,  голубка  моя, и  я  тебе кое-что скажу.
Я пересилила  свой   стыд, обхватила его за  шею  и поцеловала  Ванечку  в  губы. Он меня  придал  к  себе и говорит:
-  Я   приду  скоро  тебя  сватать, мои  родители  согласны.
 От  этих  слов  мне  стало  так  хорошо и приятно, что  я  прижалась  к  его груди   и  прошептала:
-  Ванечка,  ты  мой  любый,  на  всю  мою  жизнь.
 И  стала  опять его  целовать и миловать.
К  осени к  нам  в  дом  пришли  сваты:  Ванечка, его  два  друга Николай  и  Илья, отец  Ванечки   Мирон  Всеволодович  Отрадный.
 Отец  мой, как  узнал, зачем  пришли  к   нам    соседи, закричал:
- Вон  из  моего  дома.  Груньку за  Ваньку -голь-перекатного, замуж  не  отдам.   
Я  тут же  стояла, приодетая  в  лучшее   платьице,  и  заплакала.  Мне  было  стыдно  за  своего  отца и, что  отец  мой  не согласился  отдать меня замуж  за  моего  Ванечку. 
Так  сватовство  оборвалось к  моему горю. Когда  ушли  сваты  из  дома, я  упала  перед отцом  на  колени  и,  рыдая,  проговорила:
-  Кроме  Ванечки, ни за  кого  замуж  не  пойду. Только  он  люб  мне.
  Отец  разозлился  на  мою  дерзость, взял  вожжи  в  руку  и  отходил  меня  по спине  и по  мягкому месту, приговаривая:
-  Выйдешь  за  того, за  кого  я  тебе  укажу, выйдешь, как  миленькая, и  спасибо  еще    мне  будешь  говорить.
  После  отцовской  порки  я  пролежала  на  печи двое  суток   с  болями.  От  обиды  и горя  все  плакала.   А  мама  залечивала  мои  синяки, когда  отца  не  было дома.  Вечером  отец  возвращался  домой  и  все кричал  мне:
-  Забудь  своего голодранца,  он  нам не  подходит. Я  сам найду  тебе  жениха.
Как-то  зимой, отец  сказал:
- Грунька,   приоденься  получше, сегодня  приедут  издалека      на смотрины.  Твои  будущие    муж  -Илья  Семенович Дударев, его  отец -Семен  Гаврилович, мать -Елена Корниловна, дед - Гаврила  Егорович  и  бабка  -Пелагея  Федоровна.
А ты, Арина,   накрой, как  следует на  стол.  Чтобы  выпивка  и закуска  приличные  были.
Я   растрепала  свою  косу, надела  платье  самое  мятое, домашнее, и  влезла  на  печь. Вот к  дому  подъехали  сани,   и отец   с  матерью пошли  встречать гостей.  Вот гости  уселись за  накрытый  стол.  Стали  выпивать  и закусывать.  И  только  через  час  отец  крикнул:
-   Грунька,  выходи, покажись  гостям.
Меня  затрясло, щеки  мои  раскраснелись.  Я  их  немного  смазала  сажей. Надела  на  одну  ногу  черный  валенок, на  другую  - белый  с  дыркой  на  заднике.  Спрыгнула  с  печи  и  встала   перед столом, отвернув  от  гостей  голову, правую  ногу  поставила  на  пятку  и начала   вертеть  носком  валенка.  Потом  покружилась  и прошлась    перед ними, прихрамывая. 
Все  это  я  проделывала, чтобы  не  понравится  жениху  и  его  родным.  Тогда  мать жениха  ласково  спрашивает:
-  Груня,  а  сколько  тебе  лет? 
Я  отвечаю :
-  Не помню! 
  Тогда  отец   строго  посмотрел  на  меня  и как  зыкнет:
-  Ты,  что же  это, бесстыдница, придуриваешься?  Вон  из  дома!  Я   в  чем  была, в  том  и  выскочила  на  улицу.  Побежала  бегом  по  снегу  в  дом  своего  жениха.  Ворвалась  в его дом, бросилась  к  Ванечке, обняла  его  и зарыдала. Когда немного  успокоилась,  рассказала  о  смотринах.
Проплакали мы с  Ванечкой  до  темноты.  Ничего не  придумали.  Он  проводил  меня  домой. Поцеловал  меня  и   сказал:
- Голубка  моя  ненаглядная, за  меня  твой  отец  никогда  тебя  не  отдаст.  Но  я  тебя люблю,  и буду  любить  тебя  одну  всю  свою  жизнь. 
-А я  еще  поборюсь за  свое счастье, Ванечка.  Я  упрямая, как мой  отец.   
Мы  простились  и  разошлись.  Я  тихо вошла  в  дом, залезла  на  печь  и долго  лежала  с  открытыми глазами, в  которых  стояли слезы.  Лишь  под утро  уснула  и  увидела  странный сон.  Стою я на  берегу  речки  и  вижу,  как  по  ледяной  воде плывет  мой  Ванечка  против  течения.
 –Ты  куда,  Ванечка?-  кричу  я. А  как  же  я  без  тебя?
 А  он  отвечает:
-Голубка  моя,  плыву  далеко, тебя  взять  не  могу.  Война  меня  зовет. 
Я кричу:
-Любый  мой,  вернись, не  уплывай.
  Но  его   уже  было  не  видно. Вдруг  вижу,  стоит со мной  рядом  Илья  Дударев. Протягивает  ко мне  руки  обнять,  а  я  от него  отхожу  все  дальше  и  дальше. И  тут  он  меня  схватил  и говорит:
-  На  немного, но  моей будешь, -сказал    со  злом  и пропал.
   Осенью  меня  со сватали, обвенчали  в  церкви, сыграли  свадьбу  и  новоявленный  мой  муж, нелюбимый  и  отвратительный, увез меня   на  лошади  с  моим  добром  к  себе  в  деревню  в  свой  большой  дом.
На  первом  этаже  дома  были  их  лавки  продуктовые и  промтоварные.  Жила  я как  в клетке,  из  дому  меня  одну никуда  не  выпускали.  Каждую  ночь  я  заворачивалась  в  тряпье  и  садилась  в  угол, убегая  от  первой  брачной ночи. Так  прожила  месяц.  Мой  новоиспеченный   муж уехал к  моему  отцу  и  привез его  к себе  в  дом. После  ужина,  я  сразу  же ушла  в  свою  спальню.  Вдруг  входит  мой  отец  с Ильей.
-  Ты  долго  будешь  измываться над  своим законным мужем?-  строго и зло  сказал  мне  мой  отец.
Я  промолчала, сидя  укутанная,  в  углу. Тогда  отец  меня  насильно  раскутал  всю, оставив  в  одной  нижней  рубашке,  и  они  с  Ильей  стали  меня  привязывать  веревками  к  кровати. Когда  привязали, отец,  обращаясь к  Илье,  глухо  проговорил:
-  Можешь  делать   из  Груньки  бабу,-  и  ушел.
В  эту  ночь  Илья  сделал  меня  женщиной.  Потом  развязал  и  лег рядом  со мной  спать. Он  тут же  захрапел, а  я  лежала,  вытирая  простынкой  горькие  слезы, вспоминая  своего  Ванечку. 
Утром  отец мой  уехал  домой, даже  не  простившись  со мной.  А  Илья  ходил   и  смотрел  на  меня  с  ухмылкой.  Я  его  возненавидела  еще  больше,  своего  отца  тоже.
К  вечеру  я  собрала  небольшой  узелок  и  незаметно  ушла   из  дома.  Добралась  до  станции,  и  уехала  на  поезде в  Москву. Быстро  нашла  место в  одной  семье  няней.  И  проработала  у  них  год.
Началась  война империалистическая,  потом  гражданская.  Стала  устанавливаться  Советская  власть.  Мне  выдали паспорт,  устроили на фабрику  швейную, дали  общежитие. Позже  узнала  от своего  младшего  брата, что Ванечка погиб  в   Империалистическую.  А семью  Ильи раскулачили и  выселили  в   Сибирь.  Так  я  их  больше никогда и не  видела.
В войну  проработала  на военном  заводе  уборщицей. А  в 1950  году  меня  младший  брат  Василий (он   окончил  военное  училище, был на  фронте, подполковником  стал  после  войны.) устроил  в  школьный  интернат.   Тут   я  проработала  почти на  твоих  глазах  всю  свою  жизнь.  Получила  однокомнатную  квартиру.  Ты  знаешь,  меня  навещал  мой  брат  с  женой  и  две  внучки - их дочки.
Замуж  я никогда  не выходила  и не  пыталась. Я  до  сих  пор  люблю  Ванечку.  Сватались  ко мне  мужчины, но  я  однолюбка. Никто мне  не  нужен.


       Рассказ  записала  Фаина  Канашева