Теплое сердце Грузии

Эльза Арман
Из дневника - сонника:
В этот город я влюбилась много лет назад, с первого взгляда. Да так, что увидев его впервые в окно автобуса, на следующий день решила пообщаться с ним один на один и сломя голову помчалась к нему на свидание.
А сегодня ночью он сам пришел ко мне во сне, загадочный и неповторимый…

* * *
Автобус, заполненный очередной группой туристов, высадил меня на центральной площади, тронулся с места и исчез. Неужели я снова в городе моей мечты - Тбилиси? Да, именно здесь, в столице Грузии! Но ведь все это уже было! Я совершала уже эту авантюрную вылазку сюда, не насытившись обзорной экскурсией. Одна, без своей группы, без гида и без знания языка. Что ж, согласна на такое дежа вю! Вдыхаю запах свободы! Жажду ярких воспоминаний и новых впечатлений!

До пяти часов вечера, когда автобус вернется за мной, масса свободного времени! Никаких определенных планов. Иду - куда глаза глядят.

Как называлась эта площадь – вспомню? Ну конечно! Площадь Ленина, как и везде. Но сейчас, вероятно, она носит другое имя. Предположу - Площадь Свободы?

Вокруг много людей. Они говорят друг с другом на красивом языке, текут навстречу и обгоняют, не замечая чужую в их мире меня.

Вижу книжный магазин. Люблю книжные магазины. Не в силах пройти мимо, отворяю дверь. Там безлюдно. Только около кассы высокий мужчина средних лет разговаривает с кассиршей. Что-то сказав ему, видимо попросив подождать, она уплывает в недра магазина. Мужчина достает какие-то бумаги из своего кейса. Видимо, он здесь по делу. Может, это здешний известный писатель? Или издатель какого-нибудь журнала? Трудно поверить, что у всех, кого здесь вижу– обычная будничная жизнь. Одна я слоняюсь без дела с раскрытым от восторга ртом.

Голубым пятном бросается в глаза точно такой же фотогид по стране, как у меня дома. Бедненький, он так и не дождался от меня перевода с английского! Так и лежит засушенная веточка кипариса закладкой на страничке с названием главы «Tbilisi, The Warm Heart of Georgia». Именно так – теплое сердце, ведь «тбили» по-грузински – «теплый». В этом же магазине мною была куплена еще одна книжка с картинками, «Тбилиси. Архитектурные памятники и художественные музеи» – так та вообще на инопланетном, французском! Найти путеводитель для русских туристов тогда не удалось. Да видно, и сейчас не судьба!

Больше не хочу ничего искать - времени у меня не так много. Пора покинуть магазин. Резко разворачиваюсь к выходу и вдруг сталкиваюсь с тем мужчиной. Его листы бумаги взлетают к потолку и медленно опадают вниз, как осенние листья. Сверкнув глазами и бросив в мой адрес какую-то фразу, мужчина кидается собирать их. Он явно не в восторге от моей неловкости. И в данном случае даже здорово, что я его не понимаю. Улыбаюсь ему: «Excuse me, please». Что ж, виновата - собирай! Помогаю исправить то, что натворила.
Красивые глаза…

На выходе берусь за ручку двери магазина. Света становится больше... Привыкнув к хлынувшему в глаза солнцу, понимаю, что у меня в руке поручень трамвая, и я снова, как тогда, в далеком прошлом, еду в трамвае. Не знаю, куда. С любопытством вглядываюсь в незнакомые мне улицы. Как здесь красиво!

Трамвай, скрипя, тормозит и останавливается рядом с храмом. Перед входом - священник. Он разговаривает с каким-то человеком. Точнее, этот человек с ним разговаривает,  а служитель храма внимательно его слушает. Где-то я его видела… Да в магазине, только что!

Через несколько остановок решаюсь сойти. Оказалась на узкой улочке с резными балкончиками. Иду по улице, чувствуя, как кто-то невидимый наблюдает за мной. Какой-то голос в голове подсказывает: «Поверни сюда… А теперь сюда…» Улица резко пошла вверх. Взгляд невольно падает на булыжную мостовую. Какая древняя! Столько веков пережила, столько событий видела, снизу, незаметно подглядывая за жизнью людей… «Посмотри на этот булыжник на мостовой»,- продолжает внушать тот же голос. – «Он старожил этого перекрестка. Он знает, кто здесь проходит каждое утро и каждый вечер, а кто - просто случайный гость…»

Мостовая вдруг резко поднимается вертикально, растекаясь, превращается в деревья. Я в парке. Или в саду. Солнечно. Тепло. Буйная августовская зелень. Впереди монумент с девочкой, летящей ввысь, к колокольчику. Как она не падает оттуда? Теперь я знаю, это Дэда Эна – памятник грузинскому букварю, символ стремления к знаниям. Сколько лет прошло с тех пор, когда я увидела ее впервые? За эти годы в моей жизни все изменилось до неузнаваемости. Но она все та же. И я сейчас свободна, как тогда! Иду одна, такая крохотная, и не иду – порхаю, меж этих огромных деревьев, заботливо прикрывающих меня листвой от зноя. Где-то рядом бурлит столичная жизнь. А здесь умиротворение и покой!

Из-за памятника выбегает собака, доберман. Всегда считала эту породу злобной. А этот - добродушный, подошел, обнюхал. Стоит, ждет хозяина. А вот и он появляется оттуда же. Прикрикнул на пса. Подходит, улыбаясь. Говорит что-то, догадываюсь: «Не бойтесь, не укусит.»  Знакомый голос, знакомые глаза … Снова он? Хочу спросить – зачем он преследует меня? Но на самом деле даже приятно.

Представился. Подаю руку, называя свое имя. Ладонь большая, теплая. Идем теперь в одну сторону. Пытаемся, жестикулируя, найти общие слова, которые не слишком-то нужны. И так все почему-то понятно…

Сзади догоняет и неспешно продолжает параллельное движение машина. Становится неуютно. Эту белую «Волгу» я прекрасно помню. Когда мы жили в Батуми, она несколько дней подряд преследовала нашу группу, куда бы мы ни пошли. В ней на заднем сидении сидел немолодой господин. Да, он до сих пор там. Шофер делает мне знаки остановиться. Нет, я знаю, что будет дальше. И правда - снова он приглашает меня поговорить на какую-то важную тему. А я, кажется, догадываюсь – на какую. И по-прежнему его игнорирую.

Приглядевшись, замечаю, что остальные места в машине тоже заняты. Из одного окна выглядывает рыжий пассажир, вовсю улыбается своими зелеными глазами, и шепчет: «Рыжие грузины – самые настоящие грузины, верь мне!». Другой, без рубашки, весь покрытый черной кудрявой растительностью, всем телом высовывается из другого окна и кричит: «Я найду тебя и женюсь!»

Пытаюсь убежать от этого кошмара. Оглядываясь, обнаруживаю, что «Волги» уже нет. А вместо нее меня преследует оживший вдруг огромный памятник Вахтангу Горгасали, превратившийся в черно-кучерявого кентавра, а на нем скачет вся команда пассажиров «Волги». От гулкого топота копыт сотрясается все вокруг. Еще немного и они меня настигнут и затопчут!

Вдруг слышу лай собаки. Это мой знакомый доберман защищает меня от кентавра. Тот вдруг начинает менять свою форму, постепенно превращаясь в тучку и улетая в небо… Мои спасители тоже растворяются в воздухе. И только лай собаки становится все слышнее и слышнее!

Так это будильник звенит! Ищу его рукой, не открывая глаз. Сердце стучит подобно топоту копыт человеко-коня. Оказывается, я сплю на спине. Потому и приснилась эта компания маньяков!

А ведь я знаю всех этих людей в «Волге»! Забавно представить их вместе! Эти мужчины - герои моих мини-романов из разных грузинских городов, где мне удалось побывать в той турпоездке. А точнее – донжуаны, пытавшиеся соблазнить меня, глупую девушку, приехавшую хоть и с группой, но в одиночку, в край горячих кавказских парней. Девушка тогда была ничего себе, и на нее обращали внимание все встречные лица кавказской наружности детородного возраста.

Того, чернявого, звали как раз Вахтангом! Познакомились на пляже. Увидав его, испугалась– густой растительностью покрыто все тело, кроме ладоней и ступней! Потом несколько дней дежурил возле дома, где нас поселили. Буянил, требуя встреч. Убеждал, что сильно хочет жениться на мне, и даже повел с мамой знакомить. А я сначала делала вид, что верю. А потом сбежала. Боялась, что исполнит свое обещание - приедет за мной во Владивосток. Рыжий же пассажир авто - гид нашей группы Гия, сопровождавший нас в обезьяний питомник в Сухуми. Этот так активно обхаживал меня, что порой забывал, для чего он здесь находится. Обезьян не запомнила. А его отлично помню!

Всплыл в памяти еще один гостеприимный грузин, торговец фруктами с батумского рынка. Заметив, что девушка регулярно появляется на рынке, и проходя мимо его фруктов, прикрыв глаза, с жадностью вдыхает их ароматный запах, однажды крикнул вдогонку: «Пагадзи, дэвущка! Смотри, какие пэрсики! Мы с тобой сторгуемся! Ну хочешь– целый ящик даром отдам!» Дэвушка остановилась, думая, что «даром» означает - «дешево» и собираясь торговаться. «И ящик слив еще дам!» Что-то тут не то… «Приходи вечером – пагаварим.» А, ну да! Это как в одной из сказок сборника «Тысяча и одна ночь», где одна женщина обращалась за помощью по очереди к пятерым мужчинам, с просьбой спасти ее любимого. И что она слышала в ответ от каждого из них? Не догадываетесь? Цитирую: «Это не трудно! Ступай, дочь моя, и жди меня в гареме! И все будет так, как ты того желаешь!»

Простите меня, дорогие моему сердцу грузины! Не смогла выбрать из вас…

Ах, Тбилиси! Вернуться бы к тебе наяву. В то время и в тот возраст. Прокатиться на фуникулере на Мтацминда. Не до середины, ради одного группового фотоснимка, а на самый верх! А лучше - по подвесной дороге! Пройтись по проспекту Руставели, по берегу речки с трудно произносимым местным именем Мтквари, или проще – Кура. Увидеть вблизи крепость Нарикала, храмы Метехи и Сиони...
Ах, Грузия! Насладиться бы твоими чудесными пейзажами, обилием роз в садиках, спокойствием мирно текущей жизни и гостеприимством твоих людей. Ну и, наконец, снова оценить по заслугам местное застолье с настоящим шашлыком, непременно подаваемым с тазиком зелени, и молодым вином из винограда, растущего здесь же, над входом в дом. Практически несбыточная мечта... Сменился век, да что там век – тысячелетие! Границы разрезали огромную страну на части. Мы оказались на разных берегах суровой реки жизни...

* * *

Толчком влажного носа доберман разбудил хозяина. Мужчина потянулся и погладил пса. Через несколько минут они вышли на утренний променад. Пока пес делает свое нехитрое дело, мужчина, закурив, пытается собраться с мыслями. Что это было? На самом ли деле или приснилось? Вчера в городе он несколько раз наткнулся на одно и то же лицо. Какая-то девушка, похоже - не местная, постоянно появлялась на его пути. Как получилось, что они расстались? Неужели это был все-таки сон?