Август на море в 2008 ом году

Валентина Достигаева
Стояла волшебная августовская благодать. Солнце щедро дарило тепло всем желающим его вбирать. Компания расположилась на берегу моря. Высокое небо, тёплое море, симпатичные люди. Что ещё нужно для хорошего настроения.
Варя сидела  на раскладном стульчике и глубокомысленно поучала подруг.
-Жизнь вереница удовольствий, если человек преисполнен решимости их принимать. Нет ничего вреднее для здоровья, чем зацикленность на нём.
Умение радоваться жизни, даже когда не всё в порядке,- особая мудрость. Секрет долголетия не в лекарствах и не в диете, а в любви к жизни и в здоровом чувстве юмора. Оставлять в памяти только положительные эмоции, больше улыбаться и радовать друзей,-   только это полезно для души и тела,  и  продлевает жизнь.
-Ничего себе теория. Да у меня чувства юмора хоть отбавляй, и жизнь люблю, откуда же такой роскошный букет всяких болячек – недоумевала Нина,   не надеясь, услышать вразумительный ответ.
- Ты видишь исцеление в лекарствах, пьёшь их пригоршнями и думаешь, что лечишься. А нужно заниматься самолечением – эту таинственную работу не могут заменить ни врач, ни лекарства.
-Приехали, сейчас начнётся мистика.
-Никакая не мистика, если сумеешь к себе прислушиваться,  поймёшь, что делаешь что-то не так, как надо. Возможно, просто не понимаешь, что здоровье само по себе счастье и радость, а ты не ценила его.
-Вот тут ты права! Что имеем, не храним, потеряем – плачем. Да, глядя на тебя, нельзя не поверить в правоту твоей теории.
 В самом деле на фоне располневших после рождения детей женщин, стройная, спортивная Варя казалась намного младше своих сверстниц. Умело наложенная косметика делала лицо выразительным и  привлекательным. Трудно было предположить, что юность осталась далеко позади. Она следила за собой, твёрдо зная, что некрасивых женщин не бывает. Бывают ленивые.
-Жизнь нелегка, часто довольно мучительна, даже безрадостна,- продолжала Варя
-Если случится болезнь,  не ворчи, прислушайся. Ты точно делаешь ошибки, а болезнь – предупреждение. Начни с того, что перестань жаловаться на судьбу, а найди, за что поблагодарить её.
-Ладно, со мной всё ясно! Но Алла, она так правильно и мудро живет, всегда ухоженная, приветливая, откуда же  столько больниц за спиной, операций и прочей напасти?
-Оттуда – же,  не умела стойко встречать и переживать беды. Впадала в озлобленность, «винила»  других, копила в душе обиды, и жаловалась на несправедливость судьбы. Только после бесчисленных бед поняла, надо уметь быть терпимой к людям, не изображать бодрость и неизменный успех, но и не превращаться в нытика, досаждающего всем жалобами на жизнь.
-Да,- вздохнула Нина,-  знал бы прикуп, жил бы в Сочи. Все знают, что нужно правильно жить и мыслить, только мало, кому это удаётся. Попробуй не злись, когда нет денег. Только и думаешь, как свести концы с концами.
- С этим не поспоришь. Если нет необходимого минимума и человек голодает, ему не до теорий. Голодный человек уподобляется животному, в нём нет достоинства, он уже не гражданин. Человек должен быть сыт и иметь нормальные условия для жизни. Думаю, в нашей компании нет голодающих, но любители прибедняться - точно есть!
-Послушай, подруга, ты, глаголющая истины, можешь сказать, положа руку на сердце, что благополучна и счастлива?
-Не моргнув глазом. Я каждое утро благодарю Господа за всё, что принёс мне вчерашний день и принесёт будущий. Спокойно, доверчиво отношусь к жизни, и беды меня обходят. Конечно, случаются иногда форс-мажорные обстоятельства, но и это не причина впадать в депрессию. Нужно уметь стойко преодолевать неприятности.
 -Ну, не человек, а пособие по правильной, образцовой жизни!- рассмеялась Нина.
 Становилось душно, от земли поднималась испарина, неожиданно налетела туча, и полил дождь, смывая безмятежную публику. Весело повизгивая, компания подхватила вещички и помчалась под навес.
-А давайте плавать!- крикнула Лида и побежала к воде.
За ней последовали несколько человек, а потом и вся компания, хохоча, попрыгала в воду. Дождь барабанил по воде, вздувая огромные пузыри.
-Да, плавание под дождём отличная идея. Напрасно мы раньше не пробовали!
Через полчаса вновь выглянуло солнце, залило светом и теплом мокрых купальщиц, а в небе появилась яркая радуга! Воздух был напоен запахом свежести и очищения.
-Катарсис, – пролепетала Алла.
-Что она этим хочет сказать?- спросила у Лиды удивлённая Нина.
-Наверное, подразумевает благополучный процесс снятия стресса, путём освобождения эмоций, говоря учёным языком.
-Ну, вы, дамы, меня потрясаете. Чего не услышишь в вашей компании. Смотрите, кто пришёл!

Появление Гии вызвало  восторженный возглас приветствия. Среди местных дам триумф бывалого моряка был несомненен.  Покрытый бронзовым загаром, он напоминал  греческого дискобола, и, стоя на волнорезе, под палящим солнцем, позволял присутствующим любоваться собой.
Благодаря доброму нраву,  не имел, или почти не имел недоброжелателей. Был приветлив и любезен, никогда не повышал голоса и никого не выделял, но предпочитал загорать отдельно от компании, дабы не вызвать нездорового интереса к своей особе.
Его ценили за тактичность и не докучали.
 Зура, второй супермужчина, наоборот,  любил общаться с женщинами, хоть ему и приходилось выслушивать порой не очень приятные высказывания в адрес сильного пола. Будучи приверженцем сложной индийской философии, смотрел на женщин понимающе и в прениях никакого участия не принимал.
По телевизору  участились сообщения о нарушениях  границы в  районах Грузии приграничных  Осетии. Всё чаще слышались выстрелы, звучали угрозы с обеих сторон. События развивались таким образом, что многие предполагали возможность военных действий, однако, верить в это не хотели, надеясь на благоразумие правителей.
 
Зура , прекрасно образованный и начитанный, на откровенную ложь и провокационные высказывания многих политиков и злой умысел провокаторов,  отвечал цитатами из того учения, которому был привержен. Пытался и других просветить и приобщить к нему, но слушали его неохотно. 
Он объездил множество стран. Не гнушался никакой работы.Никогда не хвастался, хотя был красив и великолепно сложён. Часто и подолгу занимался йоговскими упражнениями, стараясь и других привлечь к этому полезному занятию. Но последователей было немного.
Он был озабочен не столько будущим своей страны, сколько своим в этой стране, не видел никакой возможности прокормить семью.
 Положение же было действительно сложным. Массовая безработица и очень нестабильная политическая обстановка, вынуждала людей искать лучшей жизни за кордоном.
 Нарастал социальный взрыв. То и дело вспыхивали  митинги протеста.
На море удавалось немного отвлечься от гнетущих мыслей, поделиться тревогами и получить моральную поддержку. Это удавалось, благодаря отличной погоде и добрым взаимоотношениям.
Здесь на море душа наполнялась величием и красотой природы. Отчаянно не хотелось верить в возможность войны, несущей разорение и смертью
К основной компании порой присоединялась голубоглазая, пышнотелая блондинка, образец истинно русской  красоты, к которой темнокожие, знойные кавказцы испокон веков были неравнодушны. Вот и сейчас она показалась на горизонте и направилась в сторону отдыхающих грациозной, плавной походкой.
 Ловцы невинных душ, волки в овечьей шкуре не раз пытались соблазнить её, казавшуюся очень доступной, доверчивой. Но впечатление было обманчивым. Она давала отпор, никогда не выходя из себя. Видела  их насквозь и очаровательно улыбаясь, говорила колкости. О ней сплетничали, но это были досужие выдумки завистников. Наталья умела быть выше сплетен. Повидимому, они её преследовали всю жизнь, и она научилась не реагировать.  Скромно уселась, напротив Зуры и стала слушать.
   
 Большой спор вызвало сообщение о  военных действиях со стороны России. Сидящая неподалёку от компании, худая и недобрая на язык вдова, ощущавшая себя изящной и интеллектуальной, проявила страстное влечение к разбору политических событий и стала во всеуслышание обвинять российское правительство.
-Россия всегда была врагом Грузии. Я, милые дамы, не говорю о народе, - сделала она реверанс в сторону возмущённых женщин. Речь идёт о правительстве. Всем завоеванным странам она принесла разруху и нищету. Как известно её называют «империей зла». Надо разрушит это государство, и построить новое.
-Ничего себе заявление, прямо так и разрушить?  Вам, дорогая прежде лучше было бы разобраться в истинном назначение России,- не спеша, спокойно парировала Варя.- В её великом крестном пути ( пути православного служения). В предначертано свыше. Поверьте, Россия стойко вынесет, переживёт все беды ниспосланные ей и выйдет победительницей!. Государство с великим прошлым никому не удастся разрушить, не обольщайтесь. В вас говорит ничем не обоснованное чувство превосходства и неблагодарности.
-Да за что благодарить?
-Хотя-бы за то, что вы не турчанка и не персиянка, а говорите и думаете на родном языке. Людям свойственно не любить благодетелей и быстро забывать  содеянное ими добро. Но великая страна не ждёт благодарности, охотно прощает, однако это не повод доморощенным политикам охаивать и вести себя не дипломатично.
-Но, если она так велика, отчего по всем показателям тащится в конце развитых стран, где даже в самой маленькой стране жизнь намного достойнее.
-К сожалению, вы правы, но это был космический эксперимент, как показатель того, что только эволюция может и должна выводить человечество на верный путь.
Только разум и терпение, умение уважать себя и других, побеждать не дубинками, не революциями, а только разумными реформами, вот путь, по которому рано или поздно, она пойдёт.

Молчавшая до сих пор Нина взволнованно сказала
-  Святой Сергий Радонежский в духе видел победу России над всеми злыми дьявольскими кознями. Через страдание  придёт  отрезвление, просветление, самосовершенствование. Истинная вера и мудрость.
-Дай-то Бог,- согласился Зура - Беда Грузии в том, что она пренебрежительно относится к России. У нас никто не хочет соблюдать закон ни вверху, ни внизу.
-А знаешь почему?- спросила Алла и сама же ответила.- Законы дурацкие,  их выдумывает кучка политиков, и навязывают нам.

Возможно, ещё бы долго спорили на эту тему, но пришла Мака. Споры мгновенно прекратились, все знали, что она не любит ни сложных тем, ни словопрений
-Я прихожу сюда дышать свежим воздухом  и отдыхать, и не сотрясайте воздух громкими словесами ,- неоднократно повторяла она.
 Будучи человеком верующим,  предпочитала  религиозные темы, знала все церковные праздники и просвещала окружающих.
Немного поупражнявшись, (у неё был свой комплекс обязательных упражнений, которые она тщательно выполняла) по просьбе Софы начала делать ей массаж и в это время   подбежала испуганная Лили
-Вы ничего не знаете, началась война, бомбили Тбилиси.
Все вскочили с мест, стали лихорадочно собирать вещи.
-Господи, неужели война с Россией? Опять ополчатся на местных русских, придётся паранджу одевать!- подумала Варя.- Это уже было в нашей жизни при Звиаде.
-Успокойтесь, не слушайте паникёров, там просто перестрелка, я слушала последний выпуск.- пыталась успокоить Мака.
- Чего ты носишься по пляжу и пугаешь людей,- накинулась она на Лили.
-Да я то тут при чём, все говорят только об этом.
-Девочки, успокойтесь, не надо резких движений, увидите очень скоро, всё образуется.

Её слова звучали так убедительно и ободряюще, что уходить с пляжа передумали. Лили присоединилась к ним, но разговор уже не клеился. Настроение ухудшилось. Замечательный день, море и война – никак не укладывались в голове.
Наваждение какое-то. Так ждали лета, и дождались.
Вечером, по телевизору сообщили   подробности, война действительно началась.
Но страха почему-то не было.

Удивительно, но на следующий день пришли все. Оставаться дома никому не хотелось, несмотря на то, что передвижение по городу было затруднено. Весь транспорт был отправлен в Осетию. Телевизор транслировал прямые репортажи с места событий, наполняя душу тревогой. Собрались на том же месте, только в этот день народа было больше, чем обычно.

Они держались друг друга, крепко связанные любовью к морю, старались осторожно высказываться, чтобы не разрушить случайной резкостью небольшой мирок, созданный в большом, бездушном городе, раздираемом на части национальными и социальными противоречиями. Вместе было легче переносить ужас создавшегося положения. Держались спокойно, без излишних эмоций.
 
Война закончилась на шестой день, но опалённые её заревом, люди с трудом переключались на мирную жизнь. Потоки беженцев, мародёры и другие не менее ужасные события продолжали держать людей под напряжением.
 Как-то Варя шла с моря. Маршрут шёл через базар. Её окликнул продавец персиков
-Мадам, берите персики!
Варя посмотрела равнодушно на фрукты, ничем не примечательные, и собиралась пройти мимо, но тут продавец добавил
-Это путинские персики, мадам. Мы из Гори, у нас теперь Путин президент.
Он сказал с такой доброжелательной улыбкой, что Варя подумала
-Слава Богу, на сей раз, правительствам обоих государств не удалось настроить людей друг против друга.
 
Варя улыбнулась продавцу
-Ну, если путинские, надо поддержать коммерцию!
И купила несколько килограммов.

Когда на следующий день она рассказала об этом, Зура сделал вывод
-Только после бури и потрясений приходит тишь и благодать, не познав горе, человек не сможет ощутить благо. Теперь, как никогда раньше люди хотят жить в мире и поддерживать добрые отношения со всеми соседями. Так оно и будет, увидите!
Собирались до глубокой осени. В октябре плавали только  самые отчаянные любители и скоро пляж опустел совсем. До тёплых летних дней.
Нелёгкие испытания научили  ценить тёплые, сердечные отношения. Хотепось наслаждаться теплом, морем, набираться сил на зину. Жизнь отворачивалась от их планов и предлагала другой сюжет.  Но, несмотря ни на что, испытывали признательность друг к другу за теплоту и поддержку   в самое сложное, недоброе время.
 Жизнь учила  принимать  действительность без прикрас, жить в согласии, быть благодарным за все блага, которые даны, уметь страдать, не впадая в отчаянье. Ибо всё рано или поздно устраивается.