Сугубо для эскулапов

Дмитрий Александрович Билибин
                ЛЕКЦИЯ ОБ ИММУНИТЕТЕ

     Уважаемая аудитория, вы все здесь будущие эскулапы, вставшие на путь исключительно благородный, но крайне неблагодарный. По-моему, тут все комментарии совершенно излишни, не правда ли?

     Давайте я вкратце представлюсь вам, дабы вы сразу уяснили, что оратор далек от медицины примерно так же, как каждый из присутствующих далек, скажем, от туманности Андромеды. Другими словами: лечебному делу я не учился, впрочем, и другим наукам тоже, однако кое-какое представление об иммунной системе имею отнюдь не понаслышке, а исключительно исходя из своего жизненного опыта.

     Мое имя Билибин Дмитрий Александрович, москвич по рождению, петрозаводчанин, можно сказать, по убеждению, ну, а по призванию, пожалуй, диссидент. Мне уже без малого 70 лет, и вот на протяжении всех этих десятилетий со мной происходило множество событий, идущих вразрез с теми знаниями, которые вы сейчас интенсивно впитываете в себя.

     Практически каждому человеку в белом халате свойственно искренне верить в свою необходимость обществу, так ранимому от всевозможных возбудителей различных заболеваний. Их действительно очень много на нашей планете.

     И вот тут мы вплотную подходим к кардинальному вопросу: почему люди так уязвимы, почему они подвержены тлетворному влиянию на организм всяких вирусов, бактерий, штаммов и прочего в этом же духе? Да ведь ответ прост, как кусок хозяйственного мыла – слабый иммунитет. У кого-то он чуть выше среднего, у другого наоборот слабей, у третьего и вовсе едва ли не 100% иммунодефицит.

     Конечно, не мне, дилетанту, говорить вам такие прописные истины. Но зато я могу поведать вам кое-что о значительном повышении этой самой загадочной иммунной системе организма, проиллюстрировав парочкой наглядных случаев из собственного опыта.

     В качестве убедительных примеров приведу всего 3 эпизода, которые, быть может, кому-то из вас покажутся парадоксальными или даже противоестественными.
     Сразу же оговорюсь, что мои повествования не преследуют каких-либо рекламных или коммерческих целей. Просто мне хочется поделиться именно с вами, медиками, теми мажорными событиями, которые имели место в моей жизни. С этого момента можете рассматривать меня не как доморощенного лектора, а как экспонат для визуального изучения.

     Итак, как говорится, ближе к телу. Прежде всего хочу сконцентрировать ваше внимание на том, что еще в детстве я употреблял преимущественно сырую воду. Разумеется, не с пеленок, а чуть позже и вопреки воле родителей. Они, естественно, пытались поить подрастающее чадо только кипяченной водой, да и вообще лепить из ребенка тепличное растение. Запреты были на сладкое, соленое, острое и т.д. Точнее, не столько запреты, сколько возмутительные ограничения. От чрезмерного употребления сладостей, видите ли, диатез, от другого еще что-то мало убедительное… Любой организм сам диктует свои потребности, которые ни в коем случае не стоит игнорировать.

     А вот что, скажите, пожалуйста, делать ребенку, который испытывает просто немыслимую тягу ко всем продуктам, содержащим высокую концентрацию гликозидов? Это подвигает его на самостоятельные поиски искомого с последующим «нелегальным» его употреблением, разве не так?

     Именно по такому пути я и шел: ходил всегда с чайной ложкой в кармане, чтобы при всяком удобном случае залезть ею в банку с вареньем, без конца таскал соленые и маринованные огурцы и другую вкуснятину. Ну, а жажду, как уже упоминалось, предпочитал утолять холодной сырой водой где-нибудь из уличной колонки.

     До того, как я с головой окунулся в такую партизанскую деятельность, это где-то после 5-6 лет, успел исправно переболеть почти всеми сугубо детскими заболеваниями. Но потом все хвори стали каким-то странным образом постепенно отступать. Остался лишь один ужасный бич – ангина. Это происходило уже на уровне физиологии – врожденные миндалины, которые бурно реагировали на все холодное. Должен заметить: чертовски противная вещь, мало того, что совершенно чудовищный дискомфорт в горле, так ведь еще и температура, буквально сваливающая с ног.

     Казалось бы, профилактика ангины элементарна: воздержание от мороженого, от ледяной воды и от прочего подобного. В этом легко убедить взрослого человека, но не ребенка, который вовсе не желает отказываться от своих детских радостей. Очень нужна ему такая жизнь, где все самое вкусное под запретом! А запретный плод для того и существует, чтобы вкусить его. Лишь после этого можно с уверенностью констатировать, сладок ли он.

     Исходя из таких соображений, пришлось однажды решиться на крайне опрометчивый шаг, чреватый, как у вас принято говорить, летальным исходом.
    Где-то уже в возрасте 13-ти лет я в очередной раз слег в постель с диагнозом флегмонозная ангина.
    По всей вероятности, моя гортань представляла из себя такую живописную картинку, что участковому доктору просто трудно было ошибиться в своих выводах. Хотя ни для кого не секрет: сколько врачей – столько диагнозов, мнений, лечений и прогнозов. Однако речь не об этом.
 
    Вердикт был ужасен: после выздоровления - немедленное удаление гланд и точка. Не вам, уважаемая аудитория, описывать эту кошмарную экзекуцию с варварским выдиранием кусков мяса из нежной гортани, сопровождаемой массированным кровопролитием. В те незапамятные времена, надо заметить, никто еще ничего не слышал о криогенных методах этой невзрачной процедуры. Кроме того, никто из вашей братии не давал гарантии в полной сохранности функций голосового аппарата... И тут стоит сказать, что я, генетически обладая абсолютным слухом, любил петь.

     Таким образом, до предела напуганный страшной перспективой, под воздействием высокой температуры в 39(!) с копейками, я и совершил то, на что не пошел бы ни один здравомыслящий человек.
     Оставшись один дома, я кое-как добрался до холодильника, извлек из него запотевшую от холода бутылку «Ессентуков» и полностью опорожнил ее.

     Разумеется, не безболезненно, с целым градом обильных слез. Казалось, раскаленные миндалины просто шипели от такого насильственного охлаждения. Ведь напиток не только был холодным, но вдобавок и с пузырьками газа. Сами понимаете, что даже абсолютно здоровому горлу едва ли под силу выдержать столь тяжкое испытание – пол литра сильно газированной минералки залпом!

     Следующим этапом этого смертельного аттракциона явилось то, что я все также кое-как добрел до кровати и тут же погрузился, ну, может, не в кому, но во что-то вроде этого.
     По всем законам человеческой логики я не должен был благополучно выбраться из столь безнадежного штопора, но, тем не менее...

     Не буду с уверенностью утверждать, что побывал в полете по какому-то замкнутому пространству, что видел торжественный свет в конце длинного тоннеля, возможно, это просто плоды воображения. А если даже и не так, то там не сочли нужным досрочно принимать меня в любвеобильные объятия, очевидно, время не пришло. Мол, нечего пока здесь делать, помучайся досыта в биологическом мире, а в нематериальном успеешь еще побывать.

     Сколько длился этот запредельный экскурс, сказать затрудняюсь, может, часа два, может, несколько больше, но вернулся я обратно в идеальном состоянии.
     Ощущение было таким, словно кто-то полностью заменил мне горло. Ибо с тех пор никакая простуда больше не гнездилась там, хотя гланды все-таки остались на месте.
     Не знаю, что за трансформация с ними произошла, но отныне они никак не влияли на мою дальнейшую жизнедеятельность. И это дало мне блистательную возможность по сей день целыми тоннами есть мороженное, декалитрами пить любые ледяные напитки. Вот такая история №1.

     Если я еще не слишком утомил моих внимательных слушателей, то без всяких комментариев перехожу к следующему не менее удивительному повествованию.

     Мне было уже 20 лет, когда моя покойная мама, обладавшая целым букетом серьезных заболеваний, в очередной раз лежала в больнице под неусыпным контролем ваших коллег. Мы с ней всегда были не просто родными людьми, но и хорошими друзьями, постоянно часами собеседовали на разные темы, о чем-то дискутировали и т.д.

     Подозреваю, что маме стало скучно видеть своего сына эпизодически, вероятно, поэтому она сумела убедить меня лечь на несколько дней в стационар для профилактического осмотра. Так, на всякий случай.

     Хотя, предпосылкой для этого послужил ряд тревожных симптомов с моим желудком: периодическая изжога, частая отрыжка, метеоризм, как вы выражаетесь. А у меня этот термин ассоциировался лишь с метеоритным дождем.

     Если бы я знал, что кроме обычных анализов мне предстоит едва ли не метрами глотать чуть ли не пожарные шланги, а потом подолгу лежать областью печени на каких-то неуклюжих грелках, то ноги моей не было бы в тех стенах. 
    Внешне доброжелательные иезуиты в белых балахонах издевались надо мной как хотели: велели заглатывать не только разнокалиберные зонды (кстати, тоже термин больше отдающий чем-то космическим), но и пить жидкую известку с таинственным названием барий.
     Я уж не говорю о том, что неоднократно брали кровь из вены такими огромными шприцами, что их объем больше походил на спринцовку среднего размера. Вдобавок ко всем этим инквизиторским мукам присовокупили какой-то совершенно несъедобный диетический стол. Ну, а для полного торжества такой вопиющей несправедливости категорически запретили курить!

     Однако пациент попался с ярко выраженным бунтарским норовом, сопротивлялся всем и во всем, доведя добрую половину медперсонала до предынфарктного состояния. И месть со стороны эскулапов не замедлила последовать в виде сразу трех диагнозов: гастрит с язвенным обострением, острый холецистит и какая-то мудреная форма то ли невроза, то ли неврастении, сейчас уже точно не помню.

     Первые два, надо сказать, не произвели на меня никакого впечатления, а вот третий диагноз оспаривать не стоило – сами врачи довели юного пациента до психоза своими манипуляциями.

     А на десерт перед выпиской назначили уму непостижимое медикаментозное лечение и не только. Вновь были предписаны ненавистные запреты: не употреблять соленое, жирное, острое, питаться по такой античеловеческой схеме, что впору позавидовать бездомным животным, питающимися чем попало.

     Как обычно, дух врожденного противоречия сработал и на сей раз. Все предписания – глупости заумных взрослых, решил я, организму ни в коем случае нельзя отказывать в том, что он просит. А он-то как раз и требовал всего того, что подпадало под вышеуказанный запрет и в гораздо большей мере, чем до того.

     Дальше события развивались по следующему сценарию: долой всю сомнительную терапию и да здравствует свобода выбора! В ход пошла пища перченая, горченая, жирная с чудовищным количеством термоядерных специй. Самым вульгарным образом нарушался режим питания и его температуры.

     Очень скоро выяснилось, что никакие блюда не должны быть горячими, а лишь соответствовать температуре окружающей среды. Прозрение приходило как на интуитивном уровне, так и на основе наблюдения за животными, которые никогда не давятся, скажем, горячими блюдами, не обжигаются чуть ли не кипящим чаем, как это любят люди.

     Резюмируя все сказанное, хочу заметить, что ущербный в прошлом желудок очень даже хорошо перевоспитался, запросто адаптировался к новому методу потребления пищи. И никаких холециститов, гастритов и язв не прогнозируется и по сей день. Отсюда можно с большой долей уверенности можно говорить о плодотворном повышении собственного иммунитета, разве я не прав?

     А теперь слегка расслабимся перед тем, как я перейду к финальному эпизоду. В промежутке я позволю себе указать на несколько немаловажных штрихов, которые, вероятно, вызовут кое у кого из вас, мягко говоря, недоумение.

     Например, я курю всю свою сознательную жизнь, точнее, без малого 50 лет подряд. И если верить всем досужим разглагольствованиям о фатальном вреде курения, то я уже давным-давно должен оправдываться о своем пагубном пороке где-то в небесной канцелярии. Или у меня вместо легких должны быть сплошные раки с метастазами как минимум до самых пяток!

     Пожалуй, я сильно разочарую уважаемую аудиторию, если публично заявлю, что не ощущаю ни малейшей физической необходимости в пользу отказа от никотина. С какой, собственно, стати? Зачем сознательно лишать себя одного из немногих земных удовольствий? Вот наступит мой час, там и брошу, вы уж поверьте на слово.

     Кстати, готов спорить с самыми выдающимися светилами медицины, что у курящих людей иммунная система куда более совершенная, нежели у некурящих.
     Мы, поклонники табака, можем совершенно спокойно чувствовать себя в любом насмерть прокуренном помещении. А вот тем, кто возмущенно фыркает от малейшей молекулы дыма, не стоит находиться среди курильщиков. Ибо на их уязвимые организмы табачный дым производит крайне негативное впечатление, это, увы, надо признать как истину.

     О таких пороках, как алкоголь, наркотики и токсикомания, понятное дело, можно и не упоминать, тут все и так, надеюсь, ясно.

     Кто-то когда-то сказал: в здоровом теле здоровый дух. С этим тезисом может безоговорочно согласиться лишь тот человек, у которого с мыслительным аппаратом не все в порядке. Сразу же попытаюсь внести ясность: сколько за последние годы расплодилось, пардон, отморозков разных мастей, обладающих отменным здоровьем и гнилым духом. Дух, психика, мораль, сущность, воля – все это в принципе синонимы.

     Однако не будем барахтаться во всей этой лингвистической терминологии, лучше попробуем идти от обратного. Лично я на 100% убежден в том, что общий тонус организма во многом зависит именно от здорового духа.
     Например, если человек оптимист, обладающий стабильным характером, силой воли, то он способен задавать заметный тон своему здоровью. Надеюсь, никто с этим спорить не будет. Или?

     А вот теперь, после такой небольшой артподготовки, в самый раз перейти к очередной иллюстрации. Итак, история №3.

     Это случилось рано утром осенью 80-го года.
     Я мирно возвращался домой с ночной смены на мотороллере. До конца маршрута оставалось примерно метров 300-350, когда некий водитель «Москвича», плохо ориентирующийся в пространстве, сбил меня на встречной скорости около 80 км/час.
    Удар пришелся сбоку фарой прямо в левую ногу. Мой мотороллер отбросило на обочину метров на 15, а сам я по инерции пролетел вперед и упал на дорогу. Полет происходил с раздробленной от колена до низа ногой  с тройным сальто в воздухе и последующим жестким приземлением.
     Сознание я не потерял, поэтому в течение нескольких минут получил возможность полюбоваться на множество осколков собственных костей. Левая штанина была разорвана, вместе с ней и все мягкие ткани голени, кровь почему-то хлынула с изрядным опозданием.

     В те времена мобильные телефоны еще и не существовали, но, тем не менее, очень быстро откуда-то появилась скорая помощь.
     После инъекции промедола (это я выяснил позже), все фрагменты моего тела аккуратно возложили на носилки, затем доставили в приемный покой городской больницы. Дежурному врачу достаточно было беглого осмотра, чтобы тут же вынести категорическое решение о немедленном удалении конечности во избежание гангрены...

     Как я уже упоминал, врачам явно не везло с таким пациентом, который, фигурально выражаясь, вечно вставлял им палки в колеса.
     Грядущая ампутация вовсе не вписывалась в мои жизненные планы. А посему я с не меньшей категоричностью отрекся от нее, предпочтя лучше уж гангрену со всеми вытекающими отсюда последствиями. Мне намного привлекательней казалось отправиться в нематериальный мир в полном комплекте, но ни в коем случае не растеряв половину органов по пути.

     На мое счастье в этой больнице работал просто гениальный травматолог, что называется, врач от Бога. Полагаю, его имя всем вам хорошо известно – Мельцер Рудольф Ионтальевич. Это не только Доктор с большой буквы, но и человек с незаурядным юмором, высоким интеллектом и множеством других хороших качеств.

     У нас сразу же возник контакт. Мельцер сказал, что поставит меня на ноги, но лишь с условием – я должен буду всячески содействовать ему в этом. То есть, не раскисать, железно верить в выздоровление, держать свой моральный дух на высоте. Требования поистине пустяковые, зато награда воистину королевская – обе ноги.
     Правда, первоначальный прогноз отнюдь не выглядел чрезмерно оптимистичным: предполагалось, что коленный сустав либо плохо будет работать, либо вообще не будет. Но и это не все, удаление мелких осколков обеих костей приведет к укорочению конечности.

     Диагноз гласил: открытый многооскольчатый перелом со смещением, конечно же, и с непредсказуемыми последствиями. Гипс, в который меня законопатили до самых подмышек, сильно смахивал на панцирь черепахи, лежащей на спине...

     Угроза для жизни не шла ни в какое сравнение со страшной опасностью попасть в наркотическую зависимость от 9 инъекций промедола в сутки!
     Поэтому пришлось уже через пару дней самому отказываться от этих уколов, что очень импонировало лечащему врачу. И меньше, чем через месяц я сам поставил крест на наркотиках.

     Между тем, моя травма была настолько нестандартной, настолько уникальной, что привела в восхищение профессора Бандарчука, преподающего травматологию вот в этих самых стенах. Следствием этого явилось, что профессор с явным удовольствием экспонировал меня своим питомцам, вечно следовавших за ним этакой симпатичной стайкой.

     Первое время я покорно терпел его бесцеремонность, но когда Бандарчук в моем присутствии заговорил о репозиции, не заручившись, кстати, согласием подопытной мышки, то я попросту встал на дыбы. Не в буквальном, разумеется, смысле, не во весь рост. Может и диковато звучит: встал на дыбы лежа, но, тем не менее, получилось.

     Собственно, а почему профессор должен давить на пациента своим авторитетом? Да будь ты хоть трижды лауреатом Нобелевской премии, но с мнением больного тоже не мешало бы считаться, разве я не прав?

     Мельцер же пошел по другому пути. Видя, что пациент обладает не только шершавым характером, но еще и штудирует учебники травматологии в больничной койке, он решил убедить своего подопечного в целесообразности и необходимости репозиции. Показал рентген снимки неправильно срастающихся под гипсом костей – аргумент хоть куда.
     В общем, убедил, ибо очень уж нужна мне была нога, на данный момент дугой выгнутая назад и напоминающая сельскохозяйственный серп.

     Полагаю, вам известно, что репозиция – это, в сущности, ни что иное, как нанесение новой травмы, насильственный перелом неудачно срастающихся костей. Это также и новые страдания, возврат к обезболивающим средствам и множество других неудобств. Но самым неприятным следствием репозиции стало то обстоятельство, что процесс срастания костей просто-напросто остановился...

    Такой малопривлекательный поворот событий подвиг заведующего травматологического отделения Юрьяна на применение аппарата Илизарова.
    Штука, скажу прямо, – инквизиторская.
    Во-первых, совершенно дурацкая рама на ноге с торчащими из живых тканей спицами. А, во-вторых, нередко случалось, что от этих самых спиц наступало загноение мягких тканей и разрушение костных. Это я уже успел узреть на других пациентах.

     Словом, от всей этой стальной радости я отказался и потребовал досрочной выписки домой, а с Мельцером договорился так: если что-то пойдет вкривь-вкось, я вновь вернусь в лазарет под его опеку.
     Моя самодеятельность, разумеется, этим не ограничилась: оказавшись дома, я тут же избавился от гипсового корсета на торсе, оставив самый минимум.

     Где-то с неделю все оставалось по-прежнему: взбунтовавшиеся кости никак не желали срастаться, я это отчетливо ощущал.
     И тогда я решился на очередной весьма рискованный эксперимент – полностью освободиться от гипса. Откуда-то взялась уверенность, что все сразу пойдет как надо.
     Сами прекрасно понимаете, такое решение пациента не могло вызвать радостного энтузиазма у травматологов, в частности, у консервативного Юрьяна. Он всячески уверял меня в том, что это совершенно дохлый номер, что без гипса моя нога либо вообще отломится, либо образуется ложный сустав на голени. По его словам я обречен был навсегда стать инвалидом, как минимум, 3 группы.

     Быть может, кого-то другого это и деморализовало бы, но только не меня. Ибо я твердо верил, что сумею пройди все круги ада, мало того, научусь ходить не хромая без всякой ортопедической обуви.
     Да чем же, в конце концов, я хуже легендарного летчика Мересьева, наглядно доказавшего вашему брату, что при большом желании человек способен и на обоих протезах танцевать?

     Таким образом, Рудольфа Ионтальевича я убедил, а мнение перестраховщика Юрьяна меня мало интересовало: пусть других недалеких пациентов пытает отнюдь несовершенными аппаратами Илизарова.

     Полностью освободившись от гипсовой зависимости в стенах дома, я почти сразу же почувствовал, как кости стали стремительно срастаться, прямо-таки с фантастической скоростью!
    Уже через неделю я стал потихоньку ступать на ущербную ногу, еще через несколько дней уверенно ходить по улицам с палкой. Ну, а через месяц явился живьем, без всяких инвалидных атрибутов в ординаторскую своего отделения.

    Вряд ли кому-либо из вас удастся представить себе, каково было удивление всего медперсонала травматологии, когда их безнадежный пациент прошелся перед ними легкой походкой, словно ничего прискорбного с ним и не приключалось! Думаю, после такого шоу Юрьяну просто следовало бы подать в отставку, ибо я опроверг все его мрачные прогнозы.

    Под занавес еще парочку нюансов. Реанимированная нога стала в итоге короче на 2,5-3 сантиметра, еще оставалась сильная контрактура коленного сустава, а отрепетировать ровную походку без хромоты удалось за счет небольшого перекоса позвоночника. Ничего сложного в этом нет, уверяю вас.

    Как видите, уважаемые эскулапы, общий уровень иммунитета зависит не только от правильной дрессировки организма, но и от устойчивой психики. Пусть я повторюсь, но от здорового духа больше шансов иметь здоровое тело.

    Ну, а в качестве заключительного аккорда сегодняшнего театра одного актера, если не возражаете, могу дать вам парочку полезных, на мой взгляд, рекомендаций. Но если вы и так переполнены впечатлениями от предшествующего повествования, то могу и воздержаться.

    Не пичкайте, пожалуйста, без крайней надобности своих питомцев микстурами, пилюлями, таблетками и прочей фармацевтикой, продукты которой на 80-90% состоят из химии.
    Никогда никому не прописывайте бег, который вызывает повышенную нагрузку на сердечные мышцы. Ведь сердце – это насос, призванный работать в определенном ритме. И как каждому мотору сердцу отпущен ограниченный срок работы, любая перегрузка существенно укорачивает его жизнедеятельность. Обратитесь к статистике, и вы с ужасом увидите что происходит с большинством спортсменов, сошедших с дистанции.

    А против гиподинамии или излишнего ожирения существует идеальное средство – велосипед, при езде на котором работают практически все группы мышц. И если разумно ездить на нем, без излишнего лихачества, то ваше сердечко будет работать так же стабильно, как швейцарские часики.

    Не назначайте пациентам никаких диет, пусть организм получает то, что требует его сигнальное устройство – желудок. Именно он точно знает, что ему требуется в данный момент. И забудьте об устаревшем тезисе, гласящем, что сахар и соль являются вредными для организма. Живите сами в удовольствие с Богом в сердце, не забывая при этом и о своих подопечных.

    Старайтесь чаще использовать старый проверенный метод – клин клином.
Ни в коем случае не запрещайте детям пить сырую воду, ибо именно она самый основной фактор изначального повышения иммунитета. Скептики на это немедленно возразят, мол, в нашей сырой воде обитают какие-то страшные вибрионы или бактерии, если угодно, дескать, там таятся такие угрозы – о-го-го! Да, не только дети, но и любой из нас подвержен всяческим напастям, тут уж никуда не денешься, коли грянет гром. А грянуть он может даже в совершенно стерильных условиях, вне зависимости от каких-либо конкретных факторов.

    Впрочем, какое моральное право имеет дилетант давать советы профессионалам? Вы уж простите меня великодушно за такую вольность.

    Полагаю, вовсе нелишне сказать пару слов и о нервной системе, которая так часто предательски отказывает нам в самые ответственные моменты. Если я сейчас громогласно скажу, что ее нужно всячески беречь, то вы просто поднимете меня на смех, ибо о таких аксиомах не стоило бы упоминать. Но, тем не менее, я рискну.

    Задумайтесь, пожалуйста, в каких именно ситуациях мы впустую губим миллионы (если не миллиарды!) своих нейронов? Да нет, не на работе в спорах со своими коллегами, не от вливаний начальства, а дома. Да-да, именно в семейной жизни, где каждый из супругов почему-то норовит доминировать, не осознавая порой, что ему это не удается. Увы, извечный конфликт между противоположенными полами все также продолжает иметь место  в нашей не слишком-то комфортабельной жизни...

    Вступая в брачные отношения мы идем на поводу у ханжеской морали, предписывающей, что узаконенная неким органом семья всем нам необходима. Это либо ЗАГС, либо церковный алтарь.

    Как вам всем известно, есть сознание и есть подсознание. Так вот, в первом случае мы используем в качестве приоритета брак, как создание домашнего очага, продолжения рода и воспитания потомства. Но на подсознательном уровне мы сами себе создаем проблемы, воссоединяясь для того, чтобы просто-напросто портить друг другу существование. Доказательства? Да обратите свои взоры в нужном направлении, вспомните, все ли гладко было между вашими любимыми предками.

    Нет, я отнюдь не хочу сказать, что институт брака следует запретить конституционно или законодательно, но лучше эту идею 100 раз обдумать, а потом выбросить прочь как несостоятельную.
    Гражданский брак - это тот мощный фактор, который сдерживает всех нас от многих необдуманных поступков. Я имею в виду разные бытовые склоки между супругами, эпизодически возникающие без каких-либо весомых поводов. К сожалению, никто из нас не умеет уважать интересы своего партнера, мы почему-то вечно пытаемся навязывать ему свое мнение, считая его истиной в последней инстанции. Вот как раз следствием этих никому ненужных дрязг и является ничем неоправданная нервотрепка.

    До сих пор неизученные толком сновидения хотя и не относятся к области иммунологии, но, полагаю, вам небезынтересно будет кое-что узнать о них. Говорят, есть некая категория вещих снов, существует толкование их и еще что-то в этом роде.

    А как вам понравится такая феноменальная ситуация: неожиданно человеку снится, что он производит какие-то совершенно несвойственные ему действия, которые потом наяву ему удаются? Лично со мной подобные случаи происходили. Например, именно во сне я научился вождению автомобиля. Весьма характерно, что в этом плане у меня не было даже теоретических познаний, все это странным образом пришло во сне. Чем такое можно объяснить? Генетикой? Так ведь никто из моих предков не обладал навыками вождения транспортных средств...

    Еще один академический сон: я беру в руки кларнет и запросто начинаю играть на нем. Инструмент этот, должен заметить, один из самых сложных духовых. Однако, тем не менее, когда мне наяву  в возрасте 17 лет довелось впервые взять кларнет в руки, то я без всякой посторонней помощи почти мгновенно освоил его.

    Были также и другие поистине волшебные сновидения, в частности, вот эта самая лекция, которую я немедленно законспектировал по пробуждении.

    Мог бы еще кое-что рассказать о левитации, но эта тема совершенно отдельного разговора, в двух словах ее просто не охватить.

    Итак, пришло время закругляться, иначе от всех этих чудес ваши зигзаги в голове выпрямятся в одну сплошную линию вдоль позвоночника.

    Уважаемая аудитория, спасибо за внимание. Если у кого-то имеются какие-либо вопросы, постараюсь на каждый из них дать предельно исчерпывающий ответ прилюдно или тет-а-тет.


Дмитрий Билибин,                Петрозаводск, 20.06.2004 г.