Записки на полях - Ольга Велейко

Клуб Слава Фонда
"Весна идет", - была задана тема этого конкурса. Есть в этих двух словах какой-то мощный энергетический посыл, какой-то оптимизм и драйв – все то, чего, на мой взгляд, не хватило представленным произведениям. Почти в каждом – печаль, меланхолия, грусть. Я понимаю: "не мы такие, жизнь такая". Но ведь жизнь-то мы сами создаем, не правда ли?

Однако не смотрите на мое брюзжание – это, как говориться, в сторону! Конкурс состоялся, и нашлись в нем великолепные жемчужинки. Основная масса произведений оказалась в форме миниатюр, причем не сюжетных. Бессюжетные вещи писать труднее всего: автору не на что опереться, нечем зацепить читателя, кроме как чистым писательским мастерством. Это риск, конечно, но кто не рискует… В общем – давайте пить шампанское! :-)


1. Инна Завадская "Когда тронется лед".

Личное впечатление: тягостное. Не нравятся мне мужчины, которые пытаются въехать в рай на горбу женщины, изменяют, оправдываясь весной, а потом – изменяют еще и своей "весенней" любви, возвращаясь к жене.  Впрочем, тут во мне включилась феминистка. На оценку мое впечатление никак не повлияет.

Сюжет: школьная любовь, упрямый молодой человек из нередкой нынче породы "ставлю цель – достигаю – ставлю цель – достигаю", Америка – розово-воздушная мечта постсоветского гражданина – место, "где все ходят в белых штанах и рубашках, жгучее яркое солнце отражается на их белых одеждах". Ради достижения этой мечты главный герой хоть и не пускается в противозаконные авантюры, подобно сыну турецко-подданого, но, не моргнув глазом, выпихивает на два года жену (дети? потерпят!), чтобы освоила территорию. А сам… окунается в захватывающий роман, в "любовь в благодарность"… Кольцевая композиция понравилась – хорошо сыграна. Характеры раскрыты неплохо. Сюжетный ход с появлением у Дины и Владимира чемоданов не понравился – это уже даже не штамп, а штампище.

Язык и стиль: чудовищное количество канцерялизмов губит впечатление на корню. "Этому способствовало появление в жизни девушки решительно настроенного молодого мужчины", "Кроме собственно предложения он сказал только одно", "В процессе словесных баталий ", и так далее, и тому подобное. Есть грамматические огрехи ("немало", "нелегко" пишется, в данном случае, слитно, "полгода" – слитно в любом случае). Есть удручающие повторы: "Время, действительно, лечит, независимо от нашей веры в аксиому… На время мы заполняем пустоту собственными переживаниями, но если не сопротивляться, упорно цепляясь за прошлое, независимо от нашего желания пространство вокруг наполняется". Видите, да? Впрочем, использование прерывистого абзаца-диктемы ("…отрезок ночи без конца и начала, без прелюдий и заключительных аккордов, только нежность, переполняющая, предназначенная другим мужчине и женщине, вырвалась наружу благодаря стечению обстоятельств и с головой накрыла Дину и Александра, она была безмолвна, беззвучна, слепа, но трогательна…") – очень сильный (и смелый) стилистический прием. За него накину балл :-)

Соответствие конкурсной теме: да.

2. Дмитрий Левченко "Важно"

Личное впечатление: а я люблю технику потока сознания, хотя ее и часто критикуют.

Сюжет: несюжетная эмоциональная миниатюра. Течение мыслей и воспоминаний героя и картинки объективного мира переплелись в единое целое, создав настроение. Почти поэтическое.

Язык и стиль: четкая работа со вторичным семиозисом, дробление текста на абзацы-предложения, графический уход в вертикаль. Понравилось.

Соответствие конкурсной теме: да.



3. Шуваева-Петросян "Ворон и крыса"

Личное впечатление: попытка создания притчи. Не слишком удачная, на мой взгляд. Не хватило глубины. Но это ощущение ни в коей мере не отразится на оценке, тем более, притча – это один из самых сложных жанров. Уже за смелость – огромное уважение.

Сюжет: Ворон и Крыса – узнаваемые типажи. Люди, живущие без любви и доброты, черпающие радость и смысл существования в крупных и мелких пакостях. Живут себе и живут, а потом наступает весна, непохожая на все другие вёсны (видимо, это символ наступившего Царствия Божия? или меня не в ту степь понесло?), и Ворон и Крыса погибают и рассыпаются песком. В принципе, посыл прозрачен и выражен в коде: "Пусть сердце твоё, милый друг, полнится любовью и не впускай в него зло и ненависть..." Смутил следующий момент: все-таки я не нашла характерной разницы между Вороном и Крысой. По сути – это носители одного и того же. Тогда зачем их двое? Обычно притчевая или басенная конструкция требует введения второго персонажа в качестве антитезы. Здесь антитезы нет.

Язык и стиль: в целом, обычный язык притчи. Есть ошибки:
"Под мостом, протянувшемся над некогда бурной рекой Гедар". Правильно – "протянувшимся".
"Ошарашенно" – ошибка. Вторая "н" не нужна.
"…окаменелось их была невечной". Очепятка :-)
"…подул ветер и просыпались они мелкими песчинками…" Не хватает запятой.
"Пусть сердце твоё, милый друг, полнится любовью и не впускай в него зло и ненависть". Не хватает запятой после "любовью".

Соответствие конкурсной теме: да.



4. Марина Бродская "Апрель"

Личное впечатление: апрель – мой любимый месяц. В нем – юность и изменчивость, самонадеянность, самовлюбленность, но, при этом, готовность дарить любовь, капризные качели настроения, в общем, – характер! От миниатюры с таким названием ждала большего.

Сюжет: несюжетная вещь. Должна была бы стать поэтической, но – стала ли?

Язык и стиль: в целом – неплохо. Образно, метафорично, с полисиндетонами.  Заход при помощи вопроса тоже хорош, эмоционален, цепляет внимание. Понравилась прямая речь, но тут неожиданный ляп обнаруживается: получается, что землю прикрывает туманом дождь? Понимаю, что это занудство, но полезла таки на Meteoweb.ru, чтобы убедиться – причины возникновения туманов не связаны с дождем :-) В общем, образ с дождем, который, извиняясь, прикрывает землю туманом, как шалью, не до конца отточен. Не понравился повтор: "Земля поёживается от февральских заморозков…" – " Земля ёжится, поводит зябкими плечами…". Здесь выглядит именно повтором, стилистической ошибкой, хотя ее легко можно превратить в сильный прием: если использовать один глагол вместо двух однокоренных, да еще и внести его же в начало последнего абзаца (чтобы трижды получилось, например, "Земля ёжится"). Таким образом, образуется анафорическое звучание и ритм. Но это, конечно, лишь совет. Оборот "когда устал ждать и ждать то уже нет сил" неудачен. Кроме того, частичка "то" требует дефиса. "То", "либо", "нибудь", "кое", - помните?

Соответствие конкурсной теме: да.



5. Галина Харламова "Ода мартовским петухам"

Личное впечатление: название интригующее. Впечатление теплое. Я очень люблю бывать в деревне, хотя о горлопанящих по утрам петухах с нежностью отозваться не смогла бы :-) Наверное, потому что мне доводилось слышать их песни не весной…

Сюжет: несюжетная миниатюра. Лирическое воспоминание, ностальгическое настроение. Действительно, ода птичьему таланту.

Язык и стиль: стилистически ровно. Нашла одно предложение, в котором требуется чуть бОльшая пауза: "Дождется и опять поёт, почему-то всегда начинал именно он". Лучше разбить его на два простых, чтобы не было этой скороговорки. Синтаксис надо серьезно править – ошибок много.

Соответствие конкурсной теме: соответствует.



6. Елена Берсенева "С добрым утром!"

Личное впечатление: нон-фикшн.

Сюжет: несюжетная миниатюра, выстроенная на приеме антитезы. Удалось :-)

Язык и стиль: достаточно выразительно. Есть удачная находка: о мире, спрятанном в глубине варежек.

Соответствие конкурсной теме: да.



7. Петрович Владимир "Кизил уже зацвел. Дядь Заур, расскажи".

Личное впечатление: хорошая, зрелая проза. Очень атмосферная вещь. Понравилось.

Сюжет: авторская интерпретация старинного предания о князе Путе Дадешкелиани (считается, что род Дадешкелиани – родственники князей Тарковских), убитом ушкульцами в церкви (дабы избежать кровной мести).  Автор придал этой истории романтический оттенок, и весьма удачно, на мой взгляд. Кольцевая композиция смотрится очень эффектно.

Язык и стиль: колоритные, с активным смешением лексических кодов. Чем-то этот текст напомнил мне любимые в детстве осетинские сказки :-) Синтаксис прихрамывает, надо править.

Соответствие конкурсной теме: да!



8. Ирина Побережная "Весенняя рапсодия".

Личное впечатление: добротный текст для школьного диктанта. Хрестоматийный просто. Возникло недоумение: почему "рапсодия"? Если исходить из этого названия, то ожидаешь чего-то в духе народных эпосов, поскольку рапсодия – это декламация нараспев эпической поэмы… Ну, да ладно.

Сюжет: бессюжетное, описательное произведение. Вспомнились слова Паустовского: "Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины". Посмотрим же на язык.

Язык и стиль: гладко, грамотно, с поэтическими реминисценциями. Есть в самом начале момент неблагозвучия, когда в нескольких строках собрано чрезмерное количество шипящих, но дальше – вполне на уровне.

Соответствие конкурсной теме: соответствует.



9. Нина Цыганкова "Апрель в ребро".

Личное впечатление: отличное название :-) Апрель – он такой бесенок! :-) Но содержание огорчило. Сейчас опять "включу феминистку": наше ханжеское отношение к возрастным якобы мезальянсам удручает. Пара "мужчина в возрасте – молодая женщина" – это можно (хотя и найдутся желающие посудачить: дескать, "кошелек нашла"). А вот ежели мужчина молод, а женщина… чуть менее молода – стоп-кран! Обидно, братцы-граждане. "Любви все возрасты покорны" лишь в теории, а на практике…

Сюжет: история возможной, но несостоявшейся любви. Точнее – состоявшейся лишь в воображении, но уничтоженной в зародыше собственной рукой женщины. Этакий эмоциональный аборт. Композиция прямоточна, финал, увы, предсказуем, хотя до конца надеешься на иной исход. В целом, характер героини раскрыт.

Язык и стиль: и то, и другое имеется в наличии. Порадовала метафора с языками из-под сугробов :-) Есть, однако, и огрехи. Повторы "она", "он" частят, "сокровище - сокровище" в одной фразе. Ошибка в расстановке знаков препинания в прямой речи («Это Апрель!» - успокаивала она себя. – «Вот кончится Апрель…»). И, знаете… Конечно, сугубо субъективно: не очень-то здорово выглядят в художественном тексте слова, набранные "капслуком". Все-таки, я убеждена, что работать с интонациями и акцентами надо без привлечения вот таких, уж совсем грубых, приемов.

Соответствие конкурсной теме: абсолютное.



10. Юлия Ванадис "Хочешь, я подарю тебе солнце".

Личное впечатление: автор дает стабильно высокий результат. Взять высоту не так сложно, как удержаться на ней. Но у Юлии получается. Проанализировав к данному моменту девять текстов о весне на этом конкурсе, а также двадцать четыре рассказа о любви на конкурсе другого литпортала, я сама себе кажусь уже чем-то вроде редактора Word, автоматически подчеркивающего ошибки, абсолютно безэмоционального и без единой крохи сентиментальности. Однако здесь на последних строчках совершенно позорно прослезилась. Хороший рассказ.

Сюжет: и весна, и любовь, и солнце, и воспоминания, и трагедии юных неопытных сердец, впервые столкнувшихся с бедой и предательством – все мастерски сплетено в инверсионной композиции этого рассказа. Парадоксальность мысли: жизнь жестоко избивает нас, чтобы мы научились ее ценить. Да, странно. Но есть в этом какая-то сермяжная правда. Больше всего ценят жизнь люди, которым выпало на долю много испытаний. Главное, чтобы у человека было свое "солнце" – оно поможет все пережить. Характеры персонажей выписаны достоверно.

Язык и стиль: богатые. Как всегда у Юлии – много интересных образных находок. Правда, на этот раз есть и обидные ляпы.

"Родной городишко спешил навстречу, оставляя за спиной зарождающийся суматошный рабочий день, уютный дом…" Хрестоматийная ошибка, замечательно разобранная Норой Галь ("...Глядя на нее... и слушая, как она болтает, вас охватывало щемящее чувство жалости"). Подразумевается, что городишко спешил навстречу героине, а за ее спиной оставался рабочий день, дом и все прочее. Но читается так: день, дом и все прочее остается за спиной у города. С деепричастными оборотами надо быть особенно внимательными, они коварны.

В следующем предложении деепричастие, вкупе со страдательной формой глагола, тоже играет злую шутку: "События безжалостно перемалывались жерновами дней, делая их похожими на бесконечную волшебную сказку". Итак, жернова дней безжалостно перемалывают события, после чего события становятся похожими на волшебную сказку, - так звучит эта фраза. Но событие – это точка, нечто происходящее в определенный момент времени и имеющее завершение, оно по определению не может быть похожим на бесконечную сказку. Даже если взять много чередующихся событий, но безжалостно перемолоть их жерновами, вряд ли они смогут напомнить сказку. Скорее, мукУ (или – ах, великий и могучий! – мУку?). В общем, с какой стороны не посмотри на эту фразу, неловко она выглядит. Надо редактировать.

"…посыпая рафинадной сладостью нежные крылья Томкиной души…" Рафинад – очищенный сахар в кусках, как говорит Ожегов, и подтверждают статьи по технологиям производства этого продукта :-) Не слишком удачная метафора вышла, чувствуете?

Соответствие конкурсной теме: полное.



11. Константин Григ "Недоверие".

Личное впечатление: не срезонировало как-то. Конечно, на оценке это не отразится.

Сюжет: миниатюра бессюжетна. Автор обыгрывает устойчивое словосочетание "червь сомнения", образно показывая, как этот самый червь разрушает любовь и превращается в "бабочку одиночества". Интересно, у автора есть воображение, но техническая реализация идеи подкачала.

Язык и стиль: заметно, что Константину не хватает мастерства. Фразы дряблые из-за большого количества "что", "то", "если", "бы" и прочих сорняков. Некоторые обороты вгоняют в столбняк: "Она, любовь, была и еще жива, еще пытается, как-то сопротивляться". Поди разберись, как это понять. Синтаксических ошибок очень много. "Капслуки" тоже не прибавляют очарования. Хотя "рука об руку шли дождь и жизнь" – очень понравилось :-)

Соответствие конкурсной теме: под огромным вопросом. Не нашла весны…



12. Лана Гнедко "Маю прощается все".

Личное впечатление: у Ланы собирается коллекция однотипных миниатюр "Времена года" :-)

Сюжет: бессюжетная миниатюра-размышление. Позитивная, но с характерной авторской грустинкой.

Язык и стиль: уже говорила прежде, а сейчас просто повторю: у автора есть собственный голос. Текст вычитан, ошибок нет.

Соответствие конкурсной теме: да.



13. Арсений Лайм "Ландыши с запахом пороха".

Личное впечатление: очень хороший рассказ. Весна и война… Два понятия, трудно сочетаемые в голове, но как-то сосуществующие в жизни… Удаются Арсению военные рассказы. И здесь (хотя совсем не к месту) хочется выразить автору свое сочувствие и поддержку в связи с событиями в Кыргизтане. Держитесь, Арсений!

Сюжет: точечная новелла – зарисовка из солдатской жизни. Герои интересные, ефрейтор очень харАктерный, запоминающийся. Некоторая неувязка: все-таки ландыши появляются позднее, в мае, и несколько разбегается во времени этот трогательный букетик с буржуйкой и поленьями. Подснежники были бы логичнее.

Язык и стиль: очень хорошо. Чуть смущает стилистическая "разноголосица" в речи героев: они то говорят с правильностью образованных людей, то сбиваются на просторечье. Хотя, в общем-то, в реальной жизни эти вещи вполне совместимы, но в литературном тексте чуть мешают составить представление о личности персонажей. Две ошибочки нашла:

"Но именно в таком состоянии он зачастую и прибывал…" Мне кажется, что здесь имеется в виду, что ефрейтор зачастую находился в таком состоянии, правильно? Тогда должно быть "пребывал". "Прибывать" можно из пункта А в пункт Б.

"У меня же до войны из всей кампании только мамка да зверьё лесное". В данном случае нужно "из всей компании".

Соответствие конкурсной теме: полное.

***

Ну, вот и все, дорогие друзья. Напоминаю: мое мнение принимать к сведению не обязательно :-) Единственное, что хотелось бы мне сделать напоследок, – это попробовать поднять вам настроение. Все-таки была весна! Все-таки вернулись птицы и спели свои весенние песни, а впереди у нас еще целых два месяца тепла и солнца! Давайте радоваться!

(Автор обзора взгромождается на табуретку, поправляет бантики на косичках, откашливается и глаголет).

"Из сырой темницы зимней выползая сонной мухой, еле-еле распрямляя захрустевший позвоночник, помутневшими от спячки оловянными глазами озираешься и видишь – разломив бутон на части, одуванчик брызнул соком золотого апельсина!

Инстинктивно отвернувшись и прикрыв глаза ладонью, ощущая всей гортанью горьковатый вкус сирени, продвигаешься на ощупь - ослепленный сотней красок, оглушенный сотней звуков, вкусов, запахов, предчувствий! Выдыхаешь зачумленный пыльный дух многоэтажек, полной грудью набираешь майской свежести – поглубже!

И глаза разверзнув смело, расправляя гордо плечи, превратившиеся в крылья, наслаждаясь безрассудным танцем крови в своих венах, ты кричишь, срывая голос, перекрикивая ветер, веселясь, смеясь и плача, возглашаешь – жизнь прекрасна!"

Хорошего всем лета! И как говорил тот самый Янковский: "Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!"