Не The Beatles единой

Дмитрий Ермоленко
«Мальчик ниоткуда» добрался до провинциальных российских кинотеатров.

Популярность жестока. Всемирная популярность – безжалостна, истерична и обезличена. Миллионы поклонников, захваченные эйфорией, не воспринимают своих кумиров как людей. Они кто угодно: боги, ангелы, супергерои – но не люди. Группа “The Beatles” оказала неоценимое влияние на музыкальную культуру XX века, но мало кто задумывается, что за юношеским азартом в глазах четырех ливерпульских парней скрываются непростые, но истинно человеческие истории.

Готовясь к просмотру фильма английской художницы Сэм Тейлор-Вуд «Мальчик ниоткуда» (“Nowhere Boy”), я вполне сознательно обесцветил имя главного героя – Джона Леннона. Как зритель, я ожидал от создателей картины хорошо рассказанной истории, а не просто очередного биопика о рок-звезде. И мои ожидания оправдались. Дабы подтвердить это, сразу обратимся к сюжету фильма.

Казалось бы, всё просто. Заурядный подросток Джон живет загородом, временами прогуливает школу, катается на крышах автобусов, курит, паясничает и лезет девочкам под юбки. Один день мало отличается от другого. Но сценарист с самого начала ставит перед зрителями проблемы. Почему Джон живет с тетей и дядей? Почему он тайком общается с мамой, которая живет в нескольких кварталах от его дома? Что случилось в семье Джона, когда он был пятилетним мальчишкой?

С первых минут основное действие прерывается краткими реминисценциями в прошлое: мелькают испуганные глаза мальчика, мама тщетно стучит в запертую дверь в надежде увидеть сына. И лишь к концу повествования зрители получают ответы на вопросы. Более того, четко оформляются проблемы, поставленные авторами. Построение истории в этом фильме – качественно и продуманно.

«Мальчик ниоткуда» – вовсе не история успеха (что навязчиво отражено в российском прокатном названии – «Стать Джоном Ленноном»). Это фильм об отношениях между близкими людьми; о плещущем через край слепом максимализме и взрослении; о том, как трудно детям прощать ошибки своих родителей.

«Всё, что было нужно Джону Леннону в 15 лет, - это любовь» - гласит слоган. Да, он очень нуждался в простой, безусловной и заботливой родительской любви. Она помогает ребенку вырасти человеком. Вот о чем хотели поговорить создатели картины со своим зрителем.

Картина камерная, в ней нет визуальных и звуковых спецэффектов, но четко видна работа художника-постановщика и музыкального редактора. Последний передал атмосферу юности рок-н-ролла с помощью песен Элвиса Пресли, «Кричащего» Джея Хокинса, The Chordettes. Естественно, мы услышим и песни “The Quarrymen” в исполнении самих актеров. К слову, Томас Сангстер – правша, а его герой Пол Маккартни – левша. Что ж, пришлось перетянуть струны на гитаре, дабы максимально войти в образ.

Несомненно, фильм не избежит зорких глаз битломанов: кто-то капризно заявит, что в тот период Джон Леннон не носил таких очков, а кто-то справедливо отметит, что исторически разрыв между некоторыми событиями составлял 5 или даже 6 лет, а время картины исчисляется максимум несколькими месяцами. Но не в этом соль, не “The Beatles” единой жив человек.