Применение принципов Ци-Гун в психотерапии

Юрий Тявин
«Применение принципов Ци-Гун в психотерапии.»


      Проводя предварительную  диагностику, психолог может довольно широко исследовать ту область психического пространства, которая традиционно именуется – Эго, но при этом будет упущена из виду,  казалось бы,  лежащая на поверхности информация о соматической основе, на которой, как на «базисе», развиваются «надстроечные» - психические процессы формирующие характер.   Характер  - как характерные для данного индивида реакции на предъявляемые средой стимулы -  формируется на основе генетических особенностей индивида и сформированных в ходе воспитательного процесса рефлекторных  реакций (на те - же стимулы). Однако даже беглый взгляд на пациента (его походка, форма тела, осанка, сотояние кожи, ногтей и слистых оболочек), зачастую, может дать огромную информацию о его глубинных проблемах. Уже психоконституциональные типы Лиз Бурбо позволяют с большой долей вероятности выявить уровень психологической зрелости, а предлагаемые вашему вниманию таблицы (вместе с другими, опубликованными в работах Гаваавы Лувсана, Д.М. Табеевой и других) позволяют уже, на этапе предварительного интервью, построить диагностическую модель патогенеза предъявляемой пациентом проблемы.  Следуя «принципу удовольствия» мы можем сказать, что все психические процессы векторально  направлены в сторону снижения уровня напряжения – «неудовольствия».  Напряжение – «неудовольствие» изначально соматично и имеет физиологические эквиваленты в виде хронических мышечных напряжений (мышечной брони В.Райха) и нарушении функций органов и систем выражаемое в т.н. психосоматике. Но  традиционная профессиональная подготовка психолога не предполагает обучения методикам  позволяющим выявить эти взаимосвязи, одновременно психотерапия вплотную подошла к возможности решения задач как в области лечения психосоматики так и некоторых форм онкологических болезней.  Решая столь грандиозные задачи нельзя оставлять вне сферы нашего внимания  опыт, накопленный   интуитивной психотерапией  Китая.  Опыт, выверенный в течение двух тысячелетий непрерывного применения и развития.
Ключевым понятием позволяющим перекинуть мост между Китаем и Европой  является понятие Ци.   Ци – как всепроникающей,  порождающей жизнь  первичной энергии, данной в диалектической форме - борющихся и порождающих, друг друга, -  Инь и Ян.  Метафорой данного определения в европейских языках
может быть только эмоЦИя. Э – мотио  -   напряжение преддействия, как  потенциальная энергия, обеспечивающая саму  возможность Действия. Согласно закону Станиславского "форма тела (эмоциональное состояние) предшествует адекватному действию", Тем более, что взглянув на пентограмму классического вращения энергии У-Син, мы обнаружим, что каждое «перевоплощение» данной энергии имеет классический европейский перевод как та или иная эмоция.
Для того чтобы построить мост между знаниями двух Великих Цивилизаций  нам придётся несколько  отойти от теории классического нервизма  и предположить, что в организме существуют и иные энерго-информационные системы.



У простейших и кишечнополостных (при всей неразвитости их нервной системы) существуют два таксиса - вперёд к пище (захват и переваривание) и назад –  по сигналу «опасно» - сжатие в комочек, а бактерии по этому сигналу способны даже перейти в состояние споры, что практически соответствует  регрессии в неживое.
Но, что есть материальный носитель данной реакции, условно называемой «эмоция»?  Вне сомнения это не электрический импульс (реакция деполяризации), нейронов ещё просто нет, а деполяризация мембраны не может отразить всего многообразия возникающих реакций, но есть  то,  на что практически не обращалось внимания, -  в избытке кванты энергии, возникающие при всех экзотермических реакциях.
Проходя через полупрозрачные мембраны клеток, кванты вполне способны сформировать нечто подобное голограмме и сформировать то, что эзотерики называют «тонким телом».
В последние годы мелькают данные о рассмотрении живого как оптической системы, возможно, мысль весьма перспективная.
Итак, начиная с простейших и до высших животных,  мы имеем две  мега-эмоции, два таксиса,  которые мы весьма условно можем назвать страх (назад, сжаться, уменьшиться, убежать, выплюнуть) и радость (вперёд, захватить, объять, съесть).
Эти две прото-эмоции  у человека дополняются третьей (возникновение её и выделило нас из животного мира) – условно её можно назвать задумчивость. Задумчивость - эмоция  энергетически обеспечивающую Возможность строить модели достижения желаемого, строить модели вне непосредственного действия, возможно именно она является основой сновидения.  Данная способность позволила уже человеку осознать и отделить себя от окружающего Мира,  а силы, дающие ему эту возможность, он  обозначил  как Божественные. Именно персонификации этих сил мы видим в трёхчастном делении Мира на: Верхний, Земной и Нижний, подвластных  Великим Богам – Зевсу, Посейдону и Аиду, в то же время в Тибетской медицине это отражено  как трёхчастное строение тела (капха, питта, ватта).
 Но (по Джин Шинода Болен «Боги в каждом мужчине»), боги являются и архетипами (типичными организациями психики), т.е. мы имеем три базовых доминирующих первичных  психотипа.  Отойдя на Юг от хранящего глубокую древность Тибетского Нагорья, мы попадём в Юго-Восточную Азию, где встретим уже четырёхчастное деление мира (в наших мифах ещё встречается «поклон на все четыре стороны», ту же 4 частность, мы  находим  в классических темпераментах  Гиппократа: Холерик - агрессивный, Сангвиник - умный, Флегматик - задумчивый, и Меланхолик – испуганный,  и четырёх Богах - сынах – архетипах: Арес, Гермес, Апполон, Гефест.
Греческая мифология зафиксировала и момент рождения 5 архетипа - 5 эмоции - Рождение Диониса. И тут, впервые, возникает мотив (смерти Бога). Для перехода на следующую ступень необходимо пройти через "отрицание отрицания" - смерть Бога (смерть языческого архетипа  и прохождение через этап "спасения").
Рождение пятой эмоции знаменует начало «Новой Эры» и
 лишь теперь возникает известная нам пятисоставная (двенадцати меридианная) эмоциональная энергетическая система У- СИН.
Развитие эмоций (энергетических систем) от простых к сложным подробно описал  Вилен Гарбузов  в книге "КОНЦЕПЦИЯ ИНСТИНКТОВ и психосоматическая патология" Сотис. Спб. 1999г.
С моей т. з.,  полностью совпадающей с т.з. Д.Калшеда, психика человека проходит в своём развитии путь развития Души Этноса,  которая развивается ступенчато – квантово,  при этом каждая последующая ступень отрицает предыдущую.

Великие наблюдатели и натурфилософы древнего Китая смогли выявить взаимозависимости и соответствия психического и соматического в человеке, тех связей, наличие которых  современная Европейская медицина продолжает отрицать, но Китай в таком подтверждении и не нуждается.
Древняя китайская медицина базируется на принципе всеобщей взаимозависимости и уравновешенности.



                Древнекитайская таблица соответствий.
Элемент "Дерево".
 Ему соответствуют: ГНЕВ, ярость, (агрессия Ян - изменение \прогибание\ мира под себя, агрессия Инь - изменение согласно требованиям среды),
кислый вкус, течение процеса - наростание, сезон года - весна, чжан орган - печень, нарушения проявляются на ногтях, контролирует состояние: крови, всасывания питательных веществ, суставы; секрет - слёзы, ткани тела - мышцы, органы чувств - глаза,/модальности - визуальная и кинестетическая/, планета покровитель \Рим Бог\ - Юпитер, архетипы - Зевс, Посейдон.

Элемент "Огонь.
Эмоция РАДОСТЬ, любовь, нежность, веселье.
Цвет - красный, вкус - горький,фаза процесса - кульминация, сезон максимальной активности - лето, чжан орган - сердце, контролирует состояние крвообращения, нарушения проявляются на лице, секрет - пот, ткани - сосуды, орган чувств - язык, \ модальность - кинестетическая и обонятельная\, Планета покровитель - Марс, Рим Бог войны и натиска - Марс, архетипы - Арес, Дионис.

Элемент "Земля"
Эмоция - РАЗМЫШЛЕНИЕ,раздумья, интуиции, грёзы, философствование, умствование, умственная жвачка, приятная грусть.
Вкус - сладкий, фаза процесса - центральная, сезон максимальной активности - конец лета, чжан органы - селезёнка, поджелудочная железа, контролирует - всасывание питательных веществ и жидкостей, кровь, мышцы, конечности; нарушения проявляются на губах, секрет - слюна, ткань - соединительная - "белая часть крови", орган чувств - осязание, \модальность - осязательная\. Планета покровитель - Сатурн, архетипы - Аид, Апполон.

Элемент "Металл".
Эмоция - ПЕЧАЛЬ (задача по Фрейду - отсоединение либидо от конкретного объекта), тоска.
Цвет - белый, фаза процесса - упадок, вкус - острый, время максимальной активности - осень, чжан орган - лёгкие, контролирует движение: ЦИ,воздуха, жидкостей, кожу, каналы цзинь-ло; нарушения проявляются в функции носа, секрет - сопли, мокрота; ткань - кожа и волосы, орган чувств - обняние, \модальность - обонятельная\, Планета покровитель - Венера, архетипы - Афродита и её муж Гефест.

Элемент "Вода".
Эмоция СТРАХ, ужас (эмоциональное представительство "инстинкта самосохранения").
Цвет - чёрный, вкус - солёный, фаза процесса - покой, сезон - зима, орган чжан - почки,
контролирует: физическое развтие, рост, размножение, восполнение ЦИ; нарушения проявляются в нарушении функции ушей, ануса,внешних половых органов; жидкости глашатаи - сперма, моча; ткань - костная, орган чувств - уши, \модальность - аудиальная\, планета покровитель - Меркурий, архетип - Гермес.

Соответственно: огонь порождает землю, земля порождает металл, металл порождает - воду, вода порождает - дерево, дерево порождает - огонь;
или:
огонь угнетает - дерево, дерево угнетает - воду, вода угнетает - металл, металл угнетает - землю, земля угнетает - огонь.
Что соответствует "Принципу удовольствия".
Радость порождает желание её вернуть - размышления о путях её достижения,
полученная модель (достижения радости) проходит через печаль - отсоединяется от конкретного объекта; затем проходит через проверку на реальность у "инстинкта самосохранения", и поступает в эффекторную зону - Мир изменяется согласно потребности (достижения радости) и, О Радость Я тебя Достиг!      

Рассмотрим правила чжень-цзю - терапии.
 
Правило « МАТЬ – СЫН»   Предыдущий элемент порождает последующий, угасая при этом. Созидающие (стимулирующие) связи: дерево рождает огонь, огонь согревает землю, земля порождает металл, металл даёт воду, вода растит дерево.
Правило «ДЕД – ВНУК».  Деструктивные (угнетающие ) связи:  огонь плавит металл,  металл  режет дерево, дерево затеняет  землю,  земля впитывает воду, вода тушит огонь.


     Согласно правила  «мать –сын» для восстановления утраченного равновесия необходимо либо стимулировать слабого, либо угнетать сильного.

Предыдущий элемент «мать» усиливает - рождает последующий -  элемент «сын», усиливая его, а сам «мать» при этом угасает.
 При недостаточности элемента (инь) необходимо усиливать первую часть соотношения «мать», а при избыточности (ян), нужно угнетать вторую часть соотношения «сын». (Данное правило применимо лишь по отношению к среднему элементу триады).


а) Созидающей : земля порождает (является матерью) металла, металл порождает воду, вода растит дерево, дерево порождает огонь; или с т.з. психолога – размышления рождают тоску, тоска ведёт к страху, страх порождает гнев, гнев, разряжаясь приводит к радости.


б) деструктивной: огонь угнетает(плавит) металл, металл угнетает(режет) дерево, дерево угнетает(прорастает корнями ) землю, земля угнетает (впитывает) влагу, вода угнетает (тушит) огонь. Или с т.з. психолога: радость спасает от тоски, тоска не даёт развиться гневу, гнев затуманивает мысли, философствование уменьшает страх, страх портит радость.


Недостаточность или избыточность связей приводит к патологии (дисгармонии) 4 видов.
1. Избыток созидания ведёт к преобладанию одного элемента. (Дерево избыточно разжигает огонь).
2. Недостаточная стимуляция. (Сырое дерево плохо горит – мало огня).
3. Избыточность деструктивной связи – ослабевает элемент. (Огонь, нагревая металл, ослабевает его, радость ослабляет тоску).
4. Недостаточность деструктивной связи приводит к преобладанию последующего элемента. (Недостаток радости - усиливает задумчивость - обеспечивает процесс обучения абстрактным наукам).

Что дают нам, практическим психологам, знания древних китайцев?
Приведённый ниже пример взят из книги Д.М.Табеевой «Руководство по рефлексотерапии».  Он  очень хорошо иллюстрирует причины стойкости депрессий.
По З. Фрейду основной причиной депрессии является стойкая связь Субъекта с потерянным Объектом, связь которую не в силах разорвать механизм "горевания" - разрыва субъект-объектных связей.  По У-Син гореванию соответствует элемент "Металл" соответствующий Чжан-органам пожелудочной железе и селезёнке. Вопрос - не является ли субдепрессивность причиной столь распространённого в настоящее время латентно протекающего панкреатита?
И так:
избыточность толстой кишки (металл – тоска) за счет тормозящей связи ведёт к недостаточности печени (гнева – агрессии);
недостаточность агрессии за счет ослабления деструктивной связи ведёт к избыточности селезёнки (земля – размышление, умствование);
недостаток энергии печени   (агрессии) ведёт к недостижимости целей и ослабляет радость;
избыточность селезёнки (размышлизмов), возникшая из-за слабости печени , ведёт к ослаблению почек – страха (как представительства инстинкта самосохранения), что приводит к (дезадаптивному поведению) – дальнейшему ослаблению печени (агрессии) - вследствии снижения стимуляции печени почками (адаптивным страхом - адаптационной агрессии):
избыточность селезёнки – размышлизмов, ведёт к усилению толстой кишки (тоски) за счет усиления тонизирующей связи, что ещё больше угнетает печень, вследствие тормозящей связи между толстой кишкой и печенью.


Равновесие между любыми тремя элементами (эмоциями), соединёнными  двумя созидающими связями и одной деструктивной, происходит на уровне третьего элемента. Это правило применяется отдельно к «иньским» и «янским» меридианам «БОЛЬШОГО КРУГА ЦИРКУЛЯЦИИ ЭНЕРГИИ» цикла У- СИН.


В приведённом ниже примере показана причина толерантности ДЕПРЕССИИ к нашей терапии.
Обычно, в терапии депрессии,  мы пытаемся стимулировать радость, но данная эмоция слишком слаба вследствии "слабости - многоуровневой угнетённости её "матери" – агрессии.  Взывая к разуму, мы находим его в состоянии "мыслительной жвачки",  возникшей  вследствие перегрузки, а взывая к страху смерти (инстинкту самосохранения), натыкаемся на его угнетение "дедом" - разумом.
Ключом к терапии депрессии может быть активация Агрессии, что и делают наши субдепрессивные алкоголики, но данный способ  культурологически  табуируется и неэффективен с точки зрения У-Син. Ибо, активация печени в очередной раз подавит селезёнку\поджелудочную железу и вновь отсрочит решение главной задачи в терапии депрессии - разрыва связи с потрянным объектом (в этом одна из причин повторяемости алкогольных эксцессов - они только сбрасывают накопившуюся потенциальную - энергию возможного действия по достижению цели - радости, но не решают главной задачи).
Другой  вариант помощи данной категории больных возможен на основаниии правила: "При патологии ИНЬ нужно стимулировать мать, а при патологии ЯН необходимо ослаблять сына".
В данном случае "матерью" будет элемент "земля", а "сыном" элемент "вода"
и соответствующие им эмоции: Инь задумчивости - интуиция и Ян страха - страх (Инем страха будет - Ужас). Исходя из данной теории мы можем предположить, что существуют два вида депрессивных расстройств: Ян-расстройство возникшее вследствии страха перед потерей объекта, и Инь-расстройство возникающее вследствии слишком сильных симбиотических связей отягощенных первичной слабостью натуры. Клинически, второй вид расстройства, будет сопровождаться более выраженной соматической симптоматикой.
Но как стимулировать ИНЬ-задумчивость? Думается, что адекватным переводом Инь-задумчивости будет слово - интуиция, и, соответственно эффективными будут психотехники стимулирующие данную невербальную функцию (арт-терапия и пр. широкоизвестные невербальные психотехники), другим  варианотом решения будет психотехника используемая в НЛП: "Интуитивный - кинестетический способ поиска достижения цели" или же, для визионистов, "абстрактное прорисовывание проблемы и путей выхода из неё", в работе с интуицией возможно использование любых способов её активации; работа же со страхами достаточно хорошо  проработана в литератуе.
В данном вопросе не предлагается ничего неизвестного ранее, кроме, возможной совместной работы с хорошим рефлесотерапевтом.
Необходимо помнить, что сдвинув Цикл У-Син с места, необходимо продолжить работу по дальнейшему отлаживанию его саморегулирующеся функции - продолжить терапию до полной автономности пациента.

Проверим круг движения У-СИН на соответствие "ПРИНЦИПУ УДОВОЛЬСТВИЯ"
Радость, угасая, порождает мысли о её повторении, мысли о достижении радости приводят к проверке печалью - освобождаются от утратившего своё значение ОБЪЕКТА, ПРИНОСИВШЕГО РАДОСТЬ В ПРОШЛОМ, - поступают в систему СТРАХ (эмоциональное представительство инстинкта самосохранения) где проходят проверку на реальность и соотносимость получаемой РАДОСТИ с предстоящими при её достижении РИСКАМИ .  Получив добро, поступают в систему реализации АГРЕССИИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ИЗМЕНЕНИЕ МИРА ПОД СЕБЯ.
Полное соответствие ПРИНЦИПУ УДОВОЛЬСТВИЯ

 В таблице соответствий у каждой эмоции есть свой цвет (Любопытствующий может сравнить их с таблицей Люшера) из них три основных красный - радость, желтый - задумчивость, и синий (в оригинале Табеевой  он переведён как зелёный) и   два нейтральных цвета - белый (печаль. металл) - он содержит в себе все цвета и чёрный (страх-ужас. вода). Белый цвет потенциально может быть любым этим он напоминает единицу, черный же цвет поглощает все остальные - обнуляет. Все остаьные цвета таблицы Люшера - результат смешения цветов - одновременной активации нескольких эмоций с образованием сложной - многомеридианной эмоции.(Соматическое отражение одновременной активации\угнетения нескольких эмоций можно найти в книге Ф.Б. Кандарова "Интегрально-дублирующая система акупунктурных точек и зон").
Вопрос.  Именно эмоция "страх" вызывает регрессию? Регрессию как способ адаптации через активацию  архипрограмм.
И второй вопрос.
Избыток связывающих либидо объектов (неизбывная печаль) приводит к возникновению у них способности к самоактуализации?
 В Китайской медицинской философии имеется также разделение всех органов на Цзан (плотные - создающие энергию - эмоцию) - и пять, и Фу (хранящие уже созданную энергию) - их шесть.

Первый из пяти цзан – сердце.
Сердце
Функция - контролирует кровообращение, настроение.
Орган глашатай (активности\пассивности) - язык.
Состояние сердца (как энергетического органа) можно узнать по лицу,
а его активность проявляется в настроении – «радость».
Жидкость - пот.

Второй из пяти цзан – лёгкие.
Легкие
Функция - контролируют движение «ци» и отвечают за: дыхание, движение жидкостей (крови и лимфы) и энергии по меридианам, состояние кожи.
Органом глашатаем является – нос.
Уравновешенность энергии лёгких проявляется на волосяном покрове тела.
Настроение – печаль.
Жидкость – сопли.

Третий из пяти цзан - селезёнка.
Селезёнка контролирует всасывание организмом питательных веществ, движение крови,
силу мышц и состояние конечностей.
Глашатай – рот.
Дисбаланс виден по состоянию губ.
Настроение – размышление.
Жидкость – слюна.

Четвёртый из пяти цзан - печень.
Печень
Функция – контроль (создание) за движением всей ЦИ организма, стимулирует всасывание питательных веществ, сохраняет (оберегает) кровь, сохраняет суставы, и подвижность связок.
Глашатай – глаза.
Уравновешенность заметна по состоянию ногтей.
Настроение - гнев.
Жидкость – слёзы.

Пятый из пяти цзан – почки.
Почки.
Функция – контроль за ростом, физическим развитием и размножением, всасыванием и выделением жидкости, поступление «ци» из среды.
Глашатай – уши, анальное отверстие, органы мочевыделения.
Уравновешенность заметна по состоянию волос головы.
Настроение – страх.
Жидкость – сперма.

Меридиан лёгких. (1)
Инь.
Эмоция – тоска, хандра.
Макс. суточная активность – 3-5 часов астрономического времени.
Месяц активности – ноябрь.
Признаки:
Недостаток энергии: озноб, покашливание, насморк.
Избыток энергии: пневмонии, снижение жизненной ёмкости,болезненный кашель, обильная мокрота.
Дисбаланс проявляется в системах: толстого кишечника, сердца, мочевого пузыря, печени.

Меридиан толстой кишки. (2)
Ян.
Эмоция – печаль.
Активен с 5 до 7 часов а.в.
Месяц активности – апрель.
Недостаток энергии: боль и неподвижность в плечах и руках, головокружение, понос (редко – запор).
Избыток энергии: шум в шах и урчание в пищеварительном тракте, сухость губ, сухость во рту, запоры.
Дисбаланс проявляется в системах: лёгких, тонкого кишечника, почек, желчного пузыря.

Меридиан желудка. (3)
Ян.
Эмоция – размышления, раздумья.
Суточная активность 7-9 часов а.в.
Месяц активности – март.
Недостаток энергии: потеря аппетита вплоть до полного отказа от пищи, слабость ног и их зябкость.
Избыток энергии: переедание, жар в теле, боли и судорги по внешней поверхности ног.
Дисбаланс проявляется в системах: селезёнки – поджелудочной железы, желчного пузыря, перикарда, мочевого пузыря.

Меридиан селезёнки – поджелудочной железы. (4)
Инь.
Эмоция – интуиции, медитации.
Суточная активность 9 – 11 часов а.в.
Месяц активности – август.
Недостаток энергии: страсть к сладкому, слабая память и сонливость днём, метеоризм.
Избыток энергии: неустойчивый апетит, чувство тяжести и онемение в теле, стремление к частым паузам (перерывам в работе) и желание полежать.
Дисбаланс проявится в системах: желудка, печени, тройного обогревателя и почек.

Меридиан сердца. (5)
Инь.
Эмоция – любовь.
Активен с 11 до 13 часов а.в.
Месяц активности – декабрь.
Недостаток энергии: нерешительность, субдепрессивное состояние, чувство страха, волнение, тахикардия, одышка, головокружение.
Избыток энергии: боли в сердце, левом плече, лёгкая возбудимость, тяжесть в груди, иногда повышенная температура, сухость во рту.
Дисбаланс проявится в системах: тонкой кишки, лёгких, желчного пузыря, перикарда.

Меридиан тонкой кишки (6)
Ян.
Эмоция – радость.
Активность с 13 до 15 часов а.в.
Месяц активности – май.
Недостаток энергии: боль в висках, боковой поверхности шеи, предплечье, похолодание конечностей.
Избыток энергии: боль вокруг шеи или в половине головы, шум в ушах, снижение слуха.
Дисбаланс проявляется в системах: сердца, толстого кишечника, печени, тройного обогревателя.

Меридиан мочевого пузыря. (7)
Ян.
Эмоция – страх, опасение.
Активен с 15 до 17 часов а.в.
Месяц активности – февраль.
Недостаток энергии: редкое обильное мочеиспускание, боли в позвоночнике, тяжесть в ногах и спине, головокружение, снижение зрения.
Избыток энергии: боли в пояснице и нижних конечностях, частое болезненное мочеиспускание с малым количеством мочи, боль в глазах, судорги в икроножных мышцах.
Дисбаланс проявляется в системах: сердца, толстого кишечника, печени, тройного обогревателя.

Меридиан почек. (8)
Инь.
Эмоция – ужас, эмоциональный эквивалент инстинкта самосохранения.
Активность с 17 до 19 часов а.в.
Месяц активности – июль.
Недостаток энергии: снижение силы воли, полового влечения, нетерпеливость, неуверенность, холодные ноги, напряжённая шея.
Избыток энергии: нобычный прилив энергии, стремление работать без перерыва (энтузиазм -
Иосиф Виссарионович прекрасно знал о существовании этого закона и умело им пользовался), шум в ушах, тёмнокоричневый цвет мочи.
Дисбаланс проявляется в системах: мочевого пузыря, перикарда, толстого кишечника, поджелудочной железы-селезёнки.


Меридиан перикарда. (9)
Инь.
Эмоция – нежность.
Активность с 19 до 21 часа а.в.
Месяц активности – октябрь.
Находится в дисбалансе при заболеваниях: сердца, лёгких, психики, болях по передней поверхности руки.
Рекомендации по нормализации функции: снизить на 1\3 количество употребляемой пищи, избегать физических и умственных перегрузок, стимулировать системы желудка и тонкого кишечника.

Меридиан трёх обогревателей. (10)
Ян.
Эмоция – веселье.
Активность – 21 – 23 час.а.в.
Месяц активности – июнь.
Избыток энергии: боль в висках, озноб, слабость.
Недостаток энергии: ослабление слуха, боль в шее, плечах, лопатках, верхних конечностях, ушах, плохая переносимость жары, раздражительность, бессонница.
Дисбаланс проявляется в системах: мочевого пузыря, сердца, тонкого кишечника, желчного пузыря.

Меридиан желчного пузыря. (11)
Ян.
Эмоция – гнев, ярость, изменение среды под себя.
Активность с 23 до 1 часа а.в.
Месяц активности – январь.
Недостаток энергии: упадок сил, плаксивость, озноб, головокружение, затруднённое дыхание, тяжелые и глубокие вздохи, нетвёрдая походка.
Избыток энергии: чувство полноты в желудке, тяжесть и боль в голове, боли и судорги в подреберьях.
Дисбаланс проявляется в системах: печени, желудка, сердца, тонкого кишечника.

Меридиан печени. (12)
Инь.
Эмоция – злость, изменение себя под требование среды.
Суточная активность с 1 до 3 час.а.в.
Месяц активности – сентябрь.
Недостаток энергии: неуклюжесть, нетвёрдая походка, головокружение, быстрая утомляемость.
Избыток энергии: плаксивость, раздражительность, вспыльчивость. Болезненность, импульсивность, стремление работать без перерыва - до окончания работы.
Дисбаланс проявится в системах: желчного пузыря, поджелудочной железы, тонкого кишечника, лёгких.



Заднесрединный меридиан. (13)
Ян.
Суточная активность – все 24 часа.
Круглый год.
Управитель ЦНС.
При неблагополучии – в опасности все системы.

Переднесрединный меридиан. (14)
Инь.
Активность – 24 часа.
Круглый год.
Управитель мочеполовой системы.
Неблагополучие - в опасности все системы.

По правилу полдень – полночь активность сменяется пассивностью через 12 часов.
Пример.
Меридиан желчного пузыря имеет максимальную активность с 11 до 1 часа ночи, соответственно он будет в состоянии максимального угнетения с 11 до 1 дня.
То же самое относится и к периодам года с поправкой на 1\2 года.
Человек рождённый в июне будет наиболее мирным. \Близнецы\

Преобразования первоисточника

Сердце
относится к первоэлементу – огонь, в который входят 4 меридианальные системы: 2 инь -сердца и перикарда, 2 ян - трех обогревателей и тонкого кишечника.
Лёгкие
относятся к первоэлементу – металл, в который входит также и ян-система толстой кишки.
Селезёнка
относится к первоэлементу – земля в который входит также и ян-система желудка.
Печень
Первоэлемент – дерево, в него входит ян-система желчного пузыря.
Почки
Первоэлемент – вода, в него входит также ян-система мочевого пузыря.

Эмоции контролируемые данными элементами можно тоже разложить на инь (векторально направленные во внутрь) и ян (векторально направленные кнаружи).

Огонь будет контролировать эмоции:
м. сердца – любовь,
м. перикарда – нежность,
м. тройного обогревателя – веселье,
м. тонкого кишечника – радость;
Элемент металл:
эмоция (м.толстого кишечника)идущая кнаружи (предназначенная для других) – печаль,
во внутрь (м.лёгких) – тоска.
Элемент – земля:
эмоция направленная кнаружи (м.желудка) - мысли,
эмоция направленная во внутрь (м.поджелудочной железы) – размышление.
Элемент вода:
Кнаружи (м.мочевого пузыря) – страх,
во внутрь (м.почек) – ужас.

(Заметки на полях. Феномен избыточности в "системе почек" выражающийся в  "стремлении работать до изнеможения", хорошо объясняет причины  высочайшего трудового энтузиазма и трудоголизма в эпоху "Большого страха", одновременно он же и объясняет причины поражений 1941г. - испуганный не может достигнуть состояния - "Ярость благородная").

Чем ещё интересна данная таблица - она позволяет провести параллели между архетипами и астропсихотипами (разными там близнецами и раками) которыми больно непсихологическое сообщество вот уже 20 лет. Оно подводит под неё базу.


 Китайская медицина изначально не разделяла тело на психе и сому.
поэтому она не стеснялась, для излечения: коррегировать походку,
изменять ДОМ (фен-шуй), заниматься гимнастикой и арттерапией.
То есть наиболее полно отвечает принципам лечения Георга Гродека: «Если вы как и я, посмотрите на болезнь, как на выражение ЖИЗНИ организма, то болезнь больше не будет вам казаться врагом. Больше не нужно будет сражаться с болезнью, не нужно будет пытаться излечить её, вообще ничего не нужно будет с ней делать… Как только я понимаю, что заболевание является творением самого пациента, оно тут же перестаёт отличаться от его походки, манеры разговаривать, выражения лица, движения рук, картинки кторую он нарисовал, дома ктотрый он построил, дел, которые он уладил или от его мышления: это важный символ сил которые правят им и на которые я пытаюсь повлиять, если считаю, что стоит это делать».

Трудности применения в Европе знаний Китая заключается, прежде всего, в их избыточности и отсутствии наработанных приёмов адаптирующего перевода открывающего путь к  реализации.
Одновременно нужно помнить, что меридианальная система возникает не сразу, а формируется во времени. (Одним из вариантов перевода «Ци-Гун» может быть -  «Путь развития эмоции во времени» или «метаморфозы эмоций во времени»).  Поэтому данная теория должна применяться в детской психотерапии с большой осторожностью, нужно помнить о теснейшей интимной взаимосвязи, но не идентичности, нервной и эмоциональной систем.  Развитие эмоциональной системы происходит поэтапно, метафорически можно сказать, что  дети находятся в мифической власти
трёх  великих Богов, и их эмоциональная система состоит из трех  изначальных дошей.
Возможно это метафоры доминирования в личности одной из раздельно существующих нервных систем: адренэргической,  ацетилхолиновой и никотин-мускарин чувствительной? Если это так то, тогда мы можем выразить Богов в физиологических терминах.
Зевс - ацетилхолиновая доминанта,
Посейдон - адреналин-норадреналиновая доминанта,
Аид - никотин-мускарин чувствительная доминанта.
Далее всё несколько усложняется, в подростковом возрасте (метафорически это время  БОГОВ-ДЕТЕЙ) из них возникают уже комбинаторные   сочетания, условно мы можем их отожествить с темпераментами Гиппократа, которые уже составляют крестообразно объединённые антагонистические пары: веселье-страх,  слово-дело. 
Боги-Дети  тесно связанны с представляемыми ими как Архетипы  базовыми физиологическими доминантами: Арес - гневный – холерик - делатель- Бог Войны;
Апполон -  мыслитель – меланхолик - Бог Раздумий -  повелитель Муз  и Сублимаций;
Гермес – всепроникающий – сангвиник – радостный - Бог пути и разбоя;
Гефест - флегматик - Бог ремесла.
Отрочество – время развития полноценной системы У-Син,  время Новых Богов – Богов-Внуков.   Боги Внуки  - это  Боги рождённые от смертных женщин и Зевса: Дионис, Геракл, Ахилл…  Всего должно быть их пять.  Но тут разразилась катастрофа - наступает  Римское владычество и Христианизация  (возможно, есть и дополняющие мифы, но автору  они не известны), греческая мифология перестаёт развиваться и переходит в разряд «мёртвых языков».

Данная статья  является робкой попыткой наведения мостов между традиционной Китайской медициной и философией и Европейской культурой, попыткой обогатить её за счёт интеграции  богатейшего интуитивного знания Великого Китая. Показать неразрывность  исторического процесса,  отражающегося в столь удалённых  культурах.
Учитывая цикл изменения эмоций во времени и их взаимосвязи, психотерапевту, возможно, станет более понятен феноменология «незавершенного гештальта» того феномена который Ф.Перлз  называл «собака сверху и собака снизу».   Учитывая, открытую основателями НЛП  феноменологию якорного вызывания эмоции, можно сказать, что «собака сверху \ собака снизу» формируются путём разведения во времени включения противоэмоций, то есть естественный путь развития эмоции в действие (например, - ярость), прерывается якорным включением подавляющей эмоции (страх). Незавершенный гештальт формирует  порочный круг блокирующий естественные пути развития эмоций во времени и порождает патологические пути их реализации.