ЖД тропа к незалежнасти. Минск

Маргарита Иванцова
Что может измениться на вокзале за пару лет? Ну, может быть, откроется новое кафе, пристроят какой-то павильон или заменят окна на современные пластиковые. На Витебском вокзале заметных изменений не было видно, может быть, слишком чисто было вокруг. Скорый поезд по имени «Звязда» стоял под парами, собирая разношерстную публику для быстрой и очень фирменной транспортировки в Минск. Пассажиров  с большими баулами и огромными чемоданами, в общем-то, не было, все ехали как-то налегке, по-летнему и в хорошем настроении.

Никогда раньше не приходилось ездить в последнем вагоне, поэтому преимущества открывающейся панорамы в крайнем тамбуре для курения оценить удалось уже в пути. Если долго-долго смотреть в окно на утекающую вдаль дорог у, возникают интересные ассоциации. Наверняка, у каждого путешественника они свои, особенные. Я смотрела на дорогу в прошлое, именно так мне виделись убегающие прочь чуднЫе изгибы железнодорожных рельсов и редкие красные светофоры. «Назад нельзя, вперед» – уезжая оттуда в туда, невозможно ошибиться с местом простановки запятой.

Словно дискотечные софиты, убранные в запасники реквизита, синие семафоры подсвечивали застывшим голубым свечением рельсы и развязки путей. Подумалось, что это дезинфекция ультрафиолетом шпал, заплеванных туалетами поездов дальнего следования. Что поделаешь, по всей России и обширному СНГ так и колесят разнообразные поезда с надежными старыми санузлами, сбрасывающими нечистоты и отходы человеческой жизнедеятельности в открытое пространство. Без дезинфекции синими лампочками наверняка не обойтись, проще сливать так - это намного экономичнее современных биотуалетов.

Скорость не чувствовалась, ехали довольно медленно - не больше 80 км в час на самых отчаянных разгонах. У «Звязды» не очень много остановок и разъездов со встречными поездами. Вот встали на какой-то развилке, пропускаем поезд на Мурманск. Интересно, только сейчас обратила внимание, что на вагонах вяло проползающего состава указана максимальная скорость эксплуатации – 140 км в час. Что значит, сделано в СССР – запас по прочности почти 50%, как и на все остальное машиностроительное. Только кому нужен этот скоростной запас железных дорожных коней, перепахивающих полвека борозды-одноколейки. Мурманский состав пестрил городами: один вагон - один город. Киев-Мурманск, Гомель-Мурманск, Брест-Мурманск, Воронеж-Мурманск и еще несколько географических пунктов. Главное для нашего путешественника, что старенькими колесницами можно добраться куда угодно, было бы терпение. Наверное, нужно сказать спасибо имперскому идейному наследию, а то летали бы сейчас дирижаблями из пункта в пункт назначения или на повозках гоняли.

Минск дождил и парил, летнее тепло обволакивало и усыпляло. Город-герой был ярко наряжен красно-зелеными флажками, оповещая всех с растяжек и редких билбордов о грядущем празднике. Третьего липеня вся страна собиралась отмечать День Незалежнасти республики Беларусь. В подземном торговом центре Столица на всех этажах было безлюдно и тихо. Как в Петербурге, многие секции пустовали – кризис коснулся всех, но Минску, пожалуй, придется дольше адаптироваться к упавшему спросу.

В магазинах города стали продавать много красивых изделий из натурального льна – сказался недавний разбор полетов белорусского легпрома и льнопрома. Раздолье для иностранцев, баснословно низкие цены на льняное постельное белье, одежу с вышивкой, рушники и прочие поделки. Предлагают даже сапожки и матрешки из льна, но покупают в основном  рубашки и полотенца.

Магазинно-универсамная еда в Минске стоит столько же, сколько и в российских столицах. Боулинг подешевле в местных ресторанах и клубах, чуть пониже злачный прайс, но сервис весьма своеобразный. На улице Незалежнасти есть очень узнаваемый как «Мак-Доналдс» в любой стране мира, ресторанчик «Планета Суши», похожий на любой московский или питерский – этакий образец франшизного бизнеса. Интерьер и униформа персонала, как и положено, были стандартными для всех планет с суши-меню. В страшную грозу уютное многоэтажное заведение легко укрывает под сводами огромное число гуляющих. Официанты честно предупреждают, что ждать суши и прочую еду придется не менее полутора часов – мало поваров, не успевают. Официантов-то было много, но менять пепельницы и убирать столы они все равно не успевали, хотя суши принесли всего лишь через час.

Ночной клуб и боулинг «Мэдисон» всегда суров и популярен, несмотря на то, что всем ставят на правую руку печати – по две штуки на брата. Одну невидимую в обычном свете метку ставил фэйс-контроль из трех секьюрити на входе, вторую ставил контролер на входе после предъявления чека. В ультрафиолете печати виднелись как игрушечные штампы с зайчиками и непонятными узорчиками, смывать их было опасно – могли не пропустить обратно после выхода на свежий воздух. Бар «Мэдисона» поражал огромным экраном, на котором разворачивалось настоящее футбольное шоу чемпионата мира – американцы с треском проигрывали Гане со счетом 2:1. Вконец расстроенные янки сбивали на скамейку запасных одного за другим ганцев, которые как солдатики до последней секунды дополнительного времени отстаивали честь страны. Почему-то наши так не играют – не хватает артистизма и трагизма, красивых падений при пинках и подножках. Американцы выглядеть художественно тоже не особенно старались, сказывалась усталость и обида на дружного противника. Ганцы бесподобно играли головами, защита стояла мертво, а за пируэтами ног с мячом было даже не уследить – красивый импортный футбол. В общем, наши ганцы выиграли.

Я не часто езжу в Минск, да и в другие города своей прародины, но всегда чувствую себя в любом месте как дома. В Питере я и не встречала такого архаизма, как грядки с капустой, картошкой и перчиками недалеко от многоквартирного дома. И все хорошо растет, никто ничего не вытаптывает и не таскает, нормально. Здесь почти у всех есть во дворе сараи для хранения утвари и прочих неудобных дома вещей – сохранились старенькие постройки, в которых многие запросто разводят кроликов и перепелок.

Самая выгодная услуга в Минске – такси. Вот где абсолютно не нужен свой транспорт – из конца в конец города вполне можно проехать рублей за 130. Вызвать такси можно с любого мобильного, подадут машину минут через пять. В городе работает несколько десятков таксопарков-диспетчерских с короткими трехзначными телефонными номерами. Причем, большинство таксистов – частники на своих машинах, с лицензией. Каждый сотрудничает почти со всеми таксопарками, несмотря на разницу в оплате за километр пути почти в полтора раза. На улицах такси ловить дорого – по телефону обойдется раза в два дешевле, чем все и пользуются.
Больше всего поразило скоротечное наводнение на Нямиге. Есть в Минске очень низкое место, там, где под водой та самая речка Нямига впадает в Свислач. Мы переезжали на такси через мост как раз в самый пик сброса воды и града с небес. Да так и остались стоять часа на полтора на мосту – все дружно ждали пока сзади и спереди лужа глубиной около метра стечет с мостовой в реку. Местные жители говорят, так бывает каждый раз в сильный ливень – по всем улицам поток воды устремляется в низину, деля город на две части. Многие, закатав брюки и разувшись, переходили пешком, другие выкатывали из низины припаркованные на набережной машины, выше фар залитые водой. По злосчастному мосту сновали пожарные машины и шустрые скорые, остальные благоразумно ждали. Интересно, что уже через пару часов от локального стихийного бедствия не осталось и следа – вода ушла, все разъехались по делам. Остались стоять самые рисковые, кто после прорыва вброд через лужереку по самые зеркала пытался завести напрочь заглохшие автомобили.

Минск попрощался спокойно и сонно, подогнав обычный нефирменный брестский поезд к перрону. Большие сумки встречались редко и здесь. Мы вяло помчались к Санкт-Петербургу, осматривая такие одинаковые для всей территории бывшей империи пейзажи за окном с полями домишками и подлесками. Поезд отчаянно раскачивался на рельсах, обильно поливая чем придется заслуженную Октябрьскую дорогу из санузлов конструкции прошлого века.

28.06.2010