Крещенные по вере

Владимир Зангиев
- Они пьют человечью кровь и едят человечину!- доверительным шепотом вразумляла меня одна
набожная бабуся, весьма искушенная в вопросах религии, когда я завел речь о такой
разновидности христианского вероисповедания как баптизм.
  Так что же собой представляют последователи виттенбергского проповедника, доктора
богословия Мартина Лютера?
  Слово "баптист" в переводе с греческого означает - крещенный по вере, тоесть человек,
воспринявший принципы данного протестантского религиозного течения, в сознательном
возрасте принимает крещение,- и только после того, как осознанно уверует в его постулаты.
Приверженцы данной конфессии утверждают будто их вера наиболее соответствует принципам
святого писания. Даже то, что не исполняют они традиционных христианских обрядов, не
поклоняются иконам и образам, не носят на своей груди святое распятие - обосновывают тем,
что вторая заповедь библейского учения гласит: ...не делай себе кумира и никакого
изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что на воде ниже земли; не
поклоняйся им и не служи им (Исх.20,4)
  Итак, чтобы составить собственное независимое суждение в интересующем вопросе я решил
непосредственно познакомиться с предметом исследования.

ВОДНОЕ КРЕЩЕНИЕ

  Февраль начался в воскресенье, совпав тем самым с периодом прохождения по территории
Краснодарского края жестокого циклона, принесшего с собой суровое дыхание студеной лютой
Арктики. Тяжелый ледяной панцирь сковал легкий бег речной псекупской струи, покрыл
звонкой броней все окрестные водоемы. Температура окружающей среды враз упала ниже минус
пятнадцати градусов по шкале Цельсия. Встречающиеся на улице понурые фигурки редких
прохожих напоминали нахохлившихся окоченевших воробьев. Словно выдерживая осаду
пронизывающей стужи, население активно раскочегарило все имеющиеся в наличии отопительные
печи, о чем весьма наглядно можно было судить по количеству взвившихся над домами дымов.
  Улицы Горячего Ключа мгновенно опустели. Какую-то тоскливую идиллию навевала так
внезапно обрушившаяся на город по зимнему студеная погода. И только странным диссонансом
происходящему доносились с городского озера звуки многоголосого церковного песнопения.
Это создавало впечатление пребывания в какой-то виртуальной реальности...
  Разновозрастная группа людей в количестве около трех десятков собралась на
противоположном от города берегу озера и здесь совершалось какое-то необычное
священнодейство: мужчины и женщины, исполняя непонятный оккультный ритуал, радостно
распевали евангельские псалмы, прославляя спасителя своего Иисуса Христа. А тем временем
несколько молодых парней с усердием прорубали во льду просторную прямоугольную полынью.
Когда приготовления на льду были закончены, вся группа присутствующих сгрудилась,
образовав тесный круг, в центре которого находились одна женщина и трое мужчин,
облаченные в белые одеяния. Распевающие псалмы люди не осеняли себя крестным знамением,
не совершали земных поклонов и даже у руководящего происходящей процедурой человека
кроме изрядно потрепанного Евангелия в руках не было присущей случаю атрибутики обычного
христианского священнослужителя - святого распятия, кадила либо хоть какой-нибудь
скромной иконки. Тем не менее по благоговейным лицам собравшихся было очевидным, что
Всевышний сполна осенил их божественной любовью и благодатью. Находящиеся в центре
мужчины и женщина двинулись из круга к краю ледовой купели. Далее, последующая картина
происходящего была весьма впечатляющей и отнюдь не для слабонервных - полное троекратное
погружение тел в воду. Возглавляющий церемонию просвитер клал руку на обнаженное чело
принимающего водное крещение и задавал вопрос:
- Веруешь ли ты, раб божий, в то, что Иисус Христос является сыном божьим?
- Да, верую!- доносилось в ответ. И священник нажатием ладони погружал обращаемого в
баптизм собрата под воду, произнося при этом:
- Крещу во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
  И так повторялось трижды.
  "Смысл водного крещения заключается в том, что погружение верующего человека в воду
указывает что он умер для мира и греха как и Христос умер и был погребен. Выход из воды
указывает на его обновленную жизнь, в которой он теперь живет силою воскресения господа
Иисуса Христа" ("Основные принципы веры евангельских христиан-баптистов. Сборник
публикаций"). Крещение есть обещание Богу доброй совести (1 Петр 3,21), свидетельствующее
что крестившийся обрекся во Христе (Гал. 3,27). Этот-то принцип и подвергают критике
баптисты, выражая сомнение в том, как может давать богу какие бы то ни было обещания
несмышленое дитя, которое подвергают обряду крещения. Они считают обязательным принимать
крещение исключительно в сознательном возрасте. Надо заметить, что в нашем случае
купальщики не являлись закаленными "моржами", они впервые в жизни подвергли себя столь
жестокому испытанию. Что же послужило толчком, поводом к тому? Ответ как-будто прост.
Эти люди испытали исключительную духовную потребность в приобщении к вере. И первым их
шагом на пути к единению с богом стало принятие водного крещения. Конечно, в условиях
российских климатических особенностей подобный шаг вполне можно расценить как акт
жестокого мазохизма, ведь это совсем не то, что свершил сын божий, погрузившись в теплые
благодатные воды ближневосточного Иордана. Но сие не суть важно, ибо главным здесь
является столь безграничное упование на милость и силу божию, что вскрывшиеся резервы
организма делают возможным испытать чудеса исключительности, не подвергшись даже
простудному заболеванию. Следовательно, глубокая безоговорочная вера в сверхъестественную
сущность божества наделяет человека неограниченными возможностями.
  Итак, крещение в ледовой иордани членов общины Евангельских христиан-баптистов
состоялось. Сообщество пополнилось вновь обращенными братьями по вере.

БЛАЖЕН КТО ВЕРУЕТ

  С распадом советской политической системы стали происходить неадекватные процессы и в
социальной сфере агонизирующего государства. Вакханалия всеобщего безумия и беспредела
охватила пораженное болезнью общество. Повсеместно начались кровавые конфликты, запылали
"горячие точки", потянулись нескончаемые потоки беженцев. "Нужда", "милосердие",
"сочувствие"- в обиходе стали привычными словами.
  ...Семья Мишкиных проживала в одной из бывших среднеазиатских республик. Начавшийся
передел пространства стихийным вихрем разметал устоявшийся жизненный уклад этой семьи.
И вынуждены стали обездоленные скитальцы искать убежище на отеческой земле - в России.
Так Мишкины оказались в одной из станиц Краснодарского края. Очень трудно было создавать
семейное гнездо на новом месте, тем более, что обстановка не способствовала этому. Не
было рядом ни родственников, ни друзей. Состояние безнадежности порой охватывало
Мишкиных. Но на новом месте ближайшие соседи оказались весьма кстати приветливы и
доброжелательны, всегда готовы помочь. Между семьями завязались теплые дружеские
отношения. Вскоре доброжелательные соседи открылись, что являются баптистами. Начались
задушевные беседы на религиозные темы, в доме у Мишкиных появилась соответствующая
литература.
- Я вспоминала слышанные в детстве ужасные вещи, которые, будто бы, творили баптисты,-
рассказывает Галина Мишкина.- Но это так не вязалось с обликом наших соседей. В самом
деле, могло ли быть такое, чтоб столь милые добропорядочные люди позволили бы себе пить
человечью кровь и, вообще, заниматься каннибализмом? На этот животрепещущий вопрос я
вдруг нашла ответ в книге диакона Андрея Кураева "Протестантам о православии". Вот что
там я прочитала.
  "...Апостол Павел утверждал, что Жертва Христа принесена единожды и за всех людей, за
все времена. Лекарством от смерти является бессмертие. Бессмертие имеет только бог.
Значит бог должен обрести жизнь внутри человека... Старайтесь не о пище тленной, но о
пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий... хлеб Божий есть
тот, который сходит с небес и дает жизнь миру... Я есмь хлеб жизни... Отцы ваши ели
манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет...
хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... если не будете
есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни
(Ин. 6.27, 33, 35, 49 - 51, 53). Причастие Крови и Тела Христовых - лекарство от тления.
Иисус Христос позвал нас на "вечерю бессмертия". Вечеря Господня дана Христом для
воспоминания его страданий, смерти и цены выкупа".
  А еще в библии сказано: "...и тогда взял Господь хлеб, преломил его и сказал: Сие
едите ибо это есть тело мое, за вас ломимое.
  И затем взял чашу, благословил и сказал: Сие есть кровь моя Нового Завета, за многих
изливаемая во оставление грехов" (Мтф. 26. 26 - 28).
  Так вот откуда всё пошло! Мне стало ясно, что темные несведущие люди баптистский обряд
хлебопреломления (так еще называется Вечеря Господня) представили как дикий акт
каннибализма, распространяя слух об этом повсеместно. Вечеря Господня же является
символом единения со Христом и духовного причастия Его естества. Видимые знаки Вечери
Господней (Причастия) заключаются во вкушении хлеба и вина как символов Тела и Крови
Христа Спасителя (Мтф. 26. 26 - 28; 1 Кор. 10. 16 - 17, 11. 26 - 27). Это памятник
личного духовного приобщения всех участников к заслугам Христа. Это трапеза братского
общения, указывающая на единство верующих как членов одного Тела со Христом и между
собой (Рим. 12. 4 - 5).
  ...Со временем супруги Мишкины все глубже вникали в суть богословия, открывали для себя
Священное Писание и, наконец, постигли что внутреннее содержание человека зависит от его
духовного состояния. Но совершить публичный акт приобщения к христову братству все было
как-то недосуг. И тут вдруг, как снег на голову, свалилось на семью чудовищное
несчастье - дочь Ирину, пятиклассницу, сбил и переехал грузовой автомобиль.
В бессознательном состоянии девочка была доставлена в реанимационное отделение городской
больницы. Заключение специалистов было безнадежным: многочисленные переломы лоновых
костей таза, ущемление нервных окончаний нижних конечностей, разрыв мочевого пузыря.
И, кроме того, имело место динамическое выдавливание внутренностей через физиологические
отверстия организма наружу, что не побуждало никаких сомнений по поводу неизбежности
летального исхода. Тем более, медики не оставляли места для каких-либо даже призрачных
надежд.
- Отчаяние изгоняется покаянием,- надоумили убитых горем родителей сведущие соседи.
И Мишкины оказались в молельном доме общины евангельских христиан-баптистов. Там
встретили искреннее участие и сочувствие. Им была оказана необходимая духовная и
материальная поддержка. Вся община смиренно взывала ко Христу о проявлении милосердия к
дочери Мишкиных. И чудо свершилось!
  После серии проведенных операций хирург обнадежил, констатировав, что пациентка
безусловно жить будет, но пожизненная прикованность к постели неизбежна. А родители
пострадавшей девочки тем временем, продолжая уповать единственно на бога, усердно взывали
в молитвах к Всевышнему.
  Когда же через двадцать дней воскресшую из мертвых Ирину выписывали из больницы, глядя
на ее обычную детскую подвижность и непоседливость, лечащий врач откровенно признал:
- За всю мою медицинскую практику подобного феномена я не встречал и теперь готов
поверить в чудо...
- А мы благодарим бога за то, что он посылает нам испытания,- смиренно закончила свое
повествование с невероятным исходом счастливая Галина.

А БЕС ОСТАЛСЯ С НОСОМ

  Людмила всегда была нерешительной, неуверенной в себе, панически боялась темноты. Еще
ребенком приучилась спать при электрическом освещении. Так и жила, взрослея. И все бы
ничего,- свыклась с таким положением дел. Но однажды произошло с ней нечто такое, что
лишило покоя на долгие-долгие годы. К тому времени обзавелась она собственной семьей -
муж и двое детей составляли ее домашнее окружение. И вот, как-то, возвратившись поздним
вечером от друзей, чета расположилась ко сну на супружеском ложе. По обыкновению дверь
спальни была оставлена открытой и в дверной проем поступал свет от зажженной в коридоре
лампочки. Устав от дневной суеты, мгновенно погрузилась в сон.
  Среди ночи Людмила была вдруг разбужена отчетливо слышимым стуком по стене ( как это
происходит, когда постучат костяшками пальцев). Она открыла глаза и... о ужас!- в
дверном проеме застыла мрачная фигура молчаливого мужчины, одетого во все черное. От
охватившего страха ее тело сковало оцепенение, она боялась даже поднять глаза, чтоб
взглянуть на лицо незнакомца. А пришелец наконец злобно произнес:
- Я тебя задавлю, падла!
  И тень его зловеще качнулась в сторону трепещущей от страха хозяйки дома. В тот же миг
ее заполошный визг всколыхнул все жилище. Долго не мог ничего понять продирающий
спросонья глаза супруг. Вместе они обшарили все комнаты, но нигде не обнаружили никаких
следов незваного гостя. И долго пришлось в ту злосчастную ночь главе семьи успокаивать
впавшую в истерику спутницу жизни. С тем, что все ей примерещилось в кошмарном сне,
Людмила категорически не соглашалась. С тех пор мрачный незнакомец стал преследовать
свою жертву, посещая ее регулярно по ночам. Он обязательно повторял свою угрозу  и
затем бесследно исчезал так же внезапно, как и появлялся. Этот злой рок тяжко стал
давлеть над молодой женщиной, морально изматывая ее. В поисках выхода из создавшегося
положения она в смятении чувств тщетно искала душевного спокойствия. Первым не выдержал
муж - он ушел из семьи. А коварный недоброжелатель столь участил визиты, что даже днем
стал строить свои козни,- то заскрипев вдруг дверцей шифоньера, то уронив на пол кружку,
а то раскачивая диван, на котором устроилась отдохнуть уставшая хозяйка. Доходило до
того, что Людмила в негодовании хватала любой подвернувшийся под руку предмет и
запускала им в назойливого домогателя. Интенсивность визитов страшила ее. Каким-то
образом о ее беде прознали досужие соседки. Они с сочувствием отнеслись к этому.
Посоветовали обратиться за помощью к бабке-повитухе.
  ...Подробно расспросив обо всем, лекарка компетентно заверила:
- Это бес тебя донимает, дивчина. Но я его изгоню!
  Старушка стала регулярно посещать дом Людмилы: старательно шептала заговоры, осеняла
крестным знамением все углы в комнатах, брызгала святой водой... Однако все эти меры
слабо помогали. А тут одна из знакомых, состоящая в общине евангельских христиан-
баптистов, уговорила сходить с ней в молельный дом на проповедь. Людмила приглашение
приняла, но исключительно из приличия, чтоб не обидеть беспокоящуюся о ней соседку.
На удивление впечатление от посещения баптистов было потрясающее - в отличие от
православия ни тебе напыщенности и чопорности в действиях священнослужителей, ни
раззолоченных икон с печальными очами на горестных ликах святых, ни торжественных
ритуалов и песнопений на непонятном старославянском языке. Отсутствовала всякая
атрибутика, традиционно присущая любой религиозной конфессии. Все общение происходило
свободно, непосредственно и с помощью современного русского языка. Привлекало и то, что
тексты песнопений включали в себя таких русских классиков как Пушкин и Лермонтов. Так
Людмила стала посещать баптистскую общину. Ей по душе пришелся царящий здесь климат
доброжелательности и взаимопомощи. Со временем женщина прониклась и принципами
протестантской концепции. А далее поняла, что ей нет иной дороги в жизни помимо
баптизма. Уверовав, приняла водное крещение. И той же ночью ее вновь посетил бес.
Только теперь сатана нарушил конспирацию, явившись в своем истинном обличье - с рогами
и копытами, покрытый густой, воняющей козлятиной, шерстью.
- Что, приняла крещение? Я тебя поздравляю,- разочарованно молвил он.
  На сей раз черт абсолютно не внушал своим видом страх. Людмила ощущала за собой
какую-то могучую несокрушимую силу. А дьявол с тех пор перестал посещать ее.

ЗЕРЦАЛО ГРЕШНИКА

-...тьфу, пакость!- цинично сплюнул сквозь зубы мой молодой собеседник.
- Да ладно, Игорек, расскажи о евангелистах,- привязался я.
- Ну тасовался я среди этих баптистов почти три года. И что толку?- продолжал он
критические суждения.- И все-то они такие святенькие, такие благопристойненькие...
с виду. Но всё это чушь, лицемерие. Ведь сказано же в Писании чтоб даже в помыслах не
было порочных желаний. Ни выпить, ни закурить нельзя, ни выматериться в удовольствие.
Какая это жизнь? Даже с вожделением посмотреть вслед проходящей красавице считается
злостным грехом. Строгости неимоверные. А что, разве я один там такой был, кто нарушал
библейские заповеди? Ни за что не поверю в это. А то смотри на этих святош: отлучили
меня от веры! Да я и без них прекрасно проживу.
- А, вообще, как ты попал к ним?
- Как, как!.. Пил, хулиганил. Увлекся наркотиками и затянуло меня словно водоворотом в
бездну безысходности. Стали посещать мысли о том, чтобы покончить счеты с жизнью. А тут,
даже не знаю как случилось, что один знакомый затащил к баптистам. Так и завязал я с
наркотой, со старыми приятелями.
- Так отчего же ты обижен на недавних братьев по вере?
- Да как сказать?.. Если честно признаться,- я не выдержал их строгостей. Ну, прикинь,
такие телки кругом шастают, соблазны разные, а тут притворяйся святым... Короче, донес
кто-то из братьев на меня. Сначала несколько раз делали замечания, предупреждали,
а затем и изгнали из общины.
- М.Булгаков сказал, что "беда протестантизма в том, что он не имеет идеала и пути
святости, без которого нет настоящей религии",- процитировал я.
- Конечно, баптисты отошли от канонических традиций. Но так ли бесспорны обоснования
приверженцев иных религиозных учений?- вопрошал в ответ мой оппонент.
- Я позволю себе привести еще одну выдержку из книги А.Кураева "Протестантам о
православии", где сказано, что "отсутствие молитвенной дисциплины, неумение различать
духовные состояния, жизнь без Литургии и без исповеди приводят к тому, что религиозно
ищущему человеку приходится постоянно возгревать себя чисто психическими приемами. Это
приводит к мистике. Это состояние эмоционального опьянения, когда человек собственное
возбуждение путает с касанием благодати". Каково на этот счет твое мнение?
- Д.Мережковский сказал, что "логика на службе у страсти так же опасна, как нож в руке
сумасшедшего". А одной из форм безумия является религиозный фанатизм.
- Понятно. Ну а почему иконоборство в баптизме приняло столь нетерпимый характер? Ведь
как торжественны и красивы обряды в христианских храмах!
- Вторая библейская заповедь гласит... А впрочем, на этот счет у оппонирующих сторон
имеется достаточный запас цитат в подтверждение собственной правоты,- безнадежно
махнул рукой Игорек.- Так что спор об этом бесконечен...