Женя и полковник. Из цикла Портреты

Валерий Заикин
                Женя и полковник.
    "Поздравь меня!,"- в голосе Жени звучало торжество,-"Я -еврейка!"
Мембрана телефонной трубки не вмещала ее неописуемой радости, и разразилась помехами..."Поздравляю!"- сказал я, -"А кто в этом сомневался?"
Я представил себе Женю...Типично еврейская внешность, вылепленная десятком поколений ее предков! Никаких доказательств не нужно!
 "Ничего ты не понимаешь!" - возмутилась Женя, -"Мне столько сил стоило получить в нашей синагоге в Марьиной Роще документ, а ты шутки шутишь!Да если бы у меня раньше были бы такие бумаги, я бы давно бы в Израиле жила!"
   Женя, моя троюродная сестра, в Израиль влюблена с тех пор, как побывала у нас в гостях в Беер Шеве...Я думаю, что и о своем еврейском происхождении вспомнила лишь после этой поездки...Но может быть, я не прав...
  Казус с национальностью Жени вписывался во всю логику (или, скорее, абсурдность) советской жизни.Война прервала ее учебу в Московском университете, вернувшись из эвакуации, она восстановилась в университете по чудом сохранившейся зачетной книжке, все остальные документы пропали в бесконечных переездах под бомбежками, но когда настала пора получать диплом, потребовался паспорт. Справку для паспортного стола выписывал пьяный в дымину управдом, записавший ее как русскую. Дядя, заменявший ей погибшего на фронте отца, посоветовал ничего не исправлять: ты же знаешь, как к евреям относятся при приеме на работу.И действительно, ни при работе в Интуристе, ни при защите диссертации, ни при последующей преподавательской деятельности в МГИМО, выращивающем молодых советских дипломатов, проблем,  у нее никогда не возникало...Но однажды был сюжет!
  В школу разведчиков при КГБ СССР потребовался славянист, кто-то порекомендовал Женю, и с полгода она читала курс чешского языка, как писалось, "Без отрыва от производства" и в обстановке большой секретности в этой самой "Школе".. У входа в помещение, где размещалась школа, ее встречал лейтенант КГБ, и провожал по корридору в аудиторию, а после занятий встречал, сопровождал к выходу, где ей возвращали паспорт. Но однажды сопровождающий изменил направление движения, что Жене, помятуя, с какой организацией она имеет дело, сразу не понравилось! И не зря! Ввели ее в кабинет, где за столом сидел пожилой мужчина в чине полковника, и перед ним лежал ее паспорт. Полковник вежливо предложил ей сесть, наговорил много приятных слов о ее работе, что дескать, ею в школе очень довольны, но вот, нужно кое что по ее анкетным данным уточнить.
"Скажите, пожалуйста, Евгения Романовна,"- начал издалека полковник, - " Какая национальность у вашего отца?"
   "Я ответила, не задумываясь!"- рассказывала Женя,- "Видимо, потому, что давно предвидела, что когда- нибудь мне зададут этот вопрос. "Мой отец- еврей,"-сказала я, нисколько не сомневаясь, что полковник знает об этом, ведь я заполняла анкету при оформлении на работу. "А ваша мать?"- продолжал полковник. "Еврейка!"- тут же ответила я. Возникла пауза. Полковник вертел в руках мой паспорт, долго рассматривал его, как какое- то произведение искусств, а я молчала. Наконец он поднял на меня глаза. "А как это получается?"-поднял полковник брови,-"Отец у вас еврей, так?" Я кивнула. "Мать- еврейка?" Я снова кивнула. "А вот здесь написано, что вы русская!"-показал он на паспорт. Тут меня, неожиданно для самой себя, что называется, "понесло"! "Товарищ полковник!"- воскликнула я,- "Вы, конечно, знаете работы Владимира Ильича Ленина по национальному вопросу." Посмел бы он сказать, что не знает! "Как Владимир Ильич определяет нацию? Нация определяется по языку, которым изъясняется народ. По территории, на которой он проживает. По культуре народа, правильно? Я другого языка, кроме русского, не знаю.Живу я в Москве, столице Российской Федерации. И продукт, я, русской культуры! Я себя иначе, как русской, не могу определить!"
   По- моему, он обалдел от того, что я -продукт русской культуры! Во всяком случае, он долго приходил в себя, внимательно вглядываясь в мои глаза.А мне терять было нечего, я сидела спокойно и независимо, с самым серьезным видом, и товарищ полковник открыл, наконец, рот и произнес: "Вы- очень граммотная женщина, Евгения Романовна! И преподаватель отличный! Наши ребята смогут многому у вас поучиться! Спасибо, вопросов больше нет!" И вручил мне мой "серпастый и молоткастый"...Курс я свой отчитала сполна. И исправления в паспорт вносить не стала. О чем потом  всегда очень жалела!"
 Ну, не думаю, что всегда...Возник момент в истории нашего бывшего Отечества, когда многие стали восстанавливать свои еврейские корни! Сопряжен этот момент с развалом Советского Союза и Большой русскоязычной "Олией" в Израиль...И я позволил себе подтрунить над сестрой: "Ой, Женя, ну, какая ты иудейка?! Живешь ты в России, владеешь только славянскими языками, а воспитана в европейской культуре, при чем тут евреи?" Но Женю на мякине не проведешь! Твердо и непререкаемо, тоном битого-перебитого преподавателя, годами учившего взрослых людей языкам и уму-разуму, она сказала: "Первое! Я -еврейка по ГАЛАХЕ! Второе! По субботам я зажигаю свечи! И синагогу посещаю в Йом Кипур! И, наконец, чья бы корова мычала!"
  По ГАЛАХЕ?! Свечи? Тут и полковнику нечего было бы сказать! Пришлось и мне согласиться: "Поздравляю, Женя!Отныне, ты-еврейка!"
                *                *                *