Ирония судьбы

Ирина Лялько
   В детстве мне нравилось рассматривать окружающий мир. Внимательно-внимательно, не обдумывая, просто созерцать и мне открывалась внутренняя суть людей, событий, вещей, стихий.
   В детстве мне также нравилось рассматривать книги. Ещё не умея читать, мне нравилось прикасаться к ним. Иногда я случайно резала пальцы об их страницы, мне было больно, но мой интерес не уменьшался. Мне нравился запах книг, запах краски.
Однажды, когда мне было лет пять, бабушка подарила одну из своих старинных книг. Книге было больше сотни лет – неимоверное уважение к ребёнку – доверие взрослой вещи. Хочу отдать должную благодарность моей бабушке Анне Даниловне, она была бесстрашным, мудрым человеком, она меня любила очень, доверяла мне, что сыграло огромную роль в моей жизни.
Бабушкина книга стала для меня настоящим приключением. Часами, рассматривая её, вдыхая запах пожелтевших, частично разрушенных, обгоревших страниц, я видела далёкое прошлое, бабушкину юность, время ранее её рождения, когда ещё жива была буква ять. Я видела живых людей, одетых по-другому, но людей, также улыбающихся как мы, плачущих, жаждущих любви, мира, счастья. Книга была словно проводником сквозь время.
   Сейчас мне вспомнился забавный момент в школе. Мне было лет десять, когда в пятом классе я открыла для себя библиотеку. Помню, ахнула при виде высоких стеллажей с книгами. Я записалась, получила билет и стала брать книги. Меня это так увлекло, что я брала новую книгу раз в два-три дня. И вот в конце года, на очередной линейке, вручали какие-то грамоты ученикам и вызвали вдруг меня. Я совсем не ожидала, вышла и мне дали грамоту за самое большое количество прочитанных книг в тот год. Помню, как вся школа смотрела на меня с удивлением, а я с удивлением смотрела на эту грамоту и решила промолчать о том, что эти книги я не читала. Я рассматривала их, трогала, взвешивала рукой, любовалась ими, много чего делала, но не читала.
   Спустя лет пятнадцать я закончила Академию Изобразительных Искусств и Архитектуры, одна из моих специальностей очень редкая – я делаю книги. Полностью руками от начала и до конца. Складываю листы, сшиваю их на специальном станке, проклеиваю клеем, сделанным вручную, оббиваю специальными молотками. Внешнюю сторону страниц шлифую напильниками, рубанками, наждачной бумагой. Выпиливаю деревянные обложки, пропитываю стрептоцидом, пришиваю их. Плету цветные корешки армированными нитками, шурфую кожу специальными изогнутыми ножами, точу их, снова шурфую. Обтягиваю книги тончайшей шурфованной кожей. Вставляю драгоценные камни, эмали в обложки. Выпиливаю из латунных обрезков замочки, мелкие болтики к ним… В среднем на одну книгу уходит около  семи сот часов работы. Долго? Но эти книги сохранятся на долго, это древняя технология, шашель их не побьет, плесень не коснётся, влага не изогнёт. Эти книги переживут компьютеры. Эти книги проживут сотни лет. Читать книги я тоже теперь люблю. Может, в будущем начну писать их. А судьба - странная штука.
   Судьба – это, наверное, то, к чему мы страстно тянемся душой.