Сага. 21. Нонна. Продолжение

Ольга Реймова
Продолжение "Семейной саги"


Нонна очень заботливый человек. Её никогда ни о чём не надо просить. Она сама знает, когда нужно помочь, поддержать и направить мозги в нужное русло.

Её забота по моему воспитанию продолжается и по сей день. Хотя она уже очень больна, не выходит из дома, но силой своего духа, своего несгибаемого характера помогает нам всем. Я её зову стойкий оловянный солдатик.

Старшая сестра Ляля относится  к Нонне как к старшей, хотя Нонна младше её на девять лет, слушает её советы вполне дельные. Со мной потруднее. Я не всегда прислушиваюсь к её мнению,  советам, потому что я человек – сама по себе. Как решу – так и будет.

 Она следила всегда за моим здоровьем и сейчас на расстоянии по окончании разговора обязательно программирует моё состояние фразой: «Ну всё, поговорили. Пока. НЕ БОЛЕЙ!». Может быть мне это тоже помогает?

Когда она вышла на пенсию, я ещё работала, а у меня была маленькая внучка,  досадикового возраста, дочь училась, мы выкручивались по времени как могли, все были на подхвате. Нонна взяла эту заботу на себя.

Если кто-то из нашей семьи оказывается в сложной ситуации, она обязательно примет меры и даже сейчас, сидя дома, всё поможет, договориться со всеми по телефону.

 Раньше, в молодости, она очень мало говорила. Только делала. А сейчас стала более разговорчивой. Нонна очень строгий и трезвомыслящий судья. Всё разложит, распределит, объяснит и, конечно же, поможет. 

Я с ней всегда спорю, пытаюсь чего-то доказать. Она смотрит на меня снисходительно.

К учёбе Нонна относилась всегда без трепета. Учёба не была главным в её жизни. Многие не могли поступить в институт, не проходили по конкурсу, а она несколько раз поступала: в Москве в кооперативный институт поступила, но не поехала, потому что решила, что материально семье будет трудно. Взяла выписку из экзаменационного листа и была с этими оценками принята в наш БАшГУ на геофак. Во время учёбы не понравились преподаватели и она бросила. Потом поступила  на физ-мат в БАшГУ, проучилась два года, вышла замуж, родила сына и решила, что семья главнее. В рабочем порядке освоила профессию проектировщика по книгам и на практике, и успешно работала на этом поприще, участвовала в проектировании многих зданий в Уфе. Проектировала отопление и вентиляцию.

Очень серьёзная женщина. Начитанная, обладает высоким интеллектом, хорошим вкусом и твёрдым характером. В доме у неё всегда уютно, в каких бы условиях она не жила, хорошая хозяйка. Заботливая жена, мать и бабушка. Она всегда знает, что нужно её мужу в данный момент и даже лучше, чем он о себе знает. И тоже следит за его здоровьем, а своё здоровье не сохранила. Всё раздала нам.

По врачам никогда не ходила, в отпуск никуда не ездила. Мы все считали её самой здоровой в семье, а оказалось, что здоровья у неё и нет. Просто она никогда не жаловалась. Мы с Нонной очень близки по духу, хотя и разных характеров.

Личная жизнь… А что личная жизнь? У всех по-разному. Мои сёстры преданные заботливые жёны, а я, как говорила наша мама, - строптивая. Все мои произведения – моя личная жизнь.
***
Пожалуй, на этом завершу свою семейную сагу. Написано в два раза больше, чем я здесь представила.

Мне повезло в жизни с родителями, сёстрами, учителями и друзьями. Я это могу сказать с уверенностью, прожив долго и счастливо.

28.06.2010


2 июля 2010 года в связи с тяжёлым заболеванием умерла Нонна. Об этом в эпилоге.


Продолжение http://www.proza.ru/2014/07/31/80