Репетитор - не волшебник...

Ирина Бим
Многие родители выпускников предполагают, что наличие денег в семье решит все вопросы, касающиеся успешной сдачи ЦТ. Наверное, отчасти они правы. Но только отчасти. Бесспорно, наличие финансов позволяет нанять самого высококвалифицированного репетитора в ожидании чуда — 70, а то и 100 баллов. Но так ли часто это чудо происходит на самом деле?
Имея многолетний стаж индивидуальной подготовки выпускников к вступительным испытаниям, я возьму на себя ответственность объективно описать реальную ситуацию.
Редко кто из родителей имеет представление о том, чего на самом деле хочет их ребенок и, тем более, кем он планирует стать. Если, конечно, сам выпускник представляет, куда поступать, какой вуз выбирать, да и нужно ли ему в принципе это самое ВЫСШЕЕ образование.
Чаще всего (вопреки государственной политике системы образования Беларуси, направленной на продуманный выбор специальности и вытекающей из нее схеме вступительной кампании, не позволяющей абитуриенту подавать документы сразу в несколько вузов) выпускник исходит из следующих критериев:
1. «Буду сдавать те предметы, по которым у меня в школе отметки выше и по которым я хоть как-то смогу написать ЦТ».
2. «Посмотрю, сколько баллов в сумме наберу, потом где конкурс ниже и куда можно с этими тремя сертификатами подавать документы — и решу, куда поступать».
И как бы ни бились специалисты по профориентации, психологи и сами родители, неустанно проверяя выпускника на предмет его наклонностей и способностей, в итоге все решают те самые баллы и ограниченный набор сертификатов по трем сданным предметам.
Задумываться о поступлении родители в большинстве своем начинают только, когда ребенок уже учится в 11 классе, ориентируясь на годовые оценки школьника. А зря! Я никоим образом не хочу умалять заслуги школьных учителей, однако замечу: то, что «нарисовано» в дневнике, отнюдь не всегда представляет собой реальную ОЦЕНКУ знаний. Очень часто эта цифра включает в себя не только (и не столько!) отметки за устные ответы, контрольные работы и активность подростка на уроках, но и прилежность, исполнительность школьника, его готовность выполнять самые различные общественные нагрузки, личные взаимоотношения с учителем-предметником, авторитет его родителей(!) и прочее-прочее, совершенно не имеющее отношения непосредственно к знаниям.
Чтобы не быть голословной, приведу пример из собственной практики.
Ко мне обратились родители выпускника одной из минских школ, имеющего в дневнике отметки не ниже «8», с просьбой подготовить парня к сдаче ЦТ по русскому языку.
После нескольких занятий стало ясно, что отметка по моему предмету явно завышена. То, что поколение нынешних выпускников беспросветно и поголовно безграмотно, известно многим, однако это, как минимум и исходя из логики и справедливости, должно быть выражено в отметке. Здесь — «9»! В процессе занятий также выяснилось, что из двух основных разделов школьного курса по языку — орфографии (правильное написание слов) и пунктуации (знаки препинания) — со вторым была полная катастрофа. Не вдаваясь в подробности, напомню лишь, что изучение пунктуации просто невозможно без хорошего знания синтаксиса (члены предложения). Мой же ученик не мог отличить определение от обстоятельства, дополнение от подлежащего, причастия от деепричастия. А это, извините, азы. О какой «9» вообще могла идти речь!? В лучшем случае — «5»! И то с натяжкой, если бы не было ошибок хотя бы в написании простых слов. А здесь не оказалось и того.
Как вы думаете, родители об этом догадывались? Нет, конечно! Они свято верили школьному учителю, уверяющему их в том, что их сын — «умный и талантливый мальчик — запросто напишет хорошо тест, ведь он практически готов к экзамену, к тому же поработает немного с репетитором — и баллов 80, а то и 90 получит».
Напомню, что задания теста по русскому языку охватывают не только эти разделы, там есть вопросы по культуре речи, фонетике, орфоэпии, морфологии, словообразованию и составу слова и т.д. Выпускники же не знают практически НИЧЕГО — заявляю это со всей ответственностью. Даже простые вещи, такие как употребление «Ъ», спряжение глаголов или написание суффиксов причастий, вызывают у них трудности. Дети не умеют связывать в одну логическую цепочку несколько правил, теряются, если необходимо проверить какое-то написание, основанное на знании другого правила, и т.д. Да что там! В большинстве своем они не знают значений слов, а от этого напрямую зависит то, как пишется то или иное слово. Например: умОлять о пощаде (от «он мОлится») и умАлять достоинства (от «делать их мАлыми»). Все это очень простые примеры. А таких —большинство.
ШКОЛЬНИКИ НЕ УМЕЮТ УЧИТЬСЯ – ВОТ ЧТО САМОЕ СТРАШНОЕ! Многим вообще не понятно, что надо скрупулезно сидеть и учить, практически зубрить, а потом еще и как-то использовать К МЕСТУ то, что выучено. Для них все это — «напряг», их не научили сидеть и учить, планировать свое время, организовывать свой рабочий день, распределять правильно нагрузку. Их не научили ответственности перед собою за то, что они сделали или не сделали за день!
И вот такой подросток за 9 месяцев должен освоить практически с нуля материал, который изучается (и то не весь и не так тщательно!) в школе на протяжении 7 лет! Повторюсь: правила русского языка очень сложные, требующие остроты ума, хорошей памяти и сообразительности, их нельзя впихивать в голову скоропалительно, наслаивая одно на другое. Все должно изучаться планомерно и усваиваться постепенно. За 9 месяцев (это если начать занятия с сентября – а так поступают далеко не все!) с задачей справиться почти невозможно! Это должны понимать и сам ученик, и его родители!
Никакой, даже самый дорогой и высококвалифицированный, репетитор не сможет превратиться в волшебника и вложить в голову ученику знания, если объективные условия сложились иначе. Если преподаватель имеет опыт и ответственно относится к своей работе, все что сможет, он даст ребенку. Но это еще не значит, что ребенок это возьмет и сможет воспользоваться.
Надо смотреть на вещи реально, а не уповать на чудо, следуя одному-единственному принципу: «Мы деньги заплатили, ребенок что-то учит — значит, должен быть высокий балл». Вовсе не значит и вовсе не должен быть.
Нельзя забывать еще и том, что на общий балл может повлиять неправильное оформление бланка ответов, волнение, стресс. И репетитор здесь тоже не поможет. Вот поэтому надо с большой осторожностью относиться к объявлениям в Интернете и заявлениям молодых репетиторов, утверждающих, что они «гарантируют» 80 – 100 баллов! Это полная чушь: никто и ничего не может никому гарантировать, как не может сесть и выучить вместо абитуриента!
Возвращаясь к случаю из практики, скажу, что парень, о котором я упоминала, написал тест всего лишь на «32» балла. У родителей был шок. А у меня – нет. Примерно такого результата я и ожидала: слишком много ошибок он допускал в заданиях по пройденному и, казалось бы, уже усвоенному материалу во время наших занятий. Старался, конечно, но этого было мало. Самое главное — для этого человека нужно было значительно больше времени для прохождения всего курса языка с нуля, как минимум – два года. Кто виноват в этой ситуации? Скажу честно – школьные учителя! Именно они вводили в заблуждение и самого школьника, и его родителей, рисуя в дневнике завышенные цифры. Если бы знания парня были оценены по-настоящему, а в дневнике за 9 и 10 классы стояла бы реальная отметка, родители наверняка забеспокоились бы значительно раньше, обратились бы к репетитору хотя бы в 10 классе. Вот тогда можно было бы рассчитывать на высокий балл на ЦТ — там, где нет влияния ни авторитета родителей, ни общественных нагрузок и прочих составляющих школьного рисунка в дневнике: язык не поворачивается назвать эти цифры «оценками» знаний.