Новая проза 2010

Андрей Товмасян
ПРЯХИНОЙ  ЕЛЕНЕ  АНАТОЛЬЕВНЕ

NIHIL  EST  INTELLECTU

В МОЗГУ НИЧЕГО НЕТ

Incipiam. Что написано пером, того не вырубить топором. Сдаётся – это не совсем соответствует действительности. Что-то там, всё-таки имеется. Вспомним удручающие слова Батюшкова. Можно привести бесчисленные массы примеров и доказательств, как за, так и против, но мы не будем делать этого. С тайным содроганием я приступаю к  разрушению великих формулировок. В самом деле, лучше быть священным разрушителем неясного и запутанного, чем не делать ничего и попусту терять драгоценное время, которого, возможно, вообще не существует. Итак. Я не совсем ясно представляю себе, что я напишу дальше. Да, почему же, не представляю? Очень даже представляю. Не так давно, во время оно, а именно, 13 Июня 2010 года, в воскресенье, в ЦДХ, на презентации двухтомника «Русские стихи.1950 – 2000», куда меня пригласил мой давний друг, поэт Иван Ахметьев, в сени белоснежных волшебных шатров, я встретил некую трепетную лань, а, говоря проще, одну совершенно очаровательную собеседницу. Быстро перейдя на ты, мы битые (да, почему ж, битые?), несколько часов, при безмятежной погоде, разговаривали на наши всегдашние, ars longa, vita brevis, бедные мы, всё же, люди, великие и вечные темы. Звать эту трепетную, вернее, одинокую, как я её окрестил, лань, Елена. Что, ж, обыкновенное царское имя, и родилась эта царица 27 Сентября. Ни дать, ни взять. Да, отчего же, ни дать, ни взять? Ещё как дать и ещё как взять. Мы не можем ждать милости от природы, вырвать их у неё, наша, а теперь уже и моя архипервейшая (выражение Ленина), задача. Я не совсем точно цитирую Мичурина, но я приветствую его дерзкое отношение к строптивой природе. Превесёлый человек, думаю, был этот Мичурин, ну, прям - таки, вылитый я, с той только разницей, что он на досуге развлекался поливанием овощей сахарным раствором, чтоб быстрее росли, ну, а  я, это - я. Я не поливатель овощей и развлекаюсь редко. Почему? Не с кем – вот почему. Кризис жанра. Честно говоря, мне не до развлечений. Если что и колышет меня по настоящему, так это моя работа. Работаю я настолько много, что даже не могу позволить себе урвать несколько минут, чтобы посмотреть по ящику знаменитую передачу «Секс с Анфисой Чеховой», о которой мне прожужжала все уши одна моя юная поклонница, работающая стриптизёршей в ночном клубе, что в двух шагах от меня. Являясь мне в мечтаньях сирых… Стоп. Никаких сирых мечтаний. Чего не было, того не было. Если Рыба-Китка, ты будешь постоянно отвлекаться, то ты не успеешь написать главного. Так вот. Может, я и непрочь бы немного развлечься, да только вот как развлечься? Хотелось бы выяснить, что представляют из себя пресловутые нынешние развлечения? Освежают ли они тёмный лабиринт мысли?  Интересует меня и такой вопрос - существуют ли иные типы развлечений, отличные от общепринятых? Где можно узнать об этом? Насколько доступны они и сколько стоят в условных единицах? Полезны ли для здоровья эти новые развлечения, и если да, то как именно они полезны, чем полезны, и, наконец, каким образом можно выяснить, не будет ли от них более вреда, нежели пользы? Не лучше ли развлекаться по старинному, проверенному нашими пращурами и хорошо зарекомендовавшему себя шаблону, обычно не дающему обидных осечек? Могу ответить на этот вопрос так. Развлекаться, как все – не только глупо, но и неинтересно. Тоска панихидная и скукотища. Чтобы суметь развлечься не так, как все, нужно заставить себя хорошенько подумать. Собственно говоря, думать придётся всего о четырёх вещах. Как развлечься по новому (самое важное обстоятельство), с кем развлечься ( не самое важное, хотя, может быть, и самое), где это удобнее сделать (относительно важное), и на когда всё это назначить (не очень важное, хотя, может статься, что и очень, потому как наше время не только течёт, но ещё и тает). Никакого пятого обстоятельства в природе повидимому не существует, а если и существует, то оно страшно удалено от нас, и находится где-то там, за белой пылью, в туманных и зыбких эмпиреях. Висит себе где-нибудь, в созвездии Козерога, медленно раскачиваясь на одной из тамошних осин, и сладко покуривая «Памир», думает бог весть о чём. Тоже, небось, мается. Не до жиру, видать. Пятое обстоятельство не только непредставимо, но и непостижно нашему разуму. Бог с ним! Меня сейчас занимают совершенно иные задачи. Пленительные и блаженные. Я посвящён и ещё в кое-какие вспышки царственной биографии Елены, но это уже никак не относится  к моему рассказу об одинокой лани. Кончается эта страничка так. Исполнилось, твоё желанье, пряха. Не кривя душою, могу сказать - моё желание тоже исполнились. Только частично. Ничего. Время терпит. Потерпим и мы.

О  ВОЗНИКНОВЕНИИ  И УНИЧТОЖЕНИИ

Обращаясь к промежуткам времени, в течение которых происходит возникновение и уничтожение, можно рассуждать так. Если, кто-то, скажем, Одинокая лань, умерла, она умерла или когда жила, или когда скончалась. Но во время жизни она не умерла, потому что она тогда жила и не была мертва во время жизни. Но она не умерла и тогда, когда умерла, потому что это значило бы, что она умерла дважды. Следовательно, Одинокая лань не умерла вообще, с чем мы её и поздравляем. Следует добавить, что я имел честь видеть Одинокую лань 13 Июня 2010 года в ЦДХ, и если память не изменяет мне, она была живёхонька.

УНИЧТОЖАЮТСЯ  ЛИ  ЗНАКОМСТВА?

На основании вышеприведённого принципа можно построить следующий аргумент. Если знакомство уничтожается, то оно уничтожается или тогда, когда знакомые знакомы друг с другом и находятся в некоем равновесном контакте или когда они расходятся. Но знакомство не уничтожается ни тогда, когда знакомые знакомы друг с другом, ни когда они взаимно расходятся. Следовательно, знакомство вообще не уничтожается. Смысл этого аргумента ясен. С точки зрения мысли существуют два времени – когда знакомые знакомы друг с другом и когда они расходятся. Кроме этих времён не может мыслиться никакое третье время. Поэтому если знакомство уничтожается, то оно должно уничтожаться  в одно из этих двух времён. Но оно не может уничтожиться в то время, когда знакомые знакомы друг с другом, потому что в этот момент знакомство ещё существует и, если существует, то оно не уничтожается. Не уничтожается оно и в то время, когда знакомые расходятся, потому что в этот момент знакомства уже нет, а несуществующее не может уничтожиться. Следовательно, если знакомство не уничтожается ни тогда, когда знакомые ещё знакомы друг с другом, ни тогда когда они расходятся, то знакомство не уничтожается вообще. Можно рассуждать и так. Если что-нибудь возникает и уничтожается, то оно возникает и уничтожается или в то время, в котором оно существует, или в то время, в котором оно не существует. Если в то время, в котором оно находится, то оно ни возникает, ни уничтожается; ведь поскольку оно существует, оно не возникает и не уничтожается. Но оно не может испытать ничего и  в то время, в котором оно не существует, потому что, в чём что-нибудь не находится, в том оно не может  ни действововать, ни страдать. А если это так, ничто ни возникает, ни уничтожается вообще. И мы, как это ни странно, тоже.

О БОГАТСТВЕ

И что оно, богатство? Тень, названье… 
На миг блеснет в чертоге, и пропало…

Богат ли я?  Сказочно богат. У меня тысячи знакомых и друзей и ряды их непрестанно растут. Одно из моих самых наисокровеннейших наслаждений – есть неподвластная времени  и неуязвимая никакими преходящими обстоятельствами, блаженная болезнь – драгоценная мания объяснять и учить. Я могу объяснить всё, что угодно, кому угодно и когда угодно. Кому объяснять и кого учить – мне безразлично, но всё же лучше всего иметь дело с человеком, к которому я искренно расположен. Убедить в чём – либо, этого или любого другого индивидуума, попытаться  изменить его прежнюю точку зрения, напичкать его, абсолютно чуждый мне мозг – всевозможнейшими редкостными знаниями – есть, если не моё призвание, то во всяком случае – некая непреодолимая потребность. Не будь я болен этой блаженной болезнью, - мир для меня был бы холоден и пуст.

ТРИ  ТИПА  ПОДАРКОВ

На мой взгляд, существуют три типа подарков. Первое. Подарки меркантильные. Книги, музыка, фильмы, одежда, предметы быта и так далее. Вещизм, перечисленный мной,
доступен практически любому человеку. Пошёл, да купил. Поэтому подарки первого типа, хотя и хороши, но всё-таки не являются особо важными.

Второе. Подарки эксклюзивные или раритетные. К таким подаркам я отношу  вещи, купить или достать которые, либо крайне трудно, либо невозможно. Это редкостные букинистические альбомы и книги, неизвестная музыка находящаяся в частных, иногда - заграничных коллекциях, великие автографы и так далее. Достать такие раритеты, простому смертному, более, чем затрудительно, и, как правило, - невозможно.

И, наконец, третий, самый наиредчайший вид подарка. Это подарок, заключающий в себе - счастье, от которого у человека, которому его дарят –  замирает ретивое и блаженно перехватывает дух. Я - Андрей Товмасян Акрибист и у меня часто спрашивают, что означает этот псевдоним. Акрибия – это наивозможнейшая точность. Движимый исключительно благородными побуждениями и обуреваемый неким прекрасным порывом, ещё не вполне осознанным мной, я написал новейшую прозу, образца  лета 2010 года, разместив её на своём сайте в Интернете. Разумеется, это самый дорогой вид подарка из всех возможных, поскольку его невозможно купить ни за какие деньги. Деньги, пусть даже и большие, в данном случае, ничего решить не могут. Это рассуждение без всякого моего участия доказывает, что в мире существует нечто, стоящее гораздо дороже любых денег. Моя проза - добротна и качество её ни в коей мере не может ухудшиться от тех или иных читательских оценок. Совсем недавно я горько сетовал, что у меня нет никаких свежих мыслей, что я исписался и выдохся, что мне  больше незачем жить и работать и клял судьбу. Я ошибся. В заключение хочу сказать следующее. Первому встречному - именную прозу не напишут.

АНДРЕЙ  ТОВМАСЯН  АКРИБИСТ

13 – 15 Июня 2010