У Врат Вечности. 1. Бытие

Алексей Алейников 4
У ВРАТ ВЕЧНОСТИ. ЭТЮДЫ ОПТИМИСТИЧЕСКОГО ПЕССИМИЗМА

«Впивайся, моя удочка, в живот всякой черной скорби!"» Ф.Ницше.
«В канон Новейшего Завета   
Облечь теченье Жития» А.Зиновьев.
«…с намеком на незримое» Джалаладдин Руми.
«Не нужно думать об этой книге абы что». Ф.Бегбедер о «Молчании моря» Веркора.

1.БЫТИЕ
    
«В начале сотворил Бог небо и землю» Бытие 1:1.
«Безымянное есть начало неба и земли» Лао Цзы

В начале что-то было.
А до этого было что-то еще.
И этому что-то предшествовало.
Всегда что-то чему-то предшествует.
Бесконечна цепь предшествований, уходящая в прошлое.
За нынешним состоянием последует новое.
А новое уступит место чему-то другому, когда наступит срок.
А там и еще что-то придет в свое время.
Всегда что-то за чем-то следует.
Бесконечна цепь последований, уходящая в будущее.
Бесконечное единство предшествований и последований есть Вечность.
У Вечности нет начала и нет конца и это – Бесконечность.
Вечность и Бесконечность были, есть и будут.
Вечность - бесконечна. Бесконечность - вечна.
Бесконечность и Вечность - это главные законы Бытия, его лицо и сердце.
Никогда не остановится это сердце.
Никогда не перестанет быть это таинственное и бесконечноликое лицо.
Вечность и Бесконечность – две великие тайны Бытия.
Две тайны образуют одну, и имя ей – Бытие.
Бытие нечем измерить и невозможно до конца познать.
«Песок морей и капли дождя и дни вечности кто исчислит?» Сирах 1: 2.   
Но нужно ли исчислять, заниматься бессмысленным и скучным делом?
Кто познал десять песчинок и десять капель дождя – познал их все.
Досчитай до десяти, а далее – множество и множество множеств.
А Вечность дробится на мгновения – единицы времени: десять мгновений в прошлое, десять мгновений  в будущее, а далее – Вечность в обе стороны.
«Вечность есть образ, созданный из времени» Х.Л.Борхес.               
Бесчисленные множества множеств в Вечности – Бытие.
Бытие бесконечно, бесконечнолико  и всеобъемлюще. Все в нем и оно вечно.   
Всегда что-то было раньше и что-то будет потом.               
Как бы далеко не видели око, или Разум, за этим есть что-то ещё.
«Я упражняюсь в мышлении, а следственно, у меня всякая первоначальная причина тотчас же тащит за собою другую, еще первоначальнее, и так далее в бесконечность» Ф.Достоевский. 

Бытие – это вечное движение Единого, состоящего из больших и малых частей: живых и мертвых.               
«Во множестве провижу я Одно – Единство Бытия»  Джалаладдин Руми.
Оглянись вокруг: поток, устремленный в неведомое, всеохватывающее движение туда, обратно, в разные стороны.
Но не распадается Единое, сцеплены части и, разойдясь, вновь стремятся друг к другу.
Ты – часть Единого Мира, Вселенной.
Осознав это, осознай и необходимость принять её законы.
Жить в соответствии с законами Вселенной – жить в гармонии с нею.
«Мое глубокое знает, что я един со всем остальным миром. Все творение это единое целое, которое работает в соответствии с единым принципом» Лао-цзы. /Современное прочтение/.

Ты всегда в потоке. Хочешь, не хочешь – плыви.
Можешь слегка побарахтаться, поплыть наискось, против течения, нырнуть в глубь и даже получить от этого Радость. Удачи!
Твоя Радость – это твой удел, награда за усилия держаться на плаву.
Вот стоишь ты на твердой земле, а все равно в потоке: нуждаешься в хлебе, глотке чистой воды,  укрытии от холода, зноя и любопытных глаз.
Но, «Что значит человек, когда его заветные желанья – еда да сон?
Животное – не боле» В. Шекспир.
И у души твоей есть потребности. Они–то и делают тебя человеком.
Человеко-зверь, которым является любой человек, может существовать, только удовлетворяя свои потребности.
То, что для этого нужно, человек находит в окружающих его природе и обществе.
Найти не значит, однако, тут же это получить и пользоваться.
Не тебе одному это нужно, а всем не хватит.
Как тут быть? – Договориться: своим трудом ты увеличиваешь в мире то, что нужно другим, а взамен от других получаешь то, что нужно тебе.
Это идеальная формула существования человека в обществе, то есть среди других людей.
Если бы всё так и было, в мире царила бы Справедливость, и мы бы жили в лучшем из возможных миров.
Но человек наделён свободой воли, каждый своей. Потому люди такие разные не
только внешним видом.
Одному его воля диктует: соблюдай договорённости, обращайся с другими так же, как хочешь, чтобы обращались с тобой.
А другому она шепчет: какое тебе дело до других? Бери от мира, что тебе нужно
и наслаждайся жизнью. Отдать что-то взамен полученного? Ну разве лишь в самом
крайнем случае, под пистолетом, например.
Между этими крайними позициями существует ещё множество промежуточных, а все
вместе они описывают разные варианты отношения человека к природе и обществу,
то есть реальную жизнь во всём её многообразии.
Бывает так, что далеко заводит человека его свобода воли – до конфликта с
природой или  обществом. А исход конфликта чреват для конфликтующих сторон ущербом, разрушением, насилием и даже гибелью.
Конфликты самых разных масштабов – это дисгармония и раздор, перманентное состояние нынешнего несовершенного, несправедливого мира.
Если твои душа и тело получают от мира то, что им нужно, не конфликтуя с ним и не разрушая его, значит ты с ним в гармонии или, можно сказать, в единстве - нечастый случай.
Гармоничность явлений мира и людей – это их нейтральность друг к другу  или взаимная полезность.
Стремись к гармонии, стань ею, и жизнь твоя будет благостна.
А большего никому не дано.

Все движется в себе и во вне, и нет ничего, что пребывало бы в покое.
То, что как бы покоится, все равно движется; движется и меняется, меняется и становится непохожим на то, чем было, и продолжает изменяться и это будет всегда.
Все, что появляется, исчезает, когда приходит время, но, исчезая, пребывает в другом, а значит, не до конца исчезает: «нет, весь я не умру...» Пушкин.
Исчезновение – это лишь преображение ликов Бытия в Бесконечной Вечности.
Жизнь, некогда возникнув, тоже исчезнет в неподвластном человеку «Древнем Хаосе… Пожирающем Миры и Дни» Жерар де Нерваль.
Вечность – бесконечный путь без начала, конца и направления.
Каждому суждено ступить по нему несколько шагов – прожить жизнь.
А затем «В городе Вечности всем поголовно приют уготован» Египетская Книга Мертвых.
Живущие живут среди опасностей – ситуаций, грозящих неудобствами, болью и даже смертью.
Но самая большая опасность – не смерть, а жизнь без Пути – барахтанье в объятиях ничтожности.
Путь без тебя обойдется.
Ты без Пути – ничто; уйдешь – будто тебя и не было.
В Писании о таких сказано: «…он напрасно пришел и отошел во тьму, и его имя покрыто мраком» Книга Еккл. 6:4.
Конечно, в масштабе Вечности, это наша общая участь:
«Через тысячу лет, 
     через десять тысяч годов 
кто будет помнить 
     нашу славу и наш позор?» Тао Юань-мин.
Но в реальной жизни мы не так уж часто поглядываем в сторону Вечности.
Чаще в сторону красивых девушек и элегантных автомобилей.               
Каждый шагает по жизни со своим масштабом видения.
Многим: "день да ночь – сутки прочь". Что таким прошлое или будущее, когда пришедшим днём не знают, как распорядиться?
Сегодня, завтра, до последнего дня – суета и бесконечная забота о куске хлеба насущном для «внутренней скотины» Ницше.
Получше поесть, помягче поспать – вот и весь круг их забот на все дни жизни.

А у других иначе сложилось: есть досуг, и Разум не бездействует.
Очами Разума смотрят они на собственную жизнь и жизнь других людей и думают: для чего вся эта суета, жизней людских «кружевное круженье» С.Барсуков?  Не для того же только, чтобы «зверя» ублажать? Тогда человек – «животное - не боле».
Можно сказать, что животные живут зря, бесцельно. Это биологические машины, порой довольно сложные по своей органической структуре. Но, отработав свой «машино-ресурс», они бесследно исчезают, поглощённые процессом круговорота и видоизменения веществ и энергий.
Человек тоже биологическая машина, но не только.
Биологическая субстанция человека – это прах, который после смерти «в прах возвратится».
Но от деятельности совокупного человека – человечества в окружающем мире остаётся след – некая остаточная деформация, которая накапливается и превращается в относительно устойчивую искусственную среду обитания, названную В.И.Вернадским «ноосферой».
Её суть и смысл в том, чтобы обеспечить людям лучшие условия жизни.
Отсюда вытекает и смысл существования человечества и отдельной человеческой жизни на все времена – совершенствовать ноосферу.
Для многих ноосфера – это: «работай, потребляй, сдохни», что они и делают.
Совершенствовать ноосферу – это не их задача, не их цель.
Но и винить их в этом вряд ли правомерно. Так сложилась их жизнь. Такова, можно сказать, их судьба.
Всё же по большому счёту живут они на свете зря, и имена их в истории «покрыты мраком».
А, как поёт лидер группы «Любэ» Н.Расторгуев: «Жить, ребята, хочется не зря».
А раз хочется, то нужно искать свой Путь, шагать по нему, если удастся найти, за зыбкие горизонты нынешнего состояния ноосферы.
Это тот удел «под солнцем», который возвышает человека над животным миром. 
Найти свой Путь – это великая удача.
Некоторые из древних китайцев считали, что больше и желать от жизни нечего.
«Если утром познаешь правильный путь, вечером можно умереть» Конфуций.
Но вряд ли так. Попробуем с Конфуцием не согласиться.
Ведь Путь – это Путь куда-то, к чему-то. А иначе, зачем он?
Если ты заблудился в лесу, а затем, после долгих блужданий нашёл спасительную тропу, то вряд ли ты на этом остановишься. Ты пойдёшь по тропе и постараешься выйти из леса, если хватит сил.
Поэтому приведённое высказывание Конфуция не следует понимать буквально. Скорее это метафора, указующая на огромную важность нахождения своего Пути.
Это подтверждает и другое его высказывание:
«Благородный муж беспокоится о правильном пути и не беспокоится о бедности».
Для Конфуция оказаться на неправильном Пути страшнее тягостных узилищ нищеты.
Путь – это Путь к Цели.
Путей изначально может быть много, но из веера возможностей придётся сделать выбор. Нельзя одновременно идти разными путями.
Ещё древние индусы говорили: «Каждый изнемогает на своём собственном пути».
Его и ищи и, найдя, шагай по нему к Цели.
А уж какую Цель ты себе изберёшь, это будет определяться масштабом твоей личности.
Сколько людей, столько и целей и путей к ним.
Конечной Цели, как финишной ленточки, не существует, и дойти до неё никому не дано, лишь «изнемочь» в пути.  Она, как горизонт, недосягаемый, вечно сияющий впереди и манящий тем, что за ним скрыто.
Горизонт – это и есть Цель.
Выходит, что Цель-Горизонт как бы и не существует, раз недостижима.
Остаётся только Путь, о котором и говорил Конфуций. И в этом он прав.
А не прав, предполагая, что нахождением Пути должно всё ограничиться.
Зачем умирать, встав на главную свою Тропу? Шагай по ней пока не «изнеможешь» и наслаждайся радостями продвижения вперёд, которые ждут тебя – каждая у своего «верстового» столба.

У каждого должен быть собственный горизонт.
Очами души своей устремляется человек к этой волшебной линии.
Но у кого-то это действительно горизонт, а у кого-то – кормушка с деликатесами, бутик с модными шмотками или мечты о власти.
               
Жизнь, во всех её проявлениях, явление временное.
«Жизнь – только изъян в кристалле небытия» Поль Валери.
Вечность устранит этот изъян.
В индуизме существует понятие «кальпы» - конечного отрезка Вечности, по завершении которого существовавшие до этого лики Вселенной уничтожаются, чтобы смениться новыми.
Нынешняя жизнь – атрибут породившей её «кальпы» - погибнет вместе с ней.
Но это не повод опускать руки или выбрасываться из окна.
Жизнь человека – великий дар Бытия – персональная возможность испытать высшее блаженство, называемое Счастьем – пребыванием в Радости.   
Венец Бытия – не просто человек, а Человек Счастливый, принадлежащий счастливому  человечеству, а Путь – это поиск выхода из лабиринта Несправедливости в справедливый,  благодатный, счастливый мир.
Кто-то будет искать этот выход, кто-то нет.               
По сути это два Пути, два основных варианта жизни.               
Там и там врата преграждают путь, и у входов стража.               
Одни врата из чистого золота. Большая толпа у входа.
И вид у стражи грозный. Не знаешь, что им и дать, чтобы пропустили.
А нужно лишь знать пароль: «Хочу еще».
А другие врата – простенькие, деревянные, плющом увитые.
Всего несколько человек стоят перед ними, чешут затылки: входить или не входить.
Стража – как бы и не стража вовсе и, похоже, навеселе.
Но пускает только тех, кто знает пароль: «Справедливость».   
               
Неотъемлемое право каждого – сделать свой выбор.

*****

Иллюстрация из интернета.