Селф - детерминизм

Владимир Платонов 3
«Не стой! Не бегай! Не кричи!» Кому из нас так в детстве
Не говорили старшие, терпение теряя?
Когда устав от шалостей, а также их последствий,
Хотели мирно посидеть в беседе с «рюмкой чая».

Конечно, дети – хорошо: забавные, смешные,
Нас развлекают лишь, когда до них нам дело есть.
Но вышло время для детей и, «умно-деловые»,
Друг другу говорим: «Ах, ах! Капризов их не счесть!»

«Куда пошёл?» «Не лезь туда!» «Опять меня не слышишь?»
«Когда ж ты слушаться начнешь, хотела бы я знать?»
Команд так много, что порой от них «съезжает крыша».
Примеров – тьма. Мы каждый день их можем наблюдать.

Бывает, смотришь, как малыш в саду  на горку лезет.
Старается, пыхтит, но тяжело даётся путь.
А где-то рядом мама здесь с подружкою в беседе
Серьёзна тема: не поймет никак подружка суть.

Малыш почти закончил путь, сияет от восторга.
Сумел препятствие пройти и дело завершить!
Ещё шажок, ещё один и на вершине  горки
Готовится он съехать вниз и подвиг повторить.

И в тот момент, прервав беседу, мама замечает,
Чего достиг её сынок, пока он был один.
Мать в ужасе: «Да как ты смел! Ведь я же запрещаю
От мамы отходить! Нет никаких с тобою сил!»

Затрещина! Ещё одна! Малыш не понимает,
За что свалилась на него такая вот беда.
Протест на эти действия он криком выражает:
Ревёт, ну, а у мамы идёт кругом голова.

Малыш не понял, почему ему нельзя на горку.
Он только понял, что нельзя. «Нельзя и всё! Вот так!»
И впредь, когда захочет он принять решенье с толком,
Подумает сперва, а что на это скажет мать?

И в школу мы, когда идём, ведь там всё точно так же.
Зачем нам знания нужны, попробуйте спросить.
И тот, кто в первый класс идёт, ответит вам отважно,
Что хочет знания иметь, чтоб мир весь покорить.

Куда ж девается потом задор и жажда знаний?
И где восторг от обученья у выпускников?
Остался где-то по пути из класса в класс скитаний.
Забыт под строгим взглядом «умных» школьных «докторов».

Вот наш малыш – уже подрос, сидит за школьной партой,
Горит желанием теперь он знанья получить.
Но слово он не понял и теперь застрял на старте.
А что учитель? Он помог? Он стал его «учить»:

«Ты бестолочь! Ты двоишник! Опять урок не знаешь!
Тюрьма – дорога для тебя, и если не начнёшь
Учиться ты как следует, учебник изучая,
То ждут тебя проблемы в жизни, страхи, боль и ложь!»

Что понял наш ребёнок из такого монолога?
Он понял, что учебник надо просто зазубрить.
А как же знанья? А зачем? Теперь он понемногу
Зубрит учебник наизусть, чтоб двойку не схватить.

И вот он выпускник теперь, горит медаль златая
На шее у него как знак отличия в бою.
Но вот зачем хотел учиться, он теперь не знает.
Пред ним весь мир, но сложен выбор стал теперь ему.

Забыл мгновений творчества былые результаты.
Не верит он теперь, что может чудо совершить.
Работу ищет он сейчас по признаку зарплаты,
Каков продукт – неважно, больше б денег получить.

А на работе новичок стремиться сделать лучше
Задание, которое начальник поручил,
И выполнив, к начальнику идёт и слышит тут же:
«Нарушили вы правил массу, что я сочинил!»

Ему не важен результат – нарушен свод законов,
Которые придумал он, чтоб место сохранить.
Энтузиазм у новичка пропал, теперь не скоро
Захочет вновь он творчество в работе проявить.

И с девушкой любимою ему пришлось расстаться,
Не смог поспорить он с отцом – решенье отстоять.
И с нелюбимою теперь ему придётся маяться
Всю жизнь за то, что сам не смог решение принять.

Проходят годы, суета, уже пора на пенсию,
Ни творчества, ни жизни, всё течёт само собой.
Напомни, вдруг, о чём мечтал: как сделать жизнь чудесною!
Ответит, мол, не может быть, то был кто-то другой!

Мы рано у детей отбить пытаемся способность
Принять решенье и его, потом осуществить.
Откуда ж взрослому тогда приобрести готовность
В твореньи выразить мечту и людям подарить?

Забыли мы мечты и это нас не удивляет.
Не знаем даже, что такое селф – детерминизм.
А это как раз то, что мы успешно подавляем
И без чего всё общество бесславно рухнет вниз.

Решенья принимать должны мы снова научиться
И это – селф – детерминизм, он был всегда у нас.
Восстановить его теперь – тут нужно потрудиться!
Задача непроста, но для свершений пробил час!

Тогда вся жизнь пройдёт в мечте, в реальном воплощении.
Твори, и творчество своё дари другим и сам
Купайся в творчестве других, в дальнейшем предвкушении
Побед и новых замыслов. Сюжетов – океан!

Сентябрь – Октябрь 2008 г.