Фракталити-наука и искусство. Живопись В. Брегеды

Владимир Бутков
ФРАКТАЛИТИ: НАУКА И ИСКУССТВО, СОЗНАНИЕ И ПОДСОЗНАНИЕ. ЖИВОПИСЬ ВИКТОРА БРЕГЕДЫ

 

       Иерархический взгляд на мир, на природу столь ясен, системен и естественен, что, несомненно, скоро завоюет достойное место в науке. Непрерывный дискретиум пространства-материи, большие энтропийные барьеры, фрактальная симметрия, вентильность пространства-материи – все эти понятия, впервые встречающиеся именно в этой книге, а затем раскрывающиеся во всём своём информационном богатстве в следующих книгах серии, когда-нибудь станут общеочевидными понятиями уровня начальной школы. Да, новое с трудом рождается и входит в научный обиход. Но всё, что излагается в данной серии, кажется столь простым, ясным, вытекающим одно из другого, что удивительным кажется лишь, почему всё это не было осмыслено сто, пятьдесят, двадцать или хотя бы десять лет назад. Хотя, если вдуматься, ответ и на этот вопрос достаточно прост: сознание человечества принимает только те истины, к восприятию которых оно готово. Основная подготовка, созревание происходит в подсознании человечества, и, кажется, только сейчас это созревание подходит к определенной критической точке.

       Приведем один удивительный факт. Казалось бы, в авангарде познания мира идет наука. Однако, оказалось, что иерархические представления о мире во всей их яркости давно присутствуют в искусстве. Автору этих строк не пришлось далеко ходить, чтобы увидеть отражение многих своих идей и представлений – устоявшихся, впервые сформулированных и только формулирующихся – в картинах художника Виктора Брегеды, живущего в одном с ним городе (речь идёт о Таганроге).

       Что поражает в картинах Виктора Брегеды? Интуитивно-иерархический (многоуровневый) взгляд на мир. Фрактальная симметрия, существующая между многими его образами (фрагмент его картины «Эдемовы фракталы бытия» использован при оформлении второй книги данной серии). Глубокое природное (подсознательное) понимание системности нашего мира. Последнее наиболее ярко представлено на картине «Евхаристия. Вознесение огня» (смотри обложку). Системность её проявляется в следующем. Элементами бытия картины являются молящиеся апостолы, по отдельности – суть люди, каждый сам по себе. Но вместе они – система, то есть, нечто большее, чем их арифметическая сумма. Их объединение рождает новое, эмерджентное, системное свойство – возникает огонь. Новый образ – горящая свеча – это следующий уровень реальности, возникающий из предыдущего, это следующая ступень, роднящая низший уровень бытия с ещё более высоким, явно проступающим на холсте в виде лика Отца, глядящего на Сына, который олицетворяет собой пламя этой необычной свечи.

       Если наука – это проявление сознания человечества, то искусство – результат деятельности его подсознания, сущности значительно более мощной, чем сознание. Вспомним: сознание способно с огромным трудом справляться с несколькими делами одновременно, да и то – очень недолго. Подсознание же легко и непринужденно – без перерывов на обед – управляет всеми клетками нашего организма, числом 10 в 14-й степени.

       В подсознании есть всё; в отличие от сознания (очень индивидуального) подсознание в некотором смысле общее для всего человечества. Подобно тому, как единое свободное электромагнитное поле, «омывающее» весь вещественный мир, голографически знает о нем все, вплоть до всех его трещинок, подсознание всё «знает» о том уровне реальности, который мы называем человеческим сознанием.

       Другими словами, когда речь идёт о схватывании мира в целом, метафизически, искусство (подсознание) – более тонкий инструмент, индикатор, чем наука (сознание). Что и проявилось в опережающем возникновении в искусстве нового нарождающегося понимания мира – если хотите, нового стиля, который может быть назван одним словом – ФРАКТАЛИТИ.

       Истина вовсе не принадлежит монопольно науке (тем более современной, находящейся на распутье). Истиной вообще нельзя обладать: она принадлежит всем и никому…

       И ещё: она всегда приходит вовремя.