Читая Аристотеля

Людмила31
      Энтелехейя - Душа - Аристотель
      Какое поющее и шелестящее слово. Кажется, когда его произносишь, изо рта
      выкатываются такие маленькие шарики и потихоньку катятся куда-то... Или же
      это шелест воздуха и скрип снега при температуре -40 .

      =======
      Из Аристотеля... 

      Отнюдь не случайным является тот факт, что созданная Аристотелем наука о
      природе физика просуществовала не без некоторых, впрочем, изменений и
      уточнений на протяжении почти двух тысячелетий с IV века до н. э. по XVI
      век. Дело в том, что именно Аристотелю впервые удалось создать стройную
      систему понятий для определения того, что такое движение, а тем самым
      первую последовательно продуманную и теоретически обоснованную науку
      физики. "Так как природа, пишет Аристотель, есть начало движения и
      изменения, а предметом нашего исследования является природа, то нельзя
      оставлять невыясненным, что такое движение: ведь незнание движения влечет
      за собой незнание природы"

      Определив физику как науку о природе, а природу как начало движения,
      Аристотель в сущности положил начало тому, что мы по сей день называем
      естествознанием. И характерно, что спустя более чем две тысячи лет
      приведенные слова греческого мыслителя почти буквально воспроизвел Кант.
      "Естествознание, говорит он, вообще бывает либо чистым, либо прикладным
      учением о движении"

      Как же определяет движение Аристотель? "Движение, пишет он, есть энтелехия
      существующего в потенции, поскольку оно таково; например, энтелехия
      могущего качественно изменяться, поскольку оно способно к такому
      изменению, есть качественное изменение; энтелехия способного к росту и
      убыли (общего имени для обоих нет) есть рост и убыль, способного возникать
      и уничтожаться возникновение и уничтожение, способного перемещаться
      перемещение". Как видим, Аристотель перечисляет все виды движения,
      указывая, что общим для всех них определением будет актуализация
      потенциального, или осуществление возможного.

      Для понимания смысла этого определения необходимо иметь в виду
      аристотелевское различение понятий дюнамис и энергейя (или энтелехейя)
      потенция и актуальность, возможность и действительность (или способность и
      деятельность). Деятельность, как объясняет Аристотель, в известном смысле
      можно уподобить цели, то есть тому, ради чего существует способность
      (возможность), "ибо как цель выступает дело, а делом является
      деятельность, почему и имя "деятельность"  производится от имени "дело"  и
      по значению приближается к "осуществленности"

       Эти термины энергейя, эргон и энтелехейя (последнее слово образовано от
      корня телос цель, конец) самим Аристотелем, как видим, сближаются как
      родственные по смыслу. При этом важнейший принцип аристотелевской физики,
      так же как и метафизики, состоит в онтологическом приоритете
      действительности, деятельности по сравнению со способностью, возможностью.

      Говоря о движении как об актуализации возможного, Аристотель имеет в виду,
      что движение есть всегда переход — от одного состояния к другому. Переход,
      а не само состояние, что очень важно для системы физики. Вэтом
      определении, далее, подчеркивается, что ни чисто потенциальное, ни чисто
      актуальное сущее не подвержено движению; таким образом, движение есть
      характерная черта того, что не есть ни первая материя, ни Бог. И, наконец,
      главное: движение, согласно этой формуле, есть целенаправленный,
      целесообразный процесс — недаром же корнем слова энтелехейя является телос
      — цель. Движение всегда совершается по направлению к цели, цели вполне
      объективной, каковой для всякого сущего является его актуальное состояние,
      то есть, попросту говоря, осуществление того, к чему оно предназначено по
      своей природе.


      Всякое сущее стремится к осуществлению своего телоса именно потому, что
      оно включено в такой миропорядок, который управляем высшей целью,
      составляющей его конечную причину и определяющей характер всех движущих
      причин. Иерархическая структура, определяющая порядок космоса, в качестве
      своей вершины имеет вечный неподвижный двигатель, который есть чистая
      актуальность, а потому в нем нет ничего потенциального, никакой материи;
      вечный двигатель — это ум, мыслящее себя мышление. Именно он есть та
      высшая цель, к которой — каждое по-своему — устремлено все сущее. По
      словам Аристотеля, вечный двигатель движет так, как «предмет желания и
      предмет мысли: они движут, [сами] не находясь в движении». Чистая
      деятельность, вечный двигатель мыслится Аристотелем как высшая форма
      жизни: «И жизнь, без сомнения, присуща ему: ибо деятельность разума есть
      жизнь, а он есть именно деятельность; и деятельность его, как она есть
      сама по себе, есть самая лучшая и вечная жизнь. Мы утверждаем поэтому, что
      Бог есть живое существо, вечное, наилучшее, так что жизнь и существование
      непрерывное и вечное есть достояние его»

      Тяжелые тела и тела легкие движимы стремлением занять свое естественное
      место, в котором они обретают покой, осуществляя тем самым свое природное
      назначение, обретая высшее из возможных для него состояний. Что касается
      небесных тел, то для них высшим состоянием является вечное круговое
      движение, определяемое тем центром, вокруг которого, стремясь уподобиться
      его неподвижности, они совершают свое равномерное движение. В силу
      конечности космоса только круговое движение может быть непрерывным и
      продолжаться бесконечно: бесконечная прямая линия в конечном космосе
      невозможна. «Именно круговое движение, — пишет Аристотель, — является
      единым и непрерывным, а не движение по прямой, так как по прямой
      определены и начало, и конец, и середина, ...так что есть место, откуда
      может начаться движение и где окончиться... В круговом же движении ничто
      не определено: почему та или иная точка будет границей на круговой линии?
      Ведь каждая точка одинаково и начало, и середина, и конец... Поэтому шар
      движется и в известном отношении покоится, так как он всегда занимает то
      же место. Причиной служит то, что все это вытекает из свойства центра: он
      является и началом, и серединой, и концом всей величины, так что
      вследствие его расположения вне окружности негде движущемуся телу
      успокоиться, как вполне прошедшему; оно все время движется вокруг
      середины, а не к определенному концу. А вследствие этого целое всегда
      пребывает в известного рода покое и в то же время непрерывно движется»

      В случае с одушевленными телами «первое начало движения находится вовне.
      Движимое и движущее и здесь различны

      Завершая анализ аристотелевской теории движения, отметим, что в ней
      указываются четыре вида движения: в отношении сущности — возникновение и
      уничтожение; в отношении количества — рост и уменьшение; в отношении
      качества — качественное изменение; в отношении места — перемещение. Ни
      один из этих видов движения не может быть сведен к другому или выведен из
      другого. Это связано с тем, что в физике Аристотеля движение нельзя
      отделить от того, что движется, нельзя рассматривать как бы само по себе,
      абстрактно: «видов движения и изменения столько же, сколько и сущего»