К. Кастанеда. Великий Маг или Великий комбинатор?

Аполлинария Батюшкина
Вместо предисловия:
"Я встретил на вечеринке ученого - известного человека. Знаменитого. Светило. "Доктора Икс. Он захотел круто "уничтожить" меня. Он сказал: "Я прочел вашу первую книгу, остальные были скучны. Знаете, меня не интересуют анекдоты. Меня интересуют доказательства". Доктор Икс стал напротив меня. Должно быть, он думал, что я такой же важный, как и он. И я сказал ему: "Если бы я собирался доказывать закон тяготения, то разве вам не нужна бы была ученая степень, чтобы понимать меня? Вам понадобилось бы "членство" - может быть, даже оборудование. Вам нужно было бы взять учебники физики, тома 1, 2, 16, может быть даже том 23. Вы уже бы принесли огромные жертвы учебе: ходили в школу, учились долгие часы. Может быть, вы даже потеряли счет времени". Я сказал ему, что если он хочет доказательств, то ему нужно взять учебник "Магия 101". Но он не будет этого делать: требуются приготовления. Он рассердился и вышел из комнаты. Магия это поток, процесс. В точности, как и в физике, вам нужно определенное знание, чтобы следовать за потоком уравнений. Доктору Икс нужно было сделать несколько самых основных вещей, чтобы иметь достаточно энергии для понимания потока магии. Он должен был бы "рекапитулировать" свою жизнь. Итак: ученый хотел доказательств, но он не хотел готовиться. Вот на каком пути мы находимся. Мы не хотим проделать работу - мы хотим, чтобы нас доставили вертолетом к осознанию, не замарав грязью наши ботиночки. А если нам не понравится то, что мы увидим, то мы хотели бы, чтобы нас вертолетом отвезли обратно".
(Из интервью Карлоса Кастанеды с Брюсом Вагнером: http://www.fund-intent.ru/pubst/cast020.shtml#G17)

***
Дождливым Питерским вечером я сидела на подоконнике и жадно проглатывала слово за словом... Я нервно курила в форточку, я наворачивала круги по комнате... Я в очередной раз понимала, что мир слишком зыбкий для того, чтобы доказать объективность его реальности... В моих руках была книга Карлоса Кастанеды "Искусство сновидения"...
Это была первая книга Кастанеды, которая нашла меня самостоятельно. Можно сказать, что по воле Духа. В один прекрасный день мы отдыхали с подругой на ступеньках какого-то здания на Петроградке. К нам подошёл фотограф, немного похожий на хиппи (а немного - на кришнаита) и попросил разрешения сделать кадр. Слово за слово: сначала просто об эзотерике, затем о Кастанеде. Я давно хотела прочитать его книги, но всё никак не могла дойти до книжного магазина. А тут появляется человек, у которого они есть и который совсем не против одолжить их первой встречной!
Я сразу расценила это как знак. Так началось моё путешествие в увлекательный мир Дона Хуана.

В том, что всё, о чём говорит Кастанеда - правда, я не сомневалась ни на минуту! Я чувствовала, как привычная реальность уходит у меня из-под ног и уступает место чему-то новому и невообразимому! Я начала следовать некоторым инструкциям из его книг и понимала, что все эти техники реально работают!
Однако меня предупреждали, что если я вдруг захочу погуглить, то я обнаружу о Кастанеде такооое... такоеее!!! Какое?! - подумала я, и решила проверить...
Сначала я была удивлена и расстроена, обнаружив огромное количество "достоверных разоблачений". Потом решила махнуть на это рукой. Но затем возникло непреодолимое желание высказать всё, что я поэтому поводу думаю!

И думаю, мне есть, что сказать...
Надеюсь, что кому-то это поможет не сбиться с выбранного пути...

***
Итак, вводя в поисковик имя Карлоса Кастанеды, что мы имеем?! Мы имеем огромное количество противоречащих друг другу "достоверных" сведений, мы имеем восхищённые отзывы последователей и горячие "факты" разоблачителей. Но прежде чем приступить к попытке всё это систематизировать, следует определиться с какой позиции мы будем говорить о Кстанеде. Прежде всего, Кастанеда позиционировал себя, как воина. Как мага, активно стирающего свою личную историю. Желающего вырваться из тесных объятиях социального. Мы сможем приблизиться к пониманию мотивов, которые двигали Карлосом, только после внимательного прочтения ВСЕХ его книг. Тогда становятся очевидными все причины несоответствия дат, имён, мест, событий на которые пытаются обратить наше внимание непримиримые противники Кастанеды. "Разве вы не видите, что Кастанеда лжёт?! Разве вы не видите, что в те временные промежутки, которые указаны в книгах, он находился в других местах?! И этому есть свидетели!" - хором кричат они в своих статьях.
Нет, Кастанеда не лжёт. Кастанеда сам намекал в своих книгах на то, что имена изменены, даты и названия мест - тоже. Было бы наивным полагать, что такой воин, как Кастанеда, преподнёс бы на блюдечке с золотой каёмочкой истинное имя Дона Хуана, его адрес, телефон, а заодно и карту всех настоящих мест силы, которые следует обязательно посетить.
Одна из самых популярных русскоязычных разоблачительных статей (судя по верхним строчкам в поисковике и по количеству обсуждений на форумах), это статья "Дон Хуан живее всех живых" http://castaneda.joy.by/ , написанная русской эмигранткой Алисой Суворовой. Всвоей статье Алиса утверждает, что Дон Хуан до сих пор жив и преспокойненько ведёт магические семинары по патронажем американских покровителей.
"И вот однажды, смотря какие-то новости по CNN, я увидела интервью с человеком, которого представили как известного шамана из Мексики. <...> Вообще-то, слушала я это без всякого внимания, пока не появились титры, и под именем шамана «Kachora» не появилась надпись представляющая его как... «больше известен как дон Хуан, учитель К. Кастанеды». Это дословно то, что было написано в титрах под его именем.
Это было уже слишком, я не поверила своим глазам! «Так ведь же дон Хуан, типа, как-бы того... типа сгорел в огне изнутри, или как?» - помню тогда у меня мелькнула именно эта мысль. «CNN - ведущий мировой новостной телеканал, и если он так написал, значит я чего-то не знаю»"...

Эх, Алиса, Алиса.. как же легко вы верите журналистам!

"Редкие столкновения между критиками и скептиками правдивости литературного наследия Кастанеды и толпами его преданных фанатиков продолжались до 1999 года, когда журналист Майкл Спенс не провёл своё сенсационное расследование, которое дало ответы на все вопросы, пожалуй, как скептикам, так и фанатам его учения, поставив в этой долгой истории жирную и вроде как окончательную точку".

Стоит отметить, что никаких упоминаний о Майкле Спенсе, как журналисте, я не нашла. В интернете есть огромное количество сведений а Майкле Спенсе - экономисте и нобелевском лауреате. Но ни единого упоминание о нём, как о журналисте, ровно как ни единого упоминания о его связи с Кастанедой. Забивала и на русском и на английском, но ровным счётом ничего, кроме сведений об экономике, финансовом кризисе и редких ссылок на статью всё той же Алисы Суворовой. Так что если у кого-нибудь найдётся ссылка на журналистское расследование таинственного Майкла Спенса, обязательно поделитесь!
В любом случае, стоит заметить: из истории зарубежной журналистики нам прекрасно известно, что США - это родина таблоидов. Именно в США появился жанр сенсационных разоблачений, как настоящих (вспомним "эпоху разгребателей грязи"), так и дутых. Чтобы в полной мере оценить то, что происходит сейчас в американской журналистике, достаточно подсчитать количество исков знаменитостей, поданных в адрес журналистов. В Америке, пожалуй, самые высокие гонорары за сенсационную информацию. Селебрити частенько ломают носы папарацци, но ушлые журналисты не устают выдумывать новые горячие факты. И всё это происходит ещё при жизни самих участников "великих разоблачений". А уж что начинается после смерти!!! Вдруг сразу же выясняется, что Мерилин Монро была мужчиной, Майкл Джексон - женщиной, и вообще они на самом деле всё ещё живы! Помню, меня поразило, когда после смерти Майкла Джексона "жертва его сексуальных домогательств" Джордан Чандлер, публично признался в том, что обвинял певца исключительно ради получения прибыли: http://www.kp.ru/daily/24321/514083/
Вот такая она американская журналистика! Падкая на грандиозные скандалы и великие разоблачения звёзд! Вот такие они, акулы пера американских таблоидов, готовые подхватить любую утку и раздуть до размеров слона! Разумеется, подобное присуще любой журналистике в любой стране. Просто в Америке за это больше платят. Соответственно и фантазия у журналистов работает лучше.

Итак, вернёмся к Майклу Спенсу. Стоит обратить внимание на год расследования, упомянутый в статье Алисы, - 1999. Т.е. уже после ухода Кастанеды в 1998. Т.е. как раз после того, когда можно придумывать всё что угодно и главный герой уже не сможет ничего опровергнуть!

Однако, такой шаман как Качора действительно существует. О нём и впрямь можно найти большое количество информации на английском языке. Но стоит однако обратить внимание на расценки его семинаров и призадуматься, а такой ли он бескорыстный, такой ли бедный недоедающий, как пишет Алиса Суворова. http://www.gatheringofcircles.com/2002/cachora.htm

"И закончить эту часть статьи мне бы хотелось ответом на наиболее частый и стандартный вопрос-реплику, которым меня бомбардируют последнее время по почте, после публикации мною этой статьи на многих российских кастанедческих сайтах. Они пишут: «Всё понятно, ещё один тип (в данном случае Качора) решил примазаться к неувядающей славе Кастанеды, и, как часто замечают при этом, срубить бабла на Кастанеде». Ну, что тут можно сказать? Часто в России говорят: «у кого что болит, том о том и говорит», и, как видно, подобные обвинения в нашем случае - лишний раз подтверждают правдивость этого правила.
Всё дело в том, что Качора проживает фактически в самой настоящей лачуге, хотя уже на другом краю Сан Луис Потоси (его п.м.ж.) раскинулся крупный американский обучающий лагерь, где американские бизнесмены реально пытаются заработать на страждущих, приезжающих к Качоре со всего мира. В их помещениях и проходят практически все лекции Качоры. И при том при всём, я лично видела как живёт Качора и его семья - чрезвычайно скромно, чрезвычайно, повторяю! Здесь в США такой образ жизни не назвали бы даже и так, а кроме как нищетой - никак иначе. И я повторяю, что вся эта американская братия вокруг него ездит на дорогих джипах и делает на его существовании реальные деньги, примерно также, как это делал и Кастанеда в своё время. Поэтому, делая такие довольно забавные оправдания, смотрите только, не перепутайте первичность причины и следствия." Так завершает своё повествование Алиса.
Возникает вопрос, а нафига тогда Качора потакает зажравшимся америкосам и читает лекции в их помещениях?! Весьма и весьма любопытный вопрос! А ещё и выступает по американскому ТВ от лица Дона Хуана! НА ФИГА?! Почему же он не выступал на ТВ при жизни Кастанеды?!
Из той же статьи Алисы Суворовой: "Я также планирую выложить вскоре все свои частные фотки, сделанные мною в San Luis Potosi (Mexico) во время поездки на семинары c участием нагваля Качоры, которые проходили там в июне 2002 года. Можно будет увидеть не только толпы поклонников Кастанеды со всего мира, но и Качору и некоторых мастеров его когорты (партии)."
Получается, Дон Хуан теперь стал фотомоделью и позирует со всеми заезжими туристами?! Нагвалям же нельзя фиксировать себя во времени! И теперь якобы Дон Хуан опровергает свои же постулаты, которые описал Кастанеда! А что же ему мешало опровергнуть их при жизни Карлоса?! В суд на него подать, например, за нарушение авторских прав! А теперь он отрицает, что тенсегирити и половина всего, написанного в книге, домыслы Кастанеды, поэтому лучше приезжайте ко мне на семинары, заплатите бабло и я вам открою истину без прикрас!
Что ж, замечательный пиар ход!
Учитывая однако то, что Качора и впрямь реально существующий лидер яки, его действия могут быть вполне оправданны. Американцы всегда принижали и изгоняли индейцев, а теперь поняли что на этом можно сделать деньги. Обратились к лидеру яки. Лидер яки поразмыслил: что если и впрямь будет его народу от этого лучше жить?! Так почему бы и не стереть себе личную историю и не выдать себя за Дона Хуана?! Для Качоры, как для шамана, стирание личной истории не будет ложью, поэтому никаких угрызений совести он испытывать, наверняка, не будет. Зато привлечёт внимание к богом забытому племени яки! И специально свою лачугу чинить не будет! А зачем?! Это же национальный колорит! Типа "посмотрите, как мы бедно живём! народ яки всегда угнетался!!!" Разумеется, сердобольные поклонники Кастанеды не приминут что-нибудь Качоре пожертвовать! А то если бы он там особняк себе выстроил, то это бы точно половину туристов спугнуло! А так никто никогда не узнает, сколько денег на счету в банке у этого Качоры! Вряд ли он будет свои деньги под матрасом хранить! И вряд ли американцы-бизнесмены его там впроголодь держат! Пока он им нужен, они будут кормить и его и всё его племя!
Автора статьи также не смущает тот факт, что Кастанеда познакомился с Доном Хуаном в конце 50-х годов, а первая книга вышла в 1968-м. Во всяком случае, многие записи, вошедшие в книгу, датируются 60/61-м годом. И если верить, что Качора родился в 1912 году, как написано в статье Алисы, то на момент знакомства с Карлосом ему было около 45-48 лет. Не слишком ли он юн для великого шамана? Вряд ли бы он смог чему-то научить Кастанеду, будучи старше его всего на 13 лет... Если верить самой распространенной информации, то дата рождения Карлоса - 1925 год. А Дону Хуану, на момент встречи с Кстанедой, было как минимум 60 лет, если не больше. Во всяком случае, в книгах он описывается как старик, хотя и полный энергии.
К тому же, стоит напомнить о том, что все имена в книгах Кастанеды изменены. Так что вызывает удивление то, что Качора называет себя именем Дон Хуан.

Впрочем, нет ничего удивительного в том, что Кастанеда мог действительно посещать Качору. Отдавая, скажем так, дань уважения известному шаману и политическому лидеру.
Вот отрывок из статьи "Ночь с "реальным доном Хуаном" Корри Донована, в прошлом активного последователя Кастанеды, а ныне его ярого разоблачителя:

"- Было много дон Хуанов, - заявила она. - Кастанеда учился у Качоры в течение трех с половиной лет, посетив его 12 - 16 раз. Маленький Карлос. Дедушка не прыгал с утеса. Мы слывем одними из лучших шаманов в мире, но если бы я спрыгнула с утеса, то я бы умерла. Это была вымышленная линия событий - большая часть из того, что описано в книгах не происходило. У Кастанеда было от восьми до десяти других учителей, начиная с шамана Чахуилла из резервации Моронго вблизи Палм Спрингс. (Я подозреваю, что она взяла это на сайте Sustained Action или из книги Маргарет Раньян). Качора был его первым учителем. У Дедушки было много учеников.
Затем она предложила задавать вопросы о Кастанеде и дон Хуане, указывая, что она хотела вытащить их на поверхность прежде, чем начнет свою речь Качора.
Дана задал вопрос о партии магов, описанной в книгах Кастанеды. Бернис ответила:
- Эта часть была беллетристикой.
Дана развил тему, утверждая, что Кастанеда имел обыкновение говорить, что он испытал кое-что, что никогда не испытывал дон Хуан: энергию массы. Джонни Митчелл повернулась и презрительно спросила:
- Ты имеешь в виду, что он выпотрошил большую толпу?
Дана попытался объяснить, что Кастанеда подразумевал под использованием массы, но его вопрос был уже потерян.
Я спросил, в какие года Кастанеда обучался у Качоры. Бернис ответила: - В начале 70-х.
Я снова спросил:
- Не в 60-е? (В конце концов, "Учение дона Хуана" было впервые опубликовано в 1968 году. Очень уж поразительно для Кастанеды создать образ дона Хуан в преддверии встречи с Качорой!)
Взглянув на Качору, Бернис ответила:
- Ну, может быть в 69-м".

Целиком познакомиться со статьёй можно здесь: http://magicdream.in.ua/base/viewtopic.php?t=249

Впрочем, из указанной цитаты можно сделать следующие выводы: а) Кастанеда действительно контактировал с шаманами Южной Мексики.
б)Качора не мог быть его первым и основным учителем, потому что работа над книгой о Доне Хуане началась значительно раньше 69-го года.

О том, что Карлос общался и с другими шаманами, помимо Дона Хуана, он и сам говорит у себя в книгах. Достаточно вспомнить, со сколькими шаманами и просто индейцами ему довелось познакомиться, пока он разыскивал Дона Хуана!
Все утверждения о том, что большая часть книги была беллетристикой можно аннулировать в виду того, что утверждающий это сам явно привирает, указывая даты не соответствующие действительности. Окончательный вывод: нынешние действия Качоры и его окружения - это пиар и бизнес. Желание привлечь к себе внимание и деньги за счёт известности имени Кастанеды.

Однако хочу заметить, что я лично не против того, чтобы брать деньги за духовную работу. Деньги это - энергия. А энергия не может быть ни плохой, ни хорошей. Всё зависит от того, как ей распоряжаться.
Когда речь заходит о деньгах и их связи с получением духовного знания, я обычно, вспоминаю следующую цитату из одного ченнелинга:

"Единственное, что может быть бесплатно, это «ничего». А «ничего» – это «что-то», что даже не существует. Если это «что-то» (в контексте этого послания, духовного знания), то тогда это имеет ценность. А все, что имеет ценность, всегда предлагается, как часть обмена энергией или бартер, если принять во внимание этот земной термин. «Что-то» в высших сферах никогда не дается бесплатно, потому что это низводит «что-то» к уровню «ничего», таким образом, разрушая право на существование в его настоящей форме. Это возвращается во Вселенский Источник (об этом будет обсуждаться ниже в этой статье), как недоработанная сырая энергия".

Если кому интересно, полный вариант можно прочитать здесь: (Многие довольно скептически относятся к природе ченнелингов и достоверности получаемой таким образом информации. Но информация, приведённая здесь, даёт, на мой взгляд, довольно полный и исчерпывающий ответ на большинство вопросов, связанных с финансами и духовностью).

Итак, в этом контексте, вернёмся к разговору о Качоре и Кастанеде. Многих смущает коммерческая деятельность Кастанеды, его соратников и компании Cleargreen. Но если рассматривать деньги, как энергетическую оплату за реальное знание, то в такой деятельности нет ничего предосудительного.
Однако когда деньги зарабатывают методом спекуляции на имени известного человека, это уже заставляет задуматься. В конце концов, книги Кастанеды появились значительно раньше, чем всплыл на поверхность Качора, прочие Доны Хуаны и великие разоблачители. Кастанеда - первый, кто сумел привлечь такое широкое внимание к забытой и угнетаемой культуре индейцев. За это индейцы и их предводитель Качора, должны бы Карлосу ещё и спасибо сказать!
Нет ничего предосудительного в том, что Качора берёт деньги за свои семинары. Но только как шаман КАЧОРА, а не как шаман ДОН ХУАН. В этом-то и состоит огромная разница между коммерческой деятельностью Качоры и коммерческой деятельностью Кастанеды! Кастанеда - первый, кто выпустил книги о Доне Хуане, соответственно авторское право по закону остаётся за ним! И только он может использовать имя Дона Хуна в коммерческих целях! Он и наследники его авторских прав! В юридическом смысле "Дон Хуан" является брендом. А несанкционированное использование бренда по идее должно вести к уголовной ответственности.
К слову о Cleargreen привожу цитату из заметки Антона Павлова
"Кстати, многие считают, что Cleargreen был создан исключительно с целью зарабатывания денег на популярном учении. В действительности, исходя из документов судебного разбирательства в отношении наследства Кастанеды следует, что Cleargreen приносил не так уж много денег - 400-500 тыс. долларов в год, и максимальные суммы, получаемые держателям самых больших пакетов акций были в районе 70 тыс. долларов в год, что для Америки совсем немного".

А вот и ссылка на документы о распределении наследства:
Так что судите сами.

***
А теперь поговорим о Корри Доноване и прочих разоблачителях Кастанеды.

Вот цитата с одного форума, посвящённая как раз этой теме:

"Для справки: в середине 90-х Кастанеда устраивал т.н. "воскресные школы" (а потом еще и "вечерние") для ряда избранных человек. Кори Донован был одним из активистов этих "школ". Потом женщины группы Кастанеды пришли к заключению, что постепенно из Кастанеды делают гуру, и потому вечерние и воскресные занятия были прикрыты. Вместо них образовалась Клир Грин, где занятия велись уже за деньги и были гораздо более безличными. Некоторые из воскресной школы стали активистами Клир Грин, другие не смирились. Одним из тех, кто не смирился с этим был Кори Донован, который стал главным разоблачителем Кастанеды (хотя, вернее - женщин, входящих в его группу). У меня на сайте есть его "Хронология" Кэрол Тиггс, Флоринды Доннер и Голубого Лазутчика. Оригиналы этой информации находятся на его сайте Sustained Action".
http://chugreev.ru/forum/topic1126-30.html

А вот ссылки на сайты Sustained Action в англоязычном и русскоязычном вариантах: http://www.sustainedaction.org/ и http://sustainedaction.org/New%20Russian%20Translations.htm

На сайте Sustained Action можно найти огромное количество достоверных (или "достоверных"?) хроник, разоблачающих Кастанеду и его соратниц, казалось бы в пух и прах! Но есть одно НО! Вспомним о сталкинге и стирании личной истории! Тогда все те "горячие факты", которые по мнению Донована призваны шокировать почтенную публику, не должны вызывать у истинных последователей Кастанеды никакого удивления! Постоянная смена имён верхушкой Cleargreen, одновременные браки между Кастанедой, Флориндой и Кэрол, усыновления-удочерения друг друга... По-моему, это блестящее проявление сталкинга, призванное занять свободное время таких искателей истины, как Корри Донован!
Тот факт, что Донован был учеником Кастанеды, говорит о том, что Донован прекрасно знал причины, по которым Кастанеда и его группа дают противоречивые сведения о себе. Донован не мог не знать о том, что такое сталкинг! Донован прекрасно понимал, что Кастанеда не лжёт (к тому же Кастанеда не делал тайны из того, что стирает личную историю)! Таким образом, Корри Донован поступает магически-некорректно по отношению к своим бывшим учителям! Владея определёнными фактами и зная причины по которым эти факты скрываются, он берёт и выносит их на всеобщее обозрение! Ну и кто после этого подлец?! Корри или всё-таки Карлос?!

Не будем рассматривать отдельно все хроники, представленные на Sustained Action. Поговорим только о Кастанеде и о самом загадочном, на мой взгляд, представителе группы - Пати Партин, или Голубом Лазутчике.

До сих пор не известно, родился ли Кастанеда в 1925-м, 31-м, 35-м или даже в 1945-м году!

"25 декабря 1925 - Кастанеда родился в Кахамарке, Перу. Отец - Cезар Арана Бурунгари, ювелир и часовых дел мастер, мать - Сьюзанна Кастанеда Новоа"... Так начинается версия биографии Кастанеды, представленная Донованом. Эта версия совпадает с версией журнала "Тайм".

"В марте 1973 года журнал «Тайм» публикует обширную статью о Карлосе Кастанеде. Впоследствии Кастанеда опровергал напечатанные в ней сведения, предполагая, что неверная, с его точки зрения, информация была дана в погоне за сенсацией. По версии журнала, в 1951 году некто Карлос Сезар Аранья Кастанеда действительно приехал в Сан-Франциско, о чём свидетельствуют записи иммиграционной службы. Однако датой его рождения было 25 декабря 1925 (а не 1935, как утверждал Кастанеда), а под гражданством значилось Перу.
По утверждению «Тайм», отец его был ювелиром и часовщиком по имени Сезар Аранья Бурунгарай, а мать, Сюзана Кастанеда Навоа (в одном из интервью Кастанеда сказал, что это имя — плод фантазии журналиста), умерла, когда ему было двадцать четыре. Карлос Кастанеда три года учился в средней школе Кахамарки, а затем в 1948 вместе с семьёй переехал в Лиму. Там он закончил Национальный Колледж св. Девы Марии Гваделупской. Затем он обучался живописи и скульптуре в Национальной школе изящных искусств Перу. Вероятно, именно по причине авторитетности журнала «Тайм» на фоне недостатка официальной информации о Карлосе Кастанеде в тот период данная версия получила большое распространение и многократно копировалась другими изданиями".
Однако о достоверности информации, предлагаемой журналом "Тайм" стоит задуматься после после недоразумения, связанного с публикацией некролога. Тогда не менее авторитетное издание - газета "Los Angeles Times", "опубликовав в 1998 году сообщение о смерти Карлоса Кастанеды, напечатала фотографию человека, который, не имеет никакого отношения к персоне Карлоса Кастанеды. "Los Angeles Times" разместила фотографию историка и профессора Карлоса Эдуардо Кастацеды (Carlos Eduardo Castaсeda, 1896-1958), что навлекло еще больше тумана, вокруг имени Карлоса Кастанеды.
Огромное количество изданий перепечатало фотографию Карлоса Эдуардо Кастацеды, выдавая ее за фотографию Карлоса Араны Кастанеды. Благодаря некомпетентности журналистов, лицо этого человека вошло в людские умы, как лицо Карлоса Кастанеды. В российском интернете, на форумах, блоках и крупных информационных ресурсах, фотография Эдуардо Кастацеды со спокойной непринужденностью подается как фотография Карлоса Кастанеды, причем очень авторитетные издания, торгующие книгами данного автора, купились на мистификацию внешности Карлоса Кастанеды.
Пресловутая фотография "Кастанеды" напечатанная "Los Angeles Times" настолько сильно укоренилась в нашем сознании, как облик ученого - антрополога Кастанеды, что многие отказываются верить, что Кастанеда выглядит как-то иначе. Обратите Ваше внимание, на тот очевидный факт, что нигде не упоминалось, что при жизни Кастанеда носил очки. Очки носил, именно Карлос Эдуардо Кастацеда. Карлос Эдуардо Кастацеда окончил Техасский Университет, где получил степень бакалавра, магистра и доктора. Доктор Эдуардо Кастацеда родился в Камарго, Мексика, в 1896 году. В 1946 году был назначен профессором истории Латинской Америки, должность которую занимал вплоть до своей смерти в 1958 году".
http://www.castanedadzr.ru/cc/photos.htm

Подробнее о Кастацеде можно посмотреть тут: http://www.castaneda-ru.com/foto6.php

В общем, некомпетентность журналистов по отношению к Кастанеде становится очевидной! Поэтому стоит в очередной раз задумать над достоверностью всевозможных разоблачений Майкла Спенсера, Кори Донована и других.

Ещё один интересный факт связан связан с жёнами и детьми Кастанеды. Например, многие (в том числе и Донован)ссылаются на книгу «Магическое путешествие с Карлосом» Маргарет Раньян Кастанеды, как на источник некоторых "достоверных" фактов. Официально они были женаты с I960 по 1973 гг. Однако известно, что вместе они прожили только первые полгода, а потом разошлись. Для того, чтобы сделать некоторые выводы о "Магическом путешествии...", достаточно прочитать первые несколько строк:

"Карлос посмотрел на меня своими большими карими миндалевидными глазами.
Он явно находился в проказливом настроении.
- О, мисса Раньян, я начну революцию, которая будет продолжаться всю
нашу жизнь и в которой вы примете самое непосредственное участие, - заявил
он и засмеялся. Его смех чем-то напоминал воронье карканье.
- Карлос, ты сумасшедший! - отвечала я. Он поднял меня и перекинул
через плечо. Я ударила его своей сумкой, и, смеясь, мы упали на землю".
http://lib.ru/KASTANEDA/about_kastaneda.txt

Ух, как романтично!!!
Кому как, но мне это напоминает скорее любовный роман, чем достоверную биографию!
Признаюсь честно, читать дальше у меня желания не возникло.

Впрочем, в другом месте можно найти информацию о том, что женой Кастанеды была некая Лиска Реббека, которая и сделала его знамениты! Там же можно прочесть о том, что Карлос, оказывается, прошёл пешком весь Китай!
Итак, предлагаю вашему вниманию очередную "достоверную" биографию Кастанеды:

"Карлос Кастанеда родился в Мехико, в семье традиционных католиков. С юных лет отказался от католицизма, стал активным атеистом, участвовал в левом молодежном движении Мексики.
С годами признал существование Бога и, как известно, создал свою модель понимания бытия. Много пишет, путешествует: посещает Японию, проходит пешком Китай, задерживается в Тибете...
Псевдоним Кастанеда появляется на книгах серии путешествий в Икстлан, в которых нашел отражение опыт, полученный во время походов с мексиканским шаманом доном Хуаном Матусом и приключений на севере Соноры.
О своих наблюдениях Кастанеда пишет скорее как студент-этнограф, чем как писатель и философ. Но книги сразу же вызвали огромный интерес публики.
Примечательно, что первоначально они были изданы в США, на английском языке, поскольку Карлос считал, что в этой стране легче воспримут его необычные мистические опыты, чем в католической Мексике.
Была тому еще одна причина, возможно, самая главная. Первым его редактором была его жена Лиска Ребекка, родным языком которой был английский. Она сделала его знаменитым. Она стала его первым редактором и переводчиком на английский язык".
http://www.castanedadzr.ru/cc/mnen/cc_notdead.htm

Этот же источник утверждает, что от рака умер вовсе не Кастанеда, а Лиска Ребекка. Причём аж в 1972. После этого события Карлос, якобы, так расстроился, что совсем перестал писать! Но в итоге выясняется, что Кастанеда вообще не умер! И вот, как следствие, в издательстве «АСТ-ПРЕСС» выходит "новая" книга Кастанеды "Отшельник", где Дон Хуан оказывается Святым Шаманом и каконизируется католической церковью!!! Ууух, как сюжет-то завернули!

***
Вот тут настало время поговорить о об исчезновении/смерти/сгорании_в_огне_изнутри Карлоса Кастанеды!
Официальная версия звучит так: "Кастанеда умер от рака печени 27 апреля в его доме в Westwood, сообщила адвокат Дебора Друз, друг и cудебный исполнитель по его состоянию". http://www.castanedadzr.ru/cc/nekro.htm
(Впрочем, существует версия, что последние годы жизни Карлос жил вовсе не в доме, а шиковал в апартаментах отеля Хилтон! Об этом можно прочесть у той же Алисы Суворовой).

Версия Cleargreen выглядит, разумеется, совершенно иначе:
"Карлос Кастанеда покинул этот мир также как и его учтель дон Хуан Матус, в полном сознании. Повседневный мир не имеет описания соответствующего такому явлению. Поэтому, согласно требованиям этого мира, как юридическим, так и архивным, Карлос Кастанеда был объявлен умершим.
Карлос Кастанеда работал неустанно, с великой заботой, что бы сделать мир магов древней Мексики и путь воина доступными для любого, кто заинтересован узнать о них. Покидая этот мир одиноким воином, в полном сознании, Карлос Кастанеда оставляет позади богатое знание, открытое каждому, кто желает отправиться в бесконечные слои осознания, которые доступны человеческим существам".
http://www.castanedadzr.ru/cc/nekro.htm

Где же истина?! Я, как горячая поклонница Кастанеды, проверивша на себе жизнеспособность предлагаемых им практик, склонна принимать версию Cleargreen. Однако для большинства - это очередная фантазия псевдомагов.
Тогда обратимся к тому, что мы можем найти в свободном доступе.
http://www.castanedadzr.ru/cc/photos/deathcert.htm здесь копия якобы свидетельства о смерти Кастанеды.
Обратим внимание на имя указанное в свидетельстве: CARLOS CASTANEDA.

А вот заявление о предоставлении прав гражданства Карлоса Кастанеды: http://www.castanedadzr.ru/cc/photos/naturalization.htm
Читаем имя: CARLOS ARANA CASTANEDA.

Разница, казалось бы, незначительная. Но как известно, документы любят точность. Даже если изменить одну букву в имени или фамилии, официально это уже будет другое имя или другая фамилия.
В Википедии имя Кастанеды выглядит следующим образом: Carlos C;sar Salvador Ara;a Castaneda.

Таким образом CARLOS CASTANEDA - это сокращённый вариант, используемый для литературного псевдонима. Отсюда вывод: вряд ли бы в официальном документе о смерти указывался литературный псевдоним.

К тому же из заявления Cleargreen следует, что заключение о смерти - это просто официальная формальность. С такой финансовую состоятельностью и связями, как у Кастанеды, изготовление подобной бумажки не составит труда.
Так же вызывает недоумение следующий момент: если Карлос Кастанеда умер 27 апреля 1998, то почему сообщения в газетах появились лишь 18 июня?!
Не стоит упускать из виду тот факт, Кастанеда предупреждал о своём скором уходе заранее.

"Известно, что начиная с 1996 года Кастанеда и его "ведьмы" стали говорить о скором уходе. За 4 дня до "инициирующего события" Кастанеда переписывает завещание и учреждает Фонд Орла, куда отдаёт все свои деньги. При этом специально оговаривается, что деньги поступают лишь тем, кто переживёт инициирующее событие. Само же инициирующее событие - это либо документально подтвеждённая смерть, либо признанная судом невозможность связаться с Кастанедой в течение 120 дней.
В итоге, ещё за пару дней до "смерти" из резиденции Кастанеды что-то увозится фругонами, а потом появляется справка о смерти. Одновременно вообще исчезают Тайша и Флоринда, а Кэрол и Нури - несколько позже. Был ли это пакт "о самоубийстве" или действительно переход в другой мир в соответствии с концепцией Дона Хуана - неизвестно. Понятное дело, что тела Кастанеды никто кроме выписавшего справку не видел, справка выписана в Мескике, а там такие справки можно выписать за недорого".
(Антон Павлов,
Подробнее можно прочитать так же на сайте Донована, в разделе посвящённом Фонду Орла:
Что касается информации о болезни. Никаких документов и медицинских заключений, подтверждающих то, что Кастанеда болел раком, я во всемирной паутине не обнаружила. Выходит, что диагноз, указанный в свидетельстве - не более чем очередная формальность. Во всяком случае, свидетельств, подтверждающих обратное, у нас нет!

Было ли исчезновение Кастанеды и его группы - ритуальным самоубийством? Что-то мне подсказывает: успешные люди на пике своей карьеры вряд ли бы стали заканчивать свою жизнь так нелепо! Во всяком случае ни тела Кастанеды, ни тел его последовательниц никто не видел.

Однако в Википедии можно прочиесть, что "много позже труп, найденный в пустыне, был опознан по ДНК как Патрисия Партин". Источник, подтверждающий достоверность информации не указан. Ссылкина соответствующие документы отсутствуют.

Впрочем, пришло время о Патрисии Партин (она же Нури Александер и Голубой Лазутчик) поговорить отдельно.

***
"Большинство молодых членов Cleargreen, а также и те, кто в течение последних нескольких лет ненадолго входил в окружение Кастанеды, были буквально "затерроризированы" тем, что каждый из них должен был получить одобрение так называемого "Голубого Лазутчика". Нури Александер представляли другим членам группы как высшее, "совершенное" существо, являющееся, по сути, "не совсем человеком". Общее мнение было таково - если ты не понравишься Нури, тебя выставят. Кастанеда также использовал Нури в качестве дубины, в течение нескольких месяцев занесенной над Воскресной группой, заявляя, что если кто проронит хоть слово об этих встречах, и о них узнает "Голубой Лазутчик", все будет закончено " в мгновение ока".
Иногда Кастанеда проговаривался, и то, что он говорил о Нури, никак не соответствовало истории о том, что она его "дочь". Например, назвав ее однажды "католичкой", он тут же стал объяснять, что, дескать, первые семь лет она воспитывалась в католическом сиротском приюте в Мексике.
В общем, эта хронология обращена, прежде всего, к нынешним членам Cleargreen, которые кое-что вынесут для себя из того "вопиющего факта", что, как документально доказано, Нури, "безупречный" воин, "не человек", чье неодобрение означало конец знакомства с Кастанедой, была нормальным ребенком любящих родителей, и родилась она в Южной Калифорнии, а с Кастанедой встретилась незадолго до своего двадцатилетия".

Так начинается хронология Патрисии Партин на сайте Кори Донована.
http://sustainedaction.org/Blue%20Scout_RU_01.htm

Кори Донован вроде бы неоспоримо доказывает, что Партин была реальным человеком, а вовсе не существом из параллельного мира. С точки зрения рационального смысла его доказательства вполне убедительны. И всё бы ничего... НО...

Но давайте рассмотрим проблему с точки зрения эзотерики! Сколько можно рационализма, в конце-то концов?!
Короче говоря, если вы относите себя к разряду скептиков, то моё мнение о Пати Партин покажется вам сущим бредом в стиле великого мистика.
Но ели вы более менее ориентируетесь в эзотерике, работаете с энергиями, переживали опыты измененного сознания... то вполне возможно, моя версия относительно Голубого Лазутчика, расставит всё на свои места.

Итак всем, кто так или иначе знаком с эзотерикой, должно быть известно такое понятие, как "замещение души", или трансмиссия. Когда душа, или энергия другой сущности, входит в тело человека, вытесняя другую душу, или присоединяясь к ней в теле. Таким образом, перед нами либо совсем другой человек, либо человек с раздвоением личности.
В общем, моё мнение таково: сущность, именуемая Голубым Лазутчиком и спасённая Кастанедой из мира неорганических существ, сначала пребывет в мире в качестве бестелесной субстанции, а затем, найдя подходящее тело (с более слабой душой), входит в него путём трансмиссии. Таким телом могло оказаться как раз тело Пати Партин.

Намёк на это может содержаться в следующем высказывании Донована:
"Кастанеда сказал нам, что у Голубого Лазутчика "есть истории, от которых волосы встают дыбом."
Причем, рассказывая их ему, она считает, что он должен схватывать все "на лету", и разъяснений не требуется. Когда он говорит, что не понимает, и просит повторить, она расстраивается и замолкает. По словам Кастанеды, "ее рассказы такие неземные и такие странные, потому что в ней
живут две личности - одна голубая, другая человеческая".
http://sustainedaction.org/BlueScout_RU_03.htm

Итак, Донован, пытаясь разоблачить Голубого Лазутчика с точки зрения рационализма, даёт тем самым занимательные факты для эзотериков!

Тогда не вызывает удивления и тот факт, что в пустыне вполне могли обнаружить тело Пати Партин и даже опознать его по ДНК. Потому что Голубойму Лазутчику, который был существом совершенно другой природы, тело при совершении перехода могло и не понадобиться. Поэтому он прошёл в трещину между мирами без тела, в своей первозданной форме, в отличии от остальных членов группы.
В противном случае, куда подевались все остальные тела? Или для совершения "группового суицида" маги предпочли разбрестись по пустыне и совершить "групповой суицид" в одиночестве?! Но это явно противоречит их изначальным целям.
Так что, если групповой суицид действительно имел место быть, тела остальных членов команды должны были быть обнаружены рядом с телом Пати Партин. Но, увы, этого не случилось!

***
Маг или просто писатель?
Этот вопрос также не даёт многим покоя!

Цитата из статьи Алисы Суворовой:
"Перечитывая перед написанием этой статьи многочисленные интервью Качоры, чтобы выбрать из них самое важное, я заметила, что, отвечая на шаблонный вопрос - «Правда или нет то, что написал Кастанеда?», - журналисты особенно часто любят цитировать вот этот ответ Качоры:

- Безусловно, Карлос Кастанеда - величайший и талантливейший из писателей, но нужно быть безумным, чтобы пытаться увидеть в Кастанеде мага.
<...>
«Кастанеда просто первоклассно играет на ограниченности и доверчивости среднестатистического европейца, - умело сочетая реальное с нереальным, усиливая правдоподобность одного за счёт другого, - который заглатывает наживку из экзотического блюда по самое горло» - пишет исследующий его биографию журналист Майкл Спенс. Даже бывшая жена Кастанеды, его горячая почитательница - Маргарет Раньян, - банально сопоставляя даты и факты, которые приводит Карлос в своих книгах, вынужденно приходит в недоумение: «Возможно, что первая книга Карлоса и, предположительно, последующие явились смесью действительности и воображения», - пишет она в своей автобиографической книге «Магическое путешествие с Карлосом». Вместе с тем, Качора всё же признаёт, что многое из того, что описывает Кастанеда - базируется на реальных фактах, событиях и концепциях Толтеков, - это то, что рассказал Кастанеде сам Качора, а Качоре - его отец. В частности, Качора подтверждает, что техники сталкинга, перепросмотра, искусства управления точкой сборки и сновидением и некоторые другие концепции освещённые Кастанедой в своих книгах, действительно реально существуют и практикуются многими нынешними шаманами Соноры. Качора рекомендует книги Кастанеды всем, как прекрасное введение и ретроспективный обзор шаманизма и некоторых его идей о мире и человеке, прекрасно адаптированных для усвоения среднестатистическим человеком, поданных в упрощённой и в несколько вычурной форме, наиболее подходящей для современного интеллектуально избалованного и падкого на сенсации европейского читателя".

Всё, что я думаю о Маргарет Раньян, Качоре и Майкле Спенсе, было изложено выше. Поэтому нет смысла повторяться. Однако зачем тогда я привожу здесь их мнения? Об этом будет сказано ниже. Но прежде я представлю вашему вниманию ещё несколько цитат относительно литературных и магических дарований Карлоса.

Вот, например, высказывание Ошо, представленное на одном из форумов:

"Вот что пишет Ошо о Кастанеде, просто информация к размышлению...
"- Является ли Дон Хуан (гуру Карлоса Кастанеды) просветленным мастером?
- Если бы был кто то типа дон Хуана, он должен был бы быть просветленным, он должен был бы быть похож на Будду, или Лао Тзы - но нет никого на кого бы походил Дон Хуан. Книги Карлоса Кастанеды на девяносто девять процентов фантастика - красивая, наполненная исскуством, но все же фантастика. Есть научная фантастика и так же есть духовная фантастика. Есть дешевая духовная фантастика и первоклассная: если хотите дешевку - читайте Лобсанга Рампу; если хотите первоклассную - читайте Карлоса Кастанеду. Он - великий мастер фантастики.
Но я говорю, девяносто девять процентов является фантастикой. Только один процент - правда, скрытая тут и там; вы можете найти ее. Это хорошо пока читается как фантастика. Не беспокойтесь насчет фантастики Рампы, потому что это мусор созданный посредственным умом - и конечно, созданный для посредственных умов. Но Карлос Кастанеда это достойное чтение. Когда я говорю фантастика, я не подразумеваю что не читал его, я подразумеваю что читал его более внимательно, потому что один процент правды присутствует. Вы можете читать его очень внимательно, но не заглатывайте это целиком, потому что на девяносто девять процентов это фантастика.
Это может помочь вам расти - это может создать желание расти. Поэтому я говорю - это красиво. Но это также может помешать росту, если вы подойдете к этому слишком поверхностно. Этот человек - Карлос, по настоящему искусный, очень способный. Изредка это случается, такая одаренность, потому что очень просто создать научную фантастику, не много воображения надо, но создать духовную фантастику - это очень, очень сложно; необходим великий артистизм и нереальный ум. Потому что, как вы можете представить вещи которых вы не знаете? Поэтому я говорю - один процент правды здесь. На этом одном проценте правды он создал большую конструкцию. На этом одном проценте правды он спроектировал сильный образ. Из этой одной йоты правды он выстроил целое здание, прекрасный дворец - сказку. Но только один процент правды здесь, в противном случае это бы было невозможно.
Итак один процент Дона Хуана должен быть здесь где-нибудь. Он должен был встретить кого то; может его имя было Дон Хуан, может нет, это не важно, это не имеет значения. Карлос превзошел самого себя, он столкнулся с теми, кто знает некоторые секреты. Может быть он не понял их, может быть он украл их, может быть он просто заимствовал их от кого-то еще. Но он встретил кого-то, кто каким-то образом получил некоторые факты духовной жизни и этот человек сумел создать вокруг этого образ. И этот образ стал возможен, если вы используете наркотики как помощь – очень просто. Потому что наркотики являются ничем, но помогают создать впечатление.
Этот человек столкнулся с кем-то, кто что-то знал и затем через наркотики, ЛСД и другие, он превратил эту маленькую правду в воображаемый мир. Затем его целостная фантастика была создана. Это наркотический трип, но хороший эксперимент сам по себе. И когда я говорю все эти вещи я не осуждаю Карлоса. Фактически я начал любить этого человека. Это редкий полет воображения и если это на сто процентов фантастика, тогда Карлос сам по себе является редкостью. Если он ни с кем не столкнулся, все что он должен иметь – это один процент реальности в самом себе. Потому что иначе это невозможно – вы можете построить дом только на фундаменте, даже воображаемый дом нуждается в фундаменте в реальности. Вы можете построить карточный домик, но по крайней мере нужна основа, твердая основа. Это должно быть правдой.
Итак читайте, потому что вы должны это прочитать. У каждого возраста – своя фантастика, романы; каждый должен пройти через них. Вы должны это прочитать. Вы не можете избежать Карлоса Кастанеду. Но помните – есть только один процент правды – и вы можете найти его.
Если вы читали книги Гурджиева, особенно ВСЁ и ВСЯ, тогда вы можете стать исскусны в том, как искать правду, как отделять зерна от плевел. Если вы не читали ВСЁ и ВСЯ - это хорошее начинание. Во-первых вы можете прочитать ВСЁ и ВСЯ Георгия Гурджиева и затем читать книги Карлоса Кастанеды. Читать Гурджиева – это очень сложный треннинг; фактически в мире существует не больше нескольких дюжин людей, которые прочитали его книгу ВСЁ и ВСЯ полностью. Это сложно. Это одна тысячестраничная книга и Гурджиев – мастер сокрытия вещей. Он продолжает говорить несоответствующие вещи, бесполезные вещи, накручивая рассказы внутри рассказов - сотни страниц и затем одна полоса правды, но это стоит искать, это - алмаз. Сто страниц мусора, но затем появляется алмаз - это стоит того. "
http://kuvshinka.net/forum/10-190-1

Начнём с того, что Ошо сам ничего не пишет. Все книги Ошо основаны на записях, которые делают его ученики. Об этом можно прочесть в предисловии к его книгам. Так что высказывание автора данного поста о том, что "Ошо пишет", является несколько неточным. Это раз.
Когда апостолы записывали учение Христа, получилось несколько Евангелий. Причём во многих моментах они очень сильно противоречат друг другу. Теперь мы не знаем, что именно на самом деле говорил Христос. Точно так же мы не можем с точностью сказать, что именно имел в виду Ошо, полагаясь на записи его учеников. Это два.
В третьих, совершенно непонятно почему Дон Хуан обязательно должен быть похожим на Будду или Лао Цзы!
В четвёртых, Ошо утверждает, что Кастанеда использует для создания своих книг ЛСД и другие наркотики. Хотя сам Кастанеда пишет об использовании пейота только в двух первых книгах, когда ошибочно полагает, что пейот - это основа магического учения. В остальных книгах Карлос отказывается от этого утверждения. Те, кто пробовал на себе техники, о которых говорит Кастанеда, могли убедиться в том, что добиться состояний измененного сознания можно и без помощи наркотических средств! И эти техники действительно помогают такого состояния достичь! Получается, высказвание Ошо о том, что книги Кастанеды на 99% наркоманский трип, изначально ошибочно.

Вот тут и вспомним о пресловутом Качоре, который, критикуя Кастанеду, однако соглашается с тем, что практики, описанные Кастанедой, действительно существуют и относятся к традиции мексиканских индейцев.
Однако в научных кругах работы Кастаеды вызывают, в лучшем случае, недоумение и неодобрение. В худшем случае его обвиняют в явной мистификации и безжалостно критикуют. Большинство антропологов утверждают, что работая с индейцами южной Америки, им не удалось подтвердить сведения о практиках, описанных Кастанедой. Тогда каким образом это удалось Кастанеде?!

В связи с этим вопросом обратимся к статье Ришара де Милля, одного из ведущих разоблачителей Кастанеды. Вот цитаты их из его "БЕСЕД С ЙОАВИМОЙ".

"Барбара Майерхофф и Карлос Кастанеда познакомились весной 1966 года. К тому
времени он писал о Доне Хуане уже на протяжении нескольких лет, а ее статья о
шамане из Ринкона вот-вот должна была выйти. Общие знакомые решили, что этим
двоим найдется о чем рассказать друг другу, и пытались организовать эту
встречу уже несколько месяцев. Их друзья оказались совершенно правы. Барбара
была способной и трудолюбивой аспиранткой; впоследствии она напишет достойные
высших похвал книги, станет заведующей кафедрой антропологии и о ней напишут в
журнале "Пипл". Карлос был блестящим пробивным недоучкой, наукообразным
иллюзионистом, незримо прокладывающим себе путь к лаврам автора бестселлеров,
обманщика-знаменитости; фотография на обложке "Тайм" будет изображать лишь
одну половину его лица. Каждый из них уже успел столкнуться с препятствиями на
своем тернистом пути к докторской степени".
<...>
Летом того года Барбара отправилась в Гвадалахару, где провела много дней в
крошечной хижине на окраине города, записывая на пленку песни, заклинания,
рассказы и толкования мифов и ритуалов, описываемые Рамоном Мединой, который в
то время готовился стать _Виксарика мара-акаме_, шаманом-жрецом племени
Уичолов. Однажды после обеда это однообразие было приятно нарушено экскурсией
за город. В собравшуюся компанию входили полдесятка детей и взрослых из
племени Уичол и антрополог Питер Фюрст, тоже из Калифорниского университета в
Лос-Анджелесе. Барбара рассказывает:
Рамон привел нас к крутой _барранча_ [ущелью], по которому проносился
бурный водопад, каскадами низвергающийся на острые скользкие камни на
протяжении около тысячи футов. На краю водопада Рамон сбросил сандалии и
сказал, что это особое место шаманов. С изумлением мы наблюдали, как он
начал пересекать водный поток, перепрыгивая с камня на камень, часто
приостанавливаясь и неподвижно стоя на одной ноге -- его тело было
наклонено вперед, руки широко раскинуты в стороны, голова склонена на
бок, так что вся его фигура стала удивительно похожа на странную птицу.
Он исчезал из виду, возникал снова, двигаясь резкими прыжками, пока не
добрался до противоположного берега. Мы, посторонние пришельцы, были
испуганы и озадачены, но никто из Уичолов не выглядел обеспокоенным.
На следующий день Рамон объяснил, что для пересечения узкого моста, ведущего в
иной мир, шаман должен развить прекрасное равновесие, иначе он сорвется в
бездонную пропасть, где его сожрут ужасные звери. Он еще раз проиллюстрировал
эквилибристику шамана, изображая его движения двумя пальцами, перебегающими по
грифу его струнного инструмента, похожего на скрипку. Если раньше у Барбары и
возникали какие-то сомнения в том, что Рамон скоро станет зрелым _мара-акаме_,
то после демонстрации его возможностей на водопаде и их сверхестественного
объяснения все сомнения полностью развеялись. В августе, вернувшись в
университет, она рассказывает Карлосу о том, как птицеподобный шаман
балансировал на камнях водопада.
"О!", -- удивленно воскликнул Карлос, -- "Это в точности похоже на то, что
делал Дон Хенаро!" И он начал описывать ей ныне уже хорошо известную историю о
левитации Хенаро на водопаде, которая оказалась точной копией прыжков и поз
Рамона. Барбара ликовала. Авторитетное подтверждение Карлоса было именно тем,
в чем она нуждалась и на что надеялась".
http://numen.ru/index.php?section=library&text=713&page=2

Разумеется, по ходу повествования выясняется, что Барбара в итоге разочаровалась в Кастанеде и упомянутый эпизод с Доном Хенаро даёт повод обвинить Карлоса в плагиате. И всё бы ничего... Но, Барбара знакомит Карлоса с шаманом Рамоном...

"РИШАР: Что произошло, когда они с Карлосом встретились?
БАРБАРА: Они _увидели_ друг друга!
РИШАР: Что же они _увидели_?
БАРБАРА: Они узнали друг в друге себе подобного. Мы обедали в одном веселом
мексиканском ресторанчике, они начали хохотать и просто не могли остановиться.
Они оба смотрели на мир с какой-то высоты, с которой все казалось смехотворным
и нелепым. Рядом с ними двумя мне показалось, что я вошла в отделенную
реальность. Они действительно видели, верили и обитали в каком-то другом мире.
Как-то я бродила с Рамоном по "Мэй Компани" [крупный магазин], и он был одет в
самую обычную американскую одежду, потому что продал всю свою индейскую и
накупил магнитофонов и транзисторов. Люди останавливались и разглядывали его.
Внешне он выглядел, как мексиканский крестьянин, но при этом возникало
ощущение его экстраординарности. Что-то вроде королевской крови! Существуют
люди, чувствующие другой мир, и они ведут себя иначе в этом мире. Карлос и
Рамон оба были такими людьми".

Итак, получается, что Рамон УВИДЕЛ в Кастанеде себе подобного! Он увидел в нём мага, шамана! Тогда не удивительно, как Карлосу удалось получить информацию, которая была скрыта от всей остальной братии антропологов! Кастанеда получил знания, как шаман от шамана! А не как учёный от объекта исследования!
Почему эти знания были до этого скрыты? Почему никому не удалось сделать то, то удалось Кастанеде? Почему, в конце-концов, он посмел придать гласности столь тайную информацию?! На все эти вопросы Кастанеда сам подробно отвечает в своих книгах, поэтому здесь мы их не будем касаться.

И я не вижу ничего удивительного в схожесть многих индейских практик с восточными. Мне кажется, это вполне нормальное и даже предсказуемое явление. Для меня это наоборот подтверждение их истинности и эффективности! Я считаю, что как восточные, так и индейские практики, уходят корнями в такую глубокую древность, что ещё не известно, кто и что у кого перенял! Думаю, все они пришли из единого источника. Так же как и всё многообразие этносов - от одних предков. Нас же не удивляет, почему, у китайцев и аборигенов Африки по две руки, по две ноги и два глаза, но говорят они на разных языках, носят разную одежду и имеют разный цвет кожи! Тогда почему нас должна удивлять схожесть понятий разных культур, которые различаются только терминологией?!
В связи с этим меня приводят в недоумение высказывания типа: вот, у индейцев не было такого названия, как тенсегрити! И вообще, Кастанеда не упоминал об этом в своих книгах!
Для того чтобы разрешить всесомнения, достаточно зайти на официальный сайт Cleargreen:

"Тенсегрити – это имя, данное современной версии магических пассов: положений и движений тела и дыхания, насновиденных и отслеженных мужчинами и женщинами видящими, которые жили в Мексике в древние времена. Магическим пассам научил Карлоса Кастанеду, Флоринду Доннер-Грау, Тайшу Абеляр и Кэрол Тиггс их учитель, Дон Хуан Матус, индеец Яки из Юмы, Аризона, и Соноры, Мексика, и наследник линии видящих, начавшейся в Мексике в древние времена.
Слово Тенсегрити было взято у архитектора, инженера, ученого и сновидящего, которым восхищался Карлос Кастанеда: Р. Бакминстера Фуллера. Он описал Тенсегрити как комбинацию целостности напряжения (Tensegrity = tensional integrity) - сил, задействованных в структуре, которая сформирована завершенной сетью из твердых элементов, соединненых между собой растягивающимися, эластичными элементами, и где такая завершенность соединений придает структуре целостность. Благодаря эластичности этих связей, когда один элемент структуры сдвигается, сдвиг сообщается всей структуре, и все остальные элементы сдвигаются за ним, или адаптируются к новой конфигурации, поддаваясь этим сдвигам и не ломаясь.
Карлос Кастанеда увидел, что этот процесс, Тенсегрити, является идеальным описанием современной практики магических пассов и способа существования, которому обучил его Дон Хуан. В случае магических пассов, Тенсегрити соответствует взаимодействию напряжения и расслабления сухожилий и мышц и их энергетических эквивалентов таким способом, который содействует целостности тела как физической и энергетической единицы. В случае повседневной жизни, говорил Карлос Кастанеда, Тенсегрити – это исскуство: искусство адаптации к собственной энергии и энергии других таким способом, который служит целостности того сообщества, которым мы являемся".
http://www.cleargreen.com/mirrors/russian/index.htm

Получается, что Тенсегрити - это просто современное название, данное современной версии магических пасов. Кастанеда имел полное право на разработку авторской методики на основе полученных древних знаний. Не понимаю, почему у кого-то это может вызвать недоумение! Разумеется, в языке шаманов нет такого понятия, как тенсегрити. Но ведь ни сам Кастанеда,
ни его соратники не утверждали, что оно там было!

И в том, что древние знания нуждаются в современной адаптации, также нет ничего удивительного! Дон Хуан говорил о старых и новых видящих, о том, как постепенно на протяжении тысячелетий менялась традиция. А сейчас не просто новое время! Сейчас начинается смена эпох, которую ещё давным давно предсказывали Майя и многие другие! Сейчас многие эзотерические знания становятся общедоступными, хотя до этого скрывались тысячелетиями!

Поэтому труд Кастанеды - невероятно своевременен и современен! Кастанеда пришёл для того, чтобы сдвинуть точку сборки миллионов и облегчить им путь к вознесению. Его книги невероятны по своей глубине! Информация, которая представлена в них, уникальна!

Впрочем, вы можете и дальше считать Кастанеду великим комбинатором, эдаким Остапом Бендером, прилетевшим на крыльях магии, чтобы показать кто здесь истинный Гарри Поттер!

И всё же, кто такой Кастанеда?!

Если вы проверили на себе эффективность предложенных практик, то вряд ли будете колебаться при ответе на этот вопрос!
Вспомните цитату из эпиграфа к статье: "ученый хотел доказательств, но он не хотел готовиться"...