Сталин, дай конфетку!

Виктор Свиридов
    Этот крошечный фрагмент истории я узнал от своей одноклассницы в Инте (в 1957 году).

     Девочка эта (звали её Стася) недавно приехала из Литвы к отцу, которого в 1956 году выпустили из лагеря, но выезда из Инты не давали. Девочка  была года на два старше меня, по-русски говорила с  трудом, у доски чаще всего молчала и получала свою законную двойку. Ни у кого не было сомнения, что её оставят на второй (третий или даже четвёртый) год.
    Она мало общалась с одноклассниками, откровенно сторонясь их.
Я тогда был старостой класса. Меня буквально заставили «занять данную должность». В связи с этим мне приходилось выполнять некоторые общественные функции. Например, я собирал с ребят деньги на валенки, составлял списки, потом получал валенки на весь класс и раздавал. (На севере в тот момент валенки были дефицитом и школьников снабжали в первую очередь).
     Были и другие обязанности, заставляющие меня общаться с одноклассниками больше, чем хотелось бы… Видимо, поэтому и Стасе приходилось общаться со мной чаще, чем с другими. Наверно, я чем-то заслужил её доверие, и она понемногу стала рассказывать мне некоторые фрагменты из своей жизни в Литве.

     И вот недавно (не знаю уже почему) вспомнился такой её рассказ.

     Стася в первом классе, ещё в Литве. Почти все дети верят в Бога. Советским властям надо отвернуть детей от старого Бога, и заставить их полюбить нового бога. Учитель говорит детям: «Если вы верите в Бога, то давайте дружно кричать – Бог, Бог, дай конфетку!»
     Дети долго кричат, просят у Бога конфетку… Естественно, никаких конфет нет.
     Тогда учитель говорит: «А теперь кричите – Сталин, Сталин, дай конфетку!»
     Дети дружно кричат: «Сталин, Сталин, дай конфетку!»
Открывается дверь, и в класс вносят коробку конфет…