О Негадком утенке замолвите слово...

Софья Раневска
«Den grimme Aelling» (Гадкий утенок) – одна из лучших сказок Андерсена. «Золушка» животного мира. С нетипичным для автора финалом в  виде торжества добродетели.  Прекрасный образец неувядающего сюжета вне времен и границ. Но получается - если ты не был гадким утенком, т.е. утенком-то был, но не грязным, нищим, косым, кривым…не знаю еще каким, порочным, значит, и сказать тебе нечего… Если в жизни твоей не было армейских будней, бродяжничества, иглы, психушки, на худой конец – насилия, то и сообщить ты миру ничего не имеешь…Но ведь и не гадкий утенок как-то живет. Скучной, банальной, обыденной жизнью в мелком своем водоеме. Не качает его девятый вал, не проходят по линии горизонта прекрасные лайнеры. Камыш, кувшинки, лягушки, гуси, утки. Иногда и лебеди…Но при этом он  что-то же видит, что-то переживает, обо что-то ранится, чего-то стыдится. Взрослеет на чем-то. Возможно, камерность его драм и комедий, упорядоченность и нормальность его существования  не могут быть предметом разговора, постороннего интереса. Но кто знает, что служит человеку шестом, окажись он в какой-то момент на канате над бездной. Может, вот это  понимание - где право, где лево, где берег, где пучина? Может, это не менее важно, чем ловкость и сила конечностей?.. 

Женская проза по преимуществу - проза негадких утят. Выросших в нормальных семьях, с бабушками-дедушками, с семейными праздниками, с домашней библиотекой во всю стену, так, чтоб до верхних полок – только с наступлением возраста, с нотными тетрадями, с воскресными культпоходами…С семейными рецептами, увлечениями - с традициями. Утята вырастают и уходят в большие водоемы. В мир взрослых чувств и отношений. Конфликтов, неожиданностей, испытаний…    В которых они пытаются сохранять свои ценности. Не навязывать, не утверждать, просто сохранить. Семейные саги, романы воспитания ушли в прошлое. Женская проза в новеллах, рассказах, романах пытается удержать эту традицию - рассказ об истории семьи, рассказ не скандальный и не поучительный. В тональности близкой мироощущению автора - бытописательной, поэтической, сентиментальной, юмористической…   Не играя на чужом поле,  не прибегая к мужскому арсеналу, в поисках своего пути. Она говорит о женском одиночестве или счастье. О рожденных и нерожденных детях. Женская реальность – айсберг, скрытая часть которого – боли, страхи, мечты, предчувствия…больше и насыщеннее видимой. Женщина ищет свой язык, балансируя меж сентиментальностью и натурализмом. И пытается в хаосе и относительности всех критериев сохранить ощущение присутствия Бога, а значит – возможности справедливости и гармонии. Женщина по природе призвана служить продолжению жизни - любить, понимать, жалеть, дуть на царапины, играть своего короля, учиться прощать…Если требуют обстоятельства – бросаться навстречу пресловутому коню…Не по дури - либо мужа несет, либо на детей несется.

Мужчины не пользуются женскими вещицами, не интересуются женскими секретами, у них другие интересы, они идут своим «высоким трактом». Женская проза (в отличие от поэзии!) – предмет мужской снисходительности. За малым исключением тех, кто освоил асексуальную или более агрессивную и скупую «мужскую» стилистику и тематику. И все же мужчин, решившихся взять в руки женское зеркальце, не обязательно ждет разочарование. Женская проза (по преимуществу) эмоциональная и искренняя не гримирует жизнь, не путает следы, она открывает другой вид на знакомую местность. И возможно заглянув в «свет, мой, зеркальце, скажи!» мужчинам удастся увидеть себя и мир чуть по-другому.

Не могу не сказать спасибо Любови Сушко и Антону Рагозину за разговор о женской литературе.

Осторожно, Серая Мышь на посту!
http://www.proza.ru/2010/06/20/549
Рейтинг  Проза.ру июнь 2010 http://www.proza.ru/2010/06/26/260