Ещё раз о Православной и Монархической Партии

Владимир Воробьёв
На эту тему хватает статей и писем, размещённых здесь, на Прозе.Ру вашим покорным слугою. Казалось бы, всё уж сказано и поставлена жирная точка в конце этой темы. Но сама жизнь вносит коррективы, те свежие веяния, которые требуют комментариев...

Итак, что же случилось за последние месяцы такого, что зашевелились православные патриоты и монархисты, журналисты и аналитики, эксперты и федеральные политики?

1. Оказывается, Партия власти (для тех, кто не знает, речь о "Единой России") создала у себя Православный или даже Монархический блок (клуб, группу).

Сразу скажу, что я не нашёл (пока) информации, подтверждающей такой ход событий. Но я нашёл вполне невинную заметку о том, что Партия власти собирается вместе с РПЦ праздновать 400-летие восшествия на престол Династии Романовых.

Ну что здесь такого, что могло бы потянуть на сенсацию? Всё-таки круглая дата, партии нужен пиар, она его может получить, если начнёт методично и качественно (с использованием федеральных каналов) освещать подготовку к этой дате. Всё, больше ничего "сногсшибательного" здесь нет. Чистая политика, точнее пиар. Судите сами:

Партия "Единая Россия" совместно с Русской православной церковью будет заниматься подготовкой к юбилейным празднованиям 2013 г., посвященным восшествию на трон основателя династии Романовых.

"В наши ближайшие планы входят совместные действия по усиленной подготовке к празднику 400-летия преодоления Смутного времени и восшествия на престол Михаила Романова" - говорится в заявлении партии по итогам встречи с представителями Церкви.

Представители партии высоко оценили работу церковных деятелей по сохранению и приумножению духовных ценностей общества, а также их вклад в укрепление гражданского мира и социального партнерства.

В заключение партийцы сочли "необходимым укреплять и развивать диалог между Русской православной церковью и партией "Единая Россия".

Напомним, что, по информации газеты "Новые известия", помимо обсуждения монархических вопросов, единороссы просили представителей РПЦ "остановить панические настроения" в обществе, связанные с законом "О бюджетных организациях".
 
Источник:

2. Есть желание у определённых лиц, знакомых мне по переписке, создать Монархическую Партию России на базе "Союза Русского Народа", который известен нам более всего своими непрекращающимися уже несколько лет разборками внутри разных структур Союза, которые возглавляют несколько известных в православно-монархических кругах политиков. Вот текст:

ДМИТРИЙ МЕРКУЛОВ. ОБ УЧАСТИИ СОЮЗА РУССКОГО НАРОДА В ВЫБОРАХ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ

«Союз постановляет себе непременною задачею принять самое деятельное участие в выборах в Государственную Думу членов, преимущественно из своей среды, для проведения в жизнь целей, преследуемых Союзом» - из Устава Союза Русского Народа 1905 года, п. 8.

Образованным православным людям, в том числе, священникам, как правило, не надо доказывать, что демократия не подходит для России. Большинству также очевидно, что единственной альтернативой демократии является Православная Монархия, что она традиционна для нас и весьма желанна, поскольку Богоугодна.

Более того, все сходятся и на том, что основная катастрофа ХХ века произошла не в октябре 1917-го, а в феврале. Октябрь уже был следствием катастрофического развития событий, хотя и очень существенным, и апокалипсическим...

Казалось бы, дальше должен следовать вывод: вернём Монархию - вернём Россию. И с этим все соглашаются. Но как только доходит до дела, тон немедленно становится другим. Ибо дальше этих рассуждений обычно следует мысль, что Монархия, дескать, сегодня невозможна из-за низкого уровня морали и недостаточной воцерковлённости народа. К сему добавляют, что воссоздание Монархии будет чуть ли не обязательно сопровождаться подменой, то есть и пытаться нельзя, ибо страшно даже представить, что будет... И делается парадоксальный вывод: лучше ничего для восстановления Монархии не делать, а только молиться Богу и ждать, ибо дело восстановления Православной Монархии превыше сил человеческих. (С последним, разумеется, спорить невозможно. Ибо без Бога в России можно восстановить только опереточную Монархию. На этом дискуссия завершается). Таково мнение и большинства православных экспертов, которое вполне устраивает самых ярых противников Монархии.

А между тем, монархическая идея, при всей её ясности и плодотворности, остаётся маргинальной для множества граждан России, которые даже вообразить себе не могут, что когда-нибудь, а, тем более, скоро, в России будет восстановлена Монархия.

Кто же виноват в том, что народ наш так далёк от единственной спасительной идеи - идеи монархического устройства государства? Не виноваты ли в этом и мы, современные Монархисты, вернее наша бездеятельность, вялость, слабость веры, нежелание разговаривать с народом, идти в реальную политику и, что называется, «нести идею в массы»? Кто из нас сегодня готов этим заниматься хотя бы с таким же энтузиазмом, как когда-то несли свои разрушительные идеи эсеры и марксисты?

Похоже, что мало таких сегодня. К сожалению, очень мало. Наверное, они есть, но их ещё надо разбудить. Был человек: Вячеслав Михайлович Клыков, богатырского духа, да не стало... Где же последователи?

Предшественники наши в этом были смелыми и решительными, они шли к народу, чтобы остановить наступающую революцию... Для них - членов Союза Русского Народа 1905-1917 гг. - участие в выборах в Государственную Думу являлось одной из главных задач, поскольку, именно так можно было реализовать уставные цели Союза: политическую поддержку Самодержавия, защиту Православной Церкви и интересов Русского Народа.

Само создание Союза Русского Народа по существу было связано с Высочайшим «Манифестом 17-го октября», в соответствие с коим учреждалась Государственная Дума как законодательный орган. Манифест был воспринят многими Русскими патриотами как вынужденная уступка Государя, отступление от идеи Самодержавия в сторону Конституции, в нём легко можно было усмотреть победу революции. Однако благодаря Манифесту возникла передышка в уличных выступлениях, стало очевидно, что центр политической борьбы смещается с улиц и баррикад в стены будущей Государственной Думы. (Выборы в Думу были назначены на март - апрель 1906 года). В это время спешно образовывались партии «конституционных демократов» и либералов-«октябристов», которые стали готовиться к будущим выборам в качестве новой западнической политической силы.

Изменения в политической обстановке в связи с выходом Манифеста вынудили патриотов сплотиться для отпора революции, наступление которой ожидалось в стенах новообразованной Государственной Думы. От того, каким будет состав будущей Думы, зависело очень многое. И тогда возник оргкомитет Союза Русского Народа.

Сегодня нам известно, что (I-IV) Государственная Дума сыграла свою роковую роль в судьбе Российской Империи. Именно она стала рассадником и главным штабом революционных сил. Несмотря на самоотверженные усилия русских патриотов, в Думе они всё время были в меньшинстве. Хотя в этом, вероятно, была не только и не столько их вина. Слишком далеко зашли процессы апостасии, слишком давно происходила обработка общества, слишком многое к тому времени было уже отдано антимонархической революции, которая готовилась сначала в умах и душах людей...

Очевидно, что сегодня, спустя почти 100 лет, состав Государственной Думы также не отражает реального состава общественно-политических взглядов в России. Не отражает и 1000-летней духовной традиции нашего народа. В ней, как и сто лет назад, мало патриотов, явно недостаточно людей, искренне и глубоко верующих в Бога. Современная законодательная власть проявляет все признаки приземлённого материализма, кланового и партийного эгоизма, коррупции, равнодушия к коренным интересам русского народа, безнравственности и русофобии.

Ни одна из думских партий не является национально-русской и православной. Создание таковых в соответствии с Законом «О политических партиях» запрещено законодательно. Весьма далеко Федеральное собрание (Госдума и Совет Федерации) и от материальных нужд простого народа, что многократно доказывало принимаемыми законами. И это неудивительно.

Если первая Государственная Дума при Государе Николае II избиралась наподобие Земского Собора по квотам от сословий, если выборы в Верховный Совет СССР тоже шли по квотам от «классов трудящихся», то постсоветскую Думу избирали без всякого сословного представительства, по партийным спискам. И она вобрала в себя худшие черты продажной западной демократии, став, по сути, собранием «профессиональных лоббистов» тех или иных олигархических структур.

Конечно, не все депутаты таковы, есть и вполне честные и патриотичные, но в большинстве нынешние законодатели не соответствуют главным задачам, стоящим перед государственным органом такого уровня, особенно в наше время и в наших экстренных обстоятельствах. И причина здесь, на наш взгляд, очевидна - люди, которые там заседают. Они мыслят, в основном, безответственно, живут интересами «успешных людей» последнего двадцатилетия, инерцией государственного распада и пораженчества, вульгарно-корыстных интересов и разборок. Нет никого, кто имел бы право спросить с них: что реально сделано для страны?

Потому и в борьбе с коррупцией, и в борьбе за техническую модернизацию не видно прогресса, не говоря уже о духовных и культурных сферах деятельности, несмотря на высказанное Президентом России Д. А. Медведевым желание что-то всерьёз изменить.

Ясно, что стремление жить в динамичной, имеющей обратные связи со всеми социальными слоями и действующей в интересах всего народа, органичной для России политической системе во главе с сильным и нравственным правителем, противоречит интересам тех, кому и так хорошо. Тех, кто паразитирует на сырье или торговых спекуляциях, кто надеется сохранить обретённое за счёт других богатство посредством круговой поруки и мафиозных связей. Эти готовы высасывать из России соки до тех пор, пока страна не умрёт в конвульсиях и не развалится на части. И последнее - более чем серьёзный фактор, прямо влияющий на перспективы любых инициатив.

Так что же делать в этой ситуации искренним Патриотам-Монархистам? Отказаться от политической борьбы, занимаясь исключительно культурно и духовно-просветительской деятельностью, к чему нас призывают представители всё тех же правящих кланов? Ждать, когда плод созреет и сам упадёт к нашим ногам? Не является ли это маниловщиной? И не дезертирство ли это?

Очевидно, что отказ от борьбы за политический идеал означает сдачу позиций, добровольный переход в уютную просветительскую нишу и невыполнение главной миссии Союза - возрождения Православной Самодержавной Монархии, то есть фактически означает добровольную самоликвидацию. Как можно провозглашать высшей ценностью ПРАВОСЛАВИЕ-САМОДЕРЖАВИЕ-НАРОДНОСТЬ, и при этом отказываться от борьбы за эту высшую ценность? Или как ещё «выступать за Монархию», кроме участия в публичной политике, каковой являются будущие выборы в Думу 2011 года, обещающие быть весьма важными для судьбы России? Ведь мы определённо скатываемся в политический кризис...

Оппозиционные «бытоулучшительные» партии готовятся занять заметное место в будущей Думе, предвидя ослабление позиций проправительственной «Единой России». А «Единороссы» изо всех сил сопротивляются, стараясь сохранить свою искусственно созданную монополию на руководство Думой и штампование законов. Мы сочувствуем оппозиции, поскольку с ними поступают несправедливо, а созданная система удержания власти лжива и нуждается в решительном изменении. Если «Едро» заявляет, что в стране действует Конституция и Законы, которые ей соответствуют, то давайте проверим эти Законы на соответствие Конституции, давайте проверим выборную систему на честность! И легко выявится её откровенно программируемый характер.

Для чего нужно вульгарное мошенничество с голосами? Для чего вводить 7 и 5 процентные барьеры? Для чего указывать численность членов партий или заставлять их собирать подписи перед выборами? Для чего напрягать губернаторов, загонять всех администраторов в свою партию и не пускать оппозицию в процесс формирование избирательных комиссий? Для чего компьютерная система ГАС-выборы, которую легко настроить на любой результат? Мы что, считать разучились? Почему бы просто не поставить прозрачные урны, как на Украине? В этом и многом другом оппозиция права.

Однако, в то же время, для нас, очевидно, что все эти споры между партиями носят исключительно материалистический характер: спорят о власти и собственности. Главные же вопросы, такие как роль и судьба Русского народа, значение покаяния, выбор самобытного политического строя, духовное значение России, правда в общественных отношениях - в этой бесконечной «демократической» полемике между оппозицией и партией власти даже не затрагиваются, как совершенно ненужные для тех и других.

А что же традиционалисты, носители Русской идеи, где они? Они просто отсутствуют в политическом поле, у них нет партии, нет духа создать партию, чтобы хотя бы напомнить о своих вечных ценностях людям. Монархисты не верят в победу на выборах, памятуя о своей материальной немощи, а также о том, что истина, как правило, остаётся в меньшинстве...

Мы уже говорили, что призывать своих соратников на баррикады - это тоже не наш путь. Союз никогда не был революционной силой и никогда не станет таковой, поскольку это противоречит самой природе православного русского человека. Только в крайнем случае, как это было в 1905-1917 годах, союзники для самозащиты применяли оружие против врагов. Нам необходим мирный путь изменения власти, ибо только он является православным, и только он сохранит русский народ для будущего.

Так что же делать? Думаю, ответ очевиден. Надо брать пример с наших предшественников. Надо участвовать в выборах в Госдуму. Надо добиваться, чтобы эти выборы были честными. Надо идти и побеждать на этих выборах...

Но тут немедленно возникают вопросы. Некоторые наши коллеги убеждены, что исполнять пункт 8 Устава "Союза Русского Народа" надо, участвовать в выборах надо, но надо это делать в составе каких-то других партий, то есть, ни в коем случае не создавать свою, отдельную. А почему? Ну, конечно, потому что «партии разделяют народ, что это не наше изобретение, что нас всё равно обманут, что наши противники хитрее нас и у них деньги, а у нас их нет, что мы всё равно проиграем» и прочее упадническое из набора. Словом, всё, что мы можем, это - помогать другим партиям или не участвовать в выборах вообще.

Позвольте, но это не только какое-то малодушие, слабость веры и разума, не свойственная Русским Монархистам, это ещё и очевидный абсурд! Если вы считаете себя Монархистами, как вы можете агитировать за неприятелей Монархии - коммунистов, или за таких же неприятелей Монархии - либералов?! Разве непонятно, что речь идёт о будущем страны? О выборе образа будущего, его духовном наполнении? Православная Монархия - добровольное признание над собой власти Бога через Помазанника-Царя, искреннее желание подчиняться Богу и, как следствие, Царю. Коммунисты же и либералы - это откровенные или скрытые богоборцы, тайные или явные враги Христа.

Голосование за коммунистов и либералов, а тем более, прямое участие в их выборной кампании для Монархиста крайне нежелательно, так же, как творение идола из коммунистического диктатора, богоборца и виновника гибели миллионов русских людей И. В. Сталина. Хотя сейчас это происходит с некоторой частью современных патриотов, оскудевших терпением в ожидании позитивных перемен. (Наверное, некоторые из оппонентов идеи создания Монархической партии связаны с какой-то из существующих партий. Поэтому создавать другую партию им не с руки. Но разве это не измена 1000-летней Русской идее?)

Вот, к примеру, совсем недавно Партия власти создала свой клуб сторонников Православной политики. Это прекрасно и, с нашей точки зрения, заслуживает поддержки. Депутаты, собравшиеся в клубе, в этом наши единомышленники. Они понимают, что без Православия России не быть. Но... стоило только этому клубу хоть что-то в таком роде заявить от имени «крыла» "Единой России", сразу же раздался окрик с другого «крыла»: дескать, никакие мы не православные, не надо нас дискредитировать!

О чём это говорит? Это говорит о том, что иной идеологии, кроме либерализма, у современной Партии власти быть не может, потому что это не партия, в полном смысле, а сборная солянка. И главное в ней - всё тот же материальный интерес удержания власти, совпадающий, в основном, с интересом олигархии. Прискорбно, но факт. (Посоветовал бы этим «крыльям» честно развестись, зарегистрировав этот развод. Одно из них, став самостоятельной партией, определённо выиграло бы).

Итак. Участвовать в выборах надо, это наш гражданский долг, но уж, конечно, не в составе какой-нибудь «бытоулучшительной» социалистической или либерально-демократической или коммунистической партии. Только под собственными знамёнами, только в составе Монархической партии, которая будет разделять наши идеалы и прямо исповедовать наше стремление воссоздать Третий Рим и Святую Русь. Иначе нам на выборах делать нечего!

Да, это путь тернистый, это путь к сердцам, многие из которых очерствели за долгие годы духовного беспамятства, это не короткий и льстивый путь к желудку. Это, возможно, исповеднический путь, но это путь за Христом для тех, кто без лести предан ещё неизвестному для нас будущему Государю и самой идее Православной Монархии.

На это звучит ещё одно возражение. Особенность демократической системы в том, что она обзавелась скрытыми бюрократическими механизмами, чтобы не допустить создания и победы новых партий, угрожающих монополии олигархических сил. Поэтому некоторые наши коллеги говорят: «Система незыблема. Система была создана при президенте В. Путине, с выборами нового президента в ней ничего не изменилось - везде по-прежнему его люди. Зачем растрачивать зря порох, если никто нас не зарегистрирует или не допустит до выборов, огромные усилия будут выброшены в мусорную корзину одним движением руки какого-нибудь (впрочем, известно какого) чиновника!».

На это возрождение в голову приходит следующий ответ. Помимо зыбких человеческих расчётов и установлений, в мире действует Промысел Божий. На нашем веку не раз приходилось наблюдать, как то, что вчера кому-то казалось незыблемым, сегодня рассыпалось в прах. То, что вчера казалось сном, сегодня совершалось наяву. В истории человечества таких примеров хватает... Мы обязаны делать то, что велит нам наша совесть, наша вера в Бога, наш долг перед Отечеством, перед ближними, уповая на Божию милость... Остальное - в руце Господа нашего Иисуса Христа. И ещё. Сказано старцами: не предрешайте, оставьте место воле Божьей.

Говоря обыденным языком: «Под лежачий камень вода не течёт». Бог помогает труждающимся во славу Его, а не ленивым и маловерам. Приложи к молитве труд, а потом уже ожидай помощи Божьей.

Наконец, последний вопрос-возражение со стороны наших сомневающихся коллег-монархистов. А кого же вы предложите людям в качестве будущего Царя? За кого агитировать будете? За дом Романовых? За Георгия Гогенцоллерна? Или за современную власть?

Ответ должен быть совершено честным и принципиальным. Кроме того, он должен быть церковно-каноническим. Мы понимаем, что сегодня, спустя почти столетие после революции, нет ни одного потомка Дома Романовых, который бы соответствовал требованиям Закона Российской Империи о Престолонаследии. Все мыслимые нами кандидаты и династии одинаково удалены от трона, и требуется особый знак свыше, чтобы узнать, кто действительно избран Богом занять Российский престол. Иными словами без Всероссийского Земского Собора восстановить Православную Монархию в России невозможно.

Но! Мы верим, что Господь уже избрал будущего Государя и лишь дожидается, когда и мы, совершив свой путь к Земскому Собору, будем готовы Соборно обрести Царя. Поэтому мы - «соборники» и «непредрешенцы» - говорим: да будет воля Божия, Святая! И наш долг - подготовить и провести действительно освящённый Всероссийский Земский Собор, не дав никому из самозваных посягателей на власть его сфальсифицировать. Эта сложная задача облегчается тем, что с нами Бог!

Наш долг - вернуть в политический оборот традиционные национальные ценности и идеалы: триединство ПРАВОСЛАВИЯ, САМОДЕРЖАВИЯ и НАРОДНОСТИ, проповедовать и исповедовать нравственный образ общественно-государственных отношений. А значит, бороться за нравственность и спасение нашего народа и России.

Конечно, сам "Союз Русского Народа" не должен превращаться в партию. У него более широкие задачи и цели. Мы об этом говорили неоднократно. Но инициировать создание партии, которая станет политическим инструментом для выполнения его целей, позволит исполнить пункт 8 Устава, Союз может и должен. Больше, собственно, некому сегодня этим заниматься. А если партия добьётся политической победы, это будет главным плодом нашего покаяния в грехах богоборчества и цареотступничества, в грехах коммунистического братоненавистничества, пагубного демократического своеволия и поклонения мамоне...

Это и будет исполнением Устава Союза и продолжения дела наших предшественников: Святого праведного Иоанна Кронштадтского и всех Новомучеников и Исповедников Российских, молитвами Царя-Мученика Николая, Цесаревича-Мученика Алексия и всех бывших членов Союза Русского Народа, положивших душу свою за Веру, Царя и Отечество. Их молитвами и заступничеством Пресвятой Богородицы да придёт к нам благодать разумения, милость и помощь Божья! Аминь.

Вот такова статья Дмитрий Николаевич Меркулов, Председатель Главного Совета "Союза Русского Народа, члена Союза писателей России, написанная, что характерно, 15 марта 2010 года - в День Празднования Державной иконы Пресвятой Богородицы. Она опубликована не только на сайте Союза - http://www.rusnar.info/article.php?aID=110031501,  но и на Форуме "Русская Идея" - http://www.rusidea.org/forum/viewtopic.php?p=30883

3. В Молдавии общими усилиями Православных патриотов и Монархистов и Русской Православной Церкви создана ... Православная Партия! Самая настоящая! Для участия в выборах всех уровней! Вот тексты по поводу этого исторического события для всех нас:

ПЕРВЫЙ ТЕКСТ:
 
Синод Молдавской митрополии Русской Православной Церкви принял заявление в связи с тем, что некоторые молдавские политики потребовали "отставки" митрополита Кишиневского и всея Молдавии Владимира, сообщает РИА «Днестр». Заявление подписали митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир, епископ Тираспольский и Дубоссарский Савва, епископ Кагульский и Комратский Анатолий, епископ Хынковский Петр, епископ Бельцкий и Фалештский Маркелл.
 
«После того как общее собрание Молдавской митрополии, состоявшееся 8 мая в Кишиневе у стен кафедрального собора Рождества Христова при участии более 40 тысяч верующих всех епархий и приходов Православной Церкви в Молдавии, выразило твердую поддержку проведению референдума по вопросу преподавания в школе Основ Православия, политики, включая правительственных чиновников, начали по-разному и с помощью различных средств оказать давление на епископов и священников, с тем, чтобы духовенство изменило свою позицию», - говорится в заявлении Синода Молдавской митрополии.
 
«Утверждая, что поддержка Церковью инициативы введения национальной учебной программы «Основы Православия» является «проблемой» для правительства, некоторые партийные лидеры потребовали «отставки» митрополита Кишиневского и всея Молдавии, и при этом позволили себе вмешиваться в дела Церкви с «наставлениями». Общественный институт, который, согласно всем опросам общественного мнения, располагает наибольшей народной поддержкой, был обвинён во «вмешательстве в политическую жизнь», при этом нам намекнули, что подобное вмешательство неприемлемо. Мы, члены Синода Молдавской митрополии Русской Православной Церкви, в ответ на эту клеветническую кампанию заявляем следующее: Православная Церковь, как духовное учреждение, которое не только включает в себя подавляющее большинство граждан Республики Молдова, но и располагает высшим моральным авторитетом, вправе решить самостоятельно, когда, в какой форме и с какой целью принять участие в политическом процессе. Многовековая история нашего православного народа знает множество примеров, когда Церковь оказывала благоприятное воздействие на государственных мужей, заставляя их корректировать свои решения с учётом жизненно важных потребностей и интересов населения. Так было в прошлом, так будет и впредь», - отмечается в документе.
 
Синод Молдавской митрополии Русской Православной Церкви считает, что «массовое противодействие, которое встретила инициатива члена-корреспондента Академии наук Валерия Пасата, председателя инициативной группы по проведению республиканского референдума о преподавании Основ Православия, препятствия, которые чинились для предотвращения сбора подписей, угрозы, которые начали поступать в адрес духовенства и мирян - членов инициативной группы, - все эти факты убеждают нас в необходимости появления в республике политической силы, призванной защищать права и представлять интересы православных верующих и Церкви в целом. В связи с этим мы приветствуем и благословляем инициативу господина Пасата о создании новой политической партии православной ориентации».
 
«В течение двух десятилетий независимости, такие попытки не увенчались успехом. Действительно, существовала политическая партия, носившая в своём названии слово «христианская», но результат её деятельности оказался антихристианским, поскольку партия под этим названием проповедовала, по сути, раскол Православной Церкви в Молдавии. В намерении создать новую партию мы видим стремление придать свежее дыхание политической жизни нашей страны, перспективы, что открывает широкий путь для сотрудничества Церкви и государства во благо нашего православного народа, в соответствии с его ценностями и традициями. В этой связи мы готовы оказать всестороннюю поддержку новой политической силе в её утверждении в общественной жизни», - говорится в заявлении Синода Молдавской митрополии Русской Православной Церкви.

ВТОРОЙ ТЕКСТ:

Все крупные политические игроки в Кишиневе выступили сообща против православной Партии гуманистов. Наблюдается трогательное единство взглядов и коммунистов, и их «заклятых друзей» из либерального лагеря. Они выступали против преподавания Основ православной религии в школах. Теперь главным образом их беспокоит создание новой политической партии, которая уже зарегистрирована и возглавлена Валерием Пасатом.

Последний результат выборов показывает, что население Молдавии разделилось на две части. Большая часть поддерживает пришедшие к власти либерально-демократические силы, другая половина поддерживает коммунистов. Но Пасат – известный в Молдавии человек. В свое время он был послом Молдавии в России, занимал пост министра обороны и главы Службы безопасности Молдавии. Пасат ученый, историк, его авторству принадлежит ряд трудов в области Православия.

Протест против Валерия Пасата и его партии связан именно с избирательной кампанией. Очевидно, что за него пойдет немалое количество избирателей. О преподавании Православия в школах он говорил и ранее, и ему основательно противодействовали. Теперь, когда он выступил с политическими претензиями и выходит на политическую арену, это противодействие усилилось в разы. Оба противостоящих друг другу лагеря - коммунисты и либералы – весьма обеспокоены тем, что Пасат может отобрать их голоса, тем более что он уже заявил, что его партия будет участвовать и в парламентских, и в президентских выборах.

Пасата поддерживает Церковь и лично глава Молдавской Митрополии, которая подчиняется Московскому Патриархату. Хотя Церковь здесь отделена от государства, но православные верующие по Конституции имеют право голосовать за тех или иных представителей народа. Каковы будут успехи Партии гуманистов – покажет время. Что-что конкретно прогнозировать и оценивать шансы Пасата пока сложно и преждевременно.

Источник двух этих сообщений: http://ruskline.ru – раздел новостей.

4. В России под впечатлением последних событий в Молдавии некоторые известные патриоты в очередной раз заговорили о том, что Русская Православная Церковь не должна поддерживать отдельные партии, которые идут на выборы или уже выбраны во властные структуры. Пример:

29 января 2010 года на первом заседании президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви был утвержден список тем для рассмотрения в комиссиях Межсоборного присутствия. Святейший Патриарх Кирилл на заседании президиума сказал о жизненной необходимости обсуждения тем, вынесенных на присутствие. «Русская народная линия», следуя призыву Предстоятеля Русской Православной Церкви, решила принять деятельное участие в этой дискуссии. В связи с этим предлагаем вниманию наших читателей разбор одной из тем, вынесенной на рассмотрение Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества, посвященной взаимоотношению Церкви и политических партий. Своим видением данной проблемы поделился в интервью «Русской народной линии» известный русский политик, председатель политической партии «Великая Россия» Андрей Николаевич Савельев. (Ранее свое мнение по этой теме высказал политолог, профессор Московского государственного университета Валерий Расторгуев).

Политическая ситуация в стране может быть различна, соответственно, различно может быть выражено в отношении этой ситуации мнение и поведение Церкви. То, что недопустимо в одной ситуации, может быть допустимо в другой. В общем же случае, высказывание, например, мнения Патриарха перед выборами, в отношении определенной политической группы или конкретного кандидата на государственный пост, будет, по меньшей мере, некорректным. Люди, причисляющие себя к Русской Православной Церкви, могут состоять как в одной, так и в другой партии, или же сочувствовать им или определенному кандидату. С другой стороны, какая-то экстраординарная ситуация может и должна потребовать мнения Церкви и обращения Патриарха к пастве, если речь идет об опасности для Отечества и Православной веры.

Я предполагаю, что в Молдавии сегодня нет такой ситуации, когда Церковь может поддерживать исключительно одну политическую партию. Другое дело, есть смысл в обращении к представителям некоторых партий для их вразумления. Потому что быть, например, членом коммунистической партии и одновременно относить себя к Русской Православной Церкви – невозможно без некоторого расщепления в сознании и болезненного мировосприятия. Также совершенно очевидно, что призвать от имени Церкви или от имени отдельного представителя священноначалия к голосованию за те партии, которые так или иначе выступают против Церкви и религии, – дело абсолютно нелепое и недопустимое, как, разумеется, и членство в такого рода партиях.

Некоторые мировоззренческие позиции, отраженные в программах политических партий, несовместимы с Православной верой. И Церковь должна говорить об этом достаточно открыто и громко, как бы ни уважались, например, отдельные парламентарии от КПРФ. Не может также позиция Церкви звучать в пользу «партии власти», которая является адвокатом людей, ежедневно разоряющих страну и совершающих аморальные поступки.

Вообще отношения с партиями, действующими на данный момент в России, – вещь достаточно сомнительная. Все партии управляются из единого центра. Если Московская Патриархия будет взаимодействовать только с парламентскими партиями, это будет означать, что подавляющее число политиков, связанных с русским национальным движением, будет вне диалога с Церковью. В то же время надо понимать, что нельзя полностью отождествлять образ политических партий с теми людьми, которые состоят в этих партиях. Там могут быть люди, действующие бессознательно, заблудшие овцы, которых нужно возвращать в лоно Церкви и в адрес которых можно делать заявления от ее имени.

Церковь не есть нечто оторванное от паствы, от собственно церковного народа. Что это за народ? Что из себя представляют современные прихожане? К каким партиям они принадлежат? Насколько их воззрения соответствуют воззрениям Церкви не только на момент молитвы, но и в повседневной жизни? Но эти вопросы следует адресовать не только народу, но и церковной иерархии. Насколько она сама соответствует замыслу Церкви, замыслу Христа? Безусловно, земная Церковь не может быть идеальна в каждом своем проявлении, - составляют Церковь люди, а земной человек по определению грешен. Поэтому, прежде чем наставлять какие-то политические партии, недурно было бы, как говорится в басне Крылова, и «на себя оборотиться» и понять – какие политические идеалы могут соответствовать Православной вере, а какие – несовместимы с ней ни при каких условиях и обстоятельствах. Понимание этого существующего барьера должно привести, в конце концов, и к определенным декларациям и выработанной позиции по вопросу взаимодействия Церкви и государства.

Невозможно представить себе сегодня, чтобы Церковь сориентировалась в пользу какой-то одной «официальной» политической партии в России. И, тем не менее, такая ориентация возникла. Под угрозой авторитет священноначалия Русской Православной Церкви. Если иерархи и далее будут столь близко взаимодействовать с теми людьми государства, которые несут прямую ответственность за катастрофическое положение вещей в нашей стране, то это, может, и повысит авторитет Церкви среди административных лиц и партийных лидеров, зато в народе она авторитет точно утратит и будет дискредитирована. Этот момент нужно строго учитывать.

Отдельный священник также не вправе высказывать свою поддержку или негативное мнение о тех или иных партиях или их представителях, допустимо это только в исключительных случаях. Например, если известно, что лицо, которое баллотируется на государственный пост, замечено в таких-то неблаговидных, а то и антицерковных действиях. Или же наоборот, - когда какой-то человек известен как поборник Православия и покровитель Церкви. Когда священника об этом спрашивают, он не сможет избежать ответа на вопрос или сказать, что он этим не интересуется, а Церковь «вне политики». Священник несет огромную ответственность за сказанное слово и совершенное действие, и потому служителю Церкви следует весьма осторожно и внимательно подходить к вопросом государства и политики.

Включение Церкви в политическую жизнь возможно, но действительно в чрезвычайной ситуации, когда стоит вопрос о судьбе страны и чистоте веры. Церковь не должна являться посредником в межпартийных распрях и мирских делах, так же, как не должна решать коммерческие и иные сугубо земные вопросы. Церковь должна, прежде всего, выполнять свою миссию – соединять людей с Богом. Если эта миссия в каком-то смысле предусматривает диалог с партийными структурами и органами государственной власти, то этот диалог возможен. Но, ни в коем случае - не с целью на какую-то чашу весов в партийной борьбе положить свой авторитет. Есть большая вероятность, что как раз в этот момент авторитет Церкви улетучится. От этого хотелось бы излишне политизированные круги предостеречь.

Это рассуждения Андрея Савельева, председателя Партии «Великая Россия», изложенные здесь:

Подводим черту под этими сообщениями и размышлениями политиков. И скажем буквально пару слов...

КОММЕНТАРИЙ ВЛАДИМИРА ВОРОБЬЁВА:

В отношении роли и места Церкви в современном мире (и в России в частности) есть самые разные точки зрения. Одни говорят о том, что Церковь должна лишь молиться Богу и спасать паству, другие говорят о том, что Церковь должна сама быть Православной партией, если ей небезразлична судьба России...

Кто прав или не прав? Как вести себя Церкви в условиях быстро меняющегося мира и глобализационных процессов?

Ситуация в Молдавии показала, что есть предел терпению и у Церкви, когда она подвергается нападкам и атакам со всех сторон, хотя она и не является открытым политическим игроком. Взял Митрополит Владимир, при открытом давлении, и благословил Православную Партию! Вот ответ нашей Православной общественности на вопрос о том, как вести себя Церкви! Так, как подсказывают обстоятельства реальной жизни...

Когда наших иерархов, а возможно и самого Патриарха, прижмут так же, как прижали в Молдавии владыку Владимира, они поймут, как надо себя вести, что им надо делать. А пока у наших иерархов нет проблем, они "радуются и веселятся" вместе со всей страной, не смотря на то, куда идёт их Родина. А идёт она дружными рядами в ад, если говорить о нации, идёт она в глобальное рабство и управление мировыми центрами власти, суть которых - сатанизм.

Сама жизнь подскажет нашим иерархам, что и как им надо делать для спасения Церкви и нации, Родины и нашего будущего. Нам же остаётся ждать того момента, когда "волки в овечьей шкуре", которые сейчас всячески подыгрывают Церкви, покажут клыки. Политическая позиция РПЦ (или части РПЦ) станет реальностью тогда, когда эти "овцы" скажут нашим иерархам: мы вас кормили и поили 30 лет, теперь пришло время сдать страну "со всеми потрохами" мировому правительству; мы ждём от Церкви поддержки такой сдачи Родины в руки единой мировой власти! Вот когда иерархи будут поставлены перед выбором, и продолжать игру "и вашим, и нашим" просто не смогут.

Конечно, будут те, которые поклоняться мировому (пока только коллективному) антихристу, но будут и те, которые будут готовы умереть за Христа, Церковь и свою Родину. Они-то и благословят в России не только Русскую Православную, а возможно и Монархическую Партию, но, если надо, и вооружённую борьбу с захватчиками и оккупантами, если таковые поналезут к тому времени в Россию. Так было сделано в начале XVII века, когда Патриархи Гермоген и Иов благословили не только вооружённую борьбу с иноземцами, но и созыв Земского Собора, избрание на нём Царя-Государя!

К сожалению, пока не припечёт, не будет в России Православной и Монархической Партии, не будет ничего очищающего Русь Святую от всей грязи и мерзости, нанесённой к нам за век безбожного существования нации. Такова реальность жизни. И нам сегодня не остаётся ничего другого, как только ждать, когда припечёт всех, и иерархов РПЦ, в частности...

ТАГАНРОГ, 25. 06. 2010 г.

ВЛАДИМИР ВОРОБЬЁВ