На троне великой державы

Г.Фридман
"В России и других азиатских государствах правители часто берут в жены своих подданных, но случай, когда чужестранка, захваченная в плен на развалинах городка, становится правительницей империи, в мировой истории один единственный!"
                Вольтер
"А как насчет того, что она дочь литовских иудеев Веселовских?"
                В. Анохин
               

Можно лишь догадываться, что изрек бы фернейский мудрец, услышав от своего соседа и близкого приятеля Веселовского некоторые подробности удивительного жития Екатерины Первой. Вольтер, кстати, написал заказную "Историю Российской империи при Петре Великом". В ней отец Екатерины предстал польским дворянином Скавронским, который погиб на войне, как подобает благородному человеку, а вовсе не от "морового поветрия", как пишут историки. Негласный консультант Вольтера в написании этого труда, швейцарский житель Абрам (Авраам) Веселовский во время Полтавской битвы был одним из адъютантов царя Петра, потом стал дипломатом и, наконец, завершил карьеру "невозращенцем". Он не только знал вторую жену царя, но и был, вероятно, её дальним родственником. Но Абрам Павлович не прожил бы 98 лет, если бы не держал язык за зубами.

К еврейской истории этот сюжет имеет касательство косвенное, связанное с печальным явлением ассимиляции, а для российской истории – значение, может показаться, невеликое. В то же время предки многих евреев, издавна рассеянных по белу свету, были несколько веков жителями Российской империи и оставили в её истории приметные следы. Российские национал-патриоты утверждают, будто бы евреи, а точнее, ассимилированные еврейки, ухитрились даже посидеть на троне российской империи! Это выглядит напраслиной, возводимой на скромных еврейских женщин. Но чего не бывало под луной? Тем паче в необычный "женский век" российской истории. Попытаемся разобраться в одном из казусов непредсказуемого прошлого великой державы.

ВЕРСИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ МАРТЫ-КАТЕРИНЫ СКАВРОНСКОЙ
"Екатерина I Алексеевна (1684-1727) — бывшая служанка и портомоя, ставшая женой царя Петра I, русской царицей (6 марта 1717) и императрицей (23 декабря 1721), коронованной 7 мая 1724 и правившая страной с 28 января 1725 до 6 мая 1727", – сообщает энциклопедия "Кругосвет".

Справочные издания признают, что сведения о происхождении и ранних летах Екатерины I недостаточно достоверны или исходят из исторических анекдотов. В таких случаях за неимением надежных данных предлагают разные версии. Самая распространенная из них примерно такова. Звали будущую императрицу Мартой. Отец её, Самуил Скавронский, был якобы лифляндским или литовским крестьянином. По шведским источникам, Екатерина - дочь шведского квартирмейстера Иоганна Рабе. Её имя "Марта" – немецкое, приведено впервые датским дипломатом и не имеет иных подтверждений. Мать Марты звали Анной-Доротеей, её девичья фамилия - Ган. Родители Марты умерли от чумы, девочку воспитывала сестра матери, в замужестве Веселевская (имя и фамилию тети уточним ниже). Двенадцати лет Марта была отдана в услужение в городе Мариенбурге пастору Глюку, весьма образованному человеку. Он впервые перевел библию на латышский язык с греческого и древнееврейского текстов. По другим данным, фамилия ученого пастора была Глик, то есть имела идишеский оттенок, и служил он у шведов суперинтендантом. Может быть, совмещал профессии. Он известен еще как выдающийся педагог. Пастор обратил Марту в лютеранство, после чего её стали звать Катериной. Едва ей исполнилось 17 лет, опекун поспешил выдать девицу замуж. Её мужем стал шведский драгун-трубач Крузе. По другим данным, которыми пользовался Алексей Толстой, Рабе - фамилия мужа (совпадение фамилий – см. выше - заставляет заподозрить путаницу). Катерину первое время после замужества звали die Rabin, что наводит на вопрос, не родня ли она многим Рабиновичам.

ВСТРЕЧА С ЦАРЕМ ПЕТРОМ
На второй день после женитьбы драгун отправился на войну и не вернулся. Может быть, попал в плен. Крепость Мариенбург, вопреки договоренности россиян и шведов о капитуляции, 25 августа 1702 года была взорвана шведским офицером. В отместку город на три дня стал добычей русских солдат. Катерина оказалась трофеем унтера, который её бил, затем (по одной из версий) её взял в свой обоз фельдмаршал Б.П.Шереметьев и через полгода волей или неволей отдал Светлейшему князю Меншикову. Во дворце всесильного фаворита был его общий с царем Петром небольшой гарем. Катерина числилась портомоей, но сумела навести во дворце такой порядок, что это с удивлением заметил сам Государь. Кто бы устоял перед Самодержцем, тем более, что избранниц ни о чем не спрашивали? Бойкая и веселая девица понравилась царю, он некоторое время спустя отправил её в Преображенское к своей сестре Наталье Алексеевне. Затем её крестили, возможно, в третий раз, уже в православие. Крестным отцом был царевич Алексей Петрович, что дало пищу нехорошим толкам: царь Петр, мол, женился на своей духовной внучке да еще при живой жене, сосланной в монастырь. Дальнейшие события жизни Катерины хорошо известны и не вызывают споров...

Фон АЛЬВЕНДАЛЬ (АЛЬБЕДИЛЬ)
Происхождение Катерины смущало не царя Петра, а его двор. В Биографическом указателе ("ХРОНОС") приведена еще одна версия:
"Происхождение Екатерины достаточно темно. Достоверно только, что она родилась в Лифляндии. Предполагают, что мать ее принадлежала ливонскому дворянину фон Альвендалю, сделавшему ее своей любовницей. Екатерина была будто бы плодом этой связи". (Правильно не Альвендаль, это ошибка в документах короля Карла 12-го, а Альбедиль, - отмечал академик Тарле).
Слух распространялся придворными с целью "облагородить" происхождение Катерины. Будь легенда верна, она забавным образом приводила бы к еврейским корням и к родству Катерины с предками А.С.Пушкина. Прабабушка великого поэта – Христина-Регина Ганнибал (урожденная Шёберх) – по матери принадлежала к роду Альбедилей, которые в конце 17-го века уже давно жили в Швеции и в Риге (!). Генеалогические справочники указывают, что предки фон Альбедилей прибыли в Швецию из Италии. Но в Италии не бывало арабских фамилий.  Зато в Испании есть городок Альбедиль, и в Израиле встречаются евреи-сефарды с такой фамилией. С чего бы теплолюбивые испанцы или итальянцы, преимущественно католики, эмигрировали в Швецию? От инквизиции в результате изгнания бежали испанские евреи, сохранившие веру отцов, то есть мараны - скрытые иудеи. Они хорошо уживались с протестантами в Голландии, Прибалтике, Скандинавии (лютеранство было государственной религией Швеции). Прабабушка Пушкина, интеллигентная особа, став женой Абрама Ганнибала, осталась лютеранкой, а детей настойчиво называла не именами, данными им при крещении, а библейскими: Иосиф, Яков (вместо Фебруария и Саввы). Были еще и Исаак, и внуки Вениамины, с одним из них встречался А.С.Пушкин...

ОТЕЦ КАТЕРИНЫ - САМУИЛ СКАВРОНСКИЙ
"Не правда ли, очень латышская фамилия Скавронский?", - иронизирует В.Анохин. Верно, не очень. "Скавронек" по-польски означает  "жаворонок". Когда потомки Самуила Скавронского стали в России графами, на их гербе изобразили эту птичку. Очевидно, Скавронский или его предки были выходцами из Польши, как и Веселовские (из польского города Веселов). Также очевидно, что Самуил не был землеробом. В Лифляндии вблизи Мариенбурга он арендовал фольварк (усадьбу). Он был арендатором, а не крепостным крестьянином.
По мнению академика Я. К. Грота (1812-1893), написавшего биографию Екатерины Первой, донесение Петра Бестужева к Екатерине из Риги “…весьма положительным образом утверждает, что она была дочь лифляндского обывателя Самуила Скавронского...". Знаменитый историк С.М. Соловьев отметил то же самое. П.И.Костомаров уточняет, что она "была дочь ливонского обывателя из местечка Вышки-Озеро". Обыватель – не крестьянин, а свободный человек, ремесленник, торговец, служащий. А местечко Вышки-озеро - было настоящим штетлом, т.е. еврейским местечком. В нем вплоть до Второй мировой войны жили преимущественно евреи, и это один из аргументов в пользу определенной национальной принадлежности родителей Екатерины.
В Польше и Прибалтике тех времен и позднее, до двадцатых годов 19-го столетия, существовало крепостное право. Крестьяне были привязаны к земле и не очень-то бегали от своих господ. Землями и крепостными душами владели шляхта и пришлые бароны, которым было недосуг заниматься собственными имениями. Свободно перемещаться могли городские обыватели, мещане, но не селяне-крестьяне. Арендаторы поместий являлись, скорее, управляющими, и в Лифляндии, как и в Польше и других соседних землях, они обычно были евреями. Лифляндия принадлежала ранее Ливонскому ордену, затем то Польше, то Швеции. В Украине, Речи Посполитой и Великом княжестве литовском, в 17-19 веках, по утверждению историков, "понятия еврей и арендатор были синонимами".

ВЕСЕЛЕВСКИЕ, ВЕСЕЛОВСКИЕ и другие родичи
Работа историка Н.А.Белозерской "Происхождение Екатерины Первой" (1902) включает целый ряд сведений и ссылок в пользу наиболее вероятных версий её происхождения. Сама Белозерская предпочла шведскую версию, хотя на ней не настаивала. Эта версия, основанная на документах, найденных в Упсальском университете, исходит из фамилии мужа-драгуна, которую, по-видимому, ошибочно приняли за фамилию отца Катерины. В упсальских документах её отцом назван Иоганн Рабе; причем в бумаге, подписанной пастором Гельстадиусом, Катерина и мать её не упомянуты. Они присутствуют в другом, анонимном шведском документе. Следов Веселевских или Веселовских в этих бумагах нет. Однако сама Катерина называла себя Веселевской, причем в её произношении мог звучать акцент одного из нескольких языков, на которых она говорила с детства.

Когда Екатерина стала фактической женой царя Петра, он послал тогдашнему рижскому генерал-губернатору А. И. Репнину деликатное поручение. О нем рассказал в интервью историк-любитель А.М.Вишнев: "…я отыскал письмо за подписью Петра I … от 24 июля 1710 года. Об этом письме, кстати, нет упоминания ни у одного историка! Там написано: «Катеринины сродники обретаются в Риге, изволь осведомиться и писать ко мне». Исходные данные - Иоганн и Катерина-Лиза Василевские. Это значит, что Катерина помнила из своего прошлого только этих людей. Катерина-Лиза Василевская, к слову, была ее родной теткой".
Почему искали Василевских? Сохранились 170 писем царя Петра к Екатерине. Те, что написаны до их женитьбы, адресованы Катерине то Веселевской, то Василевской. Царь не обращал никакого внимания на орфографию. Скорее всего, её фамилия была Веселовская, по названию польского города. Фамилию "Скавронская" царь Петр не знал вообще. Распоряжение Государя, по-видимому, генерал Репнин выполнить не успел, так как в 1711 году он уже участвовал в Прутском походе, чуть не кончившемся великой катастрофой.

В 1714 году русский генерал-комиссар при курляндском дворе Петр Бестужев получил распоряжение царицы из Петербурга, “дабы в Крышборхе сыскал фамилию Веселевских и Дуклясов”. Только через год последовало донесение из Риги, что по Её Величества указу Бестужев "кого мог тех фамилий сыскал". Ниже выдержки из составленного им перечня родственников царицы:
"Вильгельм Ган, курляндец, у него четыре сестры: первая, Катерина-Лиза, была замужем за Яном Веселевским... Вдова Катерина-Лиза после Веселевского вышла замуж за Лаврина Дукляса и родила с ним 6 сынов, померла в поветрие…
Вторая сестра Дорота была за Сковородским, имела два сына и четыре дочери, была Лютерскова закону; один (сын) Карл, другой Фриц в польских Лифляндах, одна дочь Анна, другая Доротея, обе в польских Лифляндах замужем; третья, Катерина, жила в Крейсбурхе у тетки своей Марии-Анны Веселевской, которую в 12 лет возраста ее взял в Лифлянды шведский мариенбургский пастор…". Н.А.Белозерская резонно сомневалась в том, что Катерину (не Марту, такого имени в донесении нет) воспитывала младшая её тетка, Мария-Анна. Не случайно царица назвала родственниками только Веселевских и Дуклясов. По первому мужу старшая сестра - Катерина-Лиза - была Веселевская, а Дукляс - фамилия её второго мужа. Имя "Сковородского" почему-то Бестужев не назвал, понятно также, что здесь искажение фамилии Скавронский. Иоганн Веселевский (по письму Петра) оказался Яном (не Янкелем ли?). Не указанное в этом донесении имя отца Катерины - Самуил – очень распространено у евреев, было в России даже нарицательным для их иронического обозначения - "Шмули". У христиан Самуилы встречались тоже, но редко.

Катерина осталась сиротой в младенчестве, жила в семье тетки, родителей помнить не могла. Поэтому на вопросы: "Ты чья?", - девочка, наверное, отвечала – "Веселевская". К тому же, не зря говорится, не та мать, что родила, а та, что воспитала. Семейное благополучие Скавронских и Веселевских разрушили войны и чума. Царь Петр и фельдмаршал Шереметьев применяли тактику "выжженной земли", чтобы оставить шведа без провианта и крова. "Голод не тетка, пирожка не поднесет",- говорили встарь, и женщинам, лишившимся кормильцев, чтобы выжить, случалось идти замуж за крепостных. Не исключено, что разруха и голод заставляли людей идти батрачить к арендаторам. Поэтому родственники Катерины могли окрестьяниться, хотя имели- в отличие от крепостных - названные выше фамилии. С детства Катерина (или Марта) считала Веселевских своей семьей. Предполагают, что Скавронские могли быть её двоюродными братьями и сестрами. Она не называла их родными. Поначалу, когда объявились бедные и диковатые родичи, испуганная Катерина отнеслась к ним прохладно. Тогда ходил по Петербургу анекдот о том, как государыня впервые увидела Карла Самуиловича. В доме царедворца Д. А. Шепелева представили императрице ее брата, и Екатерина Алексеевна упала от стыда в обморок. «Нечего краснеть, — сказал император, — я признаю его своим шурином, и если в нем окажется прок, сделаю из него человека». Позднее, став Императрицей, Екатерина осыпала родню царскими милостями: имениями, дворцами, графскими титулами (Скавронские, Гендриковы, Ефимовские), но держала на изрядной дистанции.

АРГУМЕНТЫ ОТНОСИТЕЛЬНО  ЕВРЕЙСКИХ КОРНЕЙ
Писательница из США Алла Кторова (Виктория Ивановна Кочурова; окончила МГУ, специалист по ономастике) полагает, что у Марты Самуиловны были еврейские корни: "Марта по матери была из рода Веселевских, а они-то были евреи". Уместен вопрос, принадлежала ли Катерина к клану Веселевских (или Веселовских) по рождению. По данным Бестужева, мать Катерины была из семьи Ганов.

Можно считать доказанным еврейское происхождение матери потому, что две тетки Катерины были замужем за Веселевскими (Веселовскими), а это известная еврейская фамилия. Национальность упомянутого выше Абрама Веселовского - "крещеный жид" - удостоверил в своем донесении князь Ю.И.Гагарин, посланный с командой отловить в Австрии беглого дипломата. Ган – девичья фамилия матери и её сестер - не латвийская и не литовская, она могла быть немецкой или еврейской. Последнее более вероятно, потому что две родные сестры Ган вышли замуж за евреев Веселевских. Евреи как правило женились на соплеменницах, что было связано с открытым или тайным исповеданием "веры Моисеевой". А третью сестру, мать Катерины, выдали за Самуила Скавронского, скорее всего, тоже еврея. Не только из-за имени, но и по занятию, по сословной принадлежности (обыватель), по женитьбе на еврейке, - велика вероятность того, что Самуил Скавронский был пресловутым "иерусалимским дворянином", то есть обычным евреем. Если у человека еврейское имя, если он жил в еврейском местечке, у него были еврейское занятие и еврейские родственники жены, то он, весьма вероятно, - не турок, не казак,- а еврей и есть.

Была ли Екатерина похожа на коренную жительницу Прибалтики? В.Жихарев утверждает, что Екатерина I выглядела "полногрудой блондинкой". По-видимому, эти приметы императрицы должны были доказать её славянское или скандинавское происхождение. Портреты свидетельствуют: писатель-патриот не прав. Сохранились кроме того и воспоминания современников. Барон Пёльниц писал: " Она была высока ростом, и полна, очень смугла…". У маркграфини Байрейтской – иная оценка роста, но относительно цвета лица они с бароном одинакового мнения: "Царица была … очень смуглая…". Остается предположить, что у темнолицого царя Петра эталоном женской красоты, по Фрейду, была его смуглая, черноглазая и черноволосая мать, происходившая из караимского рода Нарышкиных. Коренные жители Прибалтики, отмечают антропологи, как правило, - белокожие, русые, светлоглазые, никогда не черноволосые и не рыжие (как брат Катерины - Карл Скавронский). Кстати, дочки Екатерины и царя Петра (остальные дети умерли в раннем возрасте) были: одна – Анна Петровна – чернявая, вторая – Елизавета Петровна – рыжеватая. (Последнее, согласно докладу французского посла, единственное, что помешало бы считать её идеальной красавицей). Конечно, волосы дамы запросто перекрашивают, но цвет глаз изменить нельзя. Чернооких блондинок не бывает.

Императрица Елизавета Петровна (Шарль Ван Лоо)
(http://www.art-spb.ru/upload/good/Elizabeth_1.jpg )

Таким образом, антропологические данные смуглой и черноглазой Екатерины тоже не противоречат её принадлежности "дому Якова". Конечно, только по этническим корням, а не по вероисповеданию или языку и культуре

ЖЕНА ПЕТРА ВЕЛИКОГО
Екатерина была неграмотной женщиной, доброй, неглупой, иногда корыстной, говорила на 4-х языках, свободно беседовала с дипломатами по-немецки. Выносливая, неунывающая, она оказалась подходящей походно-полевой женой Петру Великому. Была способна жить в палатке, умело ездила верхом. Никогда не терявшая присутствия духа, Екатерина приобрела немалое влияние на Петра, став для него необходимой в радости и в беде. Она одна не боялась страшных вспышек гнева императора, умела предотвращать его припадки эпилепсии, успокаивать сильные головные боли. Петр порой не знал меры в поклонении Бахусу, и только Екатерине, тоже любившей выпить, все же удавалось его сдерживать.
Екатерина не вмешивалась в государственные дела, только кротко выступала заступницей провинившихся подданных. Еще перед женитьбой, зная о нехороших слухах в народе, Петр преувеличивал заслуги Екатерины во время Прутского похода в 1711году. Тогда русская армия, численностью в 38 тысяч бойцов, была окружена 200-тысячным турецким войском. Царю и армии грозили разгром и позорный плен! Петр впал в отчаяние, написал завещание на случай своего пленения или гибели. Только Екатерина, по преданию, не потеряла самообладания, собрала у офицеров все драгоценности, отдала все свои, ими одарили турецкого визиря, командующего Мехмет-пашу, и договорились заключить мир. Конечно, сильно повлияла предыдущая победа под Полтавой: турки боялись Петра. Однако большие заслуги в заключении мира с турками при малом ущербе для России принадлежали не столько Екатерине, сколько Петру Шафирову, выкресту, вице-канцлеру и блестящему дипломату. Ему удалось "обвести" турок и использовать лишь самую малую часть разрешенных царем уступок. Зато самому пришлось просидеть два года заложником в турецкой тюрьме. Но Петр Великий и армия были спасены. Вскоре царь официально женился на Екатерине, затем учредил орден её имени, назвал город на Урале Екатеринбургом. Тем не менее, нехорошая молва заставила царя Петра издать свирепый указ, обещавший смертную казнь за распространение слухов, порочивших его вторую жену. Подданные прикусили языки, и вопрос о происхождении Екатерины до сих пор остается спорным.

Под конец супружества в семье случился кризис. Екатерину не раздражали полигамные повадки мужа, она им даже потворствовала. Однако она ошиблась, не поняв, что роль рогоносца для императора непристойна и нестерпима, как любому смертному. В последние месяцы жизни Петра, страдавшего тяжелой урологической болезнью, их союз оказался на грани разрыва из-за измены супруги с молодым камергером Вилли Монсом. Красавца под благовидным предлогом обезглавили. Царевне Елизавете Петровне тогда едва удалось немного восстановить отношения родителей.

ИМПЕРАТРИЦА ЕКАТЕРИНА I
Петр Великий скончался, успев написать неразборчиво: "Отдайте всё...". Тут перо упало.  Кому отдать все - неизвестно. С помощью офицеров гвардии, не без интриг придворных и Светлейшего князя А.Д.Меншикова, на престол  возвели Екатерину I. Впрочем, её короновали как императрицу еще при жизни Петра в 1724 году.
Став формально полновластной императрицей, Екатерина I передала бразды правления Верховному Тайному Совету, а фактически - своему старому дружку А.Д.Меншикову. Ему всегда доверяла, не глядя, подписывала указы, которые он подносил. У неё достало ума не изображать  государственного деятеля. Ей оставалось только достойно играть декоративную роль, пока подрастут законные наследники. Но не устояла. Царица-матушка занялась прожиганием жизни. Она погрузилась в беспрерывную гульбу и пьянство, завела нескольких любовников, и её некогда богатырского здоровья хватило всего на два с небольшим года бесславного царствования. При ней были завершены некоторые начинания Петра Великого: снаряжена экспедиция Беринга, основана Академия наук.

Петр Великий евреев особо не жаловал, но за все время его царствования нет сведений о притеснениях, не было издано ни одного закона, их ограничивающих. В то же время немногие выкресты, знающие, толковые и энергичные люди, занимали при нем важные посты. Среди них называют его первого учителя Никиту Моисеевича Зотова, вице-канцлера Петра Шафирова, его племянников - дипломатов братьев Веселовских, генерал-губернатора Петербурга Антона Мануйловича Девиера… Об их непростых судьбах со взлетами и падениями известно немало. Заметим только, что Екатерина I считала Петра Шафирова одним из умнейших людей в России. Став императрицей, она вернула его из ссылки к государственной деятельности. Её можно упрекнуть в антисемитском указе о высылке евреев из России, только она своих указов не читала. Указ был принят по настоянию А.Д.Меншикова, выдающегося юдофоба и недруга Шафирова. Екатерина подписала указ уже тяжело больная и через 10 дней скончалась. Вскоре именем юного царя Петра II этот указ отменили.
 
                *     *     *

 Трижды крещеную Екатерину I Алексеевну, если и можно заподозрить в принадлежности к народу Завета, то связь могла быть лишь генетической. Как и её дочерей. Старшая, Анна Петровна, родила сына герцога Голштин-Готторпского, впоследствии - российского императора Петра III, царствовавшего полгода. Он (по официальной версии) продолжил династию Романовых, считаясь отцом Павла I. Правда, Петр III и его супруга, будущая Екатерина Великая, друг друга терпеть не могли, и каждый жил своей жизнью. Так или иначе, трехсотлетний "Дом Романовых" подтвердил справедливость сентенции: "Все люди – гибриды".
Версия еврейского происхождения Екатерины Первой весьма вероятна. В таком случае её младшая дочь императрица Елизавета Петровна, по еврейской традиции, независимо от самосознания или самоидентификации,- тоже еврейка. Но по отцу, вере и по российскому правилу она была русской, а по генеалогии, кроме ашкеназских, имела еще и караимских предков - по линии своей бабушки Н.К.Нарышкиной, матери Петра Великого. Впрочем, это нисколько не повредило её репутации и достославному царствованию.
 
                Литература:
1.Соловьев С.М. История России с древнейших времен, т.18. М.1993-98
2. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях. М.1995.
3. Ключевский В.О. Курс русской истории (Лекции).
4. Тарле Е..В. Северная война и шведское нашествие на Россию " М., 1958
5. Валишевский К. Петр Великий. Историческое исследование. М.1993.
6. Белозозерская Н.А. Происхождение Екатерины Первой. Исторический Вестник. №1. 1902
7. В.Жихарев. Петр Первый. Коммуна. Воронеж. 2007.
8. Э.Чуянова. Благочестивая Марта, государыня Екатерина. "Час". 2002.
9.Дудаков С. Ю. Петр Шафиров. Иерусалим. 1989.
10. В.Анохин. Императрица Марта. 2009.