Глава 9

Олег Вольный
   Когда пан Казимир и Дрозд заходили во двор дома, который снимал молодой князь, Иван Меньшой тащил большую корзину, на-полненную всевозможной снедью. Завидев входящих, он поставил её на землю и, поклонившись гостю, обратился к его провожатому.
 - Во! В самый раз! Дрозд, подсоби. Расста-рался, да так, что не поднять. 
 - Ври, ври, да не завирайся! Вижу. Уж и живот надорвал. Князя не будили?
 - Да какое там. Афонька, ну чисто цербер, сел у дверей, даже в горницу не войти.
 - Это хорошо. Так что не когда мне. Сам  дотащишь – и, подбежав к двери, распахнул её, с поклоном, перед своим спутником.
 - Милости просим, Панове – пригласил он, на итальянском языке. – Сейчас доложу князю. - И кивком головы, указывая на входящего в комнату Ивана меньшого, продолжил.
 - А вы располагайтесь, на Ивана не обращай-те внимания. Он у нас за повара. Готовит знатно, пальчики оближешь. В момент стол накроет, мешать не будет.
   Соблюдя, таким образом, все необходимые приличия, Дрозд спокойно удалился, оставив Казимира наблюдать за приготовлением, не то к позднему обеду, не то к раннему  ужину.
Сесть тот не решился и поэтому стоял у две-рей, рассматривая убранство горницы. Было оно весьма скромным, чистым и уютным. Без всяких излишеств, которые, не минуемо, преследуют богатых людей. Разве что оружие, висевшее на стенах. Цена его была огромна. И не потому, что украшено золотом, серебром и каменьями. Нет, нет и нет! С восторгом, забыв о приличиях, он подошёл к нему и нежно поводил рукой по прохладной стали.
  - Что, нравится?
Казимир вздрогнул и обернулся. Прямо за его спиной стоял стройный молодой человек, с небольшой русой бородкой, с красивым, привлекательным лицом и дружески улыбался.
  - Оно не может нравиться или не нравится. Оно восхищает! Это ж лучшее оружие, какое можно купить.
  - Вы правы, но не совсем. Собирал я его по всей Европе и кое-что из этой коллекции нигде не купишь. Оно уникально! И так, пан Казимир Псежински?
  - Да, к Вашим услугам.
  - Ну, а меня, зовите просто, пан Олег. Кстати, с Вашего позволения, буду также величать Вас проще, пан Казимир. Согласны?
  - С удовольствием!
  - Тогда, к столу. Прошу прощение, за скром-ное угощение. Не ожидал и повар мой, ни чего не смог приготовить. В следующий раз попируем куда лучше. Да и зван я в гости ныне.
Изобразив руками, лицом, да и всей своей фигурой огромное раскаяние, Олег, жестом, пригласил гостя к столу.
 Казимир, чуть не рассмеялся. Этот, по всей видимости, русич, ему нравился. Моментально возникло такое чувство, будто знакомы они много лет. Хотя, почему русич? Внешность? Скорее скандинавская.  По-итальянски говорит как истинный уроженец апенинского полуострова. По одежде, так польский пан. Правда, скромно, но со вкусом. Разве что слуги. Те сами признались. Он вообще смешался, когда хозяин заговорил с ним на чистейшем польском.
  - Бросьте, не ломайте себе голову, пан Кази-мир. Не отгадаете. Лучше налегайте на закуску и вино. Мои люди рассказывали, будто Вам помешали отобедать. Не правда ли?
  - Было дело. И не только. Я квартировал в той харчевне. Теперь и носа туда не сунешь. А Вы, что мысли читать можете?
  - Ну, иногда, это бывает не сложно. Хотя и не совсем так. – Поправил сам себя Олег, видя, что его гость смутился и испугался.
  - Вернее совсем не так. Часто, по выражению лица, можно судить, о чём человек думает. Если тот умеет это делать. Что признайтесь, редкое явление. Так Вы не из Кракова? Проез-дом?
  - Да нет. – Гость смутился ещё сильнее. И стал сбивчиво объяснять.– Понимаете, род наш обеднел. У отца, девять детей, восемь сыновей, я младший, девятая дочка. Доходы от поместья не велики. – Он замолчал, поту-пившись.
  - Извините, не будем об этом. Сиё не столь важно.  Да Вы ешьте, ешьте. Дрозд, чего встал? Видишь у пана чарка пустая?
 Тот, исполняя роль виночерпия, стал разли-вать вино. Первую налил гостю, а когда обхо-дил его, чтобы подойти ближе к князю, пере-вернул кувшин другой стороной. Был он с секретом, которым его хозяин часто пользо-вался. Напиваться Олег не любил, хотя не прочь был выпить чарку, другую, хорошего вина. Но частенько, когда приходили гости, этого трудно было избежать, никого не обидев. Вот кувшин и выручал. В одну половину наливалось вино, в другую фруктовый или ягодный взвар, подходящий по цвету. А уж, преданный Дрозд, знал, когда и сколько, и из какой половины наливать. Конечно обман, но, вполне невинный.
  - Что ж, коль Вы в затруднении, могу пред-ложить свою помощь. Пока подыщете жильё, живите у меня. Особых удобств не обещаю, как видите, у самого условия спартанские.
  - С благодарностью принимаю Ваше предложение пан Олег. Надеюсь стеснить Вас ненадолго. В ближайшее время переберусь на другую квартиру. А насчёт удобств, так я воин.
  - У кого-то служите?
  - В данный момент свободен. Но приглашают часто. Век такой, хороший рубака нарасхват.
И замолчал, сообразив, что последняя фраза вышла несколько хвастливой. Но собеседник, вроде, и не заметил этого. А о чём-то задумав-шись, вертел чарку в руке.
 Некоторое время ели молча. Олег, о чём-то,  сосредоточенно размышлял, его гость не ре-шался заговорить вновь.
  - Да, да – наконец оторвавшись, видно с тру-дом, от своих мыслей, проговорил князь. – Дрозд, сам хороший воин, но о Вас успел ска-зать несколько хвалебных слов. Знаете что, пан Казимир, пока вы у меня гостите, один из моих людей будет вам прислуживать. Если не возражаете.
  - Нет, конечно! И весьма польщён, оказанной почестью.
  - Тогда ….  Дрозд, кликни Ульянку. – И обращаясь, вновь, к гостю добавил – только я хочу вас предупредить. Люди мои не холопы, и, даже, в общем-то, не слуги. Все они свободные. И находятся при мне только как дружинники. А что прислуживают, так то, по доброй воле.
  - ? – Пан Казимир вопросительно посмотрел на хозяина.
  - Не сомневайтесь. Всё будет в лучшем виде. А насколько, зависит лишь от вас. Обо всём этом говорю, только потому, что думаю, вы удивлены нашими отношениями. Не правда ли?
  - Да, и чрезвычайно. Первый раз вижу господина, так относящегося к своим слугам.
  - Нет! Нет! Они не слуги! Они дружина! И ко-гда нет военных действий, вольны поступать, как им заблагорассудится.
 В этот момент в горницу вошли Дрозд и Уль-ян. Первый, сразу как вошёл, бросился исполнять свои обязанности виночерпия, наполняя опустевшие чарки хозяина и его гостя. Второй молча, остановился у дверей.
  - А вот и Ваш, временный, слуга. Зовут его Ульян. Сам он русский, но родился, и долгое время провёл здесь, в Кракове. Так что языкового барьера меж вами не будет. Парень расторопный и сообразительный. Останетесь довольны. –  И обращаясь к Ульяну, сказал – пан Казимир погостит у нас некоторое время, позаботься, чтобы гостю у нас понравилось.
   Тот, молча, кивнул головой. А Олег, возвращаясь к прерванному разговору, спросил:
  - А что с вещами? С теми, что остались в хар-чевне?
  - Да вот и не знаю, что делать. Хотя их у меня не так уж и много, но и того жалко. Всё нужное. Оружие, опять же. Как воину без него?
  - Если  пошлём Ульяна, и ещё пару моих лю-дей, смогут они всё забрать?
  - Сомневаюсь. Кабан, хозяин харчевни……-
  - Знаю. – Перебил его Олег. И пристально посмотрел на Дрозда. Тот, поймав его взгляд, едва уловимо кивнул головой, в очередной раз наполнил чарки и, забрав с собой кувшин, вышел из горницы. Гость этого молчаливого разговора не заметил, и продолжал.
  - Наверняка, уже всё заграбастал. Весь сыр бор-то из-за денег и начался.
  - Да, жмот он порядочный. И на руку не чист. Встречались.
  - Задолжал я ему, ещё с осени. Потом пригласили меня поучаствовать в одном деле. Много нас собралось. Обещали большую добычу. Задаток выдали. Вся сделка, здесь, в «Трёх поросятах» и происходила. На глазах у Кабана. Да и брат его с нами напросился. Я вернулся, а Зюзя в болоте гниёт.
  - Зюзя, это брат. Я так понимаю?
  - Да, младший брат Кабана. Вояка, ни какой. Да и не общались мы с ним, вовсе. Смерд, од-ним словом. Вот Кабан и злится. Он думает, с деньгами я вернулся! Шиш! Едва ноги унесли.
  - Не по зубам орешек, оказался?
  - Выходит что так. Только сдаётся мне, не чистое то дело было.
  - От чего же?
  - Когда вербовали, обещали золотые горы. А на самом деле не большое, бедное селение. Брать нечего. Не понятно, зачем шли. Только людей положили. Таких воинов как там я нигде не встречал. Нас было около полутора сотен, если точно, сто тридцать восемь головорезов. Напали ночью, внезапно. И что Вы думаете? Нет! Мы его полностью сожгли, а людей перебили. Но! ....  Назад вернулось только двадцать девять человек! Представляете, двадцать девять!
  Пан Казимир так увлёкся воспоминаниями, что не замечал как потемнел его собеседник, а только что обретённый слуга встал сзади, готовый в любой момент наброситься на него. Стоило Олегу только пальцем пошевелить, и Ульян вцепился бы в гостя, как охотничья собака в медведя. Но тот, молча, слушал, скрестив руки на груди и, время от времени, играя желваками. Наконец, видно справившись с обуревавшими его чувствами, глубоко, вздохнул и, расслабившись, обра-тился к Ульяну.
  - Сходи-ка, дружок, за бутылочкой вина, Дрозд куда-то пропал, а мне собираться пора. Выпьем с паном на дорожку и ещё раз за зна-комство.
Тот вопросительно и удивлённо посмотрел на князя, но подчинился. А Олег, окончательно успокоившись, весело спросил гостя.
  - Так и ни чего не приобрели в той вылазке?
  - Ни гроша! Пару царапин, да небольшую шишку на макушке. Огрел меня один варвар поленом по голове. Моё счастье что вскользь.
  - А остальные участники предприятия? Мо-жет  быть более удачливы?
  - Ни сколько. Я ж упоминал, селение беднее некуда. А хозяйская усадьба немногим лучше избы простолюдина. Всё более или менее стоящее досталось предводителям нашим. Да и то, из-за такой добычи я бы и задницы от лавки не отодрал. Остальные, как и я, с ши-шом и шишками вернулись. Это в лучшем случае.
  - А кто они, предводители?
  - Иезуит, отец Иоанн и пан Косцелевский. Оба здешние, Краковские. Да я так думаю иезуитские это происки. Монах и паном  Косцелевским крутил как хотел.
  - Это они умеют. – В этот момент в горницу вошёл Ульян, неся в руках, моментально запотевшую, с  холода, бутылку вина. Хотел было распечатать и разлить по чаркам, но Олег вышел из-за стола, забрал  её и всё проделал сам. Наливая третью чарку, спросил.
  - Пан Казимир, не возражаете, если Ваш слуга выпьет с нами?
  Тот посмотрел на князя и удивленно протя-нул.
  - Не..ет.
  - Тогда давайте ещё раз, за знакомство. Вы уж извините, пойду я, ждут меня в гости. А Вы, пан Казимир, заканчивайте трапезу, да Ульян Вам покажет Вашу горницу. Располагайтесь, не стесняясь, и отдыхайте.