Когда придёт Зазирка-2 глава 28

Михаил Заскалько
ГЛАВА 28

Мы расстались с Зарёмой под утро, наговорившись всласть. О чём говорили? Да обо всём и ни о чём. Просто встретились две подружки после долгой разлуки, истосковались...

Я планировала поспать часиков пять, и отправиться в "исходную точку". Твёрдо решила: возьму Ярика и его братьев-котов. Вырубилась сразу, едва голова коснулась подушки. Но, увы! поспать мне в этот раз не удалось.
С великим трудом выдернула меня из липкого сна Клавдия. Минут пять я тупо смотрела на неё, не понимая, о чём говорит. В голове роился шум, в глаза, точно песку сыпанули.
Вяло подумалось, что Клавдия просит взять и её с собой.
-Ладно, пойдёмте,- сонно обронила я и вновь упала на подушку.
Клавдия тряхнула за плечи так, что сон, как ветром сдуло.
Меня желает видеть Старая Мать. Незамедлительно. Она уходит в Ирий и хочет что-то мне сказать.

Старая Мать лежала на козьих шкурах, почти невесомая, и абсолютно погасшая. Только глаза оставались живыми, вполне осмысленными.
У её изголовья стояла  Зарёма.
-Будь здрава, Ладушка!- прошелестело над кроватью.
Едва заметно шелохнулись губы - и только.
-И вы... будьте...
Старушка прикрыла плёночки век, из щёлочек выдавились мутные слезинки.
Кроме приветствия, старушка более не произнесла ни слова, лишь слабое бормотание слышалось. Немыслимо как, но Клавдия понимала это бормотание и тихо переводила.
Старушка говорила быстро, много и сумбурно - Клавдия "переводила" синхронно и дословно. Похоже, истекали последние минутки жизни, поэтому и торопилась старушка сказать главное.

А главное было следующим: в результате сильных тёмных чар, и последующих перевоплощений у меня разорвалась, рассыпалась СувОйна Берегини. Это не смертельно, но для меня очень и очень нежелательно. Прежде всего, тем, что все Силы Светлых Богов, предназначенные мне, не могут закрепиться прочно: они соскальзывают и падают. Вследствие чего, я становлюсь слабой и беззащитной, как малое дитя. В это время меня легко может убить любая хвороба или даже царапина... Поэтому первостепенная задача: достать Скрепочное Звено и восстановить Сувойну Берегини. Иначе... и Зазирка, и Ладанея будут лишь персонажами легенд...

Копошась в словесном ворохе в поисках "жемчужины", как ни странно, моих познаний хронической троечницы хватило, чтобы сделать ещё один перевод - на язык Варьки. Выходило ужасающе страшно: Сувойна Берегини - это, по-всему - моё ДНК. В результате моих превращений в кошку, а затем в лошадь, а во время пребывания в их облике, я... вступала в половую связь с котом и полканом... Проще говоря, в моё ДНК вклинились их ДНК, и разрушили цепь, образовав некий "коктейль". Это ещё большая удача, что я, в конце концов, вернулась к первоначальному виду, а ведь могла... стать чудовищем: половинка лошади, половинка кошки, половинка Варьки... Бррр!
ДНК- это генетическая память, комплекс защитных сил организма (иммунитет), и много-много ещё чего-то. Короче говоря, Система, или как говорит Дима, Программа. И вот эта Программа рассыпалась, перемешались "файлы"...
А ещё проще: бедная Варька стала лёгкой мишенью для вирусов-убийц, любой, даже пустяшный ухлопает без напряга, "одним мизинцем". Если не вирус, так гемофилия убьёт... И никто не спасёт, ибо спасение на вершине обледенелой горы, а Дух Ладанеи, как неопытный безоружный скалолаз...
Сейчас спасти Варьку может только Варька. Если добудет Скрепочное Звено и восстановит Сувойну Берегини...

Вот это главное и хотела сказать Зазирке Старая Мать перед смертью, или уходом в Ирий. И она достойно выполнила свою последнюю миссию, и, не простившись,- на прощание не осталось сил,- ушла...

Для Зазирки же главным было: где искать, это чёртово Скрепочное Звено? Мать либо не успела сказать, либо тоже понятия не имела. И что мне делать?
Клавдия и Зарёма так смотрели на меня, что хотелось разреветься. Да ещё эта жуткая тишина. И покойница рядом...

Я повернулась и вышла. Пошла почему-то в комнату Зарёмы. Тяжело, будто под гнётом груза, опустилась на кровать. В голове лихорадочно сновали мысли, со звоном, точно заводные игрушечные пожарные машинки.
Неужели ситуация такая аховая? Если даже парализованная Мать последние смертные минутки зовёт меня, чтобы предупредить... Ну, предупредила. Дальше-то что?!
Спокойно, Варя, спокойно. Из любой ситуации есть выход. И не один. Важно найти нужный, единственно верный. Итак, нужно Скрепочное Звено. Если это элемент ДНК, то искать его надо... где? Кажется, ДНК определяется по крови. Допустим. Чья кровь? Добрана? Зебрика? Или обоих сразу? Где их искать? Далее... с таким же успехом Звеном может быть кровь самой Ладанеи. По рассказам, её тело заточено в Пекле. Это, кажется, что-то вроде Ада.
Чудная перспектива, а, Варь? Крути барабан, выбирай сектор... Жизнь или смерть. Рано или поздно я всё равно умру, но хочется ещё пожить. И подольше! Значит - сектор "Жизнь". И первая буква... Нет буквы - пустая клетка...

Назови сама. Три варианта: Л, Д, З.
Стой, стой, разбежалась! Поиски любого из троих, это... даже хуже, чем иголка в стогу сена. Уйдёт много-много-много времени. А ты беззащитна, как младенец... Это здесь в Долине, где специальный микроклимат, где воздух пропитан испарениями лечебных источников, ты выглядишь здоровенькой. А там, за Оберегом на тебя набросятся сотни, тысячи болезнетворных микробов...
Меня прошил ледяной озноб, а затем, не дав продохнуть, швырнуло в жар.
Шелохнулась Спица на правом запястье, а в левом и в ладошке родился лёгкий зуд.
Увы! даже твои Телохранители бессильны перед таким врагом...

И как мне быть? Осесть здесь, пустить корни? До конца дней своих толктись в этой серой массе, участвовать в натуральном хозяйстве? Радоваться, как растёт сын, потом внуки? Видеть муки Зарёмы и Димушки? Месяцами, годами... Нет! Это не для меня! Тогда что? Что, что?!?
Господи, как же хочется домой!


Разумеется, Варька закатила истерику, заревела белугой. А вы бы как поступили в такой ситуации?
Обидно было ещё и оттого, что Дух этой хвалёной Ладанеи даже не пискнул, словно его совсем не касалось... Мол, проблема твоя, Варька, ты и решай, а я пока подремлю в твоём теле... Ну, как тут не зареветь?
Наревевшись, обессиленная Варька вырубилась.

Проснулась, как от толчка. Почему-то, не спешила открывать глаза, а прислушалась. Снизу, с пола, доносились возня и приглушённый шёпот.
Наконец, решилась приподнять голову и глянуть. По полу ползали на коленях Зарёма, Бакуня, Птах, Ярик и Зоя. Перед ними разложены, точно карты, аккуратные дощечки, изрезанные знаками. Странно: я сразу вспомнила, что дощечки называют резами, и что на них записаны так называемые Песни Гамаюна. И что читаются они не подряд, как страницы книги, а от способа расположения друг к другу.

Собственно этим- комбинированием различных положений дощечек- и занимались ползающие по полу. На них были странные, типа комбинезона, вязаные одежды цвета синей глины. И опять таки, без напряга, вспомнила, что эта одежда в Долине Ворожей считается траурной. Умерла (ушла) Старая Мать. А цвет такой, видимо, потому, что, отправляя покойника в Ирий, тело полностью смазывали специальным составом глины. Когда глина высыхала, "мумию" помещали в нише специального зала пещеры, именуемого Скудельницей. Проще говоря, местное кладбище, погост. Раньше, до Последней Битвы, тела сжигали, и жаворонки уносили души в Ирий. После Битвы, проклятые Середой, ворожеи замкнутые в Долине как в резервации, вечной Зимой, изобрели способ мумифицирования.
Откуда я это знаю? Ни Бакуня, ни Зарёма этого не рассказывали... Возвращается память? Здорово!

Я полежала ещё немного, напрягая извилины. Увы! ничего больше из прошлого Зазирки не вспомнилось. Тороплю события? Пожалуй...
-Есть!- сдавлено вскрикнула Зарёма.- Здесь указан путь!
-А мы сможем туда проникнуть? - спросил Птах.
Я резко поднялась:
-Куда это вы собрались?
Обернулись, на напряжённых лицах засветились улыбки.
-Ва-ря,- начала неуверенно Бакуня.- Мы подумали...
-Мам,- пришёл ей на помощь Ярик.- Раз тебе нельзя за Оберег, они слетают в Пекло и принесут Скрепочное Звено.
-Это так просто? Как чихнуть?
-Не просто,- поднялась Зара.- Путь сопряжён с трудностями и опасностями...
- Вот именно! Я, значит, буду здесь прохлаждаться, а они рисковать...
-Но другого выхода нет, Ва-ря! - вскочила и Бакуня.
-Должен быть. Просто нужно его найти.
-Погоди, Варь,- встряла Зоя, тоже поднявшись. - Любая проблема изначально имеет несколько вариантов решения. Либо лёгких и долгих, либо быстрых и сложных. Вопрос, какой выбрать в данной ситуации?
В Зое, по-всему, заговорила секретарша-референт. Возможно, впервые в жизни её слушали с таким вниманием.
- Варь, давай рассуждай логически,- Зоя присела на кровать. Остальные сгрудились подле неё, готовые, казалось, в любую секунду придти на помощь, дабы сломить моё сопротивление, переубедить.- Сувойна Берегини - это ДНК? У нас его зовут Пронизь. Я правильно поняла?

Я кивнула.
- Значит, допустим, если понадобится восстановить моё ДНК, необходимо перелить кровь моих родителей, или дедушек-бабушек. Так? Рассмотрим твой случай. Здесь сложнее: нужна кровь родителей либо Зебрика, либо Добрана.Так? Добран, как ты знаешь, Последний. Остаётся Зебрик. А его мама... Ладанея. Так?
- Так. Всё так,- в принципе я была стопроцентно согласна с Зоей, но что-то заставляло меня настырно отрицать это. - Всё верно говоришь. Но ДНК находится не только в крови, но и в костях, в волосах...
Зоя снисходительно усмехнулась:
- Что-то я не увидела здесь лаборатории.
-А потому что её нет,- Я проигнорировала усмешку. - Но она есть в твоём мире. В моём. Согласись: намного безопаснее, чем лезть в Пекло.
-Соглашаюсь. Но ведь за костями-волосами тоже надо идти...

-Постойте!- внезапно закричал Ярик, и обратился к Заре, скорее утверждая, чем спрашивая:- Добран родился здесь? И мама его похоронена здесь?
-Да, - сказала Зара, заряжаясь горячностью братишки.- Как хорошо, что мы не сжигали... плоть.
-Я могу отнести образцы к нам,- решительно заявил Ярик.
- Пойду я,- сказала, как отрубила Зоя.- Ты ребёнок... возникнет столько проблем. Пойду я! А в твой, Варя, мир пусть идёт Клавдия. Там ведь её мать. Поможет.
-Да будет так!- подвела черту Зара.

Мне очень хотелось возразить, но... нечем. Действительно, в создавшейся ситуации, это лучший выход. Теоретически. А практически? С Клавдией более менее ясно: Дима перебросит к Проходу, допустим, я открою его... Якобы забытая мною баба Нюра обретёт пропавшую дочь и, на радостях, сделает невозможное, учитывая, что она из старых ворожей. К тому ж у неё, как говорят, Чаша Мокоши и Глаз Ящера...
А вот с Зоей... Во-первых, нужно пройти весь тот путь, что мы преодолели недавно. Во-вторых, совершенно нет гарантий, что она не подвергнется нападению одного из трёх претендентов "на руку и сердце Зазирки". В третьих, один шанс из тысяч, что Проход отреагирует на Бакуню и даст сигнал Задвижке. Допустим, прошла. А там её ждёт обозлённая неудачей Паскуда...
Зная всё это, послать Зою... как-то бездушно, подло. Нет! Не могу я...

-Ва-ря?- выдернула меня из размышлений Бакуня.- Что-то случилось? Ты так... нехорошо замолчала...
-Всё в порядке. Правда. Только...
Немалых усилий мне стоило переубедить Зою, которая уже настроилась на возвращение домой. Как я её понимала...
- Зоя, да пойми же ты! Вспомни обстоятельства... почему ты здесь. Нет никаких гарантий! Намного эффективнее будет, если ты пойдёшь с Клавдией. Мой мир очень похож на твой. Твои деловые качества будут Клавдии большим подспорьем  и её маме. Неужели не понятно?

В полночь, на берегу озера собрались отбывающие и провожающие.
День был посвящён сборам. Попутно, если так можно выразиться, я инструктировала Зою: как вести себя в незнакомом городе, в обществе, для нее, морально больном. После долгих колебаний, решилась написать письмо папке. Бумаги, разумеется, не было, пришлось использовать кусок козьей шкурки. Вместо чернил - краска, а перо заменила рыбья кость. Из моих родственников лишь папка мог трезво оценить ситуацию, и с трудом, но поверить в её реальность. Появляться им на глаза я категорически запретила: опасно. Попадут либо в милицию, либо в психушку.
Интересно: там тоже прошло 10 лет? Если да, то появись я сейчас в Питере, буду как Зоя и Клавдия: чужой город... всё чужое! Родители, наверняка, развелись... Стоп! Всё, хватит терзать душу. Итак, тошно...

Мы молча, напряжённо ждали Диму. Всё обговорено не раз, составлен план действий, собственно, больше и говорить не о чём.
Ночь была удивительно светлой. Широколицая  ясная луна приникла к "стеклянной крыше" и с огромным любопытством рассматривала нас. В её свете меркли звёзды.

Не задолго перед появлением Димы, Леночка закатила истерику: я с мамой! Успокаивали её все, но больше старался Птах. Вроде и не к месту, но я отметила: мальчишка неровно дышит к Леночке. Столько нежности, столько чувств было в его действах, что даже как-то неловко стало: словно в замочную скважину подглядываю.

Наконец, появился Дима. Со счастливым щебетом к нему бросились Варя и Лиза, он поймал их, расцеловав, взял на руки. Склонили головки на широкие плечи, зашептали в оба уха. С неменьшим счастьем Дима улыбался, и что-то отвечал им.
- Всем привет!- Дима опустил девчушек, поочерёдно всех обнял.- Ну, рассказывайте, что у нас плохого, что хорошего?
Зарёма чётко и лаконично ввела его в курс дела. Посмотрел на меня долгим взглядом, вздохнул.
-Лады. Бум надеяться на успех. Поехали? Взялись за ручки, теснее друг к дружке. Ап!

Так всей гроздью и перебросил к месту Прохода.
Это была ровная каменистая площадка, на которой хаотично разбросаны фрагменты древнейшей постройки. Здесь всё было, как и на той площадке, где я оказалась с родственниками, спасаясь от Паскуды. Такие же два овальных валуна и сверху "шапки" палевого цвета в виде примятых пирамидок.
А вокруг горы, горы, горы...
Согласно легендам, я появилась здесь 10 лет назад. Повсюду лежал вековой снег. Со мной были Дима и его брат Вадим, банник из бани бабы Нюры, Юрик, удод, которого я позднее назову Упом и кот Зебрик. Я была головой этой "экспедиции". Глупой, бестолковой головой... ибо растеряла всех... Папка часто повторял любимое: " Из-за дурной головы, ногам нет покоя". И не только ногам...

-Варь, помнишь, как мы тут лепили из снега домик?
Я посмотрела на Диму: грустное усталое лицо, боль в глазах...
-К сожалению, не помню...
Леночка опять закатила истерику, вцепившись в руку Зои:
- Я с тобой!
Начавший её успокаивать Птах, вдруг повернулся ко мне:
- А можно и мне с ними? Я не буду бесполезен! Я...
-Нет!- резко оборвала Бакуня.- Нет необходимости. Ва-ря, открывай.

Знать бы ещё как... Это не "стекло" Оберега: приложил руки - и процесс пошёл... Делай же что-нибудь, не стой дура-дурой!
Шагнула в проём, замерла на "пороге" Что дальше?

Словно отвечая на мой вопрос, левая меченая рука стала холодной, точно ледышка, а там, где кошачий след, напротив, жгло угольком. Тысячи иголочек вонзились в тело и рука, произвольно, поднялась ладонью вверх. Две розовые струйки дыма, змейками устремились к "шапкам" валунов. Достигнув их, оббежали все грани - "шапки" стали белыми, будто куски рафинада. А в следующую секунду их соединила узкая малиновая лента. Жар в ладони исчез, по телу растеклось ласковое тепло, вытеснив иголочки. И ощущение почвы под ногами. Меченая ладонь развернулась и... прижалась к невидимой стене.
Малиновая лента стала сочно оранжевой и поползла вниз, расширяясь. Через десяток секунд передо мной была сплошная завеса, она слегка вздрагивала и обдавала меня едва уловимым "дыханием". Уши точно заложило.
"Что даль..."- начала я, и тотчас что-то взяло меня, как статуэтку, и отставило назад.
Тепло продолжало приятно струиться по жилам. Вернулись слух и ощущение почвы. Я чувствовала себя... слегка пьяной.

-Что? Можно?- с дрожью в голосе спросила Зоя.
-Можно,- сказала я, хотя не была в этом уверена.
-Ну,- приблизилась Зоя,- пожелай нам удачи и скорого возвращения.
Я пожелала. Зоя с чувством обняла меня, и шагнула в проём. Качнулась, точно оступилась, и - исчезла.
А меня уже обнимала Клавдия, хлюпая носом и бормоча бессвязно.
-Удачи! Клава, если захочешь, можешь остаться с мамой.
Клавдия ещё раз стиснула меня, отпрянула, с опаской приблизилась к оранжевой завесе. Оглянулась, и так, с повёрнутой головой, исчезла.

А в следующую секунду случилось то, чего никто не ожидал: с криком "Мамочка!" стрелой улетела в Проход Леночка, а за ней Птах;
 на дольку секунды раньше Бакуня метнулась перехватить сына, но споткнулась, и её по инерции швырнуло как раз в проём;
следом за ней унеслись трое котов, а четвёртый натолкнулся на преграду и был отброшен к моим ногам.
-Не суйся,-  с укором сказала я.
Кот виновато мявкнул, отошёл в сторону и принялся энергично лапой тереть лоб.
-Иди, пожалею.
Кот сердито фыркнул и присоединился к остальным.

-Самоволка, однако,- хмыкнул Дима.
Оранжевая завеса растворилась в воздухе, "рафинад" вновь обернулся камнем. Пропало и моё опьянение. Вместе с приятным теплом. Жаль...
-Домой?- спросил Дима.
-Да,- Я посмотрела на котов, и, неожиданно для самой себя, сказала:- Трое остаются здесь дежурить. Будете меняться. Если что, пулей летите в Долину.