19. 04. 1971

Маргарита Школьниксон-Смишко
Здравствуй, мой ужасно занятый Берндт!
Сначала хочу похвалить тебя за качество перевода статьи из "Forum". Ты изъясняешься по-русски лучше, чем преподаватель русского языка Миттвайды (забыла его фамилию). Считаю, ты мог бы преподавать у вас русский язык. Тебе эта мысль в голову не приходила?
Теперь "поговорим" о статье. Как я поняла, статья на столько обширна, что ты перевёл мне только наиболее интересные с твоей точки зрения места. Эти вопросы и мне интересны, но мне бы хотелось знать, как заканчивается эта статья, зачем она была написана. Я тоже считаю, что юридическое скрепление брака любви не прибавляет, и при коммунизме его не будет. Но мы живём в такое время, когда по большому счёту для коммунизма нет ещё ни материального базиса, ни людей с высокими моральными качествами. Встречаются, конечно, и сейчас такие люди и их не так уж мало, но я считаю, что закон о браке необходим. Да, закон не может прибавить любви, но он ведь её и не отнимает. Люди, которые любят друг друга и не записываются (так у нас говорят), имеют на то какие-то особые причины, я думаю. Какие при этом возникают трудности, ты мне расскажешь. Мне это интересно знать, м.б. и я смогу к этому что-то добавить. Теперь о сожительстве на основе интимной связи. Я не думаю, что оно необходимо для духовного оплодотворения. Встречаются же люди одного пола, которые прекрасно дополняют друг друга и способствуют взаимному развитию. А сколько мужчин и женщин, живущих вместе, даже не ставят вопроса о взаимном развитии? Вот ещё вопрос: отчего люди, подавляющее их большинство, желая друг друга, забывают о детях, которые являются естественным результатом совместной жизни? Как им удаётся быть счастливыми от сожительства, не желая детей? Из-за их эгоизма? Мне не нравится этот вывод, но другого я не нахожу.
Как ты теперь понимаешь, твоё письмо меня не обидело. Ты напрасно этого боялся. А вот то, что ты не ответил на мои вопросы последнего письма, меня огорчило. И мама спрашивает, приедешь ли ты на 1-ое мая. Напиши, потому что я тогда достану билеты в какой-нибудь театр, и вообще, нужно же, чтобы я знала.
                Пиши    Rits