Новое пространство для Джекила и Хайда

Дмитрий Ценёв
                 Конечно, можно сказать, что то самое нечто, которое всё-таки способно в обстановке сокращения прав и свобод личности во взаимоотношениях с обществом предоставить современным Джекилу и Хайду новую свободу, явилось уже давно и хронологически изложить ставшие теперь уже историей факты изобретения, разработки и внедрения Интернета (неужели теперь я всегда буду писать это слово, как настаивает безграмотный в русском языке Word, с большой буквы?) в мировую культуру. Да и просто в нашу повседневную жизнь: виртуальность существования личности в качестве проблемы встала перед человечеством, как культурным сообществом, и человеком, как его составляющей, значительно раньше.
                 Краткость истории Инета на Руси по сравнению с мировой его биографией наглядно это показывает: киберзависимость (компьютерная зависимость, теперь уже даже и не важно, как это называть) появилась раньше, чем просторы нашей и без того вполне великой Родины огласили своим туберкулёзным хрипом первые модемы.
                 Отечественному компьютерному «наркоману» тогда даже ещё и не предоставили никаких возможностей вкусить хотя бы чуть-чуть прелестей сетевого существования (вполне возможно, из политических соображений — в какой-то степени были правы), а он уже вовсю с ума сходил, играя в кажущиеся теперь такими смешными «Wolfenstein 3D» (1992) и «Doom» (1993-94), жанр — 3D-shooter, по-народному — стрелялка, «Dune» (стратегия в реальном времени), а то и в простейшего какого-нибудь… Пакмана. Вспомнив и, как положено, вздрогнув при этом, выпиваешь стопарь водки и невольно закуриваешь, думая со слезой на глазах: вот были времена… Сейчас можно с полной уверенностью сказать: виртуализация личности началась в очень позадавние времена, почти тогда же, собственно, когда откуда ни возьмись появился на этой несчастной планете этой несчастной Вселенной сам человек.
                 Появившись в странно-стихийным образом окружившем его мире и испугавшись его, человек сразу же начал играть. Играть в Бога и свои оказавшиеся не менее сложными, чем с матушкой Природой, взаимоотношения с Ним, играть музыку, играть в охотничью магию — наверное, не умея трезво оценивать и реалистически решать вставшие перед ним проблемы выживания вида. Разумеется, он думал совсем не этими словами: порой, в отличие от нас, излишне умствующих, даже и вовсе не думал. Думал он о другом.
                 Вернее — по-другому, а вот получились из его действий и фантазий (и из действия его фантазий — тоже) не только колёса, плуги и прочая тапочная дребедень, но и искусства, мифологии и религии. А значит, и философия. Скорее всего, именно философия стала одной из первых наук вообще и главной игрушкой человека на протяжении всей его истории.
                 Искусства, одно за другим, рождались, достигали своих апогеев, упадков, возрождались, снова умирали, завися от внедрения в жизнь человека новых технологий: когда-то появилась струна, потом к ней подключили электричество, изменился на более долговечный состав красящих веществ, будь то чернила или краски, и всё это влияло. Однажды один английский умелец-агроном, живший на рубеже XVII—XVIII веков, собрал плуг-сеялку из… труб органа, а в двадцатом веке его именем назвалась одна из лучших рок-групп всех времён и народов, и звали их обоих Джетро Таллами (Jethro Tull).
                 А кто-нибудь, кроме, конечно же русского безымянного складывателя сказок про яблочко на блюдечке, мог предсказать появление «живых картинок»: кинематографа (от греч. ;;;;;;;;; — движение и греч. ;;;;; — писать; то есть «записывающий движение»)? Но он, будучи нужным человечеству, появился, став концентрированным результатом синтеза новых технологий (электричество, оптика, химия, механика) и достижений вполне старого искусства под названием «театр» (драматургия, режиссура и актёрское мастерство). И став таким результатом, оказался главным властителем дум в XX веке — наблюдая, фиксируя, констатируя, придумывая, извращая явления жизни человеческой.
                 А потом пришло телевидение, добавив ко всему тому же в арсенал своих достоинств удовлетворение извечно-общечеловеческих потребностей: а) в получении информации, и б) в страхе. Чем больше оно пугает, тем больше его необходимость человеку, его популярность, ради этого стоит даже иногда пару небоскрёбов самолётами разрушить или развязать какую-нибудь войнушку (на худой конец — придумать, отснять и показать).
                 Человек, глядя в экран и потребляя «правильно» препарированную специально для него инфу (а политики и бизнесмены сразу же поняли, как организовать информационное пространство человека — началось это ещё с газет… и даже раньше), оболванивается и теряет собственные оценочные критерии. Значит, теряет и личность… И вот тут пришли компьютеры и интернет (напишу-ка я всё-таки это проклятое слово с маленькой буквы, более ему подобающей), предоставив Джекилу и Хайду, сидящим внутри каждого из нас, поистине фантастическую свободу для самореализации этих самых Джекила и Хайда.
                 Откуда берётся интернет-гоблин, получающий просто садистское какое-то удовольствие от возможности безответно оскорбить какого-нибудь робкого новичка, наивно поделившегося с интернет-сообществом своими добрыми помыслами и не менее чистыми чувствами? Аватарка — отнюдь не защитная реакция неуверенного в себе человека, рано или поздно любой может научиться общению с засоряющими хамством интернет-эфир подонками. Аватарка, как выяснилось, это как раз шанс стать хамом неперсонифицированным, неуязвимым. Можно предположить, конечно, что так самореализуются робкие и добрые в реале бо;таны (сленг, сокращённое от «ботаник») с прыщом на носу и домохозяйки, оторвавшиеся на пару часов от мытья полов и посуды.
                 Скорее всего, это не так, потому что и те, и другие и в нете (сокр. от «интернет») нашли другие области самореализации: ботаны играют в он-лайн игры, предоставляющие возможность стать совершенным, достигнув фантастически-недостижимого в деле бегания с мечом и убивания врагов (реал такой возможности не даст) какого-нибудь уже бессчётно-шестисотого уровня, на поприще… Какой борьбы, в принципе, уже и не важно: главное — путь к совершенству, гораздо более лёгкий, чем в жизни.
                 А домохозяйки? А они теперь в сети добрые дела творят: нужно всего лишь перепостить в ЖЖ чьё-нибудь сообщение о несчастных девочке, потерявшей родителей, или мальчике, потерявшем ногу… или инвалиде, нуждающемся в реальной помощи. И вот ты уже приобщился к сообществу… тех, кто делает этот мир хоть чуть-чуть лучше. А делает ли???
                 Присоединяйтесь, господа, присоединяйтесь, Джекилы и Хайды, здесь проще: становишься личностью виртуальной, окончательно освободившись от моральных оков общества, защищаемых, к тому же, всё более усложняющимися и становящимися всё более непонятными законами. Здесь за убийство какого-нибудь паукообра;за, которому самое место в Красной книге, не посадят, и не казнят за убийство человека-паука, которому место, в принципе, там же.
                 Здесь не накажут за оскорбление, но и благодарности настоящей — глаза в глаза, рукопожатия — ты здесь тоже не получишь… По себе знаю: публикуясь в интернете, большинство откликов на твои произведения получаешь лицемерно-безликих. Здесь люди перестают говорить по делу, перестают говорить правду… а если и говорят, то… лучше бы этого не делали, потому что иначе, чем по-гоблински, это уже и не получается.

это конец, начало здесь: http://www.proza.ru/2010/06/22/459