Сумерки Миртаны. Глава 10. Храм

Владимир Уваров
Глава 10. Храм

После совершения обряда посвящения Ю’Берион провел Вандера в библиотеку. Библиотека располагалась во внутренних покоях храма рядом с комнатой настоятеля. Это было просторное хорошо освещенное помещение. Свет падал сверху из больших круглых окон.

  Одну половину помещения занимали стеллажи, на которых рядами лежали  окрашенные в разные цвета металлические пеналы с манускриптами  и пестрели разноцветными корешками книги.

На другой, свободной от стеллажей, половине располагался массивный стол на резных ножках,  и такие же массивные лавки по обеим его сторонам. У стены напротив входа примостились две старинные скамьи с высокими подлокотниками, напоминающие кресла, но без спинок, свободное расстояние межу ними занимал ажурный круглый одноногий столик.
Но что прежде всего бросалось в глаза, так это обилие книг. Им явно не хватало места на стеллажах, и они аккуратными стопками  высились на столе, лежали на скамьях. Даже один небольшой фолиант расположился на резном столике.

Но что больше всего заинтересовало Вандера, так это накопитель с золотистым шаром на тонкой ножке, прятавшийся за стеллажами, на каменной подставке. Судя по лепесткам его индикатора, он был разряжен. Наличие накопителя говорило о том, что где-то в глубине храма  скрывалась электрофорная машина, способная зарядить его минеральной маной.
Ю’Берион жестом пригласил Вандера сесть на одну из скамеек возле стены, а затем  сел сам.
- Теперь, когда ты стал храмовым послушником, я должен посвятить тебя во все тайны Болотного лагеря. И начну с истории его возникновения, а точнее, с того времени, когда я был вольным рудокопом, приехавшим на Хоринес немного подзаработать. Укрепилась легенда, что мне в видении явился сам Спящий. Это так и не так. Однажды ночью я проснулся от ощущения чьего-то постороннего присутствия. В хижине было светло, хотя на дворе была глубокая ночь. У стола напротив лежанки стоял человек. Он был высок. Черная окладистая борода, белая чалма на голове, свободно ниспадающее одеяние и глаза, поражающие воображение,  – от всей его статной фигуры исходило нежное сияние, которое освещало помещение.

 Это сияние было видимой славой его исходящей невообразимо могущественной силы, которая отзывалась в моем теле сильнейшей дрожью. Казалось, что все вокруг меня вибрировало в такт ей. Но в то же время эта сила наполняла спокойствием и тихой радостью. Внутренним чутьем я осознавал, кто передо мной. Я попытался встать на ноги, но не смог.
Странник, а это был именно он, улыбнулся и сделал мне знак рукой оставаться на месте. Потом он заговорил. Говорил он, не раскрывая рта. Голос его рождался сразу в моей голове - тихий, спокойный, твердый. Каждая произнесенная фраза гвоздем входила в мое сознание. Ничто из сказанного им не вызвало во мне ни тени сомнения.
Ю’Берион прервал свой рассказ и посмотрел на Вандера, тот внимательно его слушал.
- Я не буду в деталях касаться нашего разговора со Странником, он носит сугубо личный характер, передам только суть.

Вандер согласно кивнул головой.
- Странник сказал, что на острове грядут большие перемены и я должен создать Братство, которое в силу обстоятельств окажется в самом центре событий. Мне следовало найти подходящих людей, которым я смог бы доверять. Порекомендовал обратить внимание на рудокопа Кадара и стражника Ангара. Но сначала мне следовало пойти на болото и найти там древний храм. Разыскать в нем библиотеку и изучить находящиеся там книги и манускрипты. А изучив, нести людям познанное мной духовное учение, способное привлечь ко мне людей.
На вопрос, как я смогу читать указанные книги, когда я не знаком с древними языками. Странник улыбнулся и сказал, что я сильно заблуждаюсь по этому поводу и что мне предстоит скоро в этом убедиться лично. После этого он снял с пальца кольцо, положил его на стол и исчез.

Утром, когда я проснулся, происшедшее со мной ночью воспринималось как сон, но каково было мое удивление, когда я обнаружил на столе серебряное кольцо с кристаллом, как я тогда думал, магической руды. Я тут же надел его на палец и отправился на поиски древнего храма на болото.
 
Храм я обнаружил довольно быстро. Поднялся внутрь, нашел библиотеку. На столах, стеллажах лежали книги и пеналы с манускриптами. Я подошел к столу, взял первую попавшуюся книгу,  открыл ее.  В первое мгновение я увидел совершенно незнакомый текст, но, присмотревшись, вдруг обнаружил, что понимаю написанное: «Я – вы, вы – Я – частицы божественного Я».

 Это было похоже на чудо! Я простой рудокоп, который с трудом освоил основы грамматики, читал и понимал священную книгу, написанную древними мудрецами. Слова Странника сбывались!

Месяц провел я в храме на болоте, читая книги. Причем читал не все подряд, а по системе, какую для меня выбрал Странник. Еще беря в руки первую книгу, я обратил внимание, что оставленное мне кольцо приятно греет палец. А когда я решил из любопытства взять какой-то манускрипт на стеллаже, то кольцо настолько похолодело, что палец даже заныл. Вот так методом проб я определял необходимые мне книги и читал их.
Три месяца провел я на болоте, три месяца длилось мое обучение. Через три месяца я вернулся снова в лагерь. Отрывшиеся во мне способности поразили меня - если раньше я едва мог связать два слова, то теперь во мне проснулся дар красноречия. Кадар, когда я с ним заговорил, был буквально поражен произошедшей во мне перемене. Он был первым, кто поддержал меня. 

Люди приходили ко мне, и я говорил им, что в сердце каждого человека находится частичка Иноса. Но  оно спит под наслоениями самости. И чтобы свет его засиял в человеке, эту частичку нужно разбудить, очистив от животных страстей. И тогда в сердце человека проснется спящий в нем бог. Путь очищения лежит через правильные мысли и правильные деяния.

Ангар случайно услышал, как я беседовал с одним из рудокопов, и, заинтересовавшись, пришел вечером, и остался предложив себя и свой меч во служение обновленной веры. Это был самый большой мой успех. Когда набралось семь человек, мы ушли на болото в храм и основали там Братство Спящего.

Говорят, что когда мы пришли на болото, то обнаружили здесь Кора Галлома и его стражников. Это не совсем так. Кор Галлом со своими людьми пришел намного позже, примерно месяца через три-четыре после того, как возникло наше Братство. Тогда оно уже насчитывало человек двадцать.

Говорят, что Кор Галлом сразу признал во мне духовного лидера. Это тоже не совсем верно. Кор Галлом очень удивился, увидев нас здесь. И первое, что он предпринял, так это попытался залезть в мое сознание при нашей первой же встрече. Я чувствовал, как его воля постепенно окутывает и медленно, словно змея, вползает в меня, но тут как будто молнии сверкнули внутри. Ангар и его стражники, наблюдавшие за этой встречей, говорили потом, что их поразила произошедшая во мне перемена – я весь засветился, а  Кор Галлом, неожиданно вскрикнув, упал передо мной на колени…
 
 И еще я заметил, что кристалл на кольце чернел, когда приближался Кор Галлом или его стражники, и, наоборот, в присутствии Ангара или Кадара он приобретал изумрудный цвет.
Ю’Берион замолчал, приподнял руку так, чтобы Вандер мог разглядеть серебряное кольцо на среднем пальце. И внимательно посмотрев на собеседника, сказал, улыбнувшись краешками губ:

- В твоем присутствии оно всегда лазурно как небо. У Ксардаса цвет был серым.
- Что, Ксардас был здесь? – оживился Вандер.
- Заходил, но ненадолго, перед установкой барьера. Просил объяснить послушникам, что заходить за  барьер  опасно: зайти под него легко, а вот выйти – нельзя. Затем у него был долгий разговор с Коро Галломом. О чем говорили? Не знаю, беседовали в лаборатории Кора Галлома.
- Интересно становится… – в задумчивости произнес Вандер, глядя на стеллажи с книгами.
- Интересно что? – не понял Ю’Берион, проследив взгляд своего собеседника.
- Это я так, о своем. Кор Галлом интересовался храмом?
- Еще как! Во всяком случае, в начале. Но я получил четкие указания на этот счет.
- И?
- В храмовых хранилищах Кор Галома не было. Я ему сразу показал, что огранен только верхними помещениями, а нижние уровни недоступны из-за магических запоров на дверях, открыть которые ему так и не удалось. Постепенно интерес к храму у него поубавился.
 - Что искал Кор Галлом?
- Могу сказать точно. Портал. Он меня спрашивал – не встречал ли я где-нибудь на открытом уровне что-то похожее на портал. Увы, отвечал я, не попадалось ничего похожего.
- А с  женщинами?
- Года два тому назад они пришли ко мне и попросили убежища – сбежали из Старого лагеря. До этого события у меня было видение,  было сказано: явятся помощницы, не упусти случай. Я приютил. Затем выкупил у Гомеза за недельный запас болотника.
- А как Кора Галлон воспринял их появление?
- А никак. Когда он узнал, что они будут храмовыми прислужницами, они его сразу же перестали интересовать. Должен заметить, девушки очень помогли мне в исследовании нижнего уровня храма.
- Нижнего уровня? Значит, двери удалось открыть?
- Да, я нашел манускрипт, описывающий систему храмовых запоров. На дверях есть три диска с изображениями древних знаков Зодиака. Если  установить их в правильном сочетании, то запоры откроются. Это было не трудно – кольцо помогло.
- А как же магические запоры?
Вместо ответа Ю’Берион улыбнулся и показал Вандеру свое кольцо.
- Понимаю, - медленно произнес Вандер. -  Вы хотите сказать, что магический запор реагирует на присутствие того или иного человека, как и ваше кольцо?
 - Совершенно верно! В манускрипте этот магический запор носит название «запор зеркального отражения». Он реагирует на волю и питается маной человека. Чем сильней воля,  тем крепче запор. Человек, пытающийся его открыть, сам питает преграду.
- Надо же! – произнес Вандер. – Самое простое всегда гениально. И как удалось преодолеть это?
- Никак. Зачем преодолевать то, что преодолеть нельзя? – улыбнулся Ю’Берион и снова показал Вандеру кольцо.
- Ну конечно, - догадался Вандер. – Отсев по эманациям!
Ю’Берион кивнул:
- Можешь попробовать, если хочешь. Меня пропустил.
- Да уж! – усмехнулся Вандер и, меняя тему разговора, спросил:
- Что интересного на нижних уровнях?
- Есть доступ только к одному уровню. Правда, нашли еще одну дверь, но она не открывается. Как я мог понять, механизм этой двери задействован на большую электрофорную машину, которая находится в центральном зале внизу.
- Большая электрофорная машина?
- Да, но она не функционирует. А так – ряд складских помещений: некоторые пустые, в некоторых кое-что имеется. Но ничего, на что можно было бы обратить внимание. Правда, там, в одном из помещений, стоит какой-то странный саркофаг. Но главное, надо полагать, скрывается за следующими дверьми. Чтобы узнать это,  нужно запустить  электрофорную машину. Справишься?
- Посмотрю, - неопределенно проинес Вандер.
- Натали тебе все покажет, - сказал Ю’Берион, вставая.

Большую электрофорную машину Вандер нашел в центральном зале нижнего уровня храма. Ю’Берион сам установил диски со знаками Зодиака в нужное положение и нажал на голову льва на дверном косяке. Массивная плита, закрывающая вход, плавно и беззвучно стронулась с места и быстро заскользила, утопая в полу и открывая глубокий, темный проем, в глубине которого виднелась темная винтовая лестница уходящая вниз.
Эта лестница выводила прямо в центральный зал. Здесь было сумрачно и пыльно. Пыль ровным слоем лежала на всем и была похожа на пепел. Слабый дневной свет едва-едва пробивался сквозь толстые линзы световодов; он больше означал присутствие света, чем освещал помещение.

- Надо было факелы с собой захватить,  – обратила свое остренькое личико к своему спутнику Наталья.
- Не вижу проблем. – проговорил Вандер доставая из кармана кристалл величиной с девичий кулак.
Он поднял кристалл вверх, и тот ярко вспыхнул. Белый свет залил все помещение. Теперь пыль под ногами была уже не серой, а белой и напоминала снег. Этот снег сплошной пеленой покрывал пол, по которой в разные стороны шли цепочки следов; ближе к стенам жались вытоптанные тропинки.
 
Центр зала занимал высокий каменный постамент, состоящий из слоев разноцветных каменных плит и, судя по металлическому блеску, проложенных между ними металлических листов – эдакий огромный каменно-металлический пирог шагов пять в длину и три в ширину. Высотой, доходящей Вандеру по грудь. За постаментом ближе к стене возвышались очертания большой электрофорной машины. Размеры ее впечатляли:  в высоту она достигала два человеческих роста и в длину шагов  шесть-десять.

От машины по периметру вдоль стен шли широкие полосы и пропадали то тут, то там в стенах. Вандер подошел к одной из таких полос, смахнул с нее пыль. Под пыль оказалась шелковая оболочка. Под ней прощупывалась твердость металла. Это были тоководы, по которым мана минерального царства, называемая в древности электричеством, от   электрофорной машины поступала в разнообразные накопители. Древние различали четыре основных видов электричества, каждое свое в своем царстве природы: минеральное, растительное, животное, человеческое. Но это было грубое деление, более тонкое осуществлялось по видам стихий. Вандер вдруг вспомнил огромную таблицу на стене класса, наглядно показывающую  существующие виды электричества в их все возрастающем развитии. «От минерала к растению, от растения к животному, от животного - к человеку» - было написано на ней.

- Нам, Странникам, уже давно известно, что первопричина Жизни, - явственно услышал Вандер голос Учителя, доносившейся до него из того времени, когда он только-только постигал азы маги,  -  есть электричество. Однако полагать, что жизнь есть просто одна из форм электричества, было бы таким же заблуждением, как думать, что на свете есть лишь одна пища – хлеб.  Ибо существует сорок девять форм электричества. Форма силы, действующая в растении или  камне,  совсем не та форма, или степень электричества, которая действует в человеке. Сорок девять разновидностей электрической силы подразделяются на семь октав по семь видов в каждой октаве; каждая октава поставляет все те жизненные силы, которые проявляются на соответствующем ей плане манифестации

От нахлынувших воспоминаний Вандера спасла Натали, дернувшая его за рукав.
- Мы дальше пойдем или будем тут медитировать?
- Пойдем. Куда ведет тот проход? – Вандер указал на темный квадрат дверного проема слева; справа  был точно такой же.
- Там коридор. Он опоясывает с трех сторон центральный зал. Слева и справа расположены помещения хранилищ. А за стеной прямо находится еще одна дверь наподобие той, что открывает проход на этот уровень.
-  Тогда пойдем сначала посмотрим на дверь,  пройдемся по хранилищам, а потом я займусь ремонтом этого агрегата, -  сказал Вандер, кивая на электрофорную машину.
Дверь, что располагалась за машинным залом, была такой же массивной,  как  и дверь наверху, и также украшена резьбой. Над дверью были вырезаны три глаза. Они тускло поблескивали темными зрачками стекол. Вандер покрутил диски со знаками Зодиака на двери, нажал несколько раз на голову льва на дверном косяке и, убедившись, что все это напрасно и ничего не меняет, махнул рукой:
- Потом разберемся! Пошли смотреть хранилища.

Хранилищ было восемь. Двери в них открывались простым нажатием  рукояти, находящейся в углублении возле дверного проема. После нажатия двери бесшумно скользили вниз, открывая взору помещения. В основном они были пусты.  Правда, в одном стоял каменный саркофаг или что-то похожее на него, в другом, по всей видимости, оружейной, на стеллажах лежало несколько длинных мечей, арбалет с комплектом болтов к нему и металлический круглый щит.  Все это было промазано когда-то густой, а в настоящее время затвердевшей от времени смазкой, завернуто в тонкий материал, напоминающий по виду пергамент.

 На соседнем стеллаже Вандер обнаружил две металлические коробки. Одна была полуоткрыта и пуста, в другой, плотно закрытой, коробке находился комплект «шелковой брони»,  какой была на нем. Так, во всяком случае, гласила надпись на коробке.
Вандер при помощи ножа открыл эту коробку. Действительно, в ней был еще один комплект. «Шелковая броня» была  аккуратно переложена пергаментом и пропитана каким-то неприятно пахнущим веществом. Несмотря на прошествии сотен лет, это вещество не испарилось, а только слегка загустело и напоминало по консистенции мармелад.
Вандер закрыл коробку, окинул еще раз взглядом стеллажи, убеждаясь, что ничего не пропустил, и, повернувшись к Натали, сказал:

- Тут, кажется, все. Ничего стоящего, если не считать еще одного комплекта магической брони. Теперь - к розовому маслу!
- Это в другом коридоре.
- Тогда пошли! - проговорил Вандер, возвращая дверной рычаг в первоначальное положение; закрывающаяся дверь бесшумно скользнула вверх.
- Почему ты называешь эту одежду магической броней? – спросила Натали, когда они вошли в центральный зал.
- Если ее зарядить соответствующим образом,  она приобретет свойства стальной брони, а может быть, даже и лучше.
- Вот как?! А ты сможешь это сделать?
- Попробую. Но для этого нужно запустить электрофорную машину. Видишь этот каменный постамент? Это вибрационный накопитель. С его помощью можно зарядить броню.
- Такая большая и только для того чтобы заряжать броню?
- Не только, - улыбнулся Вандер. -  Она выполняет много функций. С ее помощью можно, например, лечить.
- Вот здорово! Это как маг-целитель?
- Примерно. Больного кладут вот сюда, - Вандер провел пальцем по пыльной поверхности постамента, -  и насыщают больные места маной.
- И откуда ты это все знаешь?
- Приходилось быть подручным одного мага. Три года понадобилось, чтобы освоить эту науку, пока он не доверил мне вылечить бродячую кошку.
- И как?
- До сих пор стоит перед глазами как укор моей совести. – улыбнулся Вандер.
- Да ну тебя! Пошли лучше покажу остальные хранилища.
- Ты лучше скажи, что в них ценного?
- Два пустых. В одном  хранятся всевозможные воскурения и алхимические снадобья.
- А розовое масло?
- И розовое масло там, - невозмутимо продолжала девушка. – Там целый шкаф с разными маслами из растений.
Хорошо. Посмотрим при надобности. А дальше?
- В последнем помещении какие-то ящики. Они металлические, закрытые. Что в них, я не знаю. Не открывала.
- Ну, тогда веди туда. Хотя… Постой! – вдруг одна шальная мысль посетила Вандера. – Вернемся к саркофагу.
- Что мы там забыли? – надула губки девушка. – Страсть как не люблю покойников, а особенно засохших…
- Почему ты уверена, что будет именно засохший? – перебил ее Вандер.
Натали фыркнула и обиженно засопела носом.
- Не обижайся, - миролюбиво проговорил Вандер. – Не думаю, что там мы найдем мумию. Этот саркофаг не очень напоминает погребальный. Тут что-то другое.
- Ты в этом уверен? – ожила девушка. – И что это может быть?
- Пока не знаю.
Они вошли в помещение с саркофагом. Это был длинный прямоугольный каменный ящик с округленными краями. Он казался сделанным из единого камня. Ни единого шва.  Совсем было неясно,  где кончалось основание и начиналась крышка. Вандер наклонился над саркофагом. По всей поверхности шел замысловатый узор, в который были искусно вплетены  иероглифы сокровенного языка. Вандер всмотрелся в них. Поводил по ним пальцем, почесал кончик носа. Достал нож и   надавил лезвием на основание одного иероглифа. Иероглиф исчез – вместо него появилось отверстие.

Вандер осмотрелся, поискал глазами подходящий предмет, который можно было бы вставить в отверстие. На поясе у Натали висел четырехгранный стилет.

- Дай мне стилет, – попросил он.
Девушка повиновалась.  Вандер вставил стилет в отверстие, поводил острием, исследуя углубление, и, найдя выступ, легко нажал на него.  Что-то хрустнуло внутри саркофага, и вдоль каменного ящика обозначился шов. Шов постепенно разошелся, и когда достиг толщины пальца, внутри снова что-то щелкнуло, и все замерло.
Вандер обхватил края обозначившейся крышки саркофага руками, просунув пальцы в щель, и  попробовал поднять ее вверх. Из этого ничего не получилось. Тогда он просто двинул крышку от себя. Та на удивление легко и мягко тронулась с места, открывая взгляду ровную бледно-зеленую поверхность.

Вандер  нажал на нее стилетом. Поверхность упруго поддалась и выгнулась под лезвием небольшой вмятиной. Под мембраной находилась под давлением или жидкость, или газ.  Вандер задумался. Закрыл крышку и продолжил изучать иероглифы. Через некоторое время он обернулся к Натали и махнул рукой:

- Выйди и закрой за собой дверь, - приказал он ей.
Натали вышла. Входная дверь бесшумно скользнула вверх за ней. Вандер снова вставил стилет в углубление на крышке и нажал на выступ. Раздался щелчок и крышка плотно прижалась к основанию. Вандер нажал на основание другого иероглифа – образовалось еще одно отверстие. Отыскал в нем выступ, нажал на него. И сразу же все иероглифы на крышке саркофага засветились. Вандер довольно хмыкнул и стал последовательно нажимать на один иероглиф за другим в последовательности, на которую указывали иероглифы. Неожиданно раздалось шипение вырывающегося под давлением газа, как пара из  котла.

Вандер повел носом, прислушался к своим чувствам – ничего, что указывало бы на опасность, нажал на выступ в первом отверстии. Раздался щелчок. Крышка снова отделилась от основания, но на этот раз сама плавно сдвинулась в сторону. Мембраны не было. На темно-синем дне саркофага в специальных зажимах лежала два продолговатых предмета, обернутых в красную ткань. Вандер мысленно позвал Натали. Та не заставила себя ждать.
- Ты меня звал? – удивленно спросила она.

Вандер пожал плечами:
- А как ты думаешь?
Девушка растерянно заморгала ресницами.
- Но мне показалось… - начала она и замолчала, увидев раскрытый саркофаг.
Минуту поколебалась, но любопытство взяло верх. Она медленно приблизилась к каменному ящику и заглянула в него.
- И это все? – разочарованно произнесла она.
- Что значит «и все?» – проговорил Вандер, склоняясь над каменным ящиком.
- Это не есть «все», - продолжал он, доставая из ящика и разворачивая длинный продолговатый предмет.
 - Это есть… - в руках его блеснул клинок. Вандер зачарованно смотрел на него.
- Это, дорогая моя,  есть то, за что некоторые отдали бы душу Бельджиару, только чтобы овладеть им. Это есть то,  что безвозвратно потеряно для нынешнего человечества. Это одно из самых лучших достижений древних веков. Это живое оружие…
Клинок в свете магического кристалла сиял и переливался всеми цветами радуги. Девушка не могла оторвать взгляда от такого зрелища. В глазах блеснуло восхищение.
- Почему он так светится? – прошептала Натали.
- Радуется хозяину, - тихим голосом ответил Вандер, и, увидев блеск в глаз девушки спросил: - Подержать хочешь?

Девушка кивнула. Вандер протянул ей меч. Клинок был на удивление легок. Длинная круглая рукоять черного цвета, украшенная тончайшим золотым рисунком; тонкое лезвие, стремительно вырывающееся из-под рукояти. Внешне клинок напоминал катану, но значительно превосходил ее по изяществу.

Наталия держала клинок двумя руками и чувствовала его равномерную дрожь. По лезвию с одного его конца к другому размеренно перемещалось радужное сияние. Неожиданно девушка почувствовала, что на первоначальную равномерную вибрацию стала накладываться еще одна, напоминающая недовольное рычание зверя, который снисходительно разрешал себя гладить, исключительно подчиняясь лишь воле своего хозяина. При этом вместо радужного сияния то тут то там вспыхивали красно-оранжевые искры.

- Да он рычит! – сказала она, бросая выразительный взгляд на Вандера.
- Как и любой зверь, когда не хочет, чтобы его трогал посторонний,- улыбнулся Вандер, забирая у Наталии меч. – Достань, пожалуйста, из ящика ножны.

Ножны были черные, матово поблескивали. Они как и рукоять, были покрыты золотым узором. Вандер спрятал клинок в ножны и взял его под мышку.
- Теперь пойдем смотреть на твои ящики, - проговорил он, обращаясь к девушке.
- Подожди! – Наталия стояла в задумчивости. - Скажи мне, он и вправду живой, это не магия?
Вандер улыбнулся.
- Нет, это не магия. Во всяком случае, не та магия, которой владеет нынешнее человечество.  Это… Божественная Магия, или просто то, что мы называем жизнью. Понимаешь, Натали, в мире вообще ничего нет мертвого. Куда ни кинь взгляд – везде жизнь. Казалось, вот этот пустой воздух, - Вандер неопределенно махнул рукой, - так же полон жизни, как и вода в реке. Человеческая магия отличается от Божественной тем, что первая применяет насилие, а последняя основывается на сотрудничестве - от малого до великого.

- Как ты хорошо говоришь… - задумчиво произнесла девушка и, заметив, что Вандер пытается открыть рот, перебила:
- Только не надо мне говорить, что ты все это услышал, когда работал подмастерьем у одного мага. Эти сказки можешь рассказывать кому-нибудь другому, кто не видел твоего лица, когда ты держал  меч…
- Хорошо, хорошо! Не буду я тебе о подмастерье. Хотя это не так уж далеко от истины. Пусть буду учеником одного мага, но пусть это будет наш маленький с тобой секрет. Идет?
Наталья кивнула, и, тихонько вздохнув, украдкой, посмотрела на него.