Макиавелли и религия

Александр Анайкин
Господи, воскликнут многие, да пятьсот лет назад, когда жил Никколо, быть вне религии было просто невозможно. Атеизм был наказуем. Да что там безбожие, даже незначительное отличие в интерпретации библии грозило несчастному быть причисленным в разряд еретиков. А судьба еретика это не только санбенито с многочисленными поражениями в правах, но и возможность сгореть в очищающем пламени костра.
Всё так, но Макиавелли подходил к проблеме ещё и с государственных позиций. Именно поэтому его взгляды представляют интерес и для сегодняшнего дня.
Вообще, Макиавелли считал, что «самый сильный признак, указывающий на упадок страны, состоит в отсутствии почтения к богослужению».
Разумеется, я не хочу делать кардинального вывода из этой короткой цитаты, что СССР развалился из-за отсутствия почтения к религии. Причин для развала набралось очень много. Но, думаю, что и отсутствие почтения к религии сыграло некоторую роль.
А вот что говорит Макиавелли о необходимости вождей поддерживать религию.
«Вожди республики или государства должны заботиться о сохранении оснований своей национальной религии»
«и через это удерживать в государстве  согласие и добрый порядок»
«Вожди должны поощрять и поддерживать всё, что благоприятствует религии, хотя бы даже считали всё это обманом и ложью»
Вот как. Даже если вожди считают религию обманом и ложью, то всё равно должны благоприятствовать религии.
Более того, Макиавелли считал, что чем более вожди мудры, чем более они сведущи в познании природы, тем более обязаны поддерживать религию.
Более того, Никколо прямо говорит:
- Оттого, что мудрые люди соблюдали всё это и действовали таким образом, явилась вера в чудеса, которые почитаются во всех религиях, даже и в ложных; откуда бы не возникла эта вера, мудрые всегда её поддерживают, а авторитет их внушает доверие остальным».
Действительно, ведь так порой хочется верить в чудеса, особенно в нашем паскудном мире. Не даром во время Великой отечественной войны люди так тянулись к церкви. Народ не просто хотел надеяться на возвращение близких с жестокой войны, но и верить в это, потому что это придавало силы жить.
Конечно, я не думаю, что именно из этих соображений у нас стали возрождаться в тот период церкви. Власть, которая столь недавно убивала священников и взрывала храмы, пошла на послабление по отношению к религии не потому, чтобы возродить духовность народа, а в пику немцам, которые разрешали открывать на оккупированной территории храмы. Но, тем не менее, послабление в преследовании веры помогло людям в тяжёлые годины, явилось одним из факторов, что помогло выстоять.
А сейчас, почему пооткрывали столько храмов? Даже в бывших детских садах теперь храмы. Что это? Прагматизм? Надо же как то использовать пустующие здания. Может быть и так. Однако всё же хочется верить в лучшие, более возвышенные мотивы. В общем, чисто по Макиавелли:
- где существует религия, там верят добру, где её нет, там верят противному.
Недаром Никколо описывает столь подробно прикладное значение религии, рассуждая об армии, солдатах, которые никогда не выступали в поход, не поверив в то, что Бог им благоволит.
Мудрость не блекнет и через столетия.