Желаю... распространения... трезвенного движения

Храм Памяти Жертв Геноцида
4 апреля 1913 г. Николай II в Царском Селе принял депутацию от православно-церковных обществ трезвости из трёх лиц: руководителя Александро-Невского общества трезвости протоиерея П.А. Миртова, руководителя Замостьевского приходского общества трезвости Новгородской епархии священника Алексея Борисова и члена совета Макарьевского братства трезвости священника Николая Сыренского. 
Во всеподданнейшем адресе, поднесённом от имени «1800 церковных обществ трезвости», содержалась просьба дать положительную оценку трезвенному движению:

Благочестивый Самодержавный и Великий Государь наш.

После тяжких лет смуты и безначалия, когда пресёкся древний Царский род Рюриковичей, призрел Господь на скорбь и стенания людей Своих, благословил над нами царствовать славному Дому Романовых. Та исключительная высота, на какую Промыслу Божию угодно было вознести доныне благополучно царствующий Августейший Дом, не оторвала от корней народных, а напротив, ещё теснее и крепче связала его с судьбами и счастьем всех верноподданных. Это единение Царя с народом на почве православного веросознания и его идеалов, не только возводило царское служение на высоту великого, тяжёлого, крестного подвига, широко открывая «сердце Царево» для сочувствия скорбям и нуждам народным, но и было главным залогом исторической устойчивости Августейшего Дома Романовых. Как в евангельской притче: «и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры. И устремились в дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне» (Матф. VII, 25), - так и богохранимый Дом Романовых не пошатнулся в своих православно русских устоях, мужественно выдержав натиск стихийных напастей, когда на него, в течение трёх веков, «лил дождь» всяких бедствий, «устремлялись реки» политически опасных течений, «дули ветры» разных социальных веяний и брожений. И не только устоял, сохранив верность священно-историческим началам своей Династии наш Августейший Царственный род, но он дал русскому народу множество «благочестивых Царей» и «благоверных Цариц», которые в одно и то же время были и «создателями святых храмов», и «блюстителями православия», и творцами, строителями государственной мощи и величия Свято-русской земли.

На пути к светлому будущему, которого вполне достойна Великая Россия и к которому так неуклонно ведёт нас благословенная держава наших Боговенчанных Монархов, государственное строительство и объединённый труд православно-русского царя вместе с верноподданным ему народом должны встретить ещё немало препятствий. Не только непосредственное наблюдение, но и беспристрастная наука устами более честных своих представителей, в ряду особенно грозных явлений, способных остановить великодержавную Русь с её исторического шествия, давно уже указывают на опасность великого надвигающегося бедствия от алкоголизма, всё глубже и глубже внедряющегося в народный быт и даже посягающего на то, чтобы развенчать Русь Святую, православную в Русь поганую, языческую.

Став мировым, общенародным бедствием, алкоголизм на борьбу с собой вызывает в каждой стране все живые, охранительные силы её. Тем более в нашей православной стране на борьбу с алкоголизмом должна была выступить и ополчиться Церковь Христова, как вечный неистощимый родник животворящих благодатных сил.

Она благословила трезвенное движение, которое зародилось в её же недрах, и теперь, освещаемое её любовию, ширится, растёт: 1.800 церковных Обществ трезвости уже рассеяно по неоглядному пространству Русской земли. И все они скромно на своих местах делают народно-просветительное дело, подготовляя из своих членов верных слуг Царя и послушных чад Церкви Православной. Но, к сожалению, недоброжелатели трезвенного движения стараются представить его не отвечающим якобы государственным нуждам переживаемого нами момента. Вот почему мы, представители старейших церковных Обществ трезвости, вознося Господу Богу благодарственную молитву за милости, излиянные в течение 3-х веков на русский народ через Августейший Дом Романовых, дерзаем повергнуть к твоим державным стопам, Государь, просьбу стоящих за нами многотысячных народных трезвенных масс: да услышит вся православная Россия слово Твоего Царского благоволения к мирной деятельности православно-церковных Обществ трезвости. Это державное слово Твоё будет для всех деятелей трезвости самым крепким оплотом для ограждения от недоброжелательства и гонений со стороны противников и самым верным залогом дальнейшего роста трезвого дела в России, а вместе с этим ростом её славы и величия. Кто русский душой, тот не может не чувствовать, что призвание России всемирное и что осуществить его может только трезвый, просвещённый народ. Пусть же все русские люди видят, что трезвенное движение как дело высокогосударственное, охраняющее творческие силы великого русского народа, так нужные для его будущего, достолюбезно Твоему Царскому сердцу.

Вашего Императорского Величества верноподданнейшие богомольцы:

Руководитель С.-Петербургского Александро-Невского Общества трезвости протоиерей Пётр Миртов.
Руководитель Замостьевского приходского общества трезвости Новгородской епархии священник Алексей Борисов.
Член Совета Макарьевского братства трезвости священник Николай Сыренский.

 
На означенном адресе Его императорскому Величеству Государю Императору благоугодно было Собственноручно начертать: «Прочёл с удовольствием и желаю всемерного распространения по всей земле русской трезвенного движения».

Эти золотые слова Государя Императора делают 4-ое апреля 1913 года вечно памятной датой в летописях как Александро-Невского О[бщест]ва трезвости, так и всего русского трезвенного движения. Отныне русские трезвенники могут смело и безбоязненно вершить своё трудное, полное государственного значения дело: в нём стоит непререкаемый авторитет Царского одобрения и сочувствия их прекрасному подвигу физического и нравственного оздоровления русского общества и народа.

Приём Государем Императором деятелей церковных обществ трезвости // Трезвая жизнь. 1913. № 5. С. 597-600.

В 1859 году Святейший Синод своим указом благословил священнослужителям «…живым примером собственной жизни и частым проповедованием в церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина…».

А в 1909-м году Св. Синод 1909 г. снова обратился к преосвященным епископам всех кафедр с просьбою вменить, силою архипастырского влияния и власти вверенному ему духовенству в обязанность воздействовать на прихожан живой, убедительной проповедью о необходимости искоренения его для чего предложил целый ряд указаний, в частности:
…е) наконец, личный пример трезвости служителей прихода, исправных, непьющих, свидетельствующих своим поведением о согласии их жизни с тем словом о вреде пьянства, которое они должны непрестанно проповедовать.»…

Представители духовенства участвовали в Первом Всероссийском съезде по борьбе с алкоголизмом (Санкт-Петербург, декабрь 1909—январь 1910 гг.). Особо следует указать на вывод, к которому единодушно пришли делегаты съезда: “Приходские общества трезвости при современном состоянии приходской жизни суть необходимые учреждения в каждом приходе и являются нравственно-обязательным пастырским делом каждого священника”.
http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=280101.msg3562434