Древняя и вечно юная

Сергей Мальцев 3
(Это мое самое первое выступление в советской печати. Очерк опубликован осенью 1962 года в газете «Ленинградский университет» ЛГУ им. А.А. Жданова под рубрикой «Рассказы о лете».)

    Поездка по городам Средней Азии стала традицией для студентов отделения иранской филологии. На этой практике мы приобретаем некоторые разговорные навыки в таджикском языке, знакомимся с памятниками древней культуры народов Средней Азии. Знания, полученные на лекциях и в учебниках, оживают для нас живыми картинами восточного быта.
    Наш маршрут в этом году проходил через столицу Узбекской ССР Ташкент, а затем через Самарканд и Бухару.
    В Ташкенте мы посетили богатый рукописный отдел, где собраны многие уникальные рукописи. Здесь мы встретились со своими коллегами из Ташкентского университета. Они приняли нас исключительно тепло.
    Ташкент восхитил нас. (Речь идет о том Ташкенте, который еще не был разрушен катастрофическим землетрясением 1966 года и восстановлен потом общими усилиями советских союзных республик. – прим. автора). Как и многие города Средней Азии, он состоит из двух частей: старого и нового города.
    Старый город сохраняет черты исконных глинобитных построек Средней Азии. Типичными для старого города являются улочки, настолько узкие, что на них иногда едва могут разойтись два повстречавшихся пешехода. Впрочем, участки старого города бывает трудно разыскать: их скрывают современные постройки.
    Самарканд и Бухара – настоящий клад материальной культуры народов Переднего Востока. Эти города хранят в себе замечательные архитектурные ансамбли и памятники, такие как, Гур-емир, Регистан, Шахе-Зинде. С каждым из них связаны не только легенды, созданные народом, но и история Средней Азии. Гур-емир, например, построен при Тамерлане, как усыпальница для него самого и его потомков. Под сводами этого замечательного сооружения погребен завоеватель Тимур, известный средневековый ученый и философ Улугбек. Посмотрели мы и величественные развалины ансамбля Биби-Ханым.
    Самарканд очень уютный и красивый город. Здесь много цветов, зелени, тенистых парков. Отсюда мы направились к Пяндж-руду, месту захоронения известного таджикского поэта Рудаки. Дорога пролегала через живописную долину реки Зеравшан. Это красивейшее место: величественные горы со снежными шапками подпирают облака. Впечатление непередаваемое. Рудаки, очевидно, не зря выбрал Пяндж-руд  местом своего вечного покоя. Оно, действительно, очень красиво. Сейчас на могиле Рудаки построен мавзолей. Он стал местом паломничества для всех, кто бывает в этих краях.
    Затем мы посетили Самаркандский музей, где почерпнули много интересных сведений.
    По обилию памятных мест и образцов архитектурного искусства Бухара, вероятно, не только не уступит, но даже превзойдет Самарканд. Правда, архитектура здесь несколько иного стиля.
    Бухара когда-то была столицей могущественного Таджикского государства Саманидов. Бухарская крепость «Арк» существовала с самого начала нашей эры. В этой крепости вплоть до 1920 года продолжали восседать бухарские эмиры. В страшных темницах «Арка» еще накануне установления народной власти истязали известного таджикского писателя и общественного деятеля Айни. Революция освободила его из заключения.
    Бухара внешне во многом сохраняет облик восточного города. Она солнечная, шумная, пестрая. Памятники старины оставляют неизгладимое впечатление. Здесь мы посетили мавзолей Исмаила Саманида, «Макассу», летнюю резиденцию эмира, архитектурный ансамбль «Чехар-бик».
    Наша поездка прошла интересно и содержательно. Мы вернулись в Ленинград с новыми впечатлениями о крае и народе, язык которого изучаем. О Средней Азии хочется сказать словами писателя Павла Лукницкого: «Тот, кто хоть один раз побывал здесь, всю жизнь будет стремиться сюда».
                -------------