Киже по-ярославски

Олег Гонозов
Сколько лет живу в Ярославле с регистрацией на улице В.К. Блюхера. И никаких проблем с размещением в гостиницы, покупкой железнодорожных билетов или получением почтовых переводов у меня не было. А тут как-то заглянул в районный отдел УФМС, а сотрудницы на меня, словно ушат холодной воды вылили. «Нет, - говорят, - в Ярославле улицы В.К.Блюхера, а поэтому и паспорт у вас недействительный».

- Как же так? - испугался я. - Что же делать?
- А вы сходите в паспортный стол и поменяйте улицу В.К. Блюхера на улицу Блюхера, - объяснили мне.
Выходит все дело в злополучных инициалах маршала. Эх, и угораздило же меня поселиться на улице названной в честь Василия Константиновича Блюхера, красного маршала и первого кавалера ордена Красного Знамени!
Свое название улица удостоилась благодаря тому что будущий военачальник, а в 1889 году еще сын простого крестьянина родился в селе Барщинка под Рыбинском. Славный говорят Блюхер был командир, пять орденов Красного Знамени за свои подвиги заслужил, но в 1938 году все равно как «японский шпион» угодил под «Красное колесо» сталинских репрессий.
А у меня из-за него проблемы с паспортом. Нет больше в Ярославле улицы В.К.Блюхера! Прямо какая-то история поручика Киже по-ярославски получается.
Для тех, кто о ней не слыхал, коротенько напомню. В «Рассказах о временах Павла I», записанных Владимиром Далем со слов отца, был исторический анекдот, основанный на общей атмосфере царствования Павла I, когда генералы, чем-то не угодив императору в одночасье становились рядовыми, а младшие офицеры, наоборот, в мгновение ока делали головокружительную карьеру.
Как-то один военный писарь, составляя приказ по производству офицеров в следующий чин, выводя пером слова «прапорщики ж такие-то в подпоручики», совершил ошибку — перенес на следующую строку окончание слова «прапорщики» («ки»), написав его с большой буквы и слитно с последующим «ж». Так и появился на свет «прапорщик Киж».
Подписывая указ о производстве прапорщиков в подпоручики, император Павел решил выделить Киже и собственноручно начертал: «Подпоручик Киже в поручики». И так этот новоявленный поручик пришелся государю по душе, что на другой день он произвел его в штабс-капитаны. А вскоре и вовсе вышел указ о присвоении Киже звания полковника с царской пометкой на приказе: «Вызвать сейчас же ко мне». Все военное руководство переполошилось, но отыскать Киже смогли только найдя первый, с писарской ошибкой, приказ. Но никто не осмелился  доложить императору Павлу I, что полюбившийся ему офицер — плод писарской ошибки. А так как император торопил с аудиенцией, то ему объяснили, что полковник Киже скоропостижно помер и посему прибыть не может. «Жаль, хороший был офицер...» — сказал с грустью государь.

...Теперь неважно кто и когда дал указание писать название улицы с инициалами В.К.Блюхер, а затем без инициалов, но  у жителей этой улицы появились проблемы. И лично мне пришлось топать в паспортный стол и отстоять очередь, чтобы пройти перерегистрацию.
В заключении замечу, что судя по аншлагам, в Ярославле еще достаточно названий улиц, которые пишутся на домах, кому как взбредет в голову: Д.Бедного, Е.Колесовой, А.Невского, Пар.Коммуны... И не факт, что такое их начертание не может попасть в какой-нибудь документ.