Пятый Битл. Мог Быть Юбилей

Алексей Шавернёв
          С той поры, когда к легендарной ливерпульской четвёрке пришёл крупный успех, журналисты и музыкальные критики на эту «должность» выдвигали разные кандидатуры: первого барабанщика Пита Беста, аранжировщика Джорджа Мартина и даже продюсера Брайана Эпстайна. Но окончательную ясность по этому вопросу внёс лично Джон Леннон, заявив, что и он, и его коллеги по группе считают «пятым битлом» Стюарта Сатклиффа, первого басиста группы.
          Сегодня Стюарту Сатклиффу исполнилось бы 70 лет. Он – единственный из всех участников «Битлз» не был уроженцем Ливерпуля, не обладал большими музыкальными способностями и относился к музыке не более, чем к хобби. Однако он сыграл огромную роль во внешнем имидже «Битлз», в частности, он первым начал носить ту самую, знаменитую причёску, в дальнейшем получившую название «битловской». Её придумала подруга и невеста Стюарта Астрид Кирххер.
          Стюарт Сатклифф родился 23 июня 1940 года в столице Шотландии Эдинбурге в семье морского офицера и школьной учительницы. Переехав с родителями в Ливерпуль, юный Сатклифф фанатично увлёкся живописью, подавая большие надежды.
          Поступив в Ливерпульский художественный колледж, Стюарт подружился там с другим студентом колледжа, Джоном Ленноном, в отличие от Стюарта, в живописи себя особо не проявившим, но, зато, малым остроумным и, как бы сейчас сказали, «продвинутым». 
          Случилось почти небывалое – Сатклифф произвёл сильное впечатление на амбициозного и заносчивого Леннона: Ещё бы! Ведь у Стюарта был Свой Стиль.
          Вскоре Джон предложил новому другу присоединиться к любительской группе, в которой сам музицировал. Стюарт поначалу отказывался, поскольку понимал, что играет он неважно, но, вняв настойчивым уговорам Джона, в итоге согласился.

          В ноябре 1959 – январе 1960 в художественной галерее Ливерпуля проходила выставка современной живописи, на которой экспонировалась одна из картин Сатклиффа. После закрытия выставки этот холст был продан за весьма неплохую сумму в 65 фунтов.
          Подоспевший Джон Леннон тут же настоятельно порекомендовал другу потратить полученный гонорар на покупку бас-гитары.
          С этого момента Стюарт начал играть на басу в ансамбле «Кворримэн», несколькими месяцами позже переименованном в «Битлз», в тот момент включавшем помимо него, Джона Леннона, Пола МакКартни и Джорджа Харрисона (гитары), а также барабанщика Пита Беста. Сатклифф реально оценивал свои музыкальные возможности, и поэтому основную энергию всё же тратил на интенсивные занятия живописью, где его шансы пробиться были достаточно высоки.
          Тем временем, молодая группа подписывает контракт на работу в Германии и переезжает в Гамбург, где играет в танц-клубе до конца 1960 года.
          Тогда же Стюарт знакомится со студенткой гамбургского художественного колледжа Астрид Кирхерр, изучающей фотографию. Кирхерр и Сатклифф влюбились друг в друга, уже в ноябре 1960 г. состоялась их помолвка.

          Во время тура по Англии в начале 1961 года, на сцену заведения в Литтерленде, где в тот вечер играли «Битлз», посреди выступления влезла группа пьяных посетителей, вооружённых бутылками и напала на музыкантов. Завязалась драка. Все, кроме МакКартни, пострадали. Больше всего досталось Сатклиффу, получившему тяжёлую черепно-мозговую травму…
         …Джон Леннон искренне желал своему другу добра, а оказал ему медвежью услугу – после той драки на концерте, Стюарта регулярно начали мучить нестерпимые головные боли.
          Летом 1961 года «Битлз» снова отправились в Гамбург, на этот раз, в качестве аккомпанирующего состава рок-н-рольщика Тони Шеридана.
           В Гамбурге Шеридану и «Битлз» удалось записать совместную пластинку (переиздавалась под разными названиями: «First», «Beginning», «The Beatles» & Tony Sheridan » и др.). Сингл с альбома «My Bonnie» разошёлся 100-тысячным тиражом и попал в германский Тор-5. Копии пластинки добрались и до Британии. Вроде бы начинался успех...

         Тем не менее, по истечении контракта, Сатклифф принял решение не возвращаться на родину, а остаться в Германии. Он окончательно осознал, что карьера музыканта – не для него.
         Стюарт поселился у Астрид, поступил в Гамбургский колледж искусств и продолжил занятия живописью под руководством Эдуардо Паолоцци, делая заметные успехи.
 
         10 апреля 1962 года Стюарт Сатклифф умер от кровоизлияния в мозг. Ему был 21 год. Точная причина смерти неизвестна, но наиболее вероятными кажутся последствия травмы головы, полученной во время драки на выступлении в Литтерленде.    
          Сатклифф не был сильным музыкантом, но был многообещающим художником. Его педагог, академик живописи сэр Эдуардо Паолоцци вспоминал, что «Стюарт Сатклифф был одним из его лучших студентов».
          Немногочисленные сохранившиеся работы Сатклиффа приобрела Художественная галерея Уокера.
          Стюарту Сатклиффу посвящён вышедший в 1994 году игровой художественный фильм «Backbeat» режиссёра Йена Софтли (в России – под названиями «4+1» и «Пятый из «Битлз»).