Потерянная земля

Геннадий Селиванов
 В Пермском крае сотни деревень  с чистыми реками и лесами,  с прекрасными лугами и полями. Живи да радуйся! Только жить в этих деревнях некому…


  В деревню Берёзова Юрлинского поселения в Коми-округе мы приехали по приглашению  уроженца этих мест Николая Григорьевича Чащина. Особой причины, прямо скажем, для этой поездки не было: ни скандальных выборов, ни терактов тебе, ни пожаров, ни даже кровавой разборки на бытовой почве.
  - Ну, ёк-макарёк! – уговаривал нас Николай Григорьевич. –  Неужели вы только на «жареное» ездите? Но в нашей деревне жили и живут хорошие люди! Разве вам их судьба не интересна?
  Поехали…
 
*** 
  В почтовом отделении в Юрле, районном центре,  где  мы отмечали свои командировки, нам сказали «Такой деревни в нашем районе нет!»
 - Но как же, мы же едем по приглашению…
 Выяснилось, что название населенного пункта  мы написали с ошибкой: «Березово». Оказывается, хоть деревня и русская, но  коми-пермяцкие названия в районе уважают. «Ва» - по коми означает «вода», и  писать надо именно так – через «ва». «Березовая Вода», значит.
   Тут же вспомнилась известная песня:
Я в весеннем лесу пил берёзовый сок,
С ненаглядной певуньей в стогу ночевал.
Всё, что было – забыл, что имел – потерял….
 Но это так – присказка.  Потеряли мы, как и герой этой песни,  выяснилось, очень многое. Впрочем, чего торопиться с выводами. Для начала расскажем о наших впечатлениях.

  Первой, к кому мы в Берёзовой Воде зашли  в дом для разговора, была Матрёна-Иваниха,  самая старшая из всех шестнадцати жителей, проживающих в деревне. Почему её так прозвали, честно говоря, толком не выяснили. То ли потому, что она родом из соседней деревни Иваниха, то ли потому, что давно умершего мужа, знатного в колхозе тракториста,  звали Иваном. Бог весть…
  Иваниха с самого порога огорошила. На вопрос: «Как дела, баба Мотя»  она ответила   простодушно:
- Куёва!
 Произнесено это было нарочито «по коми-пермяцки»!  Орфоэпические же нормы русского языка позволяют мне  обойтись без извинений и без  телевизионных замазок «пи-пи».  Куёва! А как ты, уважаемый читатель,  это поймешь – уж сам решай.

- А что так,  баба Мотя?  Почему? Пенсия мала?
- Пензия нормальная, десять тыщ получаю, мне хватает. Еще и внуку с его женой остаётся…
  В день нашего приезда, к слову сказать, внук за помощью к бабушке и приехал. Именно поэтому, решая свои внутренние, семейные, дела Иванихе было не до разговора с нами – внучок, молодой мужчина, был в доме самый желанный гость.
 - И всё же, что плохо? – спросили мы, не переступая порог дома обратно.
-  А  что хорошего? – ответила вопросом на вопрос хозяйка. – Живём, как партизаны. Магазина в деревне нет,  медпункта  тоже нет…. Спроси, чего у нас тут есть?
    Спрашивать было нечего.  Мы уже заранее знали, что в деревне нет и телефонной связи. И почты, естественно, тоже нет.  Собственно, нет ничего, к чему мы так привыкли в «цивилизации». Так что сравнение с партизанами было вполне уместным и справедливым.
   Как «партизаны» в деревне живут не только старики. Самой молодой в деревне считается семья Чащиных. К слову сказать, никто из Чащиных и Митрофановых друг другу в деревне – не родственники, а всего лишь однофамильцы. Хотя, может быть, и есть какая-нибудь седьмая вода на киселе.
  Егор и Галина – люди, как говорится,  предпенсионного возраста  - обоим до пенсии еще лет пять работать. Впрочем, какая работа – они живут исключительно за счёт подсобного хозяйства.
  Егор когда-то работал дояром на ферме, однако в женском коллективе жены себе так и не нашел. С Галиной они «сошлись» лет пять тому назад,  после смерти её мужа. Решили, что двум  одиночествам  легче выжить вместе. У них, естественно, собственный дом, на подворье – корова, поросята, овцы. Большой огород. Летом они ведут активную заготовку грибов и ягод. Дары природы – великое подспорье их крестьянскому столу.
- А другие продукты как приобретает?
- Излишки с огорода продаём, - говорит Егор. -  Мясо, сало, грибочки тоже цену имеют. 

  А вот  бывший колхозный ветеринар Семен Иванович Митрофанов приусадебного хозяйства не имеет. Несмотря на свои профессиональные навыки, скотину во дворе не держит -  говорит, выработал свой ресурс, тяжело стало управляться не только с коровой, но и поросёнком.
   Живет он в доме после смерти жены  один-одинёшенек. Пенсия у ветеринара невелика – четыре тысячи рублей.
 - Как же выживаете здесь на такие деньги без скотины в хозяйстве?
- Огород выручает. Картошкой и прочими овощами себя обеспечиваю полностью.
 - А хлеб?
  Хлеб, оказывается,  березовцы, в основном, пекут сами. А вот за другими продуктами в магазин, с соседнюю деревню, Ивановскую, за три километра, часто ездят на лошадке.  Такую бесплатную  услугу  землякам оказывает фермер Фёдор Митрофанов.



  *** 

   По меркам двадцатых годов Фёдор Степанович был бы признан деревенским кулаком. У него в хозяйстве – два трактора (бульдозер «Т-100» и «Беларусь», легковая машина «Волынь»). Он успел купить по сходной цене эту  списанную технику в середине 90-х годов,  когда разваливались колхозы и леспромхозы.  А еще на его дворе - две лошади, поросята, овцы. До недавнего времени было еще и пять коров.
 - С коровами пришлось расстаться, - сетует наш «кулак». – Потому что два года назад  сын с  семьей из деревни в город  уехали, и помогать стало некому. А нам со старухой трудно коровье стадо содержать.
  В большом доме, где места хватит на полноценную семью, Фёдор Степанович живёт с женой Натальей Григорьевной. Оба уже  давно на пенсии, но «старорежимная» привычка работать на земле не даёт пенсионерам сидеть без дела. Наталья Григорьевна – командир по домоводству: щи сварить,  в доме подвести.  Да  и скотинка без её заботы не остаётся.
 На хозяине – мужские проблемы. С весны до осени  он с тракторов своих не слазит: пашет, сеет, заготавливает корма. У Митрофановых  в аренде 140 гектаров земли. Из них сто соток отведено под картофель, остальное – под покосы: сена для домашнего стада требуется немало. А есть излишки – можно продать.
 
   В том, что старший сын с семьей  из деревни уехал, старики виноватят оптимизацию.
 - Будь она неладна, - говорят. – Всю жизнь поломала….   

  Здесь следует сделать небольшое пояснение. При советской власти на территории деревни действовал колхоз «Путь к коммунизму». Шестьдесят дворов было в деревне, и в каждом – семья. В иных – по пятеро детей.  Не сказать, что жизнь здесь была прекрасна и удивительна, но…  Клуб и медпункт работали. И магазин был.  И, главное, начальная  школа была.  В соседней деревне, Ивановской, всего-то в трёх километрах,  была построена  отличная двухэтажная школа-восьмилетка. Таким образом, родители могли быть спокойны за своих чад до 16 лет. Поэтому родительский отток с обжитых родных мест был минимальный.
  Программа оптитмизации наличие школ в деревне не предусматривала. А закрыли школы – и всё посыпалось. За школами последовало  «упразднение» всей  инфрастуктуры. И «Путь к коммунизму» приказал долго жить…   
   - Сын, между прочим, тоскует о родных местах, - продолжил разговор Фёдор Степанович. -  хочет вернуться, но быстро у него вряд ли получится. А вот другой сын, младший,  вернётся наверняка  в ближайшее время – в городе ему тоскливо. Тогда и нам  жить здесь будет  повеселей.
  Сам Фёдор Степанович вернулся с женой  в родную деревню лет пятнадцать назад. Родился и вырос он здесь, в Березовой. Однако после службы в армии  в поисках лучшей доли уехал из родной деревни. 
- Везде хорошо, где нас нет, - усмехается  Фёдор Степанович. -  Да только места лучше родного дома, родной деревни я так и не встретил.

*** 
   После всего увиденного и услышанного мы обратились за комментариями к Е. И. Леонтьеву,  главе Юрлинского поселения, на территории которого расположена и Берёзова. Вообще на территории поселения 69 населенных пунктов, 3000 дворов, где проживает 8600 человек. Прошедшая оптимизация  не коснулась, а катком прошлась и по  этой земле. Естественно, об оптимизации и её результатах и был первый вопрос.
  Егор Иванович глубоко вздохнул и выдохнул, словно предстояло нырнуть в омут.
 -Для меня это сложный вопрос. С одной стороны,  государство вроде всё правильно делало – сокращало свои расходы на содержание деревень. А с другой стороны… Ну, согнали людей с мест, расселили по крупным селам. Школа есть, фельдшерско-акушерский пункт, почта... Но нет главного – работы. И возможности заниматься собственным подсобным хозяйством у многих переселенцев тоже не стало. Где новый хозяин будет скот содержать? Где сено косить для  коровы? И потом: за годы реформ очень многие наши крестьяне разучились или просто не хотят работать. Плывут себе по течению, куда кривая вывезет…
  Вот это, пожалуй, самое тревожное в сложившейся на селе (не только в коми-пермяцкой глубинке) ситуации. По сути, всё произошло, как в известном физиологическом опыте, когда у подопытной  лягушки испытывают реакцию на боль.  Она резко реагирует, когда делают больно первой лапке, на болевые ощущения второй  и третьей она реагирует уже вяло. А когда делают больно все четырем – никакой реакции. Потому что «подопытный образец»  смирился с болью, воля  у него подавлена полностью, сопротивление бесполезно.
  Именно такую реакцию на реформы в России мы сегодня и видим. И не только в селе. Десятки, сотни бездомных людей, потерявшие работу, предпочитают жить  на городских свалках. Да что там бомжи! Многие городские жители десятилетиями мытарятся по тесным общагам, живут в аварийных домах без газа и воды, имеют в городе работу с мизерной зарплатой,   но им и в голову не приходит переехать в деревню, организовать собственное хозяйство и жить по-человечески.
  Между прочим,  в той же Берёзовой, по меньшей мере, шесть домов – в муниципальной собственности.  А в соседней, Ивановской,  - аж целая улица пустующих домов в жилом состоянии.  Мы уж не говорим о  заброшенных, бесхозных домах,  которых в окрестных деревнях – многие десятки.
  - Приезжайте, живите, обустраивайтесь! – приглашает глава поселения. – И землю выделим, и помощь необходимую окажем. А какие у нас замечательные места! В лесах полно ягод и  грибов - таких боровиков, как у нас,  нигде не растёт.  Рядом с деревней  – речка, можно сделать пруд. Рыбу в том пруду разводи, водоплавающих птиц – гусей, уток. Реки  у нас еще чистые, не загаженные химией. И воздух  - по-прежнему, чист, прозрачен и свеж...
  Справедливости ради надо сказать, что это не пустые обещания и призывы. В последние годы наша власть наконец-то стала понимать, что с оптимизацией палку перегнула. Теперь в рамках краевой программы по обустройству и развитию села, людям обещают и реально выдают кредиты на организацию собственного дела в деревне. Только вот желающих не очень много. А уж заселять прикамскую глубинку их и вовсе нет.  Хоть китайцев приглашай! Они –то  наши пустующие земли освоили бы быстро, и без особых затрат со стороны государства. Еще бы и выгоду принесли.
  Кстати говоря,  глава Юрлинского поселения совсем не против такого оборота событий.
  - А что здесь страшного? Если человек трудолюбивый, законопослушный и владеет русским языком – мы не против. Пусть приезжают, работают, показывают пример.  Но я почему-то уверен, что жизнь у нас наладится и без китайцев. У нас есть программа по строительству дорог, по ремонту и восстановлению жилья, по благоустройству наших деревень и посёлков. В Березовой хотим плотину для хорошего пруда соорудить.
 …  Мы побывали в Берёзовой в конце марта. Солнце уже грело по-весеннему. Весна обещала быть тёплой и полноводной.  Березовцы при всех своих проблемах  мечтают, что и жизнь у них в деревне когда-нибудь тоже будет такой. 

Геннадий СЕЛИВАНОВ
8 апреля 2010
«Звезда»