Специальное назначение

Геннадий Селиванов
Делом своей жизни священник из уральской глубинки выбрал служение односельчанам
 
  Впервые об отце Александре (Караваеве) я узнал из телевизионного сюжета, который прошел по РТР осенью прошлого года.  Сюжет был такой. В уральской глубинке, в селе Кыласово Кунгурского района, служит в Свято- Никольской церкви отец Александр.  Однако он не только проводит ритуальные службы (крестит, венчает, отпускает грехи и прочее),  но и оказывает прихожанам услуги. Самая главная его услуга – доставка покойников на погост.
  Сельское кладбище расположено почти за три километра от села. Дорога к погосту  - расхристанная до безобразия. Даже в сухую солнечную погоду добраться сюда на грузовой машине весьма проблематично, а уж в дождь, снег, сезонную распутицу – просто  невозможно. У сельской администрации по причине бедности подходящего транспорта для доставки покойников нет. А у отца Александра  - в собственности вездеход ГАЗ-66. Проведёт батюшка службу за упокой души, потом сам же садится за руль и осуществляет доставку рабов божьих к последнему приюту.
  Вот такой был сюжет. Честно говоря, лично я не смог поначалу определиться: хорошо это или не очень? С одной стороны, возить покойников -  вроде бы не дело священнослужителя. Душа человека – вот что главное для него.  Но с другой… Кто ещё, если не он, отец Александр,   сможет это сделать в этом конкретном селе при конкретных обстоятельствах?  С человеческой точки зрения, «приземленные» поступки батюшки вызывали искренние симпатии. Молиться надо на такого человека!
  В общем, личность отца Александра привлекла и редакционное  внимание «Звезды».
 
***   
  Мы приехали в Кыласово погожим весенним  утром. Маковка Свято- Никольского храма играла на солнце золотыми лучиками, а сам храм, окрашенный в бело-голубые тона, казалось, сошел на землю  с весеннего неба. Вольно или невольно, эта «картинка»  создавала ощущение праздника и вечности бытия. Впрочем, очень скоро мы снова оказались на грешной земле…
  Отец Александр встретил нас у главных ворот. О встрече мы договаривались заранее, поэтому  времени на разговор был вагон и маленькая тележка. Заходить в храм мы не спешили, а отправились на прогулку вокруг него.
- Отец Александр, некоторые современные  священники до прихода в церковь были учителями, врачами и даже партийными работниками. Расскажите, как вы пришли к Богу?
  Каюсь, мои вопросы в разговоре с отцом Александром не всегда были деликатны. Но я и предполагать не мог, насколько жестоко обходилась с ним жизнь. Добрые глаза, спокойная, приветливая речь никак не выдавали в моём собеседнике страдальца.
 - В церковь я пришел после смерти жены Ольги,  - ответил он после недолгого раздумья. -  Она умерла в 1986 году, через четыре  месяца после рождения сына.  Было ей в то время двадцать пять лет.  Но мой приход в церковь случился не сразу. После смерти жены я еще восемь лет мыкался по разным городам, всё искал работу, которая бы позволила мне уделять максимум внимания сыну.
  - Почему же вы не женились второй раз?
  - Первая жена Богом дана…
  - Но как же сын? Ему ведь нужна была женская забота и внимание...
  - Ему хватало моей заботы. И моего внимания. До девятнадцати лет.
  - А что потом? Он куда-то уехал?
  Отец Александр отвернулся и зафиксировал свой взгляд на невидимом мне объекте. Я повернул голову в этом же направлении  и…  увидел могильный крест. Высокий деревянный пятиконечник  разрывал, соединяя собой, металлическую церковную ограду. Могила была  ухожена – захоронение, судя по всему, было недавнее.
- Никуда он не уехал. Здесь мой сыночек похоронен.
 
 Иоаким, сын Александра, погиб 16 октября 2005 года в Перми.  За рулём машины, которая его сбила при переходе через улицу  (на зелёный свет!) сидел в дупель пьяный водитель. Рядом с ним – его друг,  такой же безответственный кирюха.
  Оба оказались сыновьями известных в определенных кругах авторитетных бизнесменов. Это обстоятельство во многом  определило степень наказания пьяного водилы. Увы, положение человека в обществе и толщина его кошелька, как и сто лет назад, имеют прямую связь с правосудием.
  Впрочем, в этой конкретной ситуации вопрос об уголовной ответственности решали не только деньги и нужные связи. 
  - Поначалу я следил за ходом  расследования этого дела, - рассказывает отец Александр. -  Возмущался, что его волокитят… Но однажды меня пригласили на беседу в Пермскую епархию и попросили простить  убийцу моего сына. Я  не то чтобы простил,  но добиваться его наказания не стал.    Бог ему   судья.
- Вы думаете, этот человек обратился к Богу за искуплением грехов? Такие люди вряд ли верят в Творца. Тем более, что в мире господствует другая теория о происхождении человека.
- Да, многим людям удобно и выгодно считать теорию Дарвина истиной. Всё можно оправдать, если считать, что ты – дитя обезьяны. Но расплата будет в любом случае.  За каждое свое слово и дело человек осудится или оправдается после физической смерти. Времени будет много – человеческая душа бессмертна.
  - Батюшка, но как достойно пережить человеку страдания в реальной жизни?
   - Знаете что? Давайте мы об этом у рабы божьей Зои спросим…
  В день нашего приезда в церкви ожидали бригаду пермских строителей, которая подрядилась провести в храме  бетонирование полов.  В трапезной по этому случаю для рабочих готовился обед.  «Раба божья» - Зоя Андреевна Мальцева -  как раз и занималась этим.
 Как выяснилось, в церкви она служит с начала  её восстановления. И не только стоит у плиты, но и моет полы,  стирает,  прибирает территорию вокруг храма.
  Жизнь у Зои Андреевны, по её собственной оценке, не сложилась. На фронте Великой Отечественной погиб её отец, бывший председатель колхоза. В четырнадцать лет Зоя была вынуждена идти работать на ферму  - дома нечего было есть. После войны вышла замуж, но из нужды выбиться  никак не удавалось, хотя молодые работали, что называется, на износ.
 Муж умер рано, в пятьдесят лет.    Вышла замуж второй раз, но… Второй муж по пьянке выяснял отношения с помощью кулаков. А пил он через день да каждый день.
  - Сейчас я живу у сына, - рассказывает Зоя Андреевна. – Но большую часть времени провожу в церкви.  Для меня это главный дом.  Скажу вам откровенно: только здесь  и нахожу утешение…
   - В чём? В молитвах?
   - Человеку всегда надо  думать о чистоте своей  души.  И очищать её от скверны.  Надо хотя бы раз в месяц приходить в церковь, исповедоваться, снимать с себя грехи. Грехи – это ведь душевный мусор, ржавчина. Не  освободишься от  этого, не покаешься -   придут к тебе душевные болезни, будешь маяться. И не поймешь, отчего.
   Батюшка, присутствовавший при этом разговоре,  тихо добавил:
- Бог терпел и нам велел.
 
***
 В Кыласово отец Александр приехал в апреле  1994 года по направлению Пермской епархии, после окончания курсов священнослужителей. До него в село уже приезжали несколько кандидатов в настоятели Свято- Никольской церкви. Однако ознакомившись с состоянием дел  и воочию увидев совершенно убитый храм, отказывались вести здесь службы. А уж остаться на постоянное место жительства – нет уж, увольте.
 Отец Александр остался.  Даже несмотря на то, что местная администрация отказала ему в жилье: мол, церковь у нас отделена от государства. Пришлось продать квартиру в Перми и на эти деньги построить  в селе собственный дом.
 Но зачем ему нужны были такие жертвы?  Внутреннее устройство храма, без преувеличения, надо было восстанавливать с нуля.   За годы советской власти в Святоникольской церкви какие только организации и предприятия не базировались! До Великой Отечественной войны  в стенах храма работали   колхозная МТС и столовая. После войны –  котельная, телефонная станция  и одновременно клуб со всеми развлекательными причиндалами – танцполом, эстрадкой, биллиардным залом. На месте алтаря располагался кабинет директора клуба!
 Вообще до самого купола храм был перекрыт  межэтажными перегородками, на разбор которых потребовались годы. При этом надо было учитывать тогдашнее состояние общества и конкретного села Кыласово, в частности. Постоянный приход в церковь составлял едва ли два десятка человек. В основном, малоимущих.  На их пожертвования  можно было приобрести разве что мешок цемента...
  К счастью,  у отца Александра нашлись помощники, готовые работать бесплатно.  На его просьбы откликались конкретными денежными вкладами и состоятельные люди, пораженные энтузиазмом и силой духа настоятеля храма.    Такой факт. Ветераны Пермского спецназа, прошедшие Афганистан, Нагорный Карабах, Чечню, другие «горячие точки»,  избрали Александра своим  духовным наставником.  Понятно, что такой  выбор не может быть ни случайным, ни формальным.  К пустому человеку за советом и утешением не придешь, душу свою первому встречному не откроешь.  А в  товариществе бойцов Александр был и остаётся своим среди своих, и его право -  быть духовником - дорогого стоит.
   
 Когда все чужеродные постройки в церкви  были ликвидированы,  на одной из потолочных арок взору энтузиастов открылась прекрасно сохранившаяся роспись   иконы Святителя Николая. Из всех  церковных росписей она одна лишь и сохранилась.   При перестройке храма кто-то заботливо укрыл её досками.
- Между прочим, эта роспись  была создана не менее двухсот лет назад, в 1779 году, когда  на месте деревянной церкви построили  эту, каменную, - рассказывает отец Александр. -  А вот настоящей иконе Святителя Николая  - более трёхсот лет. Сохранились свидетельства, что жители Кунгура молились на эту икону, и она избавила их от пугачевщины.  Именно после  этого в нашей местности сложилась традиция крестных ходов от Кыласово до Кунгура. Вот и нынче, в первую  неделю Петрова поста, - утречком в четверг -  по старому сибирскому тракту мы пройдём с нашей святыней  25 километров до Кунгура.


*** 
 Особую гордость отца Александра в обновлённом храме представляет крестильная – зал, где проходит обряд крещения. Признаться, ничего подобного лично мне в церквях видеть еще не доводилось.  Зал построен и оформлен по индивидуальному  проекту самого батюшки.
  Представьте себе просторное светлое помещение с окнами на солнечную сторону. На голубых  стенах – росписи на библейские темы с текстами молитв. Посередине зала – купель со входом и выходом. Это место крещения взрослых людей. Для младенцев же установлен специальный чан. Вода в крестильную  поступает из артезианской скважины, она всегда чиста и свежа.
 По обе стороны купелей  в огромных  вазонах растут лимонные деревья. Натуральные! В день нашего приезда лимонники цвели, издавая неповторимое благоухание. Между прочим, деревья плодоносят  - два раза в год  с них снимают урожай.
  - Это святое место, - говорит отец Александр, явно довольный произведенным эффектом,  -  поэтому в крестильной должно быть так же благостно,  как в раю.
  В этот «рай» приходят и приезжают креститься и крестить своих детей  не только местные жители. В регистрационной книге встречаются кунгурские, пермские, кировские, екатеринбургские адреса.
 - Хотите, и вас окрещу? – неожиданно предложил мне отец Александр.
- Да я крещеный…
- В таком случае могу совершить другое богоугодное дело - обряд омовения.
  Отказать себе в таком удовольствии – было бы, право, грешно. И я тоже решился побывать в раю. Хотите – верьте, хотите – нет, но после купели моя головная боль, связанная с повышенным артериальным  давлением, куда-то улетучилась. 
  На этом можно было бы и закончить отчет о поездке к отцу Александру,  настоятелю Свято-Никольской церкви в селе Кыласово. Но…
  - А я ведь на сегодняшний день  настоятелем этой церкви не являюсь, -  огорошил нас на прощание батюшка. – В прошлом году прежнее руководство Пермской епархии меня от службы освободило.
- Почему?
- Я не могу обсуждать это публично.  Скажу только, что я проявил несогласие с политикой епархии в некоторых принципиальных, на мой взгляд, вопросах.
  - Но как же церковь? Будет ли она восстановлена без вашего участия?
  - А я от восстановления  не отказываюсь, это -  главное дело моей жизни. Моё специальное назначение. И никто, кроме Господа, меня от него не отлучит.

 Геннадий СЕЛИВАНОВ
  4 июня 2010 года,  газета «Звезда» (Пермь)