Ирландский эпос

Константин Рыжов
Наряду с бретонцами во Франции, валийцами в Уэльсе и горными шотландцами, ирландцы являются сейчас одним из четырех осколков некогда великого кельтского племени, занимавшего в V-IV вв. до Р.Х. большую часть Европы. Причем самым крупным очагом кельтской культуры в средние века была именно Ирландия. Красноречивое свидетельство тому – знаменитый ирландский эпос. Сложившиеся в раннем средневековье, в эпоху независимости, ирландские саги по сей день поражают глубоким своеобразием.  Ни в одном другом европейском эпосе мы не найдем столь богатой и причудливой фантастики, и нигде любовь не играет  такой видной роли, как в ирландских сагах. Поражает так же странное  соединение контрастов: первобытной жестокости и душевной утонченности, упоения фантазией и крепкого чувства конкретности, пышной величавости и задушевной интимности. Язык саг удивительно совершенен. Манера повествования гибка и разнообразна: в драматических местах - стиль напряженный и сжатый, в описательных – замедленный и пространный.

Население Ирландии делилось в древности на множество племен, число которых достигало 180. Стоявшие во главе них князья подчинялись королям областей, которых было пять или шесть. Глава центральной из них – Миде, имевший свою ставку в Таре, считался верховным правителем острова, которому подчинялись короли других областей. Отношения между различными племенами и областями далеко не всегда были мирными. Поскольку главным богатством был скот, то распространенной формой разбоя являлся угон скота. Подобные «угоны» коров или быков прославлены во многих сагах.

Формирование большинства саг завершилось в Х веке, когда старые саги, эпизодические, разрозненные, нередко противоречивые  в разных их редакциях, были трудами грамотеев-монахов и светских литераторов собраны вместе, согласованы и объединены в обширные компиляции, тщательно переписанные.  Самые ранние из этих компилятивных рукописей восходят к XI-XII вв. Общее число дошедших до нас саг – 278. Объем их обычно невелик: каждая могла быть рассказана за один зимний вечер. Порой они складываются в циклы со сквозным сюжетом. Самый известный из таких циклов – «Похищение быка из Куалнге». Общим фоном событий цикла служит старинная борьба между двумя королевствами - Уладом и Коннахтом, выражавшаяся как в постоянных мелких набегах, грабежах и пограничных схватках, так и в больших организованных походах. Борьба эта длилась со II в. до Р.Х. по II в. нашей эры. Сила  враждебного Коннахта  воплощалась в уладских сагах в образах  могучей и жестокой королевы Медб и ее мужа короля Айлиля, которым удалось привлечь на свою сторону других ирландских королей.  Этой коалиции противостояла  мощь короля уладов Конхобара и его лучших бойцов, величайшим из которых был Кухулин - сын Дехтире, сестры Конхобара, и бога света Луга. Еще ребенком он превосходил всех своих сверстников силой и ловкостью. Когда ему исполнилось шесть лет, с ним случилось происшествие, объясняющее его прозвище. Конхобар  и все его воины отправились на пир, устроенный кузнецом Куланом. Мальчик, оставленный дома, выбрался на свободу и захотел присоединиться к пирующим. Во дворе Кулана на него напал пес хозяина, отличавшийся такой силой и свирепостью, что с ним не смог бы справиться целый отряд воинов. Но мальчик метнул в пасть зверя камень  из пращи, пронзивший его насквозь, и тот пал на месте. Все подивились этому подвигу. Однако Кулан, понесший ущерб, потребовал, чтобы мальчик  отслужил ему некоторый срок сторожем за пса, что и было исполнено: отсюда пошло имя героя – Ку-Кулайн, «Пес Кулана». Семи лет он впервые получил оружие и сразу стал побеждать сильнейших бойцов Ирландии. Свой величайший подвиг Кухулин совершил в возрасте семнадцати лет, обороняя в одиночку свою родину  против целого вражеского войска (с этим эпизодом как раз и связаны события «Похищения быка из Куалнге»).
Именно в образе Кухулина древняя Ирландия воплотила свой идеал доблести и нравственного совершенства, своего рода первобытного рыцарства. Наряду с необычайной силой и мужеством Кухулин обладает душевным благородством. Он великодушен к врагам, отзывчив ко всякому горю, утонченно вежлив с женщинами, всегда – защитник слабых и угнетенных. Как по происхождению, так и по своим качествам это подлинный полубог. Ни один из других ирландских героев  не обладает такими чудесными  свойствами и способностями, как Кухулин. Когда он приходит  в боевую ярость, то увеличивается в размерах и  весь преображается. Он становится многоликим, ужасным, неузнаваемым и диким. Тело чудовищно выгибается, так что ступни , колени и голени поворачиваются назад. Мышцы головы сходятся у затылка, лицо обращается в красную вмятину. Рот дико искривляется, а громовые удары сердца о ребра напоминают рычание льва. Над его головой  - ядовитые тучи, а в воздухе огненные искры.

Поводом к войне стало похищение по повелению Медб прекрасного коричневого быка божественного происхождения, принадлежащего одному из уладов. Для своего вторжения Медб специально избрала время, когда все улады были поражены магической болезнью, раз в год повергавшей в полное бессилие  всех их мужчин, кроме Кухулина. Преграждая путь врагам, Кухулин занял позицию у брода, через который должно было пройти неприятельское войско, и выставил таблички с заклинаниями, обязывающими врага переходить брод  по одному, поочередно вступая с Кухином в единоборство. Без отдыха он победоносно выдерживал эти поединки в течение трех зимних месяцев, пока, наконец, улады не исцелились и не пришли к нему на выручку. Единственный, с кем делит он этот непосильный труд – его возница Лаэг, сын Риангбара.

Сражаться с Кухулином приходится и его любимому другу, побратиму Фер Диаду (они когда-то вместе проходили обучение  у колдуньи Скатах). Во время ночного отдыха после сражения богатыри дружески обмениваются   едой и целебными зельями. Их возниц лежат рядом, их кони пасутся вместе. Но на третий день Кухулин все же убивает Фер Диада.  Это – кульминационный пункт повествования.

                СМЕРТЬ ФЕР ДИАДА В ПОЕДИНКЕ С КУХУЛИНОМ
…Тогда облачился Кухулин в одежды для боя, сражения и схватки и проделал высоко в воздухе немало чудесных, блистательных боевых приемов…
Увидел Фер Диад те боевые приемы и понял, что в должный час обратятся они против него.
- Какое оружие мы выбираем, о Фер Диад, - спросил Кухулин.
- Сегодня до ночи тебе выбирать, - отвечал Фер Дипд.
- Тогда испытаем игру в брод, - молвил Кухулин.
- Согласен, - ответил Фер Диад.
Хоть и ответил так Фер Диад, знал он, что труднее всего ему уберечься от этого приема, ибо любого героя и воина побеждал Кухулин при игре в брод.
Великое дело совершилось у брода в тот день – два героя, два первых воина…, два пламенеющих факела доблести среди ирландцев… пришли издалека, чтобы сразиться друг с другом из-за распри, затеянных Медб и Айлилем.
С самого рассвета до полудня каждый из них старался поразить другого, а когда настал полдень, распалилась ярость бойцов, и сошлись они близко друг с другом…
Тогда в первый раз исказился Кухулин. Стал он расти и шириться, словно надутый пузырь и сделался подобен ужасному, грозному, многоцветному, чудному луку. Ростом с фомора или морского разбойника, словно башня возвышался могучий герой над Фер Диадом.
Так тесно сошлись бойцы в схватке, что поверху сшиблись их головы, внизу ноги, а за шишками и кромками щитов руки. Так тесно сошлись они, что от бортов к середине треснули и лопнули их щиты. Так тесно сошлись они, что копья бойцов искривились, согнулись  и выщербились от острия до заклепок. Так тесно сошлись они, что демоны и оборотни, духи земли и воздуха испустили клич с их щитов, рукоятей мечей и наконечников копий. Так тесно сошлись они, что вытеснили реку из ее ложа и русла, а там, где был брод, смогли бы устроить постель королю  с королевой, ибо здесь не было больше ни капли воды, не считая той, что давя и топча выжимали бойцы из земли. Так тесно сошлись они, что в ужасе обезумили кони ирландцев и разорвали путы, ремни и веревки,  а женщины, юноши и дети, негодные к бою и слабоумные устремились через лагерь на юго-запад.
Между тем заиграли бойцы лезвиями мечей. И случилось Фер Диаду застать врасплох Кухулина, и тогда своим мечом с костяной рукояткой нанес он ему удар прямо в грудь. Хлынула кровь на пояс Кухулина и густо окрасила воду у брода. Не стерпел Кухулин той раны… и попросил копье га булга у Лаэга, сына Риангбара. Вот что это было за копье: оно опускалось под воду и металось пальцем ноги; одну рану оставляло оно, впиваясь в тело, но скрывало тридцать зазубрин, и нельзя было его выдернуть, не обрезав мясо кругом.
Услыхал Фер Диад эту просьбу и опустил свой щит, прикрывая низ тела. Тогда рукой метнул Кухулин тонкое копье, направив его выше кромки щита Фер Диада и его рогового панциря, и оно пронзило  сердце в груди воина, до половины выйдя наружу. Поднял свой щит Фер Диад, прикрывая верх тела, но было поздно. Уже опустил возница га булга в воду, а Кухулин, поймав его пальцами, метнул в Фер Диада. Пробило га булга прочный и крепкий передник литого железа, натрое раскололо камень, огромный, как мельничный жернов, проникло в тело, впившись в каждый член и сустав своими зазубринами.
- Довольно, - сказал Фер Диад, - теперь ты сразил меня насмерть. Воистину грозен удар твоей правой ноги, но и не подобало мне пасть от твоей руки…

Одна из саг о Кухулине – рассказ о его смерти. Кухулин делается жертвой собственного благородства и коварства своих врагов. Не смея нарушить зарок ни в чем не отказывать женщинам, Кухулин  съедает предложенное ему ведьмой (она была дочерью одного из сраженных Кухулином воинов) отравленное собачье мясо. От этого его тело лишается прежней крепости.

Средневековье http://proza.ru/2023/01/17/232