Глава четвёртая. Пуп Земли - Куско

Ник Норман
   Долго ли - коротко ли, но по замечательному серпантину, наш автобус спустился из заоблачных высей, и наконец проник в не слишком широкие улицы знаменитого города. Вот она, Мекка мирового туризма, вот оно смешение языков и рас. И, хотя, сезон ещё не начался, количество пришельцев из других стран было очень велико. Я совсем не почувствовал высоты и горная болезнь меня не схватила за шиворот и не встряхнула. Я довольно ретиво проскочил со своим внушительным рюкзаком между таксистами толпившимися в терминале, и вышел на улицу (в терминале всегда дороже брать такси). Недолго думая, поднял руку, и взяв первую же машину, покатил в центр города, к Пласа де Армас. Да, здесь в любой конец города такси стоит три с полтиной соля. Провинция, понимаешь! Не люблю располагаться далеко от центра, мне центр подавай, и чтоб, как на ладони был. Выскочил я из машины на Пласа де Армас и пошёл прочёсывать методично по окружности все места, где притаились hostales и hospedajes, игнорируя отели (цены не для моего тугого кошелька). Попутно я разглядывал улицы, залитые солнечным светом. Сам не знаю как, но я оказался довольно далеко от места своей выгрузки, и вдруг увидел "El Mirador**", hostal, возвышавшийся будто над крепостной стеной, на высокой каменной кладке, выкрашенный в приятные для глаза жёлтый и зелёные цвета, он казался очень уютным. Недолго думая, я занырнул в стеклянные двери и очутился перед конторкой, за которой сидела немного пожилая женщина. Меня интересовал вопрос, а есть ли апартаменты по 20-25 солей с горячей водой. Оказалось всё занятым, кроме единственного обиталища ценой всего в 15 солей. Ну, думаю, надо посмотреть, что за каморка. Сеньора провела меня по аккуратному и большому балкону через уютную столовую под навесом. И вот, дверь открылась, и передо мной предстала самая настоящая каморка папаши Карло. Практически, комната находилась под лестницей, ведущей на второй этаж хостала, внутри стоял на стойке, внесённый кем-то, старый уличный монетный телефон, мне даже показалось, что он в рабочем состоянии. Телевизора за такую грошевую комнатушку не полагалось (да и не очень-то нужно было). И душ в этом номере, в отличии от остальных комнат снабжённых газовыми нагревателями, был электрического происхождения. Ну, это не так страшно, лишь бы проводка нормальная была, чтобы током не шваркнуло. Проводка оказалась на уровне и я согласился на этот номер. Много ли доброму человеку нужно! Зато, экономия какая. Постель чистая, тумбочка есть. Жить можно! Приятным же сюрпризом оказалось то, что за пятнадцать солей завтрак был включён. Просто здорово. Короче говоря, я распаковался, принял душ, переоделся и вышел вон на улицу, на свежий воздух. Дела не ждут, дела требуют моей активности!
   Вперёд! Понеслось. До обеда скакал по гостиницам, проверяя стоимость и комфортабельность оных, после же обеда стал прочёсывать местность на предмет знакомства с местными устроителями туров. Удалось многое узнать. Обескуражило то, что 3-х или 4-х дневное прохождение с палатками Inca Trail Real уже расписано вперёд до середины июня, открытие же дороги инков, как и Мачу Пикчу должно было состояться с четвёртого апреля. Недавно ещё прошли последние сезонные дожди и все маршруты и дороги приводились в порядок. Сейчас было только 21 марта и мне ничего не светило, включая Мачу Пикчу. Кстати, после того, как Мачу Пикчу объявили очередным чудом света, желающих пройти по знаменитой тропе инков с ночёвкой в палатках стало столько, что, если кто хочет сделать это, должен обеспокоиться заранее и застолбить нужное число за пару месяцев до того, как полетит в Перу.
    Впрочем, в округе можно было найти много чего интересного.  Стоимость общего туристического билета на вход в основные музеи города, а также осмотр окрестностей составляет всего 130 солей. Нормально. Стоимость же 4-х дневного похода знаменитой дороге инков всего 280 долларов на человека (включено всё, кроме спальных мешков). Оказалось, что можно сэкономить, если не пользоваться для возвращения из похода поездом. И тогда всё будет стоить 230 долларов. Да, когда-то всё было проще. Теперь все лазейки контролируются, и бедному туристу невозможно практически просочиться за "так". А, когда-то можно было, оплатив подъём на Мачу Пикчу, взобраться туда с палаткой и оттуда смело шагать вниз, в обратном направлении тому, по которому поднимались туристы. Такое нахальство вполне в моём духе. Ой, ладно, сейчас у меня другие задачи. Даже на Мачу Пикчу нет возможности попасть сейчас за кровные 70 солей - всё закрыто, сезон только начинается.
   Наступил вечер и я решил наконец побродить с фотоаппаратом в руках. Теперь, Куско преобразился, весь залитый жёлтым светом  фонарей. Народу, как в муравейнике. Музыка отовсюду, взрываются петарды, видать праздник какой-то. Покружив по городу, я забрёл в ресторанчик с балконом зависшим над Пласа де Армас, заказал себе запечённой рыбы (trucha), сок из папайа и в первую очередь попросил принести писко сауэр. Ну, вот, только сигары гаванской не хватает! (Увы или к счастью, шесть лет, как совсем не курю. Оно и лучше - горы курильщиков не любят). Расслабление такое, что полное ощущение будто в раю находишься. Сижу на балконе,значит, наблюдаю, кто, да что. Полиции много, представительные такие, вежливые, на вопросы туристов всегда знают, что ответить, только часто посылают не в том направлении, про которое у них спрашивают. Но, вероятно, туристы так спрашивают по-испански, что их понимают превратно. Так, стоп! Интересно, а меня то за что сегодня послали совсем в противоположную сторону? Я то, вроде, по-испански, как воробей чирикаю. Ну, ладно, писко сауэр не то питьё, которое настраивает на грустный лад. Вообще, честно говоря, не хватает компании именно в вечернее время, когда находишься на фоне расслабленных групп друзей-товарищей и просто пар, в полном одиночестве. Но! Но у меня в запасе всегда есть философская жилка, и я преспокойно могу наслаждаться раем в полном одиночестве. Мне это как-то не особо и мешает. Напротив, много мыслей интересных приходит, тем более здесь, в самом Пупе Земли. А, уж виды такие, что кажется, будто, тебя машина времени перенесла в колониальные времена...
   Через некоторое время выйдя из кафе, я направился побродить вокруг Пласа де Армас. На окружающем площадь пространстве и, особенно на прилегающих к ней улочках, было множество магазинчиков, в которых можно было найти абсолютно всё, что нужно туристу-авантюристу в дорогу, в горы ли, в сельву или же пустыню он собрался. Такое впечатление, что предусмотрена любая мелочь и ничего не забыто. Цены совсем невысокие, да можно ещё и поторговаться. Оп-паньки! Иду по левой стороне площади, в направлении кафедрального собора по арочной галерее, и разные, хиппового вида личности, наперебой мне предлагают "дурилки" на любой вкус, от марихуаны и выше по шкале эффектности и эффективности. Полиция топчется везде, кроме этой галереи и прилегающем к ней переулку. Ноль внимания, фунт презрения в сторону продавцов опиума для народа. Разделение сфер ответственности и труда налицо. По-видимому с этого копы и кормятся. Впрочем, этим нас не удивишь! Накумариться здесь до одури можно легко, но это в мои задачи не входило, а потому я просто зашёл в первый же магазин и сходу приглядев упаковку листьев коки, тут же и купил её. О-О-О-Ммммм! О-о-о, благославенная ко-о-о-ка! О-о-о-о, какой кайф! Ну-да, ну-да, знаю, что вы подумали. Вы подумали, что я пишу это всё уже под парами коки, развалившись в гамаке в интимно-красноватом плавающем свете фонаря и покачиваясь в ритм музыке Китаро. Хальт! Хенде хох! Неправильно подумали. Двойка! Листья коки сильный энергетик, но в чистом виде на наркотик не тянут. Их можно заварить, как чай, и это помогает избежать горной болезни. Можно использовать и по-другому, если положить в рот два-три листочка, пару раз придавить их коренными зубами и оставить между щекой и дёснами (слюну можно не сплёвывать), то это поможет вам не только от "горняшки", но и при тяжёлых переходах с рюкзаком за плечами в холоде или жаре, то есть снимает усталость. А, также служит хорошим анастезиком. Так что, если у кого зуб прихватит или колено разбитое ныть будет, то эти листочки очень даже действенны. Однако, не советую тащить эти чудо-листочки в Россию. Хлопот не оберётесь! Наши погранцы с таможенниками вкупе, такого гурманства не поймут, за-арестуют в два счёта. И, если вы даже чек супермаркета на покупку им под нос сунете, это вас не спасёт. Помните, таможня берёт добро, а не даёт. Вас, добрый человек, с такими листочками она тоже заберёт. Так что, не гневите Бога! То есть, я хотел сказать, госпожу-таможню. Вот, так! Для приготовления же наркотика из них требуется совсем другой процесс. Так сказать, обогащение через концентрацию. Но за подробностями направляю вас в глубокую сельву, там где это всё производится. Кстати, для информации, Перу основной производитель этого дурмана, а Колумбия - международный дистрибьютер его же. Спаянные одной цепью. Ага! И не надо летать на гидропланах над Амазонией в поисках приключений, если вы не предупредили о своём вылете полицейский картель по антинаркотрафику. Вы рискуете быть заподозренными в нелегальном наркобизнесе, и вас, несостоявшегося наркобарона, могут попросту сбить с земли. А, чтоб не летали тут всякие подозрительные. Вам уже весело? Мне тоже. Дальше будет ещё веселее. Айда за мной! Не пожалеете, хе-хе...
   Утро, явное, разрази меня гром! Я в раю. Так! Забыл сказать, а зачем, собственно говоря мне кока. А, затем! Чтоб было. Мне то ещё предстоит дальняя дорога с гор в джунгли. Пригодится. А, потом, хорошо на такой высоте, рано утром от пола сто раз отжаться за один присест, после того, как вместо кофе, прежде, чем встать, подержал во рту листочки коки. У-у-ух, хорошо пошло! А, теперь в душ, завтрак уже готов ( я слышал, как столовые приборы звенели, обслуга уже в восемь утра шуршит, постояльцев накормить спешит). Солнце заливает балкон ярким светом, вблизи горы и небо синее-синее. Поэзия, да и только! Вырулил на балкон, стол перетащил из под навеса на солнышко, голову бритую подставляю его лучам, загар выравниваю, значит, бытием наслаждаюсь, джем с маслом на булочку намазываю и в чашку с кофе, из кувшинчика, молочко горячее добавляю. Фотоаппарат на автомате сам меня фотографирует, автопортрет мой шлёпает. Фантастические прожекты один за другим в голову наплывают, пищеварению способствуют. Позавтракал, салфеткой краешек губ обмакнул, посуду сдвинул, карту подробную Перу развернул, и склонившись над ней, аки стратег генерального штаба, мыслить начал, куда, значит, русский сапог поставить и в каких водах его омыть. Ручкой стрелочки подрисовываю, чтоб не забыть, чего сам себе напридумывал. А, напридумывал такой маршрут, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Cusco - Paucartambo - Salvacion - Shintuya - Boca Manu - Puerto Maldonado. Да большую часть маршрута всё по реке Madre de Dios. Там туристы не ходят, а только злые разбойники и серые волки. Хо-хо-хо! Кхе-кхе! Ну, это я так, для антуража, чтоб романтичностью на вас повеяло, завлекаю, то есть. О-о, нет, я не Негоро! Я Себастьян Перейрро! Едем дальше. Наметил я всё, что надо и фотоаппарат в руки, да на улицу. Город до чего же хорош, красавец просто. Ну-у, пошёл шедевральные кадры знаменитой каменной кладки делать. Что ни камень в фундаменте, то шедевр зодчества. Лезвие бритвы не пролезет меж камнями, так подогнаны друг к другу, сколько бы углов у них ни было. И нет никакого скрепляющего меж ними материала. И странным кажется, чегой-то всю эту градостроительную красоту инкам приписали? Сразу в глаза бросается - вот первая самая кладка, нижняя то есть, ничего общего с тем, что впоследствии строили инки, нет. И вот, остатки, явно инкского происхождения. То, лишь косоватая копия того, что внизу предшественниками неизвестными до них сделано было. К тому же видны следы скрепляющего материала. И камень по-мельче и не так ровен, хотя кое-где встречаются той же интересной и точной шлифовки булыжники и большие мегалиты, но, скорее всего, спёртые из других, вероятно разрушенных то ли землетрясением, то ли кем-то, уже и впомине не существующих зданий. Совсем не то качество, инженеры, видно, плохие по сравнению с теми, кто первые фундаменты заложил. А, вот выше, вообще испанское колониальное строение. Viva La Castilla! Привет от конкистадоров в панцыре железном! О, этот грубый век ренессанса! Так кто же были те гении (а они на меньшее звание претендовать не могут!), которые строили так, что мы и сегодня в затылках чешем и понять не можем какой тип технологии сегодня мог бы проделать тоже самое и с такой изящной точностью и красотой? Нет таких технологий, не изобрели ещё! И специальной металлической циркулярной пилой для резки камней, такое и в таком количестве и ныне не наваять. Ого! Да, были люди в оно время! Не то, что нынешнее племя...
   Да-а, есть, чем в Куско развлечься даже в гордом одиночестве. Если не красавцы дворцы, то храмы рассматриваешь. Надоело - пошёл углы на знаменитых мегалитах считать. Устал считать - валяй в любой хорошенький уютный ресторанчик. Захотелось поболтать - залетай в любое турагенство, там поговорят, расскажут, ободрят и одобрят любой твой авантюрный план. Подробную информацию можно получить в информационнном центре рядом с Пласа де Армас и карманы набить рекламными проспектами всевозможных предложений и проектов относительно приключений на извилистых туристических тропах. Так, а лошади есть? Есть лошади! Ага, значит галопом по европам можно тут проскакать. Ну, этого я уже не упущу. Уже в моём hostal я попросил, чтобы на следующее утро мне оформили конную прогулку, на что и получил согласие. И всего-то, цена вопроса 30 солей за 4 часа. В 8.00 утра за мной должны были приехать и отвезти в сторону знаменитого Саксайуамана, где было стойбище лошадей. Так, ну ладно, а теперь за сыром на рынок. Уж такой сыр вкусный крестьянский здесь, такой вкусный, что ни один кот мимо не пройдёт. И это не название сыра, это его просто крестьяне сами делают и сами же продают. Кило за 10 солей сторговал, хлебушка вкусненького чапла набрал и, уж, собрался к себе в hostal удалиться, купив по пути бутылку красного сухого "Боргоньо", как на глаза попались, спрятавшиеся среди всякой мелочёвки, шахматы, стилизованные под два враждебных друг другу отряда инков и испанцев. Забавно, что роль слонов исполняли с испанской стороны священники, а со стороны инков жрецы. Ну, естественно, что король с королевой были под испанской короной, а верховный Инка со своей женой отмечены золотым солнечным кругом на лбу и на груди. Красивые шахматы. Рука нервно потянулась к правому карману штанов за деньгами, а язык развязано спросил сеньору не слишком заинтересованным тоном:"Cuanto cuesta?" "Vente (20) soles",- был мне ответ. Вволю налюбовавшись фигурками, я вспомнил, что собрался проделать такой путь по сельве, что тащить с собой, пусть и небольшую, но всё-таки излишнюю коробку мне было совсем ни к чему. Щёлкнув языком, я скривил губы, и неизвестно зачем, соврал, что деньги забыл в гостинице. Странная привычка, чтобы кого-то не обидеть после того, как крутил-вертел, а не купил, взять и соврать, что деньги забыл. Н-да, надо избавляться от пережитков прошлого, то есть от дурных привычек. Правду говорить легко и приятно - а врать-то зачем? В общем, развернулся и с сыром и хлебом подмышкой вырулил с рынка на улицу и нырнул в первую же "bodega" за вином. Так! Кто тут первым сказал "пьяница"? Господа, смотрите трезвее на такие вещи. Ничего кроме здоровья на такой высоте подобная пирушка дать не может. А, потом,  кто пробки из под пива на дне Красного моря оставляет, выложив ими там своё имя и предварительно там же, на дне морском, выпив его, по-очерёдно поднося ко рту то горлышко от бутылки, то октопус? А, судьи кто?! То-то же! Вот, и я, человек, трезво глядящий на вещи. Класс! Мой номер хоть и без телека, а мне не скучно - сыр и вино своё дело сделали. Опять-таки, ручка и блокнот под рукой, пиши, что хочешь - всё развлечение. Ночь ясная, звёзды гроздьями. Вон, Южный Крест на север кажет, кажется. Моё созвездие. Эх, телескопа нет у меня. Да, что там телескоп, бинокль бы! Ну, ладно, это поправимо, в следующий раз будут деньги - куплю обязательно...
     "Утро красит ранним све-етом стены древнего Кремля-а-а..." - раз запел, проснулся значит. Голова не болит, листочки, опять-таки, освежающую бодрость придали. Свет солнечный такой силы на ярко-синем фоне неба, что радость жизни через края переливается, душу приятно волнует, молодит. Ба-а! Лошади! Чёрт! Вскочил, как оголтелый, прыгаю в одной штанине, пытаясь зашнуровать ботинок. Вдруг, трезвая мысль, а час который? Достал сотовый, глянул, от сердца отлегло - половина седьмого. Штаны снова снял, про зарядку ежедневную вспомнил. Лошади подождут. Ну, вот, вымытый, позавтракавший, экипированный для конной прогулки, с зелёной банданой на голове, крутой, аж, дальше некуда, вывалился на улицу, не забыв прихватить хлебушка лошадкам. Маленький "Tico" рядом с лестницей, спускающейся с высоты моего hostal "El Mirador", отчаянно пискнул клаксоном, привлекая моё внимание. Парень вышел из машины и протянул мне руку: "Это у вас заказана конная прогулка?" Я кивнул, и мы загрузившись в "Tico", тронулись по узким улочкам Куско вверх, взбираясь на склон котлована, внутри которого находится город. Марко (так звали моего водителя) оказался разговорчивым, и прежде, чем мы доехали до нужного нам места, успел меня расспросить о России столько, что у меня устал язык, который после вчерашнего был расположен к болтовне, не взирая на то, что я попытался держать его за зубами. Выгрузились на зелёной лужайке. Марко попросил меня подождать десять минут, пока он сбегает, договориться (видимо с лошадью, которая ещё ничего не знала обо мне). Прямо передо мной, чуть ниже, лежал красавец Саксайуаман. Фотоаппарат был со мной, с только что перезаряженной ночью батареей, грех было отказаться от первых кадров. Потом стал бродить по лужайке, на которой кое-где паслись забавные ламы с кокетливыми плетёными цветными косичками в ушках. Меховые игрушки с живыми умными и милыми глазами. Неотъемлемая часть горного пейзажа, вечный спутник горцев, лама - это символ сьерры, такой же, как и кондор. Слышал, что в Москве появились ламы, тренированные специально для верховой езды. Я разговаривал со многими индейцами-горцами и все были удивлены. Такого не может быть, говорили они мне. Но это было и это есть. Бедное животное не создано для того, чтобы на нём ездили, его позвоночник не приспособлен для посадки человеческого тела, а только для правильно расположенных грузов. Это особенное вьючное животное, хотя  и верблюжьей породы, но не верблюд в полном смысле этого слова. И не надо строить из себя бедуинов, восседающих верхом на ламе. Пожалейте это умное и доброе животное. Лучше бы ежа попробовали бы оседлать!..
   Пока Марко суетился насчёт лошади, я воспользовался моментом и облазил одно странное место немного в стороне от Саксайуамана. Странные останки какого-то небольшого комплекса, большая часть которого будто бы оплавлена и превратилась в малоузнаваемую массу, хотя кое-где были видны следы той самой обработки камней, характерной для всего этого окультуренного древнего ландшафта. Туристов здесь нет, и никого, по-видимому, кроме археологов, которые явно когда-то тут пытались очистить площадку, сюда не притягивало. Впечатление такое, что объект подвергся мощному термовоздействию. Кто знает, что вообще всё это означало в те времена, когда было построено? А, главное, для чего? Саксайуман вовсе никакая не крепость, несмотря на свои грозные стены, которые не замыкают в себе пространство, в котором выстроены. Куско она защитить не могла никак. Мало того, что сама "крепость" была открыта для проникновения противника, так ещё и никакого прикрытия Куско она не давала. Куско лежит в котловине, попасть в которую возможно с противоположных от псевдокрепости склонов. Две версии, которые можно использовать для поиска истинного смысла существования крепости, лежат на поверхности. Первая это, что Саксайуаман был своего рода неким святилищем, назначение которого не было известно даже инкам, ибо они лишь пришлые завоеватели, попытавшиеся использовать доставшиеся им в наследство, неизвестно от кого, постройки. И вторая, что это древняя фабрика по обработке и подгонке друг к другу мегалитов, использовавшихся в дальнейшем при строительстве необычного города. Вторая версия может показаться нелепой, но что уж пришло в голову, то не вырубишь топором... Я и не заметил, как вернулся Марко, безуспешно пытавшийся привлечь моё внимание издалека, ленясь пройти туда, где я ищейкой ползал среди останков неизвестного строения. Наконец, я обратил внимание, что он мне машет рукой, и не спеша (спешить было некуда, так как перуанцы всегда неспешны, мягко говоря и сами во всём затягивают время), направился в сторону парня. Оказалось, совсем рядом был загон со множеством уже осёдланных лошадей, месивших грязь на влажной земле среди эвкалиптов. Несколько человек поднимались в гору верхом, петляя по узкой и неровной тропе меж камней и деревьев. Ещё три человека готовились уже сесть на лошадей, когда я подошёл к группе. Лошадки казались квёлыми (не путать с клёвыми!) и не крупными. Пришлось выбирать из того, что было. Знал бы, что всё хорошее разберут к этому часу, раньше бы приехал. Ну-да, делать нечего. Дав немного хлебушка своему коньку-горбунку, я лихо взгромоздился в седло, предварительно закинув фотоаппарат за спину. Тронулись, вытягиваясь в цепочку. Сам себе казался опытным наездником, по сравнению со всеми другими, а потому, естественно, принял заслуженно лидерство в этой группе, мысленно украсив свою голову воображаемым венком из лавровых листьев. Подъём не был очень долгим, но нудным. Лошадки прекрасно знали каждую кочку, и управлять ими было не надо. Тем не менее, я нарочно изменял путь, уклоняясь от привычной моему коньку дороги и тем самым заставляя его слушаться твёрдой руки своего временного повелителя. А, времени у повелителя было, аж, четыре обещанных прогулочных часа. Конёк оказался справным, и я первым достиг вершины, от которой начинался выход в долину. Аккуратно пересеча неширокую автодорогу, я оторвался от группы, дав лёгкий шенкель в бока конька-горбунка. Перед моим не затуманенным взором открылась весьма красивая долина, вдоль которой текла быстрая горная речка. Там стояло около полутора десятков лошадей всех мастей. Всадники спешившись уходили пешком в сторону небольшой высоты с руинами (а на мой взгляд, попросту, каменоломен). Но оставив лошадь смотрителю и добравшись туда, я был вновь сбит с толку, что же это всё-таки такое. Каменоломня? Но некоторые камни имели абсолютно законченный, совершенно-обработанный вид, и более того, были вырублены в скале, которую никто никуда и никогда не собирался перемещать. По-видимому, это было какое-то святилище. Но тайна сия осталась покрытой для меня мраком. Сами индейцы ничего вразумительного объяснить не могли. Как правило, местное население может рассказать хотя бы какие-то легенды из своей собственной истории. Но в том-то и штука, что это была не их история, это не было историей инков, чьими потомками местные индихенос себя считают. Сделав несколько красочных фотографий, я заметил живописную группу - мать с тремя малышами, расположилась на лужайке, расстелив коврик с поделками из местных камней. Рассмотрев интересные поделки из местного змеевика, я, подловив момент сделал несколько неожиданных для матери с детьми кадров, поймав в объектив аппарата любопытное выражение детских лиц. Всё время забываю, когда нахожусь на природе, что её венец человек, и потому мои фотоальбомы изобилуют тучами-облаками, но не интересными сценками из жизни великих актёров универсума - самих человеков. Вернувшись к лошадям, мы ещё около полутора часов кружили по долине, наслаждаясь видами. Несколько раз мне удалось погнать конька-горбунка в галоп, но увлекаться этим не стоило. Высота и неровность поверхности, могли сыграть плохую шутку. Тем же путём мы вернулись к стойбищу, где я и задержался около стола, на котором местный резчик по камню, вытачивал замысловатую фигурку пернатого змея из зеленоватого камня. На краю стояло несколько готовых изделий, которые этот человек с очень умными глазами и предложил мне купить. Я вежливо отказался, но заинтересовался, не его ли поделками вверху торгует крестьянка с детьми. Мы познакомились, он представился мне как Хорхе Луис Эрера. Да, это оказались его поделки, и большая часть того, что продаётся в магазинах Куско это его работы. Ягуар, подкрадывающийся к своей жертве, кондор, расправляющий свои крылья перед тем, как упасть в высоту, знаменитая стелла ланзонского монолита из Чавин-де-Уантар, боа - анаконда, и те самые шахматы, которые я не купил на рынке - только значительно больше размером и выполненные из камня. Такие шахматы, оказалось, у Хорхе купил однажды один русский за сто долларов, настолько они ему понравились. Да-а, такие фигурки стоили того, чтобы за них заплатить и большую сумму. Очень красиво. Я пообещал, что когда-нибудь привезу к нему русских авантюристов, которые будут готовы купить у него эти шахматы. На том и пожали руки, обменявшись номерами телефонов. Авось, да пригодится. Чем больше людей знаешь в лицо через рукопожатие, тем дружелюбнее открывается перед тобой мир, в который можно входить без ложки, кружки и иголки с ниткой, ибо в нём это всё есть уже для тебя...