Глава вторая. Пролетаем Наска

Ник Норман
    Итак, 17 марта сего года в 22.35 вечера я стартовал из Лимы в направлении Наска на вполне приличном автобусе компании "Flores" с билетом стоимостью в 35 солей. Агентство находится на пересечении Via Expressa Paseo de La Republica и 28 de Julio, что почти в центре Лимы недалеко от отеля "Sheraton". Я изначально решил пойти не тем маршрутом, который предпочитают все туристы, так называемым "gringo trail", обратный ходу часовой стрелки ( Лима-Наска-Арекипа-Пуно-Куско-Лима), а большим зигзагом - Лима-Наска-Куско-Паукартамбо-Пуэрто Мальдонадо-Пуно-Арекипа-Лима. Да-а, надо было бы держать с кем-нибудь пари, что пройду именно этим маршрутом на ящик бургундского. Но, как говорится, знал бы прикуп, жил бы в Париже! Безусловно, что мне были известны сложные климатические условия для сухопутно-речного передвижения в это время года в сьерре и сельве, только я ещё не знал насколько сложные. Ведь, в том и состояла загвоздка, что нигде я не должен был использовать воздушный транспорт, несмотря на разливы рек, оползни и сели в горах. Но, чем труднее задача, тем слаще победа. Ладно, тронулись! С небольшой задержкой в 15 минут (что делает честь компании "Flores"!), я выехал из ворот агентства и без особых проволочек в пробках мы выбрались на шоссе Панамерикана Сур, и по очень неплохому покрытию устремились на юг, в сторону благословенной пустыни Наска. Предварительно, в банкомате Ситибанк я снял 240 долларов в два приёма, ибо больше 140$ за раз он не выдаёт, и вот с этими деньгами собрался преодолеть достаточно сложный маршрут. В моём рюкзаке уместились резиновые сапоги, купленные накануне за 20 солей, которые я предпочёл резиновым ботинкам, три смены одежды, сандалии и ботинки, бандана, тетрадь, карта, фонарь, ручка, репелент, нож, запасная фляга с Ron Cartavio Black. На ремне болталась армейская фляга с холодной питьевой водой, две пачки галет и шоколада сублиме в подсумке. А, также фотоаппарат "Sony" с возможностью видеосъёмки (которой я так и не воспользовался из-за недостаточного количества гигов памяти). Тёмные очки и шляпа-афганка дополняли мою экипировку. Горняшка в пути исключалась, так как подъём наземным транспортом постепенный в отличии от авиа-скачка. В голове достаточно ясная идея узнать, как можно больше подробностей о туристических официальных тропах, а также о том, как пройти самостоятельно по тем местам, где туристы не хаживают. Настроение было отличное, виды за окном однообразные, хотя для меня и небезынтересные. Место в автобусе я всегда выбираю у окна, чтобы иметь возможность его открыть , когда пожелаю, так как многие перуанцы, предпочитают сидеть в наглухо задраенном автобусе несмотря на духоту (привычка деревенских спать с закрытыми окнами во избежание сквозняков здесь также сильна, как и в России). Долго ли, быстро ли, но в уже в 05.50 я заметил в лучах восходящего солнца промелькнувший знак "lineas Nazca", а ещё через 25 минут въехал в сам город Наска. Я был уже здесь однажды, ничто почти не изменлось с тех пор. Достаточно захолустный городишка, однако со своим "Арбатом" под названием calle Bolognesi. Увы, увы, увы, мне не повезло, ибо главная достопримечательность города, а именно облёт на авианетке линий Наска, были прекращены из-за падения одной из них. По официальной версии пилоту стало плохо с сердцем и самолётик разбился вместе с туристами. Такого ещё вроде бы здесь не случалсь, но всё когда-нибудь происходит впервые. Поэтому город пребывал в большом унынии, так как поток туристов резко сократился, и многие проскакивали Наска по прямой до Арекипы. Впрочем, для остановившихся в городе, всё-таки есть выход из положения - вышка порядка 12 метров высотой, расположенная на самом плато практически вплотную к рисунку "Руки", около самого шоссе Панамерикана Сур. Однако, вернёмся ко мне. Автобус остановился на территории своего агентства и я выйдя, тут же столкнулся с женщиной, которая агитировала разместиться в одном hospedaje (гостинице) под названием Frend"s House на улице Juan Matta за 35 солей. А выяснив, что я из России, тут же сообщила, что у них уже остановился один русский. Это не стало для меня весомым аргументом, чтобы расположиться там же (русских путешественников здесь немало, а денег ограниченное количество). Прагматизм возобладал над любопытством, тем более, что я имел конкретно поставленную перед собой задачу и ни при каких условиях не собирался от неё откланяться. Итак, раскланявшись с милой дамой, и выяснив предварительно, что такси в любой конец города стоит всего два с половиной соля, я махнул рукой и первое же малюсенькое "Tico" лихо тормознуло передо мной. Я попросил водилу, чтобы он отвёз меня в любой hospedaje, где цена не превышала бы двадцать пять солей и была бы горячая вода, а также, чтобы это было рядом с Пласа де Армас. Сказано - сделано. Через пять минут я уже был перед входом в "Los Portales", на calle Lima, что в ста метрах от Plaza de Armas. Войдя, я обнаружил весьма уютное внутри здание, консьерж заполнив мои данные в гостевую книгу, тут же выдал мне ключ от номера 208 за двадцать пять солей с горячей водой в душе и видом на отсутствующие крыши города. Я один, капризов к помещению у меня нет, чисто опрятно. Что ещё хорошему человеку нужно?
  Сделал глоток рома в честь прибытия, забрался в душ, сфотографировался на диване, и вывалился на, ещё дышащую лёгкой утренней прохладой, улицу, которой пока не завладели долгоспящие амбуланты (торговцы). Заскочив в ближайшую открытую в столь ранний час забегаловку (а там, где туристы, забегаловки порой открываются рано!) заказал себе сок из папайа, и получил отменный освежающий ледяной напиток объёмом в целый литр. О-о, больше ничего на завтрак мне не надо, я худею, хотя худеть мне тоже не надо, дальше некуда. Пошёл гулять по городу, припоминая мой последний визит в него и находя маленькие вкрапления изменений за прошедшие годы в его реконструкцию. Сделал вывод, что основная
масса денег вырученная от туризма идёт в карманы чиновников. Впрочем, это удел всех стран третьего мира, к которым Россия в скором времени будет вероятно причислена, к сожалению.
   Ах, да, я же хотел, если хоть не облететь ещё раз, то, по-крайней мере, взглянуть с вышки на те рисунки, которые с неё удасться разглядеть. Ну, таксисты, конечно, наглецы! Цену заломили до вышки, аж, в 30 солей, что равно стоимости билета Лима-Наска. Хрен им, а не селёдка! Выяснил, что до линий можно добраться на проходящем автобусе в сторону Лимы за пару солей и обратно таким же методом и за столько же. А, кроме того, помимо вышки, можно, пройдя немного пешком вдоль шоссе, которое отделено от плато проволочным ограждением, разглядеть другие рисунки.
   Пара торговцев и англоговорящий гид при вышке, объяснят, что именно вы можете увидеть. Заодно недорого, продадут всякие безделушки с рисунками Наска. В общем, я безо всяких проблем за 20 минут докатил до вышки и проскочив несколько пролётов, оказался на смотровой площадке (mirador). Жаль, что она не так высока, и немногое удалось с неё разглядеть, и моя любимая колибри оказалась недосягаемой ни для глаза, ни для фотоаппарата.
  Ладно, как бы там ни было, а более полутора часов я наслаждался местом, где находился. Оно притягательно-магическое для тех, кто может почувствовать его. Затем, первый же проходящий автобус подхватил меня в сторону города, куда я и прибыл в самый разгар сиесты, когда рестораны уже полны, а улицы запустели. Недолго кумекая, я заглянул во вполне приличную забегаловку, в тридцати метрах от Пласа де Армас, и вкусно пообедал. Самые прикольные бары и ресторанчики расположены на calle Bolognesi. Там более всего ошиваются туристы. Прогулявшись там и сям, узнав, что окромя линий Наска можно ещё за не такую уж и высокую плату посмотреть акведукты, мумий и прочее, покататься на лошадях среди руин, я вырулил к целому блоку транспортных компаний, которые расположены вниз от Пласа де Армас по улице Bolognesi. По-скольку основной интерес в Наска у меня лежал к облёту линий, который до катастрофы стоил порядка 40 долларов за полчаса, то мне не имело особого смысла задерживаться здесь, ибо впереди было ещё много чего интересного, а в Наска я всегда успею заскочить. (Теперь уже, находясь в Лиме, я знаю точно, что полёты возобновились несколько дней назад, но их стоимость значительно выросла, до 70 долларов за полчаса, в связи с запрещением некоторым компаниям осуществлять полёты. Конкуренции не стало. Но всё те же четыре типа авианеток на данный момент предоставлены для туристов - это Cessna C172 для трёх пассажиров, Cessna C206 для пяти, Cessna C207 для шести и Cessna C208 для двенадцати.) Так-так-так, я то расчитывал на то, что билеты из Лимы в Наску и из Наска в Куско в своей совокупности не будут превышать стоимость билета Лима-Куско. Но, как бы не так! Наска - ловушка для туристов. Большинство компаний предлагает цену за билет из Наска в Куско по той же цене, что Лима-Куско, хотя Наска находиться на полпути от Лимы в Куско. О, как навертел! Если короче, то объегорить хотят. Пришлось искать ту компанию, которая была бы по-дешевле. Опаньки, нашёл, напротив основного блока компаний, через площадь, агентство "Civa". Слава Богу, почти в пол-цены до Куско. Не слишком комфортный бус, но кто сказал, что прелести путешествия надо познавать в комфорте?!
  Ну, всё, пора сматываться. Наска не было главной целью путешествия, но лишь попутным городом, который не захотел пропускать. И, вот, теперь, в 21.00, 18 числа, автобус компании "Civa" должен увезти меня в главный город инкской империи, Куско. Вместо назначенного часа отбываем с опозданием в в один час 10 минут. Перебор! Мы так не договаривались, тем более, что ехать из Наска в Куско 18 часов кряду. Это только кажется, что расстояние не соответствует времени в пути. На самом деле, путь в горах настолько извилист, что 18 часов вполне приемлемое время. Ночь была, хоть глаз выколи, и красоту горных ущелий мне удалось засечь только с рассветом. Это было фантастически красивое зрелище.  И недостаток, связанный с длительностью путешествия, с лихвой компенсировался красотой окружающей природы. Я, как заворожённый приник к открытому окну, и несмотря на достаточную прохладу сделал ряд недурных снимков...