Ужеобразность

Анти-Христ
«Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. (Матфей 5:37)»

Еще одна отрицательная черта Иисуса — это его манера уходить от ответов на вопросы. Вспомните случай с посольством Иоанна: «Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне. (Матфей 11:2-6)»

Как видите, ученики Иоанна спросили Иисуса — ты машиах(1)?  Ему задали конкретный вопрос, на который нужно ответить либо — да, либо — нет.  Но Иисус как-то позабыл свою заповедь, и ответил уклончиво. Конечно, был он машиах или нет, можно было определить по его делам, но проблема в том, что машиах должен был делать совсем другое:

«И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. (Исайя 2:4)». Из этой фразы ясно, что исцеления не являются признаками машиаха, а значит, Иоанн так и не узнал от Иисуса, кем он был на самом деле. Иисус просто ушел от ответа.

Еще один подобный случай произошел, когда фарисеи пытались уличить его в словах: «Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать? Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему. (Марк 12:14-17)»

Для тех, кто не знает — в те времена Израиль был провинцией Римской Империи. Евреи, как и другие провинциалы, платили Риму большие налоги. Еще один важный момент — это национализм, по которому израильтяне разделили все человечество на евреев и гоев. Понятно, что им было тяжело сознавать, что гои — их господа. В обязанности же машиаха входило освободить Израиль от рабства, и подчинить ему все человечество. Поэтому, вопрос Иисусу был задан очень сложный.

Если бы он сказал, что налоги платить не нужно, то тогда бы он сразу стал кумиром толпы, которая бы провозгласила бы его машиахом. Но говорить так было опасно, потому что фарисеи донесли бы римлянам, что Иисус учит народ не платить налоги. Естественно, что последствия для него были бы очень печальны. С другой стороны, если бы он призвал народ к смиренью, и сказал бы что налоги нужно платить, то тогда бы от него отвернулась толпа. Поэтому, вопрос был сформулирован так, что любой ответ должен был погубить Иисуса.

Он прекрасно все понял, и сумел дать достойный ответ: — Раз на динариях изображения Тиберия, значит это его деньги. Вот и отдайте их ему. Тут есть намек на то, что евреи не должны дорожить и даже считать деньгами монеты, на которых изображен гой. Дав такой ответ, Иисус сумел, не погубив себя, сохранить популярность в народе. Поэтому, все присутствующие были поражены его изворотливостью — «И дивились Ему». Следующий эпизод с провокационным вопросом фарисеев — это случай с женщиной, уличенной в прелюбодеяние(2):

«Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим... (Иоанн 8:3-9)»

Здесь ситуация схожа с предыдущей. Дело в том, что одним из факторов освобождения Израиля от рабства, евреи считали восстановление моисеевых законов, по которым за прелюбодеяние забивали камнями до смерти. Но Израиль был провинцией Римской Империи, в которой действовали римские законы. И если бы Иисус сказал, что женщину нужно забить камнями, то это был бы самосуд, а говоря точнее убийство, а он бы был его инициатором. Ну а если бы он сказал, что женщина невинна —  то тогда бы он потерял доверие толпы. Поэтому, он снова ушел от понятного ответа: — вроде он, как положено машиаху, не против наказанья, только нужно, чтобы палачи были безгрешны.

Бывали случаи, когда он вообще не отвечал на вопросы. Так было, когда он изгнал торгующих из храма. К нему подошли возмущенные фарисеи и спросили: «…И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это? Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю. Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.  Они рассуждали между собою: если скажем: с небес, — то Он скажет: почему же вы не поверили ему? а сказать: от человеков — боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю. (Марк 11:27-33)»

Это сцену можно перефразировать так — допустим, встречаются два вора, один из которых украл гуся, а другой поросенка. Вот они встретились, и смотрят друг на друга с подозрением. Один из них не выдержал и спросил другого:
— Скажи, откуда у тебя этот гусь?
— Я скажу тебе, откуда у меня гусь, но скажи сперва ты — где ты взял поросенка?
— Я не скажу тебе, где я взял поросенка.
— Ну, тогда и я не скажу, откуда у меня гусь.

Очевидно, в этом случае Иисус не смог найти ловкого ответа. Поэтому он ушел от вопроса другим путем — он намеренно задал фарисеям такой вопрос, на который они не хотели отвечать, и придравшись к тому, что ему не дали ответа, он отказался отвечать сам. Еще один подобный случай произошел во время его разговора с Пилатом: «Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь. (Марк 15:2)»

Как видите, знакомый сюжет повторяется снова. Ему опять задали конкретный вопрос, на который нужно ответить — либо он царь, либо нет. По словам же Иисуса получается, что царем его называет Пилат, сам же он не говорит кто он. Его слова можно толковать как угодно, и все потому, что он не желает говорить да или нет. Вот так, давая лукавые ответы, Иисус нарушал свою собственную заповедь. Ну и заканчивая тему скажу — его пример не пропал бесследно. В наше время, на Земле живет огромное количество христиан. И многие из них, на трудные вопросы отвечают уклончиво. Как Иисус.

_______________________________
1 - Машиах — мессия, христос
2 - В одной из своих книг я писал, что данная перекопа появилась во II тысячелетие н. э. Но поскольку данная вставка до сих пор стоит в библиях, и постоянно используется христианами, то я считаю себя вправе использовать ее как объект критики.