Нечаянные встречи. Эстер

Владимир Бунимович
   Моя работа в Израиле, в небольшом городе, дает мне возможность повторно встречаться со случайными знакомыми иногда через много лет. Нередко это бывает интересным. Многие лица остаются в памяти...

   В начале девяностых я сидел на бирже труда в ожидании своей очереди. На стул рядом опустилась дама предпенсионного возраста, лет 55-60. Видимо, со времен молодости у нее сохранилась хорошая фигура, составленная из множества полушарий в нужных местах и сравнительно узкой талией. Глубокое декольте демонстрировало могучий бюст. Дама явно злоупотребляла парфюмерией и ее окутывал запах каких-то пряных духов, а лицо было покрыто плотным слоем пудры, румян и чего-то еще. На этом бледно-румяном лице выделялись губы в ярко-красной помаде и густые черные брови, как у незабвенного Леонида Ильича.
Было заметно, что брови представляли важную часть ее забот о красоте. Вблизи мне было хорошо видно, что они подкрашены черной краской, которая на жаре уже немного потекла...
Мы разговорились.

   Ее звали Эстер и за двадцать минут она рассказала мне всю свою жизнь.
Во время беседы ее брови жили самостоятельной жизнью. Они не только поднимались и опускались, что придавало лицу то изумленное, то высокомерное, то насупленное и сердитое выражение. Эстер часто шевелила бровями влево и вправо, отчего они угрожающе извивались, как жирные черные гусеницы.

   Эстер поведала, что по образованию она техник, но работала инженером по социалистическому соревнованию и последние годы составляла отчеты о Движениии за высокое звание Ударника Коммунистическрого труда в строительных организациях города Бендеры, что в Приднестровьe.

   -Владимир, вы не представляете сколько у меня было работы! И такой ответственной! Но затем пришла перестройка, кончился коммунистический труд, а потом никакой работы не стало.
Когдав самом конце восьмидесятых на демонстрациях свободного молдавского народа появились лозунги "Русских за Днестр, евреев - в Днестр!" мы поняли, что нужно собирать вещи...
Через некоторое время началась война за Приднестровье, но мы были уже в Кишиневе и оттуда через Румынию выехали в Израиль.

С мужем я давно в разводе, взрослая дочь - такая удачная девочка! - вышла в этом году замуж и с молодым мужем уехала в Америку.
Я бы поехала с ними, но не знаю английского языка, да и они раньше должны сами обосноваться, а я здесь могу говорить на идиш и попытаюсь сама устроить свою судьбу.
   -Но здесь мало кто говорит на идиш, все говорят на иврите - заметил я.
   -Вы не правы,Владимир - брови взметнулись ввысь, опустились и зашевелились.
Я уже подрабатывала метапэлет (помощница,сиделка) у пожилых мужчин, и все они говорили со мной на идиш.
   -Вы не так давно приехали и уже работали в нескольких местах? -спросил я.
   -Израильские мужчины у которых я работала оказались жадными и совсем не уделяли внимания такой женщине, как я. А я твердо решила, что обязательно выйду замуж за местного. Но он должен быть богат и обеспечить меня до конца дней - и брови вскинулись вверх.
Правда,приехало так много молодых женщин - брови опустились...
Но ничего, я своего добьюсь!
   Сейчас я работаю у очень переспективного вдовца, но он хочет все сразу и немедленно. Я же знаю свой интерес и без хупы (свадебного обряда) он ничего не получит - и брови угрожающе сдвинулись к переносице...

Подошла моя очередь отмечаться и я вышел из кучевого облака парфюма и пудры.

   Года через два я уже работал по своей врачебной специальности и теплым душным вечером получил вызов в центр нашего города, в район старой застройки. Поднялся на третий этаж , лифта нет, пахнет кошками... Двери открыл невысокий смуглый израильтянин лет семидесяти, подбритые седые усики над верхней губой...
   -Ты доктор? -спросил он на иврите.- Идем в спальню.
Я вошел и увидел Эстер. Я сразу узнал ее по широким бровям, которые стали еще чернее и гуще. Она сидела на широкой кровати, прислонившись к спинке, лоб туго перетянут косынкой, полные губы страдальчески изогнуты, брови вытянуты в прямую линию. В комнате стойкий запах крепких духов, кремов, пудры и валокордина.
   -Здравствуйте, доктор. Мы с вами когда-то виделись на бирже труда.
   -Да, коротко ответил я. Мне не хотелось углубляться в воспоминания.
Что вас беспокоит?
   -Ужасно болит голова! Я измерила давление, сегодня сильно повышено, приняла таблетки, что у меня были, но голова болит - нет сил! - и брови сдвинулись и зашевелились...
   Из соседней комнаты обеспокоенно заглядывал прежний мужчина - он оказался на голову ниже и в два раза тоньше Эстер.
Я измерил давление, перебрал коробочки с лекарствами на столике...
  -Скажите мужу, пусть даст стакан воды,я дам вам более подходящие таблетки.
   -Это еще не муж, но дело к тому идет...
-Не нужно подробностей, а всего лишь стакан воды...
   -Бецалель, дай стакан воды! - позвала Эстер на идиш. Она объяснила:
   -У него на наш слух немного странное имя,но он объяснил мне, что это очень древнее имя из Торы и означает "В тени Бога". Он говорил что-то еще, но на идиш я не все поняла, да это и не важно...

За те 10 - 15 минут,что я ждал действия таблеток, Эстер успела мне рассказать, что в последнее время сильно нервничает, ей часто болит голова, но приходится скрывать - она хочет выйти замуж за своего подопечного. Бецалель раньше торговал стройматериалами, но Эстер еще не уточнила до конца его финансовое положение и количество потенциальных наследников.
   -У него двое взрослых сыновей и все отговаривают отца жениться...А если найдется еще кто-нибудь, что мне тогда останется?
Но они не знают, с кем имеют дело! Как я решила, так и будет!- и брови угрожаще сомкнулись...
   Да и квартиру нужно поменять! Что это за квартира? Просто сарай! Лифта нет, кошками пахнет всюду! Голуби загадили балкон, трубы текут...
Один или со старой женой Бецалель мог здесь жить, но со мной - нет! Я не такая женщина, чтобы довольствоваться объедками!
   -Разве в Бендерах у вас была лучшая квартира? - невинно спросил я.
   -Нет, но там были Бендеры, а здесь Израиль - резонно ответила Эстер...Доктор, не говорите ему, что у меня гипертония, скажите,что все хорошо!
   -Но у вас, действительно, ничего страшного, хоть сейчас под венец, то-есть под хупу, - сказал я, повторно измеряя давление.
   Я пожелал счастья Эстер и собрался уходить. Меня задержал будущий муж.
   -Она опасно больна?
   -Пока ничего страшного. Немного поднялось давление, но сейчас уже лучше.
   -Я, может быть, буду на ней жениться, так она не хочет жить, но мне нужно знать,- больная она или здоровая... Я заходил к ее семейному врачу, он тоже говорит, что ничего особенного...
Пожелав успехов влюбленному, но предусмотрительному жениху, я поехал дальше...

   В следующий раз я попал на вызов к Эстер примерно через год - полтора.
Это была новая просторная квартира в лучшем районе города возле моря. Четыре комнаты обставлены новой мебелью фирмы "Dax". На спинках высоких стульев и кресел, на столе и тумбочках - всюду были разложены кружевные салфетки большие и малые, как в лучших домах Бендер или Тирасполя лет тридцать тому назад...

   Лицо Эстер было в потеках туши от пролитых слез, наружные концы знаменитых бровей печально опущены, возле постели стоял знакомый мне Бецалель с грустным и обиженным видом.
У Эстер я не нашел даже слегка повышенного давления. Я понял,что нас вызвали во время семейной ссоры в качестве громоотвода.
Я ее успокил, дал таблетку Vaben и вышел в соседнюю комнату оформить бланк вызова. Присел на стул с двумя салфетками и приготовился писать. Подошел Бецалель и заговорил со мной на иврите. Меня он, конечно, не узнал...

   -Она хочет ехать в Америку навестить свою дочку и меня тянет с собой. А я не хочу никуда ехать,зачем мне Америка? Я был там много раз,когда работал. Столько денег потратил на свадьбу, разве нужна мне была эта свадьба?
Эстер была у меня метапэлет, потом мы стали жить и было все хорошо. Но она со скандалом заставила меня жениться, даже к раввину моему ходила жаловаться, что я обманул слабую женщину!
   После свадьбы уговорила продать прежнюю квартиру, но мне и там было хорошо! Купил я новую, большую квартиру, потратился на мебель, а она хотела только самую дорогую! Все обложила салфетками, ни сесть, ни прилечь...Я больной человек, мне нужен покой! Я думал,что она здоровая, я даже ходил проверять к ее семейному врачу. Всюду эти русские! Врач сказал что она здоровая...
   Я думал,что она поможет мне в старости,я старше ее на девять лет! Оказалось, я сам должен ей все делать. То у нее давление, то сердечный приступ, каждый день крики, слезы...
Знал бы,никогда бы не женился,но я думал она здоровая, даже ее врач так сказал...

   Я вспомнил подобный случай,я писал об этом в рассказе "Отсроченная свадьба" .
   Разный возраст, разные страны и языки, разное время и обстоятельства - а человеческая натура всюду одинакова...

Я зашел к Эстер перед уходом. Тушь со щек была стерта, слезы осушены, она улыбалась . Брови заняли свое место.

   -Он еще не понял с кем имеет дело.Я его все равно дожму, - и шопотом пропела строчку из арии Розины -"...Сто разных хитростей - и непременно все будет так,как я хочу!"...