Псалом 78

Арье Ротман
   
Маскил Асафа* 

Слушай меня, народ мой, внемли слову,
       к речи учительной обрати слух.
Растворю притчей уста,
       мудрость дней древних поведаю:
из рода в род преданием возрастал дух,
поучение отеческое служило нам беседою.

Не иссякнут в потомках Господни хвалы,
       сыны отцов не забудут,
о чудесах Божьих
       весть понесут уроженцы времен грядущих.
Бог деяния великие Израилю совершил,
       законы Его ввек пребудут,
свидетельство непреходящее Якову заповедал Сущий.
Дабы знали сыны сынов,
       и внуки внукам наказали в свой срок:
«Не забывайте дел Его, заповеди храните,
       упованием единым да станет вам Бог».

Сынам своевольным не будьте подобны,
       спесивцам, завет Господень нарушившим.
Поколение измены, отступники мятежные,
       не уготовили Богу сердца непреклонные.
Эфраим туголукий, колено брани!
       В день битвы бежали сыны твои малодушные,
ибо завет Господень отвергли,
       пренебрегли законами.

Забыли деяния Его чудные,
       знамения явленные принародно.
В глазах отцов ваших вершил их Господь,
       на реке Египетской, в полях Цоана**.
Море рассек, провел Израиль меж стен водных,
смерчем облачным путь указывал днем,
       огненным – ночью обманной.

Расколол в пустыне скалу,
       водами родниковыми утолил жажду,
струи щедрые источила гора,
       потоки полноводные.
Но продолжали грешить,
       огорчали Господа не однажды,
испытывали, говоря:
       с нами ли Бог, странниками голодными?

Роптали на Бога: «Куда ему пропитать!
       Где в пустыне мертвой изыщет яства?
Да, скалу разбил, то-то воды натекло,
      хлынуло в три ручья, расстарался!
Ну, а есть-то что,
       мяском когда потешит народ Свой пастырь?»
Слышал Господь и вскипал гневом на Якова,
       на Израиль яростью разгорался.

Ибо над Богом глумились, в спасенье Его не веря,
а Господь повелел тучам –
       и манну просыпали, небесное жито,
приказал – распахнулись небесные двери,
хлеб ангельский каждому даровал,
       насытил как мужей именитых.

Бурю с востока поднял,
       направил с полудня самум,
как прахом земным, осыпал птицей,
       запорошил бессчетной, будто песком,
к шатрам Израиля бросил пернатую,
       прямо в стан швырнул ее народу Своему.
Долго ели, насыщались вдосталь,
      вожделение потешали мяском.

Еще объедаться не кончили,
       еще со ртами набитыми,
а Господь восстал над ними, побил откормленных,
       молодцев пошвырял наземь.
Но опять осрамились сыны, грехом не сытые,
не познали верность Господню,
       познавшие Божьи казни,
дни скончали бессмысленно,
       годы – в суете и боязни.

При ужасе смертном обращались к Господу,
       раскаивались, молили.
Тогда вспоминали, Кто станет за них скалою,
       Всевышнего в избавители призывали,
и вновь уста снаряжали ложью,
       слезы лицемерные лили,
в сердце измену лелеяли,
       Божий завет презирали.

Благо жалостлив Он, милосерд,
       ярость умаляет Господь,
искупает грех,
       расправу вершит без рвения.
Долго сдерживает Свой гнев,
       а ведь что Ему утлая плоть?
Дух безвозвратный,
       преходящее дуновение.

Сколько в пустыне Ему перечили,
       печалили средь песка и пыли,
раз за разом Господа испытывали,
       горечью полнили.
Десницу, из рук вражеских спасшую, позабыли,
Искупителя своего,
       Пресвятого Израиля не помнили.

Он гневом Своим отметил Египет,
       поля Цоана – проклятьями,
претворил в кровь реки их,
       омерзил источники водные,
ядовитыми тварями изжалил,
       выползками осмердил лягушачьими,
саранче на потраву отдал посевы,
       орде ненасытной – страды народные.

Виноградники градом исхлестал,
       поморозил соплодия смоковницы,
побил стада камением ледяным,
       молниями огненными – скот в поле.
Пламя гнева Своего высоко возжег,
       сполна бешенству дал излиться,
всеми бедами Египет взыскал,
       карам Своим попустил лютовать вволю.

Стези широкие проторил гневу,
       не обнес погибелью, оделил чумою,
первенцев египетских истребил –
       начаток отчий в шатрах Хама.
Пустынею стадо Свое устремил,
       путями верными вывел к морю,
Израиль безбоязненно направил меж вод,
       а врагов его смыл валами.

К пределам священным паству привел,
       в страну, что могучей снискал десницей,
племена языческие пред Собою изгнал,
       Израилю даровал их угодья,
позволил коленам
       в домах оставленных поселиться.
Но вновь испытывали Всевышнего,
       закона не чтили,
       уподобились бунтовскому отродью.

Во след отцам отвратились от Бога,
       предали битву Его, тетивы рвущиеся!
Сердили Господа капищами блудными,
       к истуканам идольским голосили,
бдениями нечестивыми будили ревность,
       гневили Господа Всемогущего,
пока не погнушался Израилем,
       не разорвал завета Всесильный.

Покинул, оставил обитель Свою в Шило***.
       Шатер Господень в Израиле обезбожел!
Попустил оплот силы Своей полонить,
       красу и гордость отдал врагу на бедствие,
губил, губил Израиль,
       меч не вкладывал в ножны,
яростью опалил удел Свой наследственный.

Пожрало пламя богатырей юных,
       под брачным пологом не восхваляют дев невинных,
скосила священников сталь,
       вдовам поруганным не до плачей...
Пробудись, Господи, воин уснувший,
       герой загулявший, очнись от песен винных!
Отбей, сокруши врагов,
       вечный позор уделом назначь им.

Шатрами Иосифа погнушался Господь,
       не усмотрел в Эфраиме царства,
колено Иегуды избрал,
       возлюбил гору Сиона.
Там святыню Свою возвел,
       небесам уподобил вечностью,
       земле – постоянством,
на служенье Давида призвал,
       из овчего взял загона.

От маток овечьих помазал Якову в пастыри,
вручил народ Свой под жезл пастуший,
верному сердцу
       над паствой Господней царствовать,
рукою разумной править,
       пасти Израиля души.
----------------
*См. примечание к пс. 50.
**Цоан - поэтическое название Египта.
***В Шило со времен Иегошуа бин-Нуна (Иисуса Навина) находилась Скиния Завета, вынесенная из пустыни. О ее пленении филистимлянами и чудесном избавлении рассказывается в четвертой и пятой главах первой книги Шмуэля (Самуила).